КУЛАПОВ Михаил Николаевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (495) 237-42-09 e-mail: [email protected]
МЕРКО Александр Иванович
Кандидат технических наук, соискатель кафедры управления человеческими ресурсами
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (495) 2В7-42-09 e-mail: [email protected]
Влияние системы профессионального образования на преодоление дисбалансированности социального развития России
Ключевые слова: социальное развитие; высшее профессиональное образование; человеческие ресурсы; индекс развития человеческих ресурсов; интеллектуальная эмиграция; система профессионального образования; структура учебных мест; структура рабочих мест; коммерциализация профессионального образования; доступность профессионального образования.
Аннотация. Рассматривается проблема дисбалансированности социального развития России, основными факторами которой авторы полагают ухудшение демографических характеристик, сокращение численности трудовых ресурсов страны и несоответствие профессионально-квалификационных характеристик человеческих ресурсов потребностям экономики. Состояние человеческих ресурсов общества оценивается авторами с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), динамика которого анализируется в региональном разрезе. В качестве основного инструмента, призванного преодолеть дисбалансированность социального развития России, предлагается использовать модернизацию системы профессионального образования с акцентом на реализацию инновационного варианта развития экономики.
Дисбалансированность социального развития оказывает негативное влияние на состояние человеческих ресурсов общества в самом широком смысле слова - от ухудшения демографических характеристик и сокращения численности трудовых ресурсов страны до несоответствия профессионально-квалификационных характеристик персонала конкретной организации ее бизнес-целям. В большинстве исследований состояние человеческих ресурсов общества оценивается с помощью индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), для количественной оценки которого учитываются:
• продуктивность как результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;
• равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;
• устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;
• расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.
© Кулапов М. Н., Мерко А. И., 2009
В числе показателей для расчета ИРЧП используют: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП. Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.
По мнению авторов, дисбалансированность социального развития может быть преодолена путем реализации системного подхода, объединяющего прикладные аспекты теорий социального государства и социального партнерства в сочетании с концепцией человеческого развития, разработанной экспертами ПРООН, которая рассматривает развитие человека как собственно цель и критерий общественного прогресса [1]. Такой подход предполагает, что при принятии решений внимание сосредоточивается на человеке и его потенциале. Экономический рост рассматривается не как самоцель, а как средство достижения целей в области развития человека. Подобное понимание основной цели означает, что социальные ориентиры становятся определяющими при выборе различных вариантов экономического развития. С другой стороны, только определенный (гораздо выше среднего для современных условий) уровень развития человеческих ресурсов способен стать фактором, обеспечивающим экономический рост.
Россия занимала различное положение среди стран мира по показателям ИРЧП1: в 2004 г. - 65-е место (при значении ИРЧП = 0,797), в 2006 г. - 62-е место (ИРЧП = 0,795). В связи с традиционно сформировавшейся высокой степенью дифференциации регионов страны практически по всему кругу показателей, характеризующих уровень и качество жизни, отмечаются ярко выраженные территориальные различия показателя ИРЧП в России: в 2004-2006 гг. Москва сохранила за собой 1-е, Тюменская область - 2-е, Санкт-Петербург с 2004 переместился на 3-е, Республика Татарстан - на 4-е место. Республика Тыва и Республика Ингушетия сохранили статус аутсайдеров в 2004-2006 гг., хотя абсолютное значение ИРЧП в них возросло (с 0,668 в 2004 г. до 0,691 в 2006 г. в Республике Тыва и с 0,687 в 2004 г. до 0,704 в 2006 г. в Республике Ингушетия) [2].
Многие факторы дисбалансированности социального развития России могут быть нейтрализованы в процессе реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (получившей в печати сокращенное название Концепция-2020). Из положений документа, имеющих прямое отношение к развитию человеческого потенциала страны, выделим связанные с развитием системы профессионального образования.
С точки зрения перспектив развития человеческого потенциала России ведущая роль в Концепции-2020 принадлежит образованию. Основное внимание уделено повышению качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями; созданию структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики; доступности качественного образования вне зависимости от доходов и места жительства; формированию системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Предполагается, что к 2020 г. появится не менее 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня и не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций, что позволит создать условия для участия в программах повышения квалификации и /или переподготовки не менее 25-30% занятого населения. По нашему мнению, не менее значимой, чем профессиональная подготовка кадров на уровне мировых стандартов, является проблема обеспечения условий для дальнейшей их профессиональной реализации. Если не предусмотреть соответствующих мер и механизмов, развитие человеческого потенциала России вновь столкнется с обострением
1 Следует оговорить тот факт, что информация о величине указанных индексов поступает с определенной задержкой, информационная база исследования в настоящей его части слаба по причинам объективного характера.
