7. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб, 2005.
© Чернышева С.В., 2017
УДК: 376.37
С.А. Щерба
студентка психолого-педагогического факультета Смоленский государственный университет г. Смоленск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ
Аннотация
В статье исследуются проблемы, которые могут возникнуть у леворуких детей. Особенно важным является тот факт, что эти дети часто испытывают трудности на письме. У леворуких детей наблюдается зеркальное рисование и чтение, и часто они не замечают этих ошибок. В наше время котегорически нельзя переучивать леворуких детей. Они способны приспособится к праворукому миру, с помощью родителей и педагогов.
Ключевые слова
Леворукие дети, ассиметрия полушарий, мышление, внимание, обучение, процесс письма, графические навыки.
В современном мире большая часть людей - праворукие. Левши составляют всего 13% процентов от населения нашей планеты, но их численность в последнее время растет. Одни люди считают леворукость недостатком, другие относятся к этому явлению вполне нейтрально, третьи считают это признаком гениальности. Разнообразие взглядов на данную проблему говорит о малой изученности явления леворукости.
В современных условиях как дошкольного, так и школьного образования, леворукие дети очень часто сталкиваются с множеством проблем, особенно при обучении письму. Проблема леворукости тесно связана с проблемой функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Безусловно, учет психофизиологических основ леворукости и совокупность мероприятий, направленных на адаптацию леворукого ребенка в процессе обучения, - это надежный фундамент для создания комфортных условий в процессе восхождения ребенка на новую ступень развития [5].
Существует теория, что праворукие люди в процессе мышления обрабатывают информацию, используя «линейно - последовательный» метод, в котором одна мысль должна быть полностью обдумана прежде, чем человек перейдет к следующей, т.е. последовательно, друг за другом. Люди-левши обрабатывают информацию, используя «визуально- одновременный» метод, при котором несколько мыслей могут быть обработаны одновременно.
Многочисленные исследования ученых показывают, что в процессе мышления, в ходе решения проблемы «правши» опираются, в большей степени, на «анализ», а «левши» - на «синтез» [1, 3].
У леворуких детей чаще отмечается двигательная расторможенность, трудности концентрации внимания, они чаще страдают ночным энурезом, заиканием, страхами. Эти явления усиливаются при умственных нагрузках. У них могут наблюдаться зеркальные феномены (написание букв, слов и цифр зеркально или справа налево), замедленный темп письма. Часто и читать они пытаются справа налево, тем самым теряя смысл прочитанного текста. На занятиях физкультуры плохо ориентируются в пространстве, путают левую и правую стороны.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
У левшей нередко встречается нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, что отрицательно сказывается на овладении письмом.
Многие специалисты считают, что целесообразно применять методики, определяющие ведущую руку, в возрасте 4-5 лет. С 2 до 4-5 лет руки у ребенка еще практически равноценны и достаточно активны, и большую часть действий он делает обеими руками. Только в 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук [2].
Первоначальное обследование состояния ручного праксиса может осуществляться с использованием методик: «Домик» (Н.И.Гуткиной); «Дорожки» (Л.А.Венгер); рисование простых узоров с целью определения уровня готовности руки к овладению письмом и т.д. ( Хорсанд Д.В).
Эти методики дополняются и адаптируются с учетом особенностей леворуких детей. В дальнейшем, следует провести диагностические задания для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, используя тесты, разработанные С.Е.Гавриной; Н.Л.Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В.Щербининой и др.
На основании полученных результатов в работе с леворукими детьми можно поставить следующие условия:
¡.Формировать графические навыки (подготовить руку леворукого ребенка к овладению письмом.
2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы.
3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.
4. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру [4].
Особое значение имеет работа с родителями. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о
работе по развитию дружного действия обеих рук. Здесь можно порекомендовать игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вязанием, плетением макраме и другие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.
Можно заниматься с ребенком пересчитыванием предметов, где обязательным условием является отслеживание лево-и правостороннего направления ряда. Следует как можно чаще проводить зрительный диктант, для чего можно использоваться геометрические фигуры, различные картинки и т. п.
Для работы с леворукими детьми можно использовать такие виды работы, как иллюстрирование сказок, чтение, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок. Ребенку также можно предложить раскрасить прочитанную сказку или небольшой рассказ для закрепления логической последовательности действий.
Безусловно, неоценимой подмогой будут письменные и канцелярские принадлежности, созданные специально для людей, использующих в своей деятельности левую руку. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично жить в мире праворуких людей [6].
На основании всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы о леворукости. При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство уверенности в себе, повышать его самооценку.
Педагоги и родители должны помнить, что леворукость - это не болезнь и, тем более, не психическое отклонение. Необходимо помнить, что насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку стремление переиначить то, что природа заложила в сокровенные глубины организма каждого отдельно взятого человека, как правило, влечет за собой стресс. В основе же такого стресса лежат невероятные трудности «правополушарной» личности в процессе приспособления к другому миру — миру, который является «левополушарным» [7].
И при леворукости ребенок может успешно овладеть письмом. Во всем мире возрастает толерантность к людям с индивидуальными особенностями. Важно уважать человека, ребенка, несмотря на его непохожесть по сравнению с другими, ценить его индивидуальность, то, что в нем заложено природой, не пытаясь это изменить.
13 августа во всем мире отмечают День левшей. Левши способны привнести необыкновенность и
удивить своими способностями. Мы начинаем понимать, что все люди разные и от этого левшам становится жить намного легче.
Список использованной литературы:
1. Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М., 1986.
2. Безруких М.М.. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005. - С. 124.
3. Бертран Пьер-Мишель. - "Зеркальные люди. История левшей" - М.: Наука, 2008.- С. 128.
4. Бурлакова М. Советы логопеда. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - С. 160
5. Доброхотова Т. Л., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества //Вопросы философии. - 1980, № 1.
6. Майская А.А. "Ребенок-левша. Как достичь гармонии с "правым миром". Изд. ПИТЕР, 2005.- С. 176.
7. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. - М.: Генезис, 2007. С. 250.
© Щерба С.А., 2017
УДК 796
Юстус Надежда Алексеевна,
бакалавр ФИЭиГХ СПбГАСУ [email protected] Москаленко Игорь Сергеевич канд. пед. наук, доцент кафедры ФВ СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург,
[email protected] Шульгов Юрий Иванович старший преподаватель ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда
ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ Аннотация
Данная статья информирует читателя о видах физической нагрузки при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется уплощением сводов стопы и понижением ее амортизирующих свойств, а также о способах лечения и профилактики данных заболеваний с помощью физкультуры.
Ключевые слова
Плоскостопие, физические упражнения, опорно-двигательный аппарат, плоская стопа, коксартроз, рекомендации врача, виды спорта.
Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется уплощением сводов стопы и понижением ее амортизирующих свойств. В результате, повышается нагрузка на позвоночник и нижние конечности, из-за чего нарушается осанка, возникает быстрая утомляемость, остеохондроз, сколиоз, артроз и варикоз [1].
Как лечить плоскостопие, какие препараты и методы использовать, как правильно проводить реабилитацию может определить только специалист в клинике. Человеку с ярко выраженным плоскостопием врачи рекомендуют гипсовые повязки, специальные манжеты, эластичную стяжку, ортопедические стельки, благодаря которым стопа будет правильно формироваться.
При тяжёлой и средней степени заболевания врачи рекомендую использовать специальную ортопедическую обувь в сочетании с эластичной растяжкой.