4. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа. Вопросы философии. 2010; 6.
5. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Санкт-Петербург, 2013.
6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. Москва, 2002.
7. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Опросник «Нарциссические черты личности». Психологический журнал. 2010; Т. 31; № 2.
8. Грачёва И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта. Психологический журнал. 2006; Т. 27; № 6.
9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург, 2014.
10. Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна Психологос - энциклопедия практической психологии. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos.
References
1. Nurkova V.V., N.B. Berezanskaya. Psihologiya. Moskva, 2004.
2. Demkina E.V. Tipologizaciya lichnosti studenta v kontekste koncepcii identifikacii s professiej. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 4.
3. Bol'shunova N.Ya. Usloviya isredstva razvitiya sub'ektivnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2007.
4. Pavlova O.N. Civilizacionnyj fenomen narcissizma: vektory ob'ektivacii v paradigme psihoanaliza. Voprosy filosofii. 2010; 6.
5. Il'in E.P. Psihologiya pomoschi. Al'truizm, 'egoizm, 'empatiya. Sankt-Peterburg, 2013.
6. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.
7. Shamshikova O.A., Klepikova N.M. Oprosnik «Narcissicheskie cherty lichnosti». Psihologicheskij zhurnal. 2010; T. 31; № 2 javascript:%20 st('I=P463493/2010/31/2').
8. Gracheva I.I. Adaptaciya metodiki «Mnogomernaya shkala perfekcionizma» P. H'yuitta i G. Fletta. Psihologicheskij zhurnal. 2006; T. 27; № 6.
9. Il'in E.P. Psihologiya obscheniya imezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg, 2014.
10. Oprosnik metodiki «Shkala 'emocional'nogo otklika» A. Megrabyana i N. 'Epshtejna Psihologos - 'enciklopediya prakticheskoj psihologii. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos.
Статья поступила в редакцию 04.05.15
УДК 37.015.3
Chernjavskaja V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University
(Vladivostok, Russky Island, Russia), E-mail: valstan13@mail.ru
Arsen'eva Ye.F., student,Department of Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russky
Island, Russia), E-mail: staffordshir@mail.ru
SELF-ESTIIM OF SCHOOLCHILDREN IN SCHOOLS OF DIFFERENT TYPES (WITH REFERENCE TO FIFTH-GRADERS).
The research paper explores the relationship of self-esteem of pupils and the educational process. The authors tested the hypothesis: how the relationship the self-esteem of schoolchildren from the fifth grade correlate with organizational factors of the school environment. In the context of the characteristics of the organization of the educational process the private and public schools were examined. The relationship of self-esteem of the child to the level of educational success and socio-psychological relations in the classroom was studied. The study involved students of the fifth grade of municipal and private schools. The authors identified that self-esteem of each child was compared with those of academic success (GPA in core subjects), and sociometric status using correlation analysis with the calculation of Spearman's correlation coefficient (p).
Key words: educational success, self-esteem, correlation, social success, private school, education, personality, fifth grader.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. психологии, проф. каф. психологии ФГАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет», г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru
Е.Ф. Арсеньева, студентка направления подготовки «Психология» ВГБОУ ВПО «Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: staffordshir@mail.ru
САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНЫХ ТИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ)
В данной статье исследуется взаимосвязь самооценки школьника и организации учебного процесса. Проверялась гипотеза о взаимосвязи самооценки и организационной формы школы. Изучена самооценка учащихся пятых классов и организационные факторы школьной среды, связанные с формированием самооценки личности школьника. В контексте особенностей организации образовательного процесса: частных и муниципальных школ, были исследованы взаимосвязи самооценки ребёнка с уровнем учебной успешности и социально-психологических отношений в классе. В исследовании принимали участие школьники пятых классов муниципальной и частной школ. Выявленный уровень самооценки каждого ребёнка сопоставлялся с соответствующими показателями учебной успешности (средний балл по основным предметам) и социометрическим статусом с помощью корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена (p).
