Корнев Василий Александрович,
ассистент кафедры электроэнергетических систем,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация. Ema.il: [email protected]
Kornev Vasiliy Aleksandrovich Assistant lecturer,
Department of Electric Power Systems, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia.
E-mail: [email protected]; KornevVA3007@ gmail.com
УДК 371.018:151.8 ББК 74.9:88.5
Я.С. Дикусар
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В данной статье рассмотрена проблема влияния факторов воспитательного воздействия на формирование девиантного поведения подростков. Представлен анализ биологических и психологических теорий формирования девиантного поведения. Автор концентрирует внимание на таких критериях семейного благополучия/неблагополучия, как эмоциональное отношение к ребенку и особенности требований и контроля. В результате проведенного исследования автором выявлены факторы воспитательного воздействия в семьях подростков с девиантным поведением и без проявления девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, неблагополучная семья, факторы семейного воспитания.
Y.S. Dikusar
INFLUENCE OF A FAMILY ON FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS
The problem of influence of factors of educational impact on formation of deviant behavior of teenagers is considered. The analysis of biological and psychological theories of formation of deviant behavior is submitted. The author concentrates attention on such criteria of family wellbeing / trouble as the emotional attitude towards the child and feature of requirements and control. As a result of the conducted research by the author factors of educational influence in families of teenagers with deviant behavior and without manifestation of deviant behavior are revealed.
Key words: deviant behavior, dysfunctional family, factors of family education.
Традиционно главным институтом воспитания рассматривается семья. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Это связано, прежде всего, с тем, что в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье человек проходит первый и наиболее важный этап своего становления и развития, усваивает образцы и нормы поведения, принятые в обществе.
Вместе с тем ни один другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько это может сделать семья. Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения детей и подростков.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступки или действия, ко-
торые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. К основным формам девиантного поведения относят агрессию, отклонения от учебы, преступность, пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, попытки суицида.
Существуют различные мнения относительно того, является ли девиантность врожденным или приобретенным способом поведения.
Некоторые научные теории связывают девиантное поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Например, Ч. Ломброзо, итальянский врач-психиатр, представитель антропологического детерминизма, утверждал, что существуют люди преступного типа, у которых особенности строения черепа совпадают с особенностями строения черепа первобытных людей. Из этого следует, что преступники находятся на ранней стадии эволюции и они подобны первобытным людям, следовательно, «преступниками рождаются, а не становятся». Другим ярким представителем биологического подхода является немецкий психиатр Э. Кречмер. В основе его теории лежит понятие о том, что определенные варианты сочетания физической конституции и психологического склада дают типы преступного поведения. Согласно теории У. Шелдона, американского психолога, поведение людей обусловлено особенностями их телосложения, например, «ме-зоморфы», отличающиеся силой и стройностью, наиболее предрасположены к девиантному поведению [5, с. 240-242].
В настоящее время по мере накопления научных знаний о человеке появляются новые биологические теории, объясняющие преступное поведение врожденными особенностями человека. Несомненно, генетический фактор оказывает влияние на человека, однако этого недостаточно, чтобы предопределить тот или иной тип поведения. Наследоваться могут лишь отдельные предпосылки девиантного поведения, такие как тип темперамента, особенности нервной системы, патология. Во взаимодействии
с внешней средой при определенных обстоятельствах эти предпосылки могут способствовать, но не являться главным фактором девиантного поведения. Таким образом, на сегодняшний день биологические теории не отвергаются, но признается их ограниченность в формировании личности.
Существует немало психологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция влияния семьи на формирование личности ребенка.
Психоаналитическая теория, основоположником которой является Зигмунд Фрейд, предполагает, что «поврежденная личность» во взрослом состоянии - это результат травмы в раннем детстве. Например, если пренебрегающие воспитанием родители не разовьют «Суперэго» (нормы морали) ребенка соответствующим образом, то «Оно» (инстинктивные, примитивные формы поведения) может стать доминирующей силой личности. Позже подростку, вероятно, не хватит сострадания к другим, восприимчивости к их проблемам, он может страдать неумением контролировать чувства, действовать агрессивно и импульсивно или проявлять другие психотические симптомы. В результате преступное поведение становится выходом для агрессивных и антисоциальных чувств [6, с. 114].
Д. Боули, Г. Салливан, К. Хорни причины отклонений в поведении видят в дефиците эмоционального контакта, теплого общения матери с ребенком в первые годы его жизни [5, с. 243].
