УДК 316
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОНФОРМИСТСКИХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
© Наталья Владимировна РОЗЕНБЕРГ
доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой «Философия и социальные коммуникации» Пензенский государственный университет 440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40 E-mail: psu_pr@pnzgu.ru © Ирина Александровна РУДАКОВА аспирант, кафедра «Философия и социальные коммуникации» Пензенский государственный университет E-mail: irina-ia@yandex.ru
Рассмотрена возрастающая роль средств массовой коммуникации в формировании ценностных установок современного общества. Особое внимание уделено специфике и сущности такой поведенческой установки, как конформизм. Показано, что в условиях современного общества важную роль играют те социальные инструменты, под воздействием которых происходит формирование и массовое распространение конформистских образцов поведения. Особое место в данном процессе занимают средства массовой коммуникации и, в частности, реклама. Последняя все чаще выступает в роли полноценного института социализации, создавая особую реальность, всецело направленную на формирование конформной личности и поддержание конформистских тенденций в поведении целых социальных групп. В заключение выделены основные направления воздействия средств массовой коммуникации на проявление конформизма в современном российском обществе. Подчеркнуто, что реклама как один из влиятельных видов коммуникации способствует развитию ключевых факторов, образующих основу конформизма, и призывает к некритичному принятию и следованию распространяемой информации.
Ключевые слова: конформизм; средства массовой коммуникации; реклама; образ жизни; молодежь; потребительские ценности
Индивидуализм сегодня - это не только основа ценностей отдельной личности, но и ориентации целых групп и общества в целом. Ценности индивидуализма определяют процесс социализации личности и ее жизненных установок. Современное российское общество нельзя уже охарактеризовать терминами коллективизма, но если внимательно проанализировать социальные процессы, то окажется, что определенные сферы общественной жизни демонстрируют проявление совершенно противоположных индивидуализму ценностей - ценностей конформизма. Именно его проявления мы встречаем сегодня в поведении и образе жизни разных социальных групп, особенно ярко конформизм проявился в поведении современной молодежи. Основные модели и образцы поведения, поддерживаемые сегодня в основном средствами массовой информации (СМИ), приобретают у молодежи особенное значение и зачастую превращаются в жизненные цели и ориенти-
ры, формируя личность современного молодого человека.
О необходимости изучения конформизма как социального явления говорили еще Р. Мертон, А. Маслоу, Д. Майерс, И.С. Кон, В.А. Ядов и другие ученые. Но сегодня анализ данного явления особенно актуален, поскольку все чаще и чаще мы встречаемся с его проявлениями в обществе. Но развитие конформизма зависит от различных социально-экономических и социокультурных явлений, и не всегда конформизм выступает с негативной окраской. В частности, Д. Майерс писал, что «иногда конформизм плох (когда он становится причиной того, что кто-то садится пьяным за руль или вступает в ряды расистов), иногда - хорош (когда он мешает людям вести себя в общественных местах несоответствующим образом), а порой - ни плох, ни хорош (например, когда мы, собираясь на теннисный корт, надеваем белые костюмы)... Следовательно, мы как личности должны стремиться к балансу между не-
зависимостью и привязанностью к другим людям, между личной жизнью и жизнью общественной, между индивидуальностью и социальной идентичностью» [1, с. 148].
К анализу такого сложного феномена, как конформизм нельзя подойти однозначно, все зависит от последствий его развития, степени проявления в группе, частоты демонстрации в определенных социальных условиях, поддержки или изменения ценностных основ общества и пр. Не случайно Р. Мертон подчеркивал, что конформизм может быть как «функциональным», так и «дисфункциональным» для социальной системы, что зависит от изменяющихся обстоятельств, а также тех социальных норм, на которые он влияет [2]. Так, к положительным последствиям проявления конформизма в обществе социологи относят успешную социализацию, адаптацию к быстроменяющемуся социуму, продвижение по социальной иерархии, отсутствие конфликтов в коллективе, следование проверенным образцам поведения, укрепление официально принятых норм. Другая сторона конформизма - это стремление слиться с окружением (Э. Фромм)
[3], потеря способности анализа происходящих событий, пассивность и отсутствие прогресса, а в глобальных масштабах стагнация и регрессия в различных социальных сферах.
