Научная статья на тему 'Влияние содержания стимульного материала на функционирование ассоциативных процессов памяти'

Влияние содержания стимульного материала на функционирование ассоциативных процессов памяти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / АССОЦИАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романов К. М., Никишов С. Н.

Для исследования особенностей влияния содержания стимульного материала на функционирование ассоциативных процессов памяти была использована методика изучения ассоциативных процессов памяти К.М. Романова. Методика была апробирована на 62 испытуемых (студенты вуза и учащиеся 7 класса). Показано, что испытуемые в процессе придумывания ассоциаций продемонстрировали более высокие результаты на предметном по содержанию стимульном материале по сравнению с психологическим стимульным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние содержания стимульного материала на функционирование ассоциативных процессов памяти»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9.07

влияние содержания стИмульного материала на функционирование ассоциативных процессов

памяти

к.м. РОМАНОВ*, с.н. никишов

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Для исследования особенностей влияния содержания стимульного материала на функционирование ассоциативных процессов памяти была использована методика изучения ассоциативных процессов памяти К.М. Романова. Методика была апробирована на 62 испытуемых (студенты вуза и учащиеся 7 класса). Показано, что испытуемые в процессе придумывания ассоциаций продемонстрировали более высокие результаты на предметном по содержанию стимульном материале по сравнению с психологическим стимульным материалом. Ключевые слова: память, ассоциативные процессы, метод.

Память является одним из традиционных объектов изучения в психологии. Она активно изучалась в рамках всех ведущих направлений. Однако, как показал анализ научной литературы, работы, посвященные изучению влияния содержания стимульного материала (психологического и предметного) на функционирование ассоциативных процессов памяти, отсутствуют.

Для того чтобы восполнить этот пробел, было проведено экспериментальное исследование, в качестве основания которого выступили наши представления о том, что память человека, функционирующая в структуре общения и межличностного познания (психологическая память), имеет определенные особенности и отличается от памяти человека, функционирующей в контексте познания предметного мира (предметная память). Главное отличие заключается в том, что содержание первой представлено хранящейся в ней системой

© Романов K.M., Никишов С.Н., 2010

* Для корреспонденции:

Романов K.M.

доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Республика Мордовия, 430005 Саранск, ул. Большевистская, 68

образов и понятий о людях (психологическая информация), а вторая - системой образов и понятий о предметной действительности (предметная информация).

Для изучения особенностей влияния содержания стимульного материала на функционирование ассоциативных процессов памяти была использована методика изучения ассоциативных процессов памяти K.M. Романова, так как именно она, на наш взгляд, позволяет получить наиболее объективные данные по этой проблеме.

Процедура данной методики выглядит следующим образом: испытуемым предлагалось записать на бумаге как можно больше ассоциаций на предложенные им понятия.

Стимульный материал состоял из двух наборов: психологического («хитрость», «добрый», «жадность», «глупый», «мужественный») и предметного («пружина», «стекло», «железный», «деревянный», «машина»). При этом не делалось никаких ограничений в отношении знака (положительные, отрицательные, нейтральные) и стиля слов (литературные, житейские, жаргонизмы и др.).

На выполнение процедуры по одному набору отводилось 75 минут. Предполагалось, что за это время испытуемым удаст-

ся придумать основное количество ассоциаций, которые вызывают у них предложенные понятия. Для того чтобы выявить динамику актуализации ассоциаций, испытуемые через каждые пять минут по сигналу экспериментатора должны были делать у себя соответствующие отметки -подчеркивать последнее воспроизведенное в данном интервале слово. Таким образом, на одно понятие участники эксперимента тратили 15 минут (3 интервала), а вся процедура (по каждому набору) была разбита на 15 временных интервалов, и мы имели возможность проследить динамику продуктивности работы памяти.

После завершения основной экспериментальной процедуры испытуемым предлагалось описать, какие типы ассоциации они использовали в процессе выполнения ими методики, а также назвать причины неравномерности количества воспроизведенной психологической информации в различных периодах (интервалах).

процедура обследования при использовании данной методики проходила в групповой форме.

Объем выборки составил 62 человека. В исследовании приняли участие студенты ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» специальности «Психология» и учащиеся 7-х

классов МОУ «Средней школы № 37» г. Саранска.

Итак, обратимся непосредственно к данным, полученным при помощи методики изучения ассоциативных процессов памяти K.M. Романова. Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что наибольшее количество ассоциаций подростками и студентами было придумано на предметном по содержанию стимульном материале (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, каждый испытуемый подросток на предметном сти-мульном материале в среднем придумал 68 ассоциаций, а на психологическом - 45. Различия между рассматриваемыми средними значениями статистически достоверны по t-критерию Стьюдента (t = 6,81, p < 0,001). У студентов наблюдалась сходная картина: на предметном стимульном материале они образовывали в среднем 93 ассоциации, а на психологическом - 63. Различия между рассматриваемыми средними значениями статистически достоверны по t-критерию Стьюдента (t = 7,35, p < 0,001).