Роль семьи в формировании личности ребенка отмечал Альфред Адлер. Он утверждал, что человек - существо социальное, для него важно чувство принадлежности к определенной группе людей. И семья является первичной необходимой общностью, где формируются основные качества личности. В соответствии с его теорией, семейная атмосфера, ценности семьи являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам поведения, взаимоотношений, культуре поведения через своих родителей. Поэтому семья является той первичной группой, в которой ребенок формирует свои
I
н ф
^ о
X
X
ф
3 ^
ф ш о
о ф
X
X
ф
ч ф
ей о с
о
X IX
го ^
ей ф
ч ф
^ X
го ей
о ^
о -&
го
X
ф о
X
к
с; ш
идеалы, ценности и цели жизни. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые дружеские отношения между собой, строить межличностные отношения на основе сотрудничества, а это возможно лишь при равноправии членов семьи [1, с. 92].
На значимость семейного воспитания в формировании девиантного поведения ребенка указывал и Беррес Фредерик Скинер, представитель бихевиорального направления. Девиантность - это результат научения, подкрепляемый набором стимулов из окружения каждого человека. Если родители окружили ребенка лаской, заботой, дали ему хорошее образование, то он, вероятнее всего, вырастет добропорядочным человеком. Если же ребенок рос в неблагополучной семье, его родители не работали, были склонны к алкоголизму, а основным средством воспитания были ругань и побои, то весьма вероятно, что ребенок пополнит ряды малолетних преступников [4, с. 70].
На сегодняшний день влияние семьи на формирование ребенка не вызывает сомнений. «Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» [3, с. 104].
Именно родители являются первым примером отношения ребенка к миру, обществу, социальным нормам и правилам поведения. В «Конвенции о правах ребенка» (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [7].
Но в то же время нельзя не отмечать и негативные факторы семейного воспитания: противоправное поведение взрослых, бездуховность родителей, отсутствие нормального психологического климата, преобладание материальных ценностей и т.п.
Одним из факторов семейного воспитания, деструктивно влияющих на формирование личности ребенка, является безнадзорность, проявляющаяся в отсутствии необходимой заботы, инте-
реса к нуждам ребенка и контроля над его поведением.
Еще одним критерием неблагополучия семьи, формирующим девиантное поведение, является стиль негативного отношения к ребенку. Порой даже внешне благополучные семьи с материальным достатком, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей являются неблагополучными, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях.
Нами было проведено исследование влияния семьи на формирование деви-антного поведения подростков при помощи опросника Е. Шафера.
Е. Шафер выделяет позитивные и негативные факторы воспитательного воздействия родителей:
• принятие - эмоциональное отвержение;
• психологический контроль - психологическая автономия;
• скрытый контроль - открытый контроль [2, с. 112].
Принятие подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и заботы о нем.
Понятие психологического контроля обозначает преднамеренное руководство детьми, последовательность в осуществлении воспитательных принципов. Психологическая автономия означает отгороженность, невовлеченность в дела и жизнь ребенка.
Скрытый контроль проявляется, когда родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому де-виантного поведения, демонстрируемому ребенком, непоследовательность применяемых родителями мер воспитания.
В исследовании принимали участие 24 подростка МБОУ СОШ № 83 города Екатеринбурга, учащиеся 7-9 классов (13-15 лет). Первую группу (12 человек) составили подростки, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Железнодорожного района города Екатеринбурга. Во вторую группу
(также 12 человек) входили подростки без проявлений девиантного поведения.
Цель исследования: выявление влияния факторов воспитательного воздействия на девиантное поведение подростков.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Табл. 1. Факторы воспитательного воздействия в семьях подростков с девиантным поведением и без девиантного поведения (опросник Е. Шафера)
Факторы воспитательно- Семьи подростков с девиант- Семьи подростков без девиант-
го воздействия ным поведением ного поведения
высокий средний низкий высокий средний низкий
Позитивный интерес - 2 98 62 27 11
Директивность 10 78 12 10 38 52
Враждебность 56 24 20 2 19 79
Автономность 63 28 9 3 31 66
Непоследовательность 31 62 7 5 12 83
Как отражено в таблице 1, в семьях детей с девиантным поведением преобладает низкий уровень позитивного интереса к детям (98% от общего количества испытуемых), что проявляется в отрицательном к ним отношении, отсутствии любви и уважения.
Такие семьи также продемонстрировали наиболее выраженный средний уровень директивности (78%). Дирек-тивность проявляется в демонстрации власти со стороны родителей в жесткости во взаимоотношениях, в отсутствии отзывчивости, проявлении симпатии, вызывающих положительные эмоциональные отношения.
Высокий уровень враждебности выявлен у 56% родителей детей с девиант-ным поведением. Враждебность характеризуется агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях, жесткостью в отношениях с подростками, склонностью к проявлению недовольства, скептического отношения к их достижениям.