Известный российский социолог И.С. Кон отмечал, что хотя конформизм характеризует конкретные поступки и поведение человека в определенных обстоятельствах, в случае постоянного проявления он может стать чертой характера [4]. Ив этом случае произойдет деформация личности, что получит выражение в менее развитом интеллекте, негибкости мыслительных процессов, бедности идей, обыденности ценностей и установок и т. д.
[4]. Невозможно не согласиться с ученым, который называет это «типичной проблемой современного мира». Другой отечественный социолог В.А. Ядов, анализируя конформистское поведение в переходный период, отмечал, что главной установкой подобного типа личности является достижение материального благополучия [5, с. 171]. Современная действительность способствует формированию деструктивных образцов конформизма, превращает человека в пассивный элемент социальной структуры, не способ-
ный к самостоятельным действиями, поддающийся манипулированию извне.
Современное общество кардинально изменило человека, его деятельность, психологическое и эмоциональное состояние, а также способы познания мира. И сегодня социализация молодого поколения, формирование и распространение образцов поведения, в том числе и конформистских, происходит в первую очередь под влиянием средств массовой коммуникации (СМК). Именно они стали теми социальными инструментами, которые участвуют в становлении современного человека, масштабность их влияния породила тенденции к бездумному копированию и поддержанию популярных мнений и идей. Нормой сегодня стало негласное соглашение с популярными мнениями, мнениями, навязанными СМИ, некритичное принятие выдвигаемых лозунгов и призывов. Развитие глобальной сети Интернет, возможностей быстрого доступа к информации привело к тому, что современный человек перестал анализировать происходящее вокруг, отпало желание проникать в сущность событий, он просто усваивает транслируемые готовые образцы поведения. Все сказанное привело к тому, что конформизм сегодня не просто стиль поведения, это стиль современной жизни. Т. Парсонс в своей работе «Система современных обществ» подчеркивал, что конформизм как возрастающая тенденция, которая может угрожать изменению социальной структуры и картины общества в целом, - это не случайное явление, которое проявляется и развивается хаотически: он всегда формируется и направляется определенными социальными инструментами и образцами [6].
В современных условиях приоритетными становятся те образцы поведения, которые «копируются» и распространяются массово, превращаясь, таким образом, в основные социальные ориентиры. Наиболее действенными инструментами в этом плане становятся средства массовой коммуникации и, в частности, реклама. Еще Р. Мертон подчеркивал, что СМК займут особое положение в современном информационном обществе, и отмечал, что необходимо учитывать всеобъемлющее влияние массовой коммуникации на все сферы общественной жизни [7]. По его мнению, современные СМК присваивают
особый социальный статус происходящим событиям, мероприятиям, личностям; укрепляют социальные нормы посредством «объединения» вокруг продвигаемых ценностей, форм поведения, стиля жизни и в то же время способны преобразовывать «энергию людей от активного участия к пассивному знанию» [7, с. 251]. Р. Мертон пишет, что, «способствуя конформизму и минимизируя возможности проявления критических настроений в обществе, коммерческие средства массовой коммуникации опосредованно, но эффективно препятствуют развитию реального критического мировоззрения» [7, с. 251-252].
Современная социальная реальность не просто сложная, она зачастую неопределенна и неоднозначна. Так, современные социологи отмечают, что «снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит нестабильность в жизнедеятельность вступающей в общественные отношения молодежи» [8, с. 44]. В условиях постоянно меняющихся жизненных обстоятельств и необходимости непрерывного поиска «себя», своего места в жизни, в стремлении своего социального самоопределения личность молодого человека становится непостоянной и раздробленной: отсутствует единый образ с устоявшимися ценностями, принципами и представлениями. Современный человек находится в постоянном поиске новых переживаний и прикрывается видимой занятостью. Зачастую молодой человек оказывается перед непростым выбором: как вести себя в тех или иных обстоятельствах, какой образ и стиль поведения выбрать, какого придерживаться мнения, чтобы быть социально успешным и одновременно гармонично совмещать свои личные убеждения, представления окружающих о том, «как надо», и тот социальный образ, который близок ему. В подобной ситуации многие прибегают к общедоступным образцам поведения, предлагаемым средствами массовой информации.
