УДК 159.9:34+343.988
Виктимология 4(18) / 2018, с. 68-72
Кузнецова И. И.
УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ИХ УЧАСТИЕМ
В статье определены психологические особенности отдельных категорий несовершеннолетних, которые необходимо принимать во внимание при организации индивидуальной виктимологической профилактики дорожно-транспортных происшествий с их участием.
Ключевые слова: виктимологическая профилактика, дорожно-транспортные происшествия, несовершеннолетние, психологические особенности.
Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних сохраняет свою остроту. Так, в соответствии со статистическими данными с января по октябрь 2018 года на территории Российской Федерации произошло 15 031 дорожно-транспортное происшествие с участием детей до 16 лет, при этом 487 детей погибло, 16 367 — ранено [1]. Выбор мер виктимологической профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних может быть расширен, если разрабатывать и реализовывать меры индивидуальной виктимологической профилактики с учетом особенностей отдельных категорий несовершеннолетних.
Цель статьи — выделить такие психологические и социально-психологические особенности отдельных категорий несовершеннолетних участников дорожного движения, которые позволят разработать и реализовать мер индивидуальной виктимологической профилактики дорожных происшествий с их участием.
Индивидуальная виктимологическая профилактика ДТП с участием несовершеннолетних предусматривает рассмотрение типичных психологических и социально-психологических качеств, присущих личности в разных возрастных периодах: дошкольный возраст, младший школьник, подросток, юноша.
Вырабатывая предупредительные меры в отношении отдельных возрастных категорий несовершеннолетних, следует принять во внимание и их некоторую «предрасположенность» в силу определенных обстоятельств, становиться жертвой дорожно-транспортного происшествия.
Личностная уязвимость несовершеннолетнего в условиях дорожного движения может реализоваться если он:
1) демонстрирует поведение, обусловленное наличием определенных виктим-ных качеств его личности;
2) демонстрирует поведение, обусловленное его социальным положением или ролью, а также наличием (отсутствием)
определенного опыта поведения как участника дорожного движения.
Анализируя поведение детей и подростков в условиях дорожного движения, целесообразно говорить о том, что оно может быть обусловлено:
— особенностями протекания психических процессов (прежде всего когнитивная сфера психики) и психическими состояниями, обуславливающими их повышенную виктимность, что определяет необходимость выделить наиболее существенные особенности и свойства подструктуры индивидуальных особенностей психических процессов;
— их социальным положением или ролью, а также наличием (отсутствием) определенного опыта поведения как участника дорожного движения, т.е. составляющими подструктуры опыта.
Говоря о социальном положении необходимо учесть зависимость детей и подростков от взрослых. В частности, их повышенная виктимность может быть обусловлена поступками, действиями и в целом, поведением значимых взрослых. В широком смысле, несовершенные всегда склонны ориентироваться на поведение находящихся рядом взрослых людей, особенно при отсутствии в аналогичной ситуации собственной модели поведения.
В дошкольном возрасте (3-6 лет) интересы ребенка начинают перемещаться к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще[2]. Главным в этом возрасте становится подражание действиям и поведению взрослого человека, выполняющего определенную роль, или занятого определенными действиями. Возможность такого подражания взрослому обеспечивает сюжет-но-ролевая игра, которая становится в данном возрасте ведущим видом деятельности. Ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Игра используется ребенком как особая форма освоения ре-
альной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико - моделирующей деятельности. Дети заимствуют сюжеты для своей игры из наблюдения повседневной жизни своего ближайшего окружения. По мере расширения кругозора дошкольники берут сюжеты из фильмов, книг и пр. Следовательно, все типичные формы поведения окружающих взрослых становятся объектом исследования, а затем и подражания со стороны детей. К концу дошкольного периода игра выходит на свой наивысший уровень развития, где происходит определение внутренней, смысловой сущности деятельности человека. Предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. В целом, для данной категории несовершеннолетних в условиях дорожного движения характерна полная зависимость от взрослого, сопровождающего ребенка. Дети до 6 лет не могут и не должны оставаться на улице одни. Взрослому важно осознавать, во-первых, ответственность за здоровье и жизнь ребенка в условиях улицы, во-вторых, то, какой образец поведения он демонстрирует своему (или чужому) ребенку.