Тому факту, что испытуемые в процессе придумывания ассоциаций продемонстрировали более высокие результаты на предметном по содержанию стимульном материале, можно дать несколько объяснений.

Стимульный материал пружина стекло железный деревянный машина 2

- номер интервала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 -

- подростки 4 2 1 8 4 2 9 3 2 10 4 3 10 4 2 68

- студенты 6 3 2 12 5 1 13 5 2 17 3 2 17 4 1 93

Стимульный материал жадность добрый хитрость глупый мужественный 2

- номер интервала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 -

- подростки 7 3 1 8 3 2 4 2 1 4 2 1 4 2 1 45

- студенты 8 4 2 9 4 3 4 3 2 6 3 1 7 5 2 63

Таблица 1

Влияние содержания стимульного материала (предметный и психологический набор)

на количество ассоциаций

В первую очередь, трудности образования ассоциаций на психологические понятия, можно объяснить с позиции собственно ассоциативной теории памяти. Руководствуясь этим подходом, можно сделать вывод, что придумать ассоциации на предметные понятия легче потому, что они имеют конкретные носители, доступные для непосредственного восприятия. Эти носители становятся очевидными уже для детей дошкольного возраста, то есть их, образно говоря, они могут представить достаточно хорошо. Слова, несущие психологическую нагрузку, являются более абстрактными, не так очевидны для испытуемых, поэтому, как следствие, труднее подобрать для них ассоциации.

Другое объяснение тому факту, что испытуемые больше придумывали ассоциаций на предметном, а не психологическом стимульном материале, можно дать, исходя из предположения о наличии специфических механизмов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания различной по содержанию информации. В рамках данного эксперимента мы ничего не можем сказать о них. это составляет задачу дальнейших исследований.

Данные, полученные в ходе эксперимента при помощи методики изучения ассоциативных процессов памяти К.М. романова, позволяют выявить основные особенности процесса образования ассоциаций на различном по содержанию сти-мульном материале.

Во-первых, обнаруживается снижение продуктивности процесса образования ассоциаций от первого интервала к третьему. эта особенность прослеживается на всех понятиях из психологического и предметного наборов и характерна для всех групп испытуемых (см. табл. 1).

Так, у подростков на слово «пружина» (в среднем) в первом интервале было образовано 4 ассоциации, во втором интервале - 2 ассоциации, в третьем интервале - 1 ассоциация. У студентов на то же понятие (в среднем) - выявляется в первом интер-

вале 6 ассоциаций, во втором интервале -3 ассоциации, в третьем интервале - 2 ассоциации. Понятие «стекло»: у подростков

- первый интервал - 8 ассоциаций, второй интервал - 4 ассоциации, третий интервал

- 2 ассоциации, а у студентов - первый интервал - 12 ассоциаций, второй интервал

- 5 ассоциаций, третий интервал - 1 ассоциация. Понятие «железный»: у подростков - 9, 3 и 2 ассоциации, у студентов - 13, 5 и 2 ассоциации, соответственно. Понятие «деревянный»: у подростков - 10, 4 и 3 ассоциации, у студентов - 17, 3 и 2 ассоциации, соответственно. Понятие «машина»: у подростков 10, 4 и 2 ассоциации, у студентов -17, 4 и 1 ассоциацию, соответственно.

Результаты, полученные на психологическом стимульном материале, подтверждают указанную особенность. На слово «жадность» подростками (в среднем) в первом, втором и третьем интервалах было придумано: 7, 3 и 1 ассоциация, студентами: 8, 4 и 2 ассоциации, соответственно. Слово «добрый»: у подростков - 8, 3 и 2 ассоциации, у студентов - 9, 4 и 3 ассоциации, соответственно. Слово «хитрость»: у подростков

- 4, 2 и 1 ассоциация, у студентов - 4, 3 и 2 ассоциации, соответственно. На слово «глупый»: у подростков было следующее количество ассоциаций - 4, 2 и 1, у студентов - 6, 3, 1, соответственно. Слово «мужественный»: у подростков - 4, 2, 1 ассоциация, у студентов - 7, 5 и 2 ассоциации, соответственно.

Таким образом, очевидно, что с каждым интервалом количество записанных слов по ассоциации (и предметных и психологических), как у подростков, так и у студентов уменьшается. По-видимому, это может быть связано с развитием у испытуемых состояния утомления, либо с уменьшением возможностей придумывания (образования) новых ассоциаций.

Во-вторых, практически у всех испытуемых в число самых продуктивных интервалов входит интервал № 1 (это касается и предметного и психологического стимульного материала). Хотя и здесь амплитуда колебания была очень большой -

до 15 ассоциаций. Например, у студентов в одной работе было придумано 20 ассоциаций в первом интервале, а в другой работе в этом же интервале - всего 5 ассоциаций. Примерная картина наблюдалась и у подростков.