Результаты многочисленных социологических исследований доказывают, что медиа-среда оказывается одним из основных элементов жизни современных молодых людей. Если обратиться к анализу их досуга, то можно заметить, что на первом плане у молодежи находятся увлечения медийной сферы: телевидение и Интернет. Просмотр теле-
визионных передач и времяпрепровождение в Сети являются наиболее популярными до-суговыми развлечениями молодого поколения [9, с. 75].
Необходимо отметить, что за последние годы явно прослеживается тенденция к возрастанию роли Интернета как основного канала коммуникации в жизни молодого поколения. Сопоставив результаты исследований разных лет, можно заметить, что в 2006 г. глобальную сеть выбирали в качестве способа проведения досуга лишь 33,9 % респондентов, к 2012 г. таковых оказалось уже более 80 % [9, с. 75]. По данным вциом, в 2014 г. 66 % россиян обращались в Интернет ежедневно, из них - 84 % - молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, которые составляют наиболее активную группу пользователей Сети. При этом среди часто упоминаемых причин времяпрепровождения на просторах глобальной сети были отмечены следующие: «слежу за новостями, событиями в мире и стране» (82 %), «ищу необходимую информацию, расширяю кругозор» (81 %), «слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю книги и пр.» (80 %), «пользуюсь электронной почтой, веду переписку» (77 %), «общаюсь с другими пользователями в чатах, на форумах, в социальных сетях, с помощью Скайпа и т. д.» (74 %) [10].
По итогам исследований комитета «Системная социология» Российского общества социологов, к 2041 г. доля постоянных интернет-пользователей в России может достигнуть 95 % [11]. Подобные результаты свидетельствуют о том, что средства массовой коммуникации все больше заменяют живое общение и активный досуг. Отмечается тревожная тенденция: СМК превращаются в новый социальный институт современности: по своему воздействию на молодежь они оказываются в одном ряду с семьей, школой и государством [12]. Исследователи отмечают, что приоритетными источниками формирования ценностных ориентаций молодежи в подобных условиях становятся электронные СМИ и реклама [9]. На первый взгляд, может показаться, что, с точки зрения воздействия на личность современного человека, реклама занимает в структуре СМК лишь небольшую нишу по сравнению, например, с кино- и телеиндустрией. Однако, как справедливо замечают исследователи Е.Ю. Красова и
В.В. Стукалова, современная «молодежь формируется в рамках рекламной цивилизации, когда практически все сферы ее деятельности - от бытовой и досуговой до профессиональной и гражданской - охвачены рекламным информированием» [13, с. 39]. Большая часть информации, которую потребляет современный человек, в том числе информация в СМИ и сети Интернет, носит рекламный характер, но распознать коммерческую основу в многочисленных транслируемых информационных потоках порой не просто.
При этом самые высокие темпы роста объема присутствия рекламы традиционного сегмента "Above the line" (ATL) за последние три года отмечаются как раз в сети Интернет, так популярной среди молодежи: прирост к объему предыдущего года в 40 % в 2012 г., 27 % в 2013 г. и 18 % в 2014 г. [14].
Реклама товаров и услуг сегодня преследует не только экономические цели. Для привлечения аудитории рекламодатели используют разнообразные методы и приемы, которые оказывают влияние на личность человека, его поведение, формируют его цели и ценности.
В рекламе демонстрируются типичные ситуации взаимодействия людей, и она становится индикатором развития, своеобразным отражением реальности нашей жизни, привносящим в нее новые атрибуты, правила и модели поведения. Это образец того, «что нужно» покупать, чем пользоваться, «как часто» и как при этом необходимо себя вести. Из маркетингового инструмента реклама постепенно превращается в регулятор социальных отношений, а ее скрытый характер является одной из предпосылок значительного влияния на современную личность и облик общества в целом. Это подтверждают и социологи. Так, Л.Н. Вдовиченко отмечает, что в кругах специалистов, изучающих социологию современного досуга молодежи, уже введено особое понятие «бренд-комьюнити», «которое понимается как форма коллективной идентификации и моральной ответственности» [15, с. 145], создаваемая вокруг того или иного бренда, продвигаемого рекламой. Посредством рекламной коммуникации современные бренды превращаются в основу создания полноценных сообществ и движений, которые, по замечанию социолога М. Уэнце-
ла, являются «не только средством социальной коммуникации людей, но и определенным стилем жизни и досуговой практики» [15, с. 145].
