дошкольников с нарушениями слуха (по 30% в каждой группе). У остальной части группы отмечается сниженный уровень развития мыслительных операций и наглядно-образного мышления (уровень ниже среднего - 10%, низкий - 30%). У большей части контрольной выборки наблюдается хороший уровень развития умственного компонента (высокий уровень - 20%, выше среднего - 40% и средний - 20%). Сниженный уровень развития наглядно-образного мышления и мыслительных операций показали всего 20% детей от выборки без нарушений.
При сравнении результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп больших различий не было выявлено ни по одному из исследуемых критериев: наглядно-образного мышления (иэмп = 42, значение не достоверно для р<0.05); мыслительных операций (Шмп = 49, значение не достоверно для р<0.05); зрительной памяти (Шмп = 39, значение не достоверно для р<0.05); слухоречевой памяти (Шмп = 27.5, значение не достоверно для р<0.05); общей осведомленности об окружающем мире и запасе бытовых знаний (Шмп = 31.5, значение не достоверно для р<0.05).
Вывод: Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в результате психолого-педагогического воздействия экспериментальная группа приблизилась к контрольной в развитии познавательного компонента. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что применение коррекционно-развивающей программы является эффективным для развития познавательного компонента психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха.
Список используемой литературы:
1. Бубарева, В. Е. Программа по формированию психологической готовности к школьному обучению у детей с нарушениями слуха [Текст] / В. Е. Бубарева // Образование и наука: современное состояние и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. - Часть 5. - С. 25-28.
2. Речицкая, Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
© В.Е. Бубарева, 2016
УДК 159.9.072.43
Кузнецова Елена Николаевна
к. психол. наук, доцент филиала РГППУ в г. Н. Тагиле, педагог-психолог МБОУ СОШ № 75/42 г. Нижний Тагил, РФ E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Аннотация
Исследование посвящено изучению развития самооценки младших школьников. Установлено, что организация образовательного процесса по ФГОС влияет на развитие самооценки младших школьников. Кроме того, на самооценку младших школьников значительно влияет уровень их школьной тревожности. Полученные результаты необходимо учитывать при организации образовательного процесса в младшей школе.
Ключевые слова
самосознание, самооценка, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, регулятивный компонент, тревожность, федеральные государственные образовательные стандарты.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
В условиях модернизации образования большое значение уделяется формированию личностных характеристик школьников. Одним из важных показателей гармоничного развития личности является самооценка, которая входит в структуру самосознания, являясь ее эмоционально-оценочной составляющей. Самосознание обеспечивает формирование «Я» образа, который подвержен влиянию, как со стороны других людей, так и со стороны «Я» идеального и определяет отношение к себе, то есть самооценку [2]. Эмоциональный компонент самооценки представлен эмоциональным отношением к комплексу убеждений, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оценочного содержания [4]. Самооценка младших школьников неустойчива и во многом будет зависеть от ситуаций в которые они окажутся вовлечены. Определенные жизненные ситуации в детском возрасте могут способствовать повышению тревожных переживаний и, как следствие влиять на развитие определенных индивидуально-личностных характеристик и самооценки [3, 6]. Для исследования наибольший интерес представляет младший школьный возраст, во-первых, потому, что именно в этом возрасте значительна динамика развития личности ребенка, во-вторых, потому, что в 2015 году начальная школа сделала первый выпуск детей, обучающихся по ФГОС. Поэтому целью эксперимента стало изучение влияния школьной тревожности на самооценку четвероклассников в условиях реализации ФГОС.
В эксперименте приняли участие 135 четвероклассников школ г. Нижний Тагил, обучающихся по программе «Школа 2100», из них 64 школьника обучались по ФГОС (первая выборка), 71 - по ГОС (вторая выборка). Исследование проводилось по методикам: «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) Е.Е. Ромицыной [5], «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан) [1], причем сравнение проводилось не только по суммарному показателю самооценки, но и по отдельным характеристикам, предусмотренным методикой. При анализе полученных результатов применялись методы математико-статистической обработки данных.