Ключевые слова: учебная успешность, самооценка, корреляция, социальная успешность, частная школа, образование, личность, пятиклассник.
Основной составляющей личности является Я - концепция (К. Роджерс, Р Бернс) [1; 2]. В случае положительной Я - концепции человек склонен действовать и мыслить социально приемлемо. Если она отрицательная- в своих глазах человек видит себя ниже своего идеального «я»-, то, по мнению К. Роджерса, человек чувствует себя неудовлетворённым и несчастным [1].
Я - концепция - это осознанная совокупность представлений личности о себе- так сказать- теория себя- на основании ко-
торой человек не только создает отношение к своей личности и строит коммуникацию с другими. К подростковому возрасту - к 12-13 годам, у большинства детей уже формируется Я-концеп-ция - чувство собственного достоинства и самоидентичности. Важной частью Я-концепции выступает самооценка. Самооценка может быть адекватной, неадекватной, высокой или низкой.
Самооценка ребёнка начинает формироваться в раннем детстве и имеет связь с отношением к ребёнку в семье. С воз-
растом меняются только факторы, определяющие её формирование. Факторами, определяющими самооценку ребёнка, могут быть многие аспекты его жизни, стиль воспитания в семье, реализация себя в ведущей деятельности по возрасту и т.д. И если для дошкольников ведущей является игровая деятельность, а для младших школьников - учебная, то для детей, вступающих в подростковый период (от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 1214 до 17-18 лет у мальчиков, в исследовании - пятиклассники), фактором, определяющим формирование самооценки, становится интимно-личностное общение и общественно полезный труд. Общение ребёнка со сверстниками начинает играть главную роль в его жизни, а основным желанием становится желание стать авторитетом в группе, заслужить признание и уважение сверстников. Экспериментируя, психологи концентрировали внимание на «критическом» раннем возрасте и считали, что к концу детства черты нашего характера твердеют. Жизненный опыт может и сглаживает острые углы, но пластичный период заканчивается. Наследства младенчества и детства хватит на десятки лет, так как основные особенности характера уже сформировались. Однако, когда-то популярное среди психологов суждение о том, что ничего примечательного в развитии личности после детства не происходит, сегодня уступает место мысли о том, что человек развивается на протяжении всей жизни [3].
Подростковый кризис, сопровождающий переход от детства к взрослой жизни, проходит наиболее остро, так как в этом возрасте дети впервые начинают осознанно постигать и определять весь потенциал своей личности, создавать свой образ «Я», не имея при этом возможности соотнести его с уже сформировавшимся представлением о себе, как это могут в последующих кризисных ситуациях делать взрослые [4]. Учёными доказано, что особенно значимой является самооценка в динамике возрастного развития от младшего школьного к подростковому возрасту. В процессе роста личностной рефлексии в этом возрасте, она дифференцируется, развивается. Установлено, что зрелая самооценка рассматривается как внутренний фактор профилактики девиантных форм поведения, кризисов.
Актуальность нашей работы связана с ответом на вопрос, влияет ли организационная форма школы на развитие лично-
сти? В рамках исследования ставилась цель - выяснение уровня взаимосвязи самооценки школьника и организационной формы школы (частная - муниципальная). Объектом исследования стала самооценка школьника пятого класса. Предметом выступила взаимосвязь самооценки и организационной формы школы.
Для определения самооценки учащихся пятых классов было использовано две методики - методика Дембо-Рубинштейн и «Какой Я». Для исследования социально-психологических отношений в группе использована социометрия (Дж. Морено).
Известная методика разработанная Т. Дембо и С. Рубинштейн предполагала использование семи линий-шкал, обозначающих здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение делать многое своими руками, внешность, уверенность в себе. Выполняя тест, испытуемый отмечал специальными знаками текущие, желаемые и досягаемые для себя уровни развития этих качеств.