Автономность, характеризующаяся отстраненностью от проблем ребенка, также выражена в семьях подростков с девиантным поведением, высокий уровень выявлен у 63% семей. В этом случае проявляется пониженный интерес
к увлечениям подростка, кругу его знакомств, учебе в школе, его проблемам и переживаниям. Как правило, родители слишком заняты собой, чтобы вникать в жизнь подростка, и «замечают» его только тогда, когда он что-нибудь «натворил» или обращается к родителям с просьбой помочь, или посоветоваться в том или ином вопросе.
Непоследовательность в большинстве семей подростков с девиантным поведением носит средний уровень выраженности (62%). Этот фактор воспитания проявляется в противоречивых высказываниях и невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня общения, в различии требований к ребенку членов семьи, в непредсказуемости для подростка реакции родителей на ту или иную ситуацию, событие.
Иная картина взаимоотношений представлена в семьях подростков, у которых не обнаружено девиантное поведение.
Из таблицы 1 следует, что родителям подростков без проявления девиантного поведения в своем большинстве (62%) свойственен позитивный интерес к своим детям, высокая степень проявления теплых чувств и принятия своего ребен-
х I-
ф ^
о
X
X
ф
3 ^
ф ш о
о ф
X
о го
X
ка, склонность проявлять внимание и интерес к подростку.
Директивность как фактор семейного воспитания ярко выражена только у 2% от общего количества семей.
Также имеют низкий уровень проявлений в этих семьях такие факторы воспи-
тания, как враждебность (79%), автономность (66%) и непоследовательность (83%).
Наглядно выраженность факторов семейного воспитания в семьях подростков с девиантным поведением и без проявлений девиантного поведения представлена на рис. 1.
рис. 1. сравнительная характеристика факторов семейного воспитания в разных семьях
Таким образом, в результате исследования было выявлено, что семьи детей без проявлений девиантного поведения в основном характеризуются высокой заинтересованностью жизнью своего ребенка, принятием его, выражением по отношению к нему любви и уважения.
В семьях детей с девиантным поведением выражены деструктивные факторы семейного воспитания, это отсутствие позитивного интереса к подростку, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность.
Библиографический список
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 96 с.
2. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
3. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
4. Скиннер, Б. Оперантное поведение [Текст] / Б. Скиннер // История зарубежной психологии: тексты. - М., 1986. - С. 60-95.
5. Социальная педагогика [Текст]: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагу-зова [и др.] / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М.А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
6. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ [Текст] / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 379 с.
7. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. [Текст].
Referents
1. Adler A. Practice and theory of individual psychology. M.: 'For Economic Literacy' fund, 1995. P. 96. [in Russian].
2. Wasserman L.I., Gorkovaya I.A., Romitsyna E.E. Parents in teenager's eyes:psychological diagnostics in medico-student teaching. SPb.: Rech, 2004. P. 256. [in Russian].
3. Con I.S. Psychology of early youth. M.: Prosveshchenie, 1989. P. 255. [in Russian].
4. Skinner B. Operational behavior. History of foreign psychology. M, 1986. P. 60-95. [in Russian].
5. Social pedagogics. M.A. Galaguzova, M.A. Belyaev, Yu.N. Galaguzov [et al.]. M.: INFRA-M, 2016. P. 320. [in Russian].
6. Freud S. Lectures on introduction to psychoanalysis. M.: Nauka, 1989. P. 379. [in Russian].
7. The Convention on the Rights of the Child. Approved by Resolution 44/25 of UN Genral Assembly of 20 November 1989. [in Russian].
Сведения об авторе: Дикусар Яна Сергеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Уральский государственный юридический университет,
г. Екатеринбург, Российская Федерация. ЕтаИ: [email protected]
Information about the author:: Dikusar Yana Sergeyevna,
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Department of Criminal Law, Ural State Legal University, Yekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 378:518(07) ББК 74.480.74.261.63
А.В. Иванова, Г.Р. Прозорова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Статья посвящена проблеме формирования общепрофессиональной компетенции у обучающихся направления подготовки Управление персоналом на занятиях информатики. Выделены компоненты компетенции. Представлено описание практического занятия, реализованного на основе деятельностного подхода.
Ключевые слова: деятельностный подход, информатика, профессиональная подготовка в вузе, компетенция.
A.V. Ivanova, G.R.Prozorova
FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES
AT COMPUTER SCIENCE LESSONS FROM THE POSITION
OF ACTIVITY APPROACH
The problem of the formation of professional competence at the students of direction of preparation "Staff management" at computer science lessons is discussed. The components of the competence are identified. Also the description of the practical classes, which is implemented on the basis of activity approach, is presented.
Key words: activity approach, computer science, training in higher education, competence.
X к