Социализирующее воздействие рекламы влияет на ценностную структуру молодой личности: потребности, нормы, цели, представления о стиле жизни. С.В. Толмачева отмечает, что, «будучи одним из элементов массовой культуры», реклама «влияет на формирование ценностных ориентаций» молодежи и «определяет ее обыденное мировоззрение» [9, с. 73, 77].
Однако ценности, которые популяризует современная реклама, по большей части относятся к потребительским, ориентированным на бездумное приобретение все новых продуктов и услуг.
При этом результаты социологических исследований демонстрируют рост количества рекламных сообщений, акцентирующих внимание на ценностях потребления, тогда как общечеловеческие ценности не находят должного отражения в продуктах рекламной индустрии. По данным С.В. Толмачевой, в 2005 г. 37,8 % молодых людей отмечали, что реклама в большей степени посвящена ценностям потребления, к 2014 г. таковых стало уже 42,9 %. Число респондентов, воспринимавших в рекламных сюжетах общечеловеческие, нематериальные ценности, наоборот, уменьшилось: в 2005 г. таковых было 25 %, а в 2014 г. - уже 15,7 % [16].
Всеобъемлющий и завуалированный характер рекламы, ее «вездесущность» создают основу для массового распространения, одобрения, слепого копирования и поддержания ценностей потребления во всех сферах жизни молодого поколения, а значит, способствуют развитию масштабного конформизма, который формируется на основе данных ценностей.
В современном социуме рекламные коммуникации, присутствуя в контексте повседневной жизни, оказывают существенное влияние на все аспекты жизнедеятельности социальных акторов, в связи с чем реклама не воспринимается в качестве уникального или необычного явления. Всеобъемлющее присутствие рекламы снижает критическое восприятие распространяемой информации и способствует ее активному воздействию на личность.
Именно те молодые люди, которые демонстрируют зависимость от рекламного воздействия, как правило, отличаются высоким уровнем конформизма [17]. Реклама как значительная составляющая современных средств массовой коммуникации способствует «объединению» вокруг продвигаемых норм, форм поведения, стилей жизни, декларируя их как всеобщие, нормальные, разделяемые всеми, и способствует отказу индивида от личных мнений, убеждений и принятию рекламируемого образа [18]. При этом проявления конформизма на фоне активного воздействия рекламной коммуникации могут приводить как к социально-значимым позитивным результатам и процессам (когда речь идет об объединении людей для оказания помощи и поддержки социально незащищенным слоям населения, о продвижении норм и ценностей, связанных с социальной ответственностью, активной гражданской позицией, преданностью Родине и т. д.), так и к деструктивным последствиям, в числе которых фетишизация, культ денег и потребления, переоценка материальных ценностей, шопого-лизм, популизм, социальная инфантильность, засилье западных образцов жизни, не свойственных нашей стране, и т. д.
Таким образом, реклама превращается в один из современных регуляторов, усиливающих действие конформизма. Это приобретает особую значимость, когда речь заходит о молодом поколении, социализация которого проходит в условиях рекламной цивилизации. Несмотря на демонстрируемые индивидуализм и независимость, сегодня молодые люди все более склонны к конформизму как особой социальной установке и стилю жизни, что обусловливает необходимость детального изучения проблемы воздействия рекламы на подобные проявления: их направленность, частоту и сущность.