Вторая методика самооценки - «Какой Я» (О.С. Богдановой) - состояла из десяти различных положительных качеств личности. Посредством статистического анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена (р). мы определяли уровень взаимосвязи самооценки учеников обеих школ с их учебной успешностью. Результаты первого этапа приведены в Таблице 1.
В нашем случае для 20 значений выборок х и у (20 учеников, х - баллы по тесту самооценки, у - средний балл учебной успешности) табличное критическое значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена р при уровне значимости а=0,05 составляет 0,377. При уровне значимости а/2=0,025 р=0.45.
Гипотеза Н0 - выборки х и у не коррелируют (р=0).
Н1 при р>0: если р больше табличного значения критерия Спирмена р при а/2, то Н0 отвергается.
Для муниципальной школы р=0,087. р<0,45 - Принимаем
Н0.
Для частной школы р=-0,44. р<0,45 - Принимаем Н0.
Полученный коэффициент корреляции для обеих школ показывает, что уровень самооценки не связан с учебной успешностью, то есть учёба не является фактором, влияющим на самооценку пятиклассников. В случае с частной школой в качестве
Таблица 1
Порядковый № ученика Муниципальная школа Частная школа
Уровень самооценки (выборка х) Средний балл учебной успешности (выборка у) Уровень самооценки (выборка х) Средний балл учебной успешности (выборка у)
1 42 4,5 80 4
2 65 3,5 76 4
3 61 4 64 4,3
4 50 3 88 3,5
5 45 3 67 4,4
6 60 4,7 63 4,5
7 82 3 63 4
8 84 4,2 82 4
9 58 3,3 62 4,5
10 61 4,7 67 3,5
11 79 4 61 5
12 81 4 69 4
13 60 4,3 59 5
14 57 4,4 83 3,5
15 59 3,3 71 4
16 65 3 67 3,5
17 87 5 85 4,3
18 80 3,5 70 4,3
19 67 4 62 4,3
20 82 3,5 79 4,5
Коэффициент Спирмена 0,087 -0,44
Сопоставление показателей самооценки и учебной успешности школьников
тенденции можно отметить, что чем выше уровень успешности учебной деятельности школьника, тем скорее его самооценка ниже: р -0,44 .
Таким же способом был проверен уровень взаимосвязи самооценки учеников обеих школ и их социометрического статуса, который можно трактовать как социальную успешность. Сопоставление самооценки и социометрического статуса школьников муниципальной и частной школ позволило получить следующие коэффициенты корреляции (по Спирмену) 0,774 - для муниципальной и 0,568 для частной школ.
Для муниципальной школы р=0,774. р>0,45 - НО. Отвергается.
Для частной школы р=-0,568. р>0,45 - НО. отвергается.
Результаты статистического анализа социометрии и социальной успешности показали высокий коэффициент корреляции между социальным положением в группе и самооценкой ребёнка, что подтверждает в качестве ведущей деятельности учащихся пятых классов - общение со сверстниками: их социально-психологический статус, отношения со сверстниками в это период имеют тесную взаимосвязь с самооценкой школьника пятого класса.
Обсуждая результаты этого этапа исследования, с одной стороны, можно отметить, что указанные взаимосвязи белее выражены в муниципальной школе (р = 0,774) - что говорит о большей значимости социальных отношений в классе для личности ребёнка, с другой стороны, в группе учеников исследуемой частной школы не нашлось пятиклассников с низкой самооценкой, в то время как в муниципальной таких детей трое. Результаты социометрического исследования показывают, что в частной школе не оказалось детей, которых никто из ровесников не выбрал, в отличие от муниципальной школы, в которой один респондент не получил ни одного выбора, а ещё двое только по одному выбору.