Анализируя психологические особенности детей младшего школьного возраста как объектов индивидуальной викти-мологической профилактики следует отметить изменения в характере взаимодействия их с окружающими людьми и миром, а также учесть определенные особенности и свойства отдельных психических процессов в этом возрастном периоде.
Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к жизни общества. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии — комплекс неполноценности . Это обуславливает стремление ребенка к большей самостоятельности. Приобщение к новым общественным отношениям происходит, прежде всего, через включение в учебную деятельность. Посещение школы, всевозможных кружков, спортивных секций, учреждений дополнительного образования требует достаточно высокой мобильности и необхо-
димости передвигаться в условиях города. Взрослые не всегда имеют возможность сопровождать ребенка в его передвижениях, и школьник становится самостоятельным участником дорожного движения. Стремление к большей самостоятельности еще не сопровождается уверенным знанием правил дорожного движения и умением применять их в дорожной обстановке.
Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой, мотиваци-онной сферы детей младшего школьного возраста также могут способствовать повышению личностной виктимности. Так, младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия, однако, произвольности и осмысленности при восприятии какой-либо новой информации пока нет. Сосредоточиться, тщательно рассмотреть, выделить главное, существенное дети в этом возрасте пока не могут. Наблюдение как деятельность только появляется и превращается в наблюдательность только к концу возрастного периода. Преобладает непроизвольное внимание, а произвольное, которое требуется для оценки обстановки в условиях дорожного движения, еще не сформировано, и начинает развиваться в условиях целенаправленного обучения только к 10-11 годам. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито и умение распределять внимание. Особенности мыслительной деятельности младшего школьника характеризуются ярко выраженным конкретно-образным мышлением. При решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Мотивы познания не занимают ведущего места. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших классах традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д.
Психологические особенности подросткового и юношеского возраста, значимые в контексте нашего исследования, отражают существенные изменения, происходящие как в личностном, так и в психическом развитии.
Во-первых, следует отметить, что эти возрастные периоды ведущей деятельностью становится построение системы со-
циальных отношений с окружающими. Это обуславливает особенности общения подростков и раннего юношеского возраста. В 10-11 лет подросток стремится быть в среде сверстников, что-то делать совместно с ними. В 12 - 13 лет для него главное - занять определенное место в коллективе, что обусловлено развитием самосознания. В 14-16 лет подросток стремится к автономии, что отвечает потребности в самоопределении. В 16 — 18 лет центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение, появляются мотивы подготовки к самостоятельной жизни.
Отмечая изменения в психическом развитии подростка, следует отметить изменения в когнитивной и эмоциональной сфере. Одной из важнейших особенностей подросткового периода является бурное физическое и половое развитие. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Переживания подростка становятся длительными, стойкими и глубокими; у подростка формируется эмоциональное отношение к ряду явлений жизни, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится значимым для него, что порождает у него различные эмоции. На наш взгляд, через целенаправленное воздействие на эмоции подростка можно формировать его отношение к значимым явлениям социальной действительности, в том числе и к поведению в условиях дорожного движения. Восприятие подростка становится избирательным и целенаправленным. Качественно улучшаются объем, устойчивость, интенсивность, распределение и переключение внимания. Оно становится произвольным контролируемым процессом. Развивается словесно-логическая память, запоминание и воспроизведение становятся осмысленными. Воспроизводимой информации подросток в состоянии давать свою собственную оценку. Увеличивается объем, избирательность и точность запоминания. Интенсивно развивается логическое мышление, строится на умении оперировать отвлеченными понятиями, сопоставлять их, переходить
в ходе размышления от одного суждения к другому. Для познавательной сферы юношества характерно формально-логическое, абстрактное, мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. Для мышления становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, самостоятельность, устойчивость и критичность. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. Познавательные интересы приобретают широкий и устойчивый характер. Проявляется индивидуальная направленность и избирательность интересов.