В-третьих, происходит увеличение количества придуманных ассоциаций от одной возрастной группы к другой (см. табл. 1). Это касается как предметного по содержанию стимульного материала, так и психологического. Из таблицы 1 видно, что подростками в среднем на предметном стимульном материале было придумано 68 ассоциаций, а студентами - 93. Различия между рассматриваемыми средними значениями статистически достоверны по ^критерию Стьюдента = 4,35, р < 0,001). на психологическом стимульном материале подростками в среднем было придумано 45 ассоциаций, а студентами - 63. различия между рассматриваемыми средними значениями статистически достоверны по ^критерию Стьюдента = 4,72, р < 0,001).

Кроме того, было установлено, что содержание всех ассоциаций, придуманных испытуемыми (и подростками и студентами), на предметном стимульном материале предметно. Содержание ассоциаций, образованных участниками эксперимента на психологическом стимульном материале, неоднородно: 37% относятся к предметному миру, а 63% связаны с социальным миром.

проведенное экспериментальное исследование позволяет утверждать, что содержание стимульного материала влияет на особенности использования испытуемыми различных типов ассоциаций лишь отчасти (табл. 2 и 3).

Так, было установлено, что преобладающим типом ассоциаций, как на предметном, так и на психологическом стимуль-ном материале и у подростков и у студентов является смежный тип. подростки на предметном по содержанию стимульном материале по смежности образовывали в среднем в каждой работе 8 ассоциаций, а на

психологическом - 5 ассоциаций; на предметном стимульном материале по сходству - 4 ассоциации, на психологическом - 3 ассоциации; на предметном стимульном материале по контрасту - 1 ассоциацию, на психологическом - 2 ассоциации.

Таблица 2

особенности использования испытуемыми различных типов ассоциаций (предметный набор)

Стимульный материал Тип ассоциации

по смежности по сходству по контрасту

подростки студенты подростки студенты подростки студенты

Пружина 4 6 3 2 1 3

Стекло 8 9 4 3 2 7

Железный 10 11 4 2 2 5

Деревянный 10 13 4 2 1 6

Машина 9 16 4 2 1 5

2 8 11 4 2 1 5

Таблица 3

особенности использования испытуемыми различных типов ассоциаций (психологический набор)

Стимульный материал Тип ассоциации

по смежности по сходству по контрасту

подростки студенты подростки студенты подростки студенты

Хитрость 6 6 3 3 2 4

Добрый 6 8 4 4 3 4

Жадность 4 7 3 2 1 4

Глупый 4 5 1 2 2 3

Мужественный 4 8 3 2 2 4

2 5 7 3 3 2 4

Рассматриваемые средние значения статистически достоверны по ^критерию Стьюдента: по смежности - t = 3,72, р < 0,001, по сходству - t = 3,34, р < 0,01, по контрасту - t = 2,12, р < 0,05.

У студентов картина использования типов ассоциаций выглядит несколько иначе. Большинство ассоциаций было также образовано по принципу смежности: на предметном по содержанию стимульном материале в каждой работе в среднем - 11 ассоциаций, на психологическом стимуль-ном материале - 7 ассоциаций. рассматриваемые средние значения статистически достоверны по ^критерию Стьюдента = 4,07, р < 0,001).

На втором месте среди типов ассоциаций у студентов находится тип ассоциации по контрасту: в среднем в каждой работе на предметном по содержанию стимуль-ном материале было образовано 5 ассоциаций, на психологическом стимульном ма-

териале - 2 ассоциации. Рассматриваемые средние значения статистически достоверны по t-критерию Стьюдента (t = 4,38, p < 0,001).

На третьем месте среди типов ассоциаций у студентов находится тип ассоциации по сходству: в среднем в каждой работе на предметном по содержанию стимульном материале было образовано 2 ассоциации, на психологическом стимульном материале - 3 ассоциации. Рассматриваемые средние значения статистически достоверны по t-критерию Стьюдента (t = 2,43, p < 0,001).

Таким образом, проведение исследований на основе различного по содержанию стимульного материала (в том числе психологического и предметного) в различных возрастных группах даст возможность расширить круг научно-исследовательского поиска и, возможно, выявить некоторые новые закономерности функционирования памяти.

INFLUENCE OF THE CONTENT OF STIMULI ON THE FUNCTIONING OF ASSOCIATIVE MEMORY PROCESSES

K.M. ROMANOV, S.N. NIKISHOV N.P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

To study the characteristics of the influence of stimuli on the operation of associative memory processes have used the method of studying associative memory processes, KM Romanov. The method was tested on 62 subjects (university students and students of grade 7). It is shown that the subjects in the process of inventing associations demonstrated better results on the object on the content of stimulus material in comparison with the psychological stimulus material.

Keywords: memory, associative processes, the method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.