Для того, чтобы понять как по-разному муниципальная и частная школы влияют на самооценку учащихся, была рассмотрена организация учебного процесса в двух исследуемых школах. Обосновано существенное влияние на развитие и самооценку школьника профессионально-значимых качеств, в частности - педагогической толерантности [5].
Исследователи отмечают, что современная система образования не рассчитана на решение сегодняшних задач, она были разработаны для нужд прошлого века [6; 7]. Муниципальные общеобразовательные школы (в том числе и школа, в которой обучаются исследуемые в работе ученики) используют традиционную классно-урочную форму организации учебного процесса.
Ю.П. Федорова, сравнивая условия в государственной и частной школ указывает, что система психологического сопровождения личностного развития младших школьников в условиях частной школы включает в себя:
- деятельность всех субъектов сопровождения по снижению у детей напряженности, зависимости от взрослых, неуверенности в своих интеллектуальных способностях, переживания стресса в общении со сверстниками;
- переориентацию педагогов с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с детьми;
- обучение родителей адекватному восприятию возможностей школы и своих детей;
- использованию сильных сторон образовательной среды при нейтрализации её неблагоприятных факторов [8].
Библиографический список
В качестве ведущего вида деятельности школьников 11 лет уже выступает совместная деятельность в кругу сверстников, а в современном мире сама способность действовать в команде является одним из наиболее востребованных личных и профессиональных качеств [6].
Учредители частных образовательных учреждений, как и другие предприниматели в области услуг, стремятся к получению прибыли. Они чаще всего решают проблемы организации свободного времени ребёнка после уроков, проблемы качественного питания школьника, посещения спортивных или музыкальных школ кружков по интересам, однако, могут быть ведомы и идеями инновационного подхода к образовательному процессу, как правило, они стараются собрать в своей команде лучших и опытнейших педагогов и других специалистов. В их числе может быть и штат психологов. В процессе привлечения клиентов организаторы частного образования обеспечивают удовлетворение культурно-эстетических, творческих, спортивных запросов клиентов, что в определенной мере способствует сплочению группы, особенно если иметь в виду, что наполняемость классов в частной школе, как правило, существенно ниже.
Однако основы самооценки личности формируются гораздо раньше, чем начинается школьное обучение, она формируется в семье. Именно там ребёнок «чувствует себя хорошим» или нет. Именно семья выбирает школу для ребёнка: часто в частную школу поступают подростки, родители которых имеют в качестве приоритетных не цели воспитания ребёнка, а цели «добывания денег», соответственно - их дети могут испытывать трудности в обычной государственной школе. Дома такие родители могут негативно влиять на самооценку ребёнка, упрекая его за высокий уровень материальных затрат на его обучение, таким образом, более высокий уровень доходов родителей учеников из частных школ не оптимизирует самооценку личности школьника.
В ходе исследования был выявлен уровень самооценки каждого ученика муниципальной и частной школы из числа учеников пятых классов, также были рассмотрены факторы успешности учебной деятельности и показатели социально-психологических взаимоотношений со сверстниками. Путём сопоставления самооценки учеников сначала с их учебной успешностью, а затем с их социометрическим статусом в группе, методом корреляционного анализа по Спирмену, было выявлено, что фактором, влияющим на формирование самооценки учащихся средних классов, являются социально-психологические показатели их взаимоотношений в классе. Коэффициент корреляции Спирмена самооценки и уровня учебной успешности для муниципальной школы составил 0,087 - это говорит о том, что связи учебной успешности и самооценки нет. Для частной школы коэффициент корреляции по Спирмену равен -0,44, что на уровне тенденции обнаруживает: в муниципальной школе уровень учебной успешности, школьные оценки скорее отрицательно связаны с самооценкой: «я хороший, хоть учусь я и неважно». При исследовании взаимосвязи самооценки и социальной успешности корреляция между ними оказалась достаточно высокой: для муниципальной школы коэффициент составил 0,774, для частной школы 0,568. В муниципальной школе на уровне тенденции взаимосвязи социально-психологических взаимоотношений в классе с самооценкой оказались более тесными. Несмотря на то, что ученики частной школы более тесно общаются друг с другом во внеучебное время, это не оказало влияние на тесноту связи взаимоотношений в классе и самооценки.