Статистическое сравнение позволило установит ряд отличий в самооценке младших школьников (таблица 1). Согласно полученным данным школьники, обучающиеся в условиях ФГОС, имеют результаты значительно ниже, чем их сверстники, обучающиеся по ГОС по показателям: «Ум» (p < 0,05), «Отношение в классе» (p < 0,05), «Старательность» (p < 0,01). При этом необходимо отметить, что усредненные результаты по указанным показателям, у школьников первой выборки соответствуют высоким, а у школьников второй выборки - очень высоким. Обнаруженный факт дает основание предполагать, что новые стандарты способствуют формированию более адекватной самооценки школьников. Вероятно, этому способствует введение на уроках в младшей школе элементов взаимооценки и самооценки, а так же развитие рефлексии младших школьников. Сравнение результатов двух выборок по методике МОДТ не позволило обнаружить статистически значимых отличий. Видимо организация обучения по новым стандартам не снижает количества стрессогенных ситуаций для младших школьников.
Таблица 1
Различия по показателям самооценки учащихся исследуемых выборок.
Показатели самооценки Результаты учащихся четвертых классов в условиях ФГОС Результаты учащихся четвертых классов в условиях ГОС
Ум 67,88 + 17,55 75,58 + 15,45*
Отношение в классе 55,57 + 17,54 67,10 + 15,45*
Старательность 73,59 + 23,20 89,20 + 18,49**
Примечание: в таблицах приведены значения в виде показателей М + т; * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 только по шкалам, имеющим достоверные отличия.
Корреляционный анализ результатов позволил установить, что тревожность оказывает значительное влияние на формирование самооценки младших школьников (таблица 2). Установлено, что показатели самооценки во многом зависят от выраженности тревожных переживаний, связанных со школой. Так оценка
школьниками своих умственных способностей обратно связана с такими показателями как «Тревога во взаимоотношениях с учителями» (р < 0,05) и «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (р < 0,05).
Такой показатель самооценки как «Внешность» обратно связан со шкалами «Тревога во взаимоотношениях с учителями» (р < 0,05) и «Тревога во взаимоотношениях с родителями» (р < 0,05). Видимо, представления учеников о собственной внешности будут во многом зависеть от значимых взрослых: чем выше тревожные переживания относительно взаимоотношений с родителями и учителями, тем ниже четвероклассники оценивают собственную внешность и привлекательность.
Таблица 2.
Корреляционная матрица шкал методики «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) и «Исследование самооценки», построенная на основе результатов обследования четвероклассников,
обучающихся в условиях ФГОС.
УМ ВН УВ СТ ОК ОБ
2 -0,04646 -0,13853 -0,32644* -0,11425 -0,0782 -0,26033*
3 -0,14511 -0,19901 -0 4** -0,08631 0,168244 -0,29211*
4 -0,2711* -0,2743* -0,24717* -0,20485 0,006038 -0,27395*
5 -0,09789 -0,30545* -0,18464 -0,16 -0,08132 -0,34358*
6 -0,26564* -0,0592 -0,32978* -0,32917* -0,06463 -0,30615*
7 -0,1609 -0,19685 -0,3765** -0,18324 0,081126 -0,22242
8 0,029145 0,187732 -0,28344* 0,163069 0,107577 -0,1377
9 0,008217 -0,01666 -0,22511 -0,2098 0,104921 -0,27284*
10 -0,11355 -0,15584 -0,23065* -0,16443 0,314013* 0,092381
Условные обозначения:
2 - Тревога в отношениях со сверстниками;
3 - Тревога в связи с оценкой окружающих;
4 - Тревога в отношениях с учителями;
5 - Тревога в отношениях с родителями;
6 - Тревога, связанная с успешностью в обучении;
7 - Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения;
8 - Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний;
9 - Снижение психической активности, обусловленное тревогой;
10 - Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой;
Ум - оценка школьниками умственных способностей;
ВН - оценка школьниками внешности; УВ - оценка школьниками уверенности в себе; СТ - оценка школьниками старательности: ОК - оценка отношения к себе со стороны одноклассников; ОБ - общий балл
