школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 2013. С. 680-684.
2. Ульянкин, С.В. Физическая и волевая подготовка борцов на поясах на основе использования методики самовоспитания : Учебное пособие / С.В. Ульянкин, А.И. Бабаков. - Владимир, ВлГУ, 2010. - 102 с.
3. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Здоровьесберегающая педагогика в контексте современного образовательного пространства: проблемы и перспективы // Научное мнение. 2016. № 2-1. С. 52-55.
4. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 62-64.
© Ульянкин С.В., 2017
УДК 37.06
С.В. Чернышева
канд. пед. наук, преподаватель ГБПОУ СК
Кисловодский медицинский колледж г. Кисловодск, РФ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ В ОБЩЕСТВЕ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В работе рассмотрены различные взгляды на проблемы полового воспитания подростков в пубертатный период. Показан пример одного из подходов к решению проблемы на основе опыта полового воспитания в Швеции. Показана зависимость выбора подходов к половому воспитанию от предполагаемой в дальнейшей взрослой жизни половой роли индивида в обществе.
Ключевые слова
Половое воспитание, социализация, пол, брак, гендерная идентичность.
Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач пубертатного периода. С одной стороны, в обществе начала XXI века налицо прогрессивная тенденция к индивидуализации любовных отношений, которые регулируются не столько материальным расчетом и внешними нормами, сколько собственными чувствами и установками любящих. С другой стороны, появилась угроза дегуманизации отношений между мужчиной и женщиной из-за роста сексуального отчуждения, нестабильности интимных отношений, превращения сексуальности в предмет массового потребления, лишенного подлинного человеческого тепла и интимности [1].
Несмотря на определенные меры, принимаемые в стране, деятельность по решению проблемы сексуальности молодежи в виде обеспечения программ полового просвещения и рекламы средств зашиты от беременности, не ведет к желаемым результатам. Мнения специалистов и общественности разделились на два противоположных лагеря: тех, кто считает, что «всестороннее» половое просвещение будет вызывать у подростков экспериментаторский интерес, что, в свою очередь, приведет к резкому увеличению числа подростковых беременностей и скажется на возрастании темпа заболеваний, передаваемых половым путем, и тех, кто считает, что, так как большинство молодежи ведет сексуально активный образ жизни, необходимо, чтобы они были вооружены большим количеством информации [2,3].
В этой связи интересен успешный опыт выполнения просветительной и гигиенической функций полового воспитания в Швеции. В большинстве шведских семей - двое детей, только 20% детей имеют одного родителя,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
10% - дети приемные, а 70% детей растет в полных семьях. В Швеции признается право на добрачную половую жизнь, сексуальные отношения официально разрешены с 15 лет. Исследования, посвященные началу сексуальной жизни, демонстрируют интересные тенденции: у юношей сексуальный дебют происходит в возрасте 17-18 лет, у девушек - в 16. Большинство имеют постоянных партнеров. Молодые люди, учащиеся в высших учебных заведениях, во взрослую жизнь вступают позднее. Большая сексуальная осторожность в результате широкой информированности молодежи привела к уменьшению внебрачных связей. Молодежь, стремясь получить высшее образование и сделать карьеру, откладывает время вступления в брак, но не отказывается от любви и «секса». Первого ребенка в Швеции заводят, когда женщина достигает 27 лет. В шведской семье родители подготовлены к тому, чтобы отвечать на вопросы о взаимоотношениях полов своих 3-5-летних малышей. Для такой семьи совершенно естественно, что дети будут получать сексуальное образование в школе. В Швеции не требуется для этой цели разрешения родителей. Подростку зачастую трудно обсуждать эту тему с родителями. Эта задача лежит на плечах педагогов школ. В шведском обществе существует мнение, что правдивые знания о сексуальности просто необходимы для защиты молодежи от широкодоступных в средствах массовой информации сцен и картин деструктивной сексуальности, агрессии и насилия [4].
Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий «пол» и «секс». Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово «секс» в европейских языках буквально означает «пол», и понятием «сексуальный» таким образом, определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке этому значению соответствуют понятия «пол», «половой». Так, под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма, связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие «половой» употребляется и как синоним понятия «сексуальный». Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие «секс» стало ассоциироваться с пороком и развратом, что, безусловно, неоправданно [5,6].
Сравнение с другими культурами показывает, что наши половые роли вряд ли можно считать «естественными» или универсальными. Например, в России около 75% всех врачей - женщины, и вообще женщины составляют значительную часть рабочей силы. Мужчины и женщины в разных культурах ведут себя не одинаково. Становится также очевидной социальная природа половых ролей. Личность взрослого и гендерная идентичность вплотную связаны с культурными дефинициями «мужественности» и «женственности» [7]. Можно сказать, что социализация половых ролей в нашем обществе готовит детей к миру, в котором от мужчин ждут, что они будут деятельными, стремящимися к победе, контролирующими себя и неэмоциональными. От женщин, наоборот, ждут, что они будут экспрессивными, эмоциональными, пассивными и зависимыми. Таким образом, социализация половых ролей учит нас быть весьма компетентными в одних отношениях и отсталыми - в других.
Список использованной литературы:
1. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1990. - 336 с.
2. Чернышева С.В. Гендерный подход в половом воспитании подростков. //Символ науки. 2015. № 5. С. 238241.
3. Разаренова К.А. Феномен мужественности и женственности в аспекте полового воспитания. //Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14). С. 149-150.
4. Леннер-Аксельсон Б. Швеция: взгляд на сексуальный риск молодых женщин и сексуальное образование. // Планирование семьи. 1995. № 1. С. 13-16.
5. Чернышева С.В. Основные методологические принципы полового воспитания девочек-подростков. //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 2. С. 98-102.
6. Чернышева С.В. Сущность полового воспитания подростков как условия их подготовки к ответственному родительству. //Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-2. С. 130-132.
7. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб, 2005.
© Чернышева С.В., 2017
УДК: 376.37
С.А. Щерба
студентка психолого-педагогического факультета Смоленский государственный университет г. Смоленск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ
Аннотация
В статье исследуются проблемы, которые могут возникнуть у леворуких детей. Особенно важным является тот факт, что эти дети часто испытывают трудности на письме. У леворуких детей наблюдается зеркальное рисование и чтение, и часто они не замечают этих ошибок. В наше время котегорически нельзя переучивать леворуких детей. Они способны приспособится к праворукому миру, с помощью родителей и педагогов.
Ключевые слова
Леворукие дети, ассиметрия полушарий, мышление, внимание, обучение, процесс письма, графические навыки.
В современном мире большая часть людей - праворукие. Левши составляют всего 13% процентов от населения нашей планеты, но их численность в последнее время растет. Одни люди считают леворукость недостатком, другие относятся к этому явлению вполне нейтрально, третьи считают это признаком гениальности. Разнообразие взглядов на данную проблему говорит о малой изученности явления леворукости.
В современных условиях как дошкольного, так и школьного образования, леворукие дети очень часто сталкиваются с множеством проблем, особенно при обучении письму. Проблема леворукости тесно связана с проблемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Безусловно, учет психофизиологических основ леворукости и совокупность мероприятий, направленных на адаптацию леворукого ребенка в процессе обучения, - это надежный фундамент для создания комфортных условий в процессе восхождения ребенка на новую ступень развития [5].
Существует теория, что праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейно - последовательный» метод, в котором одна мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем человек перейдет к следующей, т.е. последовательно, друг за другом. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуально- одновременный» метод, при котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.
Многочисленные исследования ученых показывают, что в процессе мышления, в ходе решения проблемы «правши» опираются, в большей степени, на «анализ», а «левши» - на «синтез» [1, 3].
У леворуких детей чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще страдают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления усиливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитанного текста. На занятиях физкультуры плохо ориентируются в пространстве, путают левую и правую стороны.