1. Роджерс К.А. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: «Прогресс», «Универс», 1994.
2. Бернс Р. Что такое Я-концепция. Психология самосознания: хрестомаия. Редактор Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 2003.
3. Майерс Д. Психология. Минск: «Поппури», 2008.
4. Уклад школы будущего: в двух частях с приложением. Редакционная коллегия Ю.В. Грицай, В.Б. Державин, Г.А. Бирюкова, З.Н. Касаткина. Редактор составитель Н.Б. Крылова. Москва: НИИ школьных технологий, 2009.
5. Чернявская В.С. Психологические факторы развития педагогической толерантности. Владивосток: Дальнаука, 2006.
6. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в школах разных типов. Психологическая наука и образование. 2000; 3: 72 - 80.
7. Робинсон К. Образование против таланта. Москва: Эксмо, 2013.
8. Федорова Ю.П. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе. Диссертация ... кандидата психологических наук, Ярославль, 1995.
References
1. Rodzhers K.A. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Moskva: «Progress», «Univers», 1994.
2. Berns R. Chto takoe Ya-koncepciya. Psihologiya samosoznaniya: hrestomaiya. Redaktor D.Ya. Rajgorodskij. Samara: Bahrah, 2003.
3. Majers D. Psihologiya. Minsk: «Poppuri», 2008.
4. Uklad shkoly buduschego: v dvuh chastyah s prilozheniem. Redakcionnaya kollegiya Yu.V. Gricaj, V.B. Derzhavin, G.A. Biryukova, Z.N. Kasatkina. Redaktor sostavitel' N.B. Krylova. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2009.
5. Chernyavskaya V.S. Psihologicheskie faktory razvitiya pedagogicheskoj tolerantnosti. Vladivostok: Dal'nauka, 2006.
6. Polivanova N.I., Ermakova I.V. Obrazovatel'naya sreda uroka v shkolah raznyh tipov. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2000; 3: 72 -80.
7. Robinson K. Obrazovanie protiv talanta. Moskva: 'Eksmo, 2013.
8. Fedorova Yu.P. Psihologicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya mladshih shkol'nikov v chastnoj shkole. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk, Yaroslavl', 1995.
Статья поступила в редакцию 31.05.15
УДК 159.9.072.433
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University
(Vladivostok, Russky Island, Russia), E-mail: valstan13@mail.ru
Obidion I.I., student, Department of Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russky
Island, Russia), E-mail: ir.obidion2012@yandex.ru
ANXIETY IN PRESCHOOLERS AND STYLES OF THEIR UPBRINGING BY PARENTS. The paper presents the basic categorical terminology of the investigation to clarify the nature of the relationship of the anxiety level of children of preschool age and the style of the family's upbringing by their parents. The authors examine the concepts of "anxiety" and "a style of family's upbringing". The work presents the course of the study, the main methods, techniques, interpretation of results examine the relationship of these phenomena. The work shows how to describe the level of anxiety among children of preschool age and the styles of parenting among parents of preschool children. The research shows the results of diagnostic styles of parenting in low- and middle-income families, and the high level of anxiety of children in such families. The results of the study suggest the correlation of the relationship between the high level of anxiety and the style of "a little loser", as well as between the low level of anxiety and the style of "cooperation", but reliable statistically significant correlation between the level of anxiety and the choice of the educational style by parents is not detected.