проблемы интеллектуальной эмиграции, принимающей новые формы по сравнению с «утечкой умов» 1990-х годов.
Современная интеллектуальная эмиграция в значительной мере омолодилась и на сегодняшний день активно представлена выпускниками российских вузов. По данным ректора МГУ им. М. В. Ломоносова В. Садовничего, страну ежегодно покидает до 15% выпускников российских вузов. Прежде всего этот процесс затрагивает технические факультеты лучших вузов страны - МФТИ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МИФИ. Так, за последние десять лет ежегодно около 20% выпускников Московского физико-технического института покидают Россию, получая гранты и стипендии за границей.
Сопряженной с обозначенными является проблема сокращения численности научных кадров в масштабах страны. Так, по свидетельству участников научной конференции «Инновации РАН-2007», количество ученых в России с 1990 по 2005 г. уменьшилось с 1,119 млн до 381 тыс. чел. Статистические прогнозы относительно будущего отечественной науки неутешительны: к 2010 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократится более чем вдвое. Если данные тенденции сохранятся, то доля ученых в возрасте до 50 лет будет сокращаться на протяжении всего прогнозируемого периода, а удельный вес старших возрастных групп будет расти. Средний возраст российского ученого к прогнозируемой дате составит 53 года.
Роль трансформации системы образования в развитии человеческого потенциала страны представлялась, на первый взгляд, очевидной, конкретизированой и подтверждающейся результатами научных исследований. Следует отметить также положительную динамику имеющих высшее профессиональное образование в составе занятого населения. Так, за 1995-2006 гг. доля имеющих высшее образование среди занятого населения России возросла с 18,4 до 25,6%, в том числе среди мужчин - с 16,9 до 23,5%, а среди женщин - с 20,1 до 27,9% [3. С. 150]. К 2008 г. профессиональная структура занятого населения страны еще в большей степени оказалось «акцентированной» в пользу лиц, имеющих высшее образование (см. таблицу).
Распределение численности занятых в экономике России по уровню образования в 2008 г. [4. С 99]
Уровень образования Мужчины Женщины Всего
Высшее профессиональное 25,2 30,5 27,8
Неполное высшее профессиональное 1,4 1,6 1,5
Среднее профессиональное 20,9 31,0 25,9
начальное профессиональное 21,6 13,5 17,6
Среднее (полное) общее 24,0 18,9 21,5
Основное общее 6,4 4,2 5,3
Начальное общее, отсутствие начального общего образования 0,5 0,4 0,4
Учитывая, что уровень образования населения играет важную роль в формировании величины ИРЧП, нельзя игнорировать то, что в России образовательная структура занятых не соответствует потребностям рынка труда. В отличие от многих стран мира, в том числе и с более высоким показателем ИРЧП, в России не хватает работников со средним и начальным профессиональным образованием, прежде всего рабочих. Поэтому скорее как негативную следует оценивать тенденцию стабильного роста числа высших учебных заведений, в том числе негосударственных, не всегда обеспечивающих надлежащее качество подготовки специалистов. Соответственно растет и численность студентов вузов, в том числе в расчете на 10 000 чел. населения.
За 1993-2008 гг. число государственных и муниципальных вузов возросло на 20,1% (или на 110 ед.), а негосударственных - в 5,77 раза (или на 372 ед.), численность студен-
тов в них - соответственно на 144,1% и в 17,9 раза. В результате доля негосударственных вузов в общем их числе возросла к 2008 г. до 40,6%, а по показателю численности студентов - до 16,8%1. Практически неконтролируемый, вплоть до последнего времени, рост числа негосударственных вузов, простота и формальность процедур лицензирования, аккредитации и аттестации привели фактически к устранению государства из данной сферы бизнеса. Побочным эффектом такого положения вещей стал весьма динамичный рост показателя численности студентов вузов на 10 000 чел. населения, практически в 3 раза за период 1993-2008 гг. Авторам представляется, что за данными цифрами скрывается численность «обладателей дипломов о высшем образовании», а не реально образованных (в соответствии с существующими государственными стандартами) людей, способных к замещению соответствующих рабочих мест. Негативным, с точки зрения дальнейших перспектив социального развития России, авторы полагают и тот факт, что подавляющее большинство людей, имеющих диплом о высшем образовании, независимо от качества реально полученного образования, считают себя приемлемыми для соответствующих сфер приложения труда. В результате найма по формальному признаку работодатели получают некомпетентных «специалистов», «менеджеров», «юристов», «экономистов», уволить которых в связи с их профессиональной некомпетентностью представляется достаточно сложной задачей. В то же время в связи с кризисом большинство российских работодателей сокращают объемы финансирования по профессиональному обучению персонала, что тоже не способствует росту качественных характеристик человеческих ресурсов России.