Анализируя основные факторы развития конформистских тенденций, а также специфику современной рекламы, которая превращается в полноценный институт социализации, можно выделить основные направления ее воздействия на проявление конформизма в современном российском обществе: во-первых, рекламная коммуникация усиливает действие и способствует развитию ключевых факторов, образующих основу конформизма; во-вторых, реклама призывает к
конформизму, некритичному принятию и следованию распространяемой информации; и наконец, реклама формирует, закрепляет и популяризирует социальные нормы и образцы конформистского поведения.
Список литературы
1. Розенберг Н.В., Ушкина И.А. Конформизм как социальный феномен // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3 (31). С. 142150.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. 873 с.
3. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Г.Ф. Швейника. М.: АСТ, 2011. 448 с.
4. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
5. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 158-181.
6. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
7. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти Плюс, 2004. 428 с.
8. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42-51.
9. Толмачева С.В. Влияние рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи г. Тюмени // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 3. С. 73-78.
10. Просторы Интернета: развлечения, общение, работа: результаты социологического исследования. М.: ВЦИОМ, 2014. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115018 (дата обращения: 13.10.2015).
11. Прогноз роста количества пользователей Интернетом в России до 2041 г.: результаты социологического исследования. М.: Российское общество социологов, 2010. URL: index. php?page_id=38 (дата обращения: 12.10.2015).
12. Розенберг Н.В., Логинов А.В. Институт средств массовой информации и коммуникации как фактор развития социальной мобильности современной молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (28). С. 78-85.
13. Красова Е.Ю., Стукалова В.В. Молодежь в ценностном потоке рекламной информации // Вестник Воронежского государственного
университета. Серия: История. Политология. Социология. 2010. № 2. С. 33-40.
14. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 г.: отчет по результатам исследования рекламного рынка России. М.: Ассоциация коммуникационных агентств России, 2014. URL: www.akarussia.ru/knowledge/mar-ket_size/id5354 (дата обращения: 12.10.2015).
15. Вдовиченко Л.Н. Социальная справедливость и демократизация // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 142-146.
16. Толмачева С.В. Влияние рекламы на молодежную аудиторию // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 56-59.
17. Чукреев П.А. Реклама и ценности молодежи: социологический анализ // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 6. С. 143-148.
18. Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, popular taste and organized socialaction. N. Y.: Harper and Brothers, 1948. 250 p.
References
1. Rozenberg N.V., Ushkina I.A. Konformizm kak sotsial'nyy fenomen [Conformism as a social phenomenon]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki - University proceedings. Volga region. Social sciences, 2014, no. 3 (31), pp. 142-150. (In Russian).
2. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura [Social theory and social structure]. Moscow, AST Publ., 2006. 873 p. (In Russian).
3. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo [Healthy society], trans. from English G.F. Shveynik. Moscow, AST Publ., 2011. 448 p. (In Russian).
4. Kon I.S. Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1967. 383 p. (In Russian).
5. Yadov V.A. Sotsial'nye i sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya sotsial'noy identichnosti [Social and social-psychological mechanisms of forming social identity]. Mir Rossii - Universe of Russia, 1995, no. 3-4, pp. 158-181. (In Russian).
6. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv [System of modern societies], trans. from English L.A. Sedov, A.D. Kovalev. Moscow, Aspekt Press Publ., 1998. 270 p. (In Russian).
7. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya i obshchestvo. Vvedenie v teoriyu i issledovaniya [Mass communication and society. Introduction to the theory of investigation]. Moscow, Avanti Plyus Publ., 2004. 428 p. (In Russian).
8. Zubok Yu. A. Problemy sotsial'nogo razvitiya molodezhi v usloviyakh riska [Problems of social development of youth people in conditions
of risk]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2003, no. 4, pp. 42-51. (In Russian).
9. Tolmacheva S.V. Vliyanie reklamy na molodezhnuyu auditoriyu [Advertising impact on formation of the value guidelines of young people in Tyumen]. Izvestiya vysshikh ucheb-nykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki - University proceedings. Volga region. Social sciences, 2012, no. 3, pp. 73-78. (In Russian).
10. Prostory Interneta: razvlecheniya, obshchenie, rabota: rezul'taty sotsiologicheskogo issledo-vaniya [Internet spaces: entertainment, communication, work: results of sociological investigation]. Moscow, The All-Russian Public Opinion Research Center, 2014. Available at: http:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115018 (accessed 13.10.2015).