Key words: anxiety, style of family upbringing, preschoolers, correlation.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. психологии, проф. каф. психологии ФГАОУ ВПО «Дальневосточный
федеральный университет», г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru
И.И. Обидион, студентка направления подготовки «Психология» ВГБОУ ВПО «Владивостокский государственный
университет экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: ir.obidion2012@yandex.ru
ТРЕВОЖНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ И СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Представлен основной категориальный аппарат исследования - выяснения характера взаимосвязи уровня тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания их родителей. Рассмотрены понятия «тревожность», «стиль семейного воспитания». Представлен ход исследования, основные методы, методики, интерпретация результатов изучения взаимосвязи указанных феноменов. Представлено распределение уровня тревожности среди детей старшего дошкольного возраста, стилей родительского воспитания у родителей детей старшего дошкольного. Показаны результаты диагностики стилей родительского воспитания с низким и средним уровнем, а также высоким тревожности. Итоги исследования говорят о тенденции взаимосвязи между высоким уровнем тревожности и стилем «маленький неудачник», а также между низким уровнем тревожности и стилем «сотрудничество», однако достоверной статистически достоверной связи между уровнем тревожности и выбираемым родителями стилем воспитания не обнаружено.
Ключевые слова: тревожность, стиль родительского воспитания, дошкольник, взаимосвязь.
Семья - важнейшая среда воспитания и формирования личности, отношений, личностных качеств ребенка-дошкольника. В основе семейного воспитания находится стиль родительского отношения к ребенку. Психологический комфорт или дискомфорт, характер эмоциональной атмосферы в семье могут привести к целому ряду негативных последствий, к числу которых относятся эмоциональные расстройства личности.
В психологической литературе отражены типы отношений родителей к ребенку (А.Я. Варга, А.Н. Веракса, И.Г. Швец, и др.), а также рассматривающих различные факторы, детерминирующие проявления тревожности у детей [1; 2; 3].
А.Я. Варга под родительским отношением понимает целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребёнком, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребёнка его поступков [1].
Психолог дошкольного образовательного учреждения также часто сталкиваются с теми или иными проблемами семьи, в том числе с проблемами нарушения взаимоотношений между родителями и детьми. Это влияет на личностные и эмоциональные особенности ребёнка, в том числе и на характеристики и уровень тревожности.
Н.А. Веракса пишет, что предметом внимания психологов и других специалистов становится социальная ситуация развития детей дошкольного возраста. Появление Интернета, мобильных телефонов, детской рекламы, многочисленных телевизионных программ и т. д. размывает традиционные аутентичные культурные формы и содержание общения детей и взрослых. Детям предлагается иная система ценностей, предвидеть последствия
освоения которой возможно далеко не всегда. Исследование феноменов поведения детей в новых условиях становится крайне актуальным [2]. Оно позволяет хоть как-то наметить поле возможных проблем, с которым столкнутся современные родители и педагоги.
Тревожность понимается исследователями как характеристика эмоционально-чувственной сферы, подразумевающая наличие астенических эмоций, причина появления которых часто не осознаваема; понимается как свойство личности, предрасполагающее к возникновению реакции тревоги, к восприятию широкого круга объективно безопасных ситуаций как угрожающих; описывается как состояние напряженности [4; 5; 6].
Причины её появления носят, в первую очередь, психологический характер. Слабая изученность особенностей и причин появления тревожности у дошкольников обусловливает недостаточное применение психологических методов работы с ними.
И.Г. Швец, исследуя данную проблему около 15 лет назад, показала, что каждый третий ребёнок 5 - 6.5 лет имеет высокий уровень тревожности. При этом она обосновала положение о том, что детская тревожность носит устойчивый характер, проявляется в общении, деятельности, самоотношении детей. Высокий уровень тревожности у детей порождается специфическими ситуациями, связанными со сферой внутрисемейных отношений, с нарушением чувства защищенности ребёнка в семье [3].
В ходе исследования личностных особенностей родителей тревожных детей, И.Г Швец, были определены основные составляющие нарушений в когнитивной и эмоциональной сферах родителей, на поведенческом уровне: авторитарностью и непредсказуемостью поведения родителей, недовольством родителей