Реальным выходом из создавшейся ситуации видится усиление роли государства в управлении системой профессионального образования. Основное внимание должно быть уделено качественным характеристикам образовательных программ, направленных на формирование у выпускников именно тех компетенций, которые впоследствии будут необходимы для выполнения конкретных производственных или бизнес-функций. Такой подход должен быть реализован на всех ступенях профессионального образования (начальное, среднее, высшее), что в перспективе позволит обеспечить кор-респондируемость структуры учебных мест в системе профессионального образования со структурой рабочих мест в экономике страны, особенно в территориальном разрезе. Важным моментом, с точки зрения преодоления дисбалансированности социального развития России, является соответствующая уровню образования воспитательная работа с молодежью, направленная на преодоление стереотипов восприятия людей, не имеющих высшего образования, как неудачников и «людей второго сорта». Это возможно только тогда, когда начальное и среднее профессиональное образование станет качественным, гарантирующим впоследствии соответствующие условия труда и его оплату.
Сторонники коммерциализации профессионального образования полагают, что при определении критериев качества подготовки нельзя полагаться только на государственное регулирование. У Министерства образования и науки нет и не может быть информации, которой располагает рынок труда. Министерство должно сосредоточиться на построении механизмов, агрегирующих информацию на рынке труда, довести ее до вузов и создать у вузов стимулы к использованию ее при разработке учебных программ. Необходим новый социальный контракт между вузами, государством и обществом: государство и общество увеличивают финансирование вузов в обмен на существенное повышение качества образования. В отдельных случаях государство может выступать заказчиком кадров, но увлекаться этим не стоит - чиновники вряд ли смогут точно предсказать, какие кадры нужны, особенно частному сектору. Подкрепленные рублем сигналы студентов, работодателей и государства помогут университетам повысить конкурентоспособность [4. С. 36].
1 Рассчитано по данным Росстата.
Автор полагают, что подход, ориентированный исключительно на рычаги рынка, не позволяет учесть все социальные последствия тех или иных инноваций в системе образования. Реализация социальной функции последнего в условиях возрастания имущественной дифференциации населения оказывается под вопросом. Мы считаем, что разрушительные процессы в российском высшем образовании в последние 20 лет преобладали над созидательными. Итогом явилась низкая квалификация выпускников, сочетание избытка специалистов с их дефицитом на рынке труда по широкому кругу специальностей, неконкурентоспособность вчерашних студентов в рыночной среде, падение престижа вузов (вплоть до самых именитых в прошлом).
Учитывая потребность общества в трансформации системы профессионального образования, государство в рамках Концепции-2020 конкретизировало собственную роль в этом процессе. Ключевыми моментами, по мнению авторов, здесь являются вопросы приоритетного финансирования наиболее перспективных (с точки зрения ожидаемых результатов) направлений развития образования.
Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8% ВВП (в 2007-2008 гг.) до 7% в 2020 г., в том числе расходов бюджетной системы - с 4,1 до 5,5-6% ВВП. Доля новой экономики -экономики знаний и высокотехнологичного сектора должна составлять в ВВП не менее 17-20% (2007 г. - 10-11%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП в 2020 г. (2007 г. - 1,1% ВВП) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5-7% ВВП в 2020 г. (2007 г. - 4,8%), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. К 2020 г. будут созданы условия для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно, появятся инфраструктура и институциональные условия академической мобильности студентов и преподавателей.
Определена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация данной цели должна предусматривать не только достаточное финансирование, но и разработку эффективных механизмов, предназначение которых - свести воедино инструменты управления человеческим потенциалом страны. Для этого требуется согласование программ образовательной и кадровой политики, направленных на преодоление дисбалансированности социального развития страны. Профессиональное образование, трансформируясь в региональный фактор, детерминирующий вектор развития национального рынка труда, должно превратиться в инструмент гармонизации социальных интересов бизнеса, власти и общества.
Источники
1. ПРООН 1988: доклад о развитии человека за 1998 г. Нью-Йорк : Оксфорд Юни-версити пресс, 1998.
2. http://atlas.socpol.ru.
3. Российский статистический ежегодник. М. : Росстат, 2007.
4. Эксперт. 2007. 24-30 сент.