Показатель «Уверенность в себе» имеет обратные корреляционные связи со шкалами: «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками» (р < 0,05), «Тревога связанная с оценкой окружающих» (р < 0,01), «Тревога во взаимоотношениях с учителями» (р < 0,05), «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (р < 0,05), «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения» (р < 0,01), «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний» (р < 0,05), «Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой» (р < 0,05). Полученные результаты указывают на значительное влияние тревожных переживаний на формирование у ребенка такого компонента самооценки как уверенность в себе. Переживание напряженности в отношениях со сверстниками, высокая зависимость от мнения окружающих, ориентация на мнение других в оценке результатов и поступков приводят к снижению уверенности ребенка в себе. Школьные конфликты, отсутствие эмоционального контакта ребенка с учителями, страх в ситуациях сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, публичной демонстрацией своих возможностей, знаний и достижений является причиной тревожных переживаний, так же снижая уверенность школьника. Кроме того, на уверенность школьника в себе влияет особенность соматовегетативной организации, отражающей уровень приспособляемости ребенка к ситуациям
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
стрессогенного характера и проявляющейся в частоте возникновения психосоматических заболеваний: чем ниже адаптивные возможности ребенка, тем чаще возникают психосоматические заболевания, тем ниже уверенность ребенка в собственных силах.
На оценку ребенком такой характеристики как старательность значительное влияние оказывает шкала «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (p < 0,05). В условиях несовпадения желаний ребенка с предоставленными возможностями или несоответствии способностей ребенка предъявляемым требованиям возрастают тревожные переживания, связанные с ощущением собственной неполноценности. Такие переживания негативно отражаются на оценке собственной старательности. При этом необходимо учитывать, что самооценка высоко субъективна, следовательно, при реальном повышении показателей старательности субъективная оценка этой характеристики может снижаться, что, без сомнения, отразиться как на эмоциональном состоянии школьника, так и на суммарном показателе самооценки.
Показатель «Отношение в классе» обратно связан со шкалой «Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой» (p < 0,05). Низкий уровень приспособляемости ребенка к стрессогенным ситуациям приводит к возникновению частых психосоматических заболеваний и, как следствие, к пропускам уроков, сокращению времени общения со сверстниками, что в свою очередь приводит к повышению тревожных переживаний при общении с другими детьми и снижению оценки своей привлекательности для одноклассников.
Суммарный показатель самооценки обнаруживает обратные корреляционные связи со следующими показателями школьной тревожности: «Тревога во взаимоотношениями со сверстниками» (p < 0,05), «Тревога, связанная с оценкой окружающих» (p < 0,05), «Тревога во взаимоотношениях с учителями» (p <
0.05., «Тревога во взаимоотношениях с родителями» (p < 0,05), «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (p < 0,05), «Снижение психической активности, связанное с тревогой» (p < 0,05). Следовательно, частые и сильные переживания по поводу взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками, а так же переживания по поводу успешности обучения приводят к снижению самооценки. Кроме того, на самооценку школьников значительно влияет уровень их психической организации, отражающий приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера: чем ниже адаптивные возможности ребенка, тем выше вероятность реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, тем ниже его самооценка.
Для сопровождения процесса введения новых стандартов, гармоничного развития личности ребенка необходимо сохранить психолого-педагогическую службу в школе. Основные усилия педагогов-психологов в младшей школе должны быть направлены на обеспечение адаптации учащихся к условиям обучения в школе, снижению школьной тревожности, сохранении стабильной самооценки младших школьников.
Список использованной литературы:
1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - ПСб.: Речь. 2007. - 950 с.
2. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. -№1. - С.5-14.
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., Речь, 2007. - 320 с.
4. Психология детства: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 350 с.
5. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». Учебно-методическое пособие. -СПб.: Речь, 2006. - 112 с.
6. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. - 247 с.
© Е.Н. Кузнецова, 2016