Таким образом, продумывая систему мер индивидуальной виктимологической профилактики для отдельных возрастных категорий несовершеннолетних важно учитывать особенности развития психики и личности в каждом из возрастов. В дошкольном возрасте необходимо формирование образцов правильного поведения в условиях дорожного движения как на примере значимого взрослого, так и с использованием ведущего вида деятельности — игры. Виктимологическая профилактика нарушений правила дорожного движения младшими школьниками должна сопровождаться привлечением и удержанием внимания ребенка к значимой информации, что целесообразно делать с использованием игровых ситуации, дидактических игр с опорой на яркие запоминающиеся зрительные и звуковые образы. Организация действий
ребенка при обучении правилам дорожного движения должна проводиться с использованием образца и таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Так как ребенок не имеет опыта действий в дорожной ситуации необходимо обучать детей анализу, сравнению различных свойств и признаков объектов, значимых в ситуации дорожного движения, выделению существенного в этих объектах. Опираясь на потребности ребенка быть включенным в жизнь общества, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию к усвоению социальных норм и правил. Индивидуальная виктимологическая профилактика для подросткового и юношеского возраста должна быть ориентирована на осознание подростком и юношей своей роли как участника дорожного движения и формирование ответственного отношения к соблюдению правил дорожного движения и ответственного поведения в условиях улицы, на осмысленное изучение правил дорожного движения и неукоснительное следование им [3,4]. При обучении правилам дорожного движения следует учитывать особенности эмоциональной сферы подростков и юношества и, с этой целью, сопровождать обучение не только приведением логических доводов в пользу правильного поведения на дороге, но и сопровождать мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения наглядными материалами, воздействующими на эмоции, вызывающими сильный эмоциональный отклик.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Официальный сайт Госавтоиспекции: [сайт]. URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения 01.11.2018 г.)
2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
3. Баранчикова М.В. Дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних и их предупреждение // Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. А.И. Бастрыкина. - М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2015. С. 22-25.
4. Баранчикова М.В. Влияние ситуации на виктимизацию несовершеннолетних жертв дорожно-транспортной неосторожности // Виктимология. 2018. № 2 (16). С. 45-50.
REFERENCES:
1. Oficial'nyj sajt Gosavtoispekcii: [sajt]. URL: http://www.gibdd.ru (data obrashcheniya 01.11.2018 g.)
2. SHapovalenko I.V. Vozrastnaya psihologiya (Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya). M.: Gardariki, 2005. 349 s.
3. Baranchikova M.V. Dorozhno-transportnye proisshestviya s uchastiem nesovershennoletnih i ih preduprezhdenie // Protivodejstvie prestupleniyam, sovershaemym nesovershennoletnimi i v otnoshenii nesovershennoletnih: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. A.I. Bastrykina. - M.: Moskovskaya akademiya Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii, 2015. S. 22-25.
4. Baranchikova M.V. Vliyanie situacii na viktimizaciyu nesovershennoletnih zhertv dorozhno-transportnoj neostorozhnosti // Viktimologiya. 2018. № 2 (16). S. 45-50.
КУЗНЕЦОВА Ирина Ивановна, старший преподаватель кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
Kuznetsova I. I.
THE VIEW OF PSYCHOLOGICAL TRAITS OF JUVENILES WHICH ARE TO BE CONSIDERED IN INDIVIDUAL VICTIMOLOGICAL PREVENTION OF TRAFFIC ACCIDENTS WITH THEM
The article outlines psychological traits of particular categories of juveniles which are to be considered when measures of individual victimological prevention of traffic accidents with them is organized.
Keywords: victimological prevention, road traffic accidents, minors, psychological features.
KUZNETSOVA Irina Ivanovna, Senior lecturer of the chair of Criminal Law, Criminology and Psychology, the Orel Institute of Law of the Ministry of the Interior of Russia, 302027, Orel, Ignatova St., 2.
Дата поступления: 21.11.2018.