11. Prognoz rosta kolichestva pol'zovateley Internetom v Rossii do 2041 g.: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya [Forecast of increasing level of Internet users in Russia till 2041: results of investigation]. Moscow, Russian society of sociologists, 2010. Available at: in-dex.php?page_id=38 (accessed 12.10.2015).
12. Rozenberg N.V., Loginov A.V. Institut sredstv massovoy informatsii i kommunikatsii kak faktor razvitiya sotsial'noy mobil'nosti sovremennoy molodezhi [Institute of mass media and mass communication tools]. Izvestiya vysshikh ucheb-nykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumani-tarnye nauki - University proceedings. Volga region. Humanities, 2013, no. 4 (28), pp. 78-85. (In Russian).
13. Krasova E.Yu., Stukalova V.V. Molodezh' v tsennostnom potoke reklamnoy informatsii [Youth people in valuable stream of advertising information]. Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Poli-tologiya. Sotsiologiya - Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology, 2010, no. 2, pp. 33-40. (In Russian).
14. Ob"em reklamy v sredstvakh ee rasprostra-neniya v 2014 g.: otchet po rezul'tatam issledo-vaniya reklamnogo rynka Rossii [The extent of advertising and meabs of its spread in 2014: report on results of investigation advertising market of Russia]. Moscow, Assosiation of Communicative Agencies of Russia, 2014. Available at: www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id5354 (accessed 12.10.2015).
15. Vdovichenko L.N. Sotsial'naya spravedlivost' i demokratizatsiya [Social justice and democratization]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2013, no. 2, pp. 142-146. (In Russian).
16. Tolmacheva S.V. Vliyanie reklamy na formiro-vanie tsennostnykh orientatsiy molodezhi g. Tyumeni [Influence of advertisement on valuable orientation model formation]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika - News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics, 2012, no. 3, pp. 73-78. (In Russian).
17. Chukreev P.A. Reklama i tsennosti molodezhi: sotsiologicheskiy analiz [Advertisment and values of young people: socilogical analysis]. Vest-
nik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta -The Buryat State University Bulletin, 2012, no. 6, pp. 143-148. (In Russian).
18. Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, popular taste and organized socialaction. New York, Harper and Brothers, 1948. 250 p.
Поступила в редакцию 14.10.2016 г. Received 14 October 2016
UDC 316
THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE FORMATION OF CONFORMIST ORIENTATIONS OF THE MODERN SOCIETY
Natalya Vladimirovna ROZENBERG
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Philosophy and Social Communication Department Penza State University
40 Krasnaya St., Penza, Russian Federation, 440026
E-mail: psu_pr@pnzgu.ru
Irina Aleksandrovna RUDAKOVA
Post-graduate Student, Philosophy and Social Communication Department Penza State University E-mail: irina-ia@yandex.ru
The growing role of mass media in the formation of value orientations of the modern society is considered. The attention is paid to the specifics and essence of such behavioral orientation as conformism. It is shown that in the conditions of modern society an important role is given to the instruments under which influence the formation and mass spreading of conformists' ways of behavior occurs. The special place in this process takes mass media, particularly advertising. The last one more often acts as a full institute of socialization, creating special reality, aimed at formation of conformist personality and support of conformist tendencies in the behavior of social groups. In the conclusion, the basic directions of mass media influence on conformism manifestation in modern Russian society. It is marked that advertising as one of affluent types of communication promote the development of key factors, forming the basis of conformism and appeals to non-critical application and following the information spread.
Key words: conformism; mass media; advertising; way of life; youth; consumer values
Информация для цитирования:
Розенберг Н.В., Рудакова И.А. Роль средств массовой коммуникации в формировании конформистских установок современного общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 14-20.
Rozenberg N.V., Rudakova I.A. Rol' sredstv massovoy kommunikatsii v formirovanii konformistskikh ustanovok sovremennogo obshchestva [The role of mass media in the formation of conformist orientations of the modern society]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2016, vol. 2, no. 4 (8), pp. 14-20. (In Russian).