УДК 159.9:316.6
Русанова Лилия Сергеевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
lirusanova@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Статья посвящена проблемам влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка. В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из городских и сельских семей, изложены результаты исследования показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в зависимости от места проживания ребенка. Показано, что уровень семейной гипопротекции, воспитательная неуверенность родителя, недостаточность и чрезмерность требований к ребенку со стороны родителей влияют на формирование лек-сико-грамматического строя и связности детской речи.
Ключевые слова: речевой онтогенез, нарушения речевого развития, лексико-грамматический строй речи, семейные взаимоотношения.
Постановка проблемы. Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. Проблемы, касающиеся влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка, часто попадают в фокус внимания специалистов различного профиля, становятся предметом дискуссии, но, тем не менее, остаются мало изученными. В то же время необходимо отметить, что число детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы.
В отечественной науке основная масса исследований взаимосвязи особенностей семьи и детской речи выполнена в предметном поле общей и медицинской психологии, онтолингвистики при дефиците изучения речи в рамках социально-психологических исследований. Кроме того, в научной литературе в большей степени представлено влияние некоторых социально-психологических особенностей семьи на развитие речи детей раннего (К.Н. Белогай, Л.Ф. Обухова, Н.А. Сонина, О.А. Шаграева) и младшего школьного возраста (Т.Н. Трефилова, Д.Н. Чернов), формирование речи детей старшего дошкольного возраста и его взаимосвязь с социально-психологическими особенностями семьи изучено недостаточно хорошо. С нашей точки зрения, одним из механизмов развития речи ребенка может являться стиль родительского отношения к ребенку.
Программа и методы исследования. В исследовании испытуемыми являлись 278 детей старшего дошкольного возраста: 109 детей проживали в сельской местности и 169 - в городе Ярославле. Для изучения раннего развития ребенка и наличия сопутствующей патологии проведен анализ данных индивидуальных карт развития детей. В контексте исследования нас интересовали следующие параметры: социальный статус, наследственность, анамнез жизни, анамнез заболевания, психический статус ребенка. Оценка речевого развития детей дошкольного возраста проводилась по методике
комплексного обследования состояния речевых и неречевых функций А.П. Вороновой [2], включающей семь серий речевых проб с оценкой выполнения предлагаемых заданий. Исследование различных нарушений процесса воспитания проводился нами с помощью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйде-миллера, В.В. Юстицкиса.
Анализ результатов исследования. В ходе анализа результатов диагностики речевой сферы детей высокий уровень речевого развития имеют 108 детей (39%), средний уровень - 33 ребенка (12%); 137 детей (49%) имеют низкий уровень речевого развития. По результатам исследования, в городской и сельской местности влияние особенностей семейных взаимоотношений на развитие детской речи различно (табл. 1, 2).
Среди детей дошкольного возраста, проживающих в городской местности, относительно высокие оценки речевого развития имеют дети, родители которых применяют стиль воспитания «Гипопротек-ция» (г =0,39; р<0,001). Высокий уровень гипопро-текции в семье создает предпосылки для развития речи городских детей. Как ни парадоксально, но городские родители, мало интересующиеся потребностями детей, создают условия для усвоения детьми языковой культуры. Иначе говоря, существует определенная разница в наличии воздействий компенсирующего характера на речь городских и сельских детей. Недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, дефицит коммуникации в семье в городской среде компенсируется общением со сверстниками, посещением индивидуальных и групповых развивающих занятий, возможностью социального взаимодействия с педагогом.
Общение городских детей со сверстниками и педагогами стимулирует их к спонтанному и целенаправленному овладению речью. Роль родителей при этом сводится к «невмешательству». Отметим, что характерной положительной тенденции в развитии речи детей сельской местности мы не наблюдаем и видим там обратную ситуацию. Речевая среда, окружающая сельского ребенка, не отличается разнообразием форм и ситуаций, высоким
Вестник КГУ А 2016
© Русанова Л.С., 2016
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в городских семьях
Показатели я понимание речи
речевого развития Параметры семейных взаимоотношений уровень развити речи звукопроизно-шение слоговая структура слов фонематически« представления словарный запа< грамматический строй связность речи
гипопротекция 0 39*** 0,22** 0 40*** 0 37*** 0,36*** 0,34*** 0,33*** 0 32***
недостаточность требований-обязанностей ребенка -0,11 -0,16* -0,06 -0,09 -0,13 -0,02 -0,15* -0,17*
недостаточность требований-запретов -0,18** -0,09 -0,12 -0,11 -0,19** -0,09 -0,09 -0,10
неразвитость родительских чувств 0,09 -0,08 0,18** 0,16* 0,22** 0,06 0,14* 0,09
вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания -0,21** -0,21** -0,11 -0,10 -0,05 -0,14* -0,19** -0,21**
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в сельских семьях
Показатели речевого развития Параметры семейных взаимоотношений уровень развития речи понимание речи звукопроизно-шение слоговая структура слов фонематические представления словарный запас грамматический строй связность речи
чрезмерность требований-обязанностей ребенка -0,10 -0,05 -0,20* -0,17 -0,10 -0,09 -0,09 -0,18*
чрезмерность санкций 0,11 0,17 -0,19* -0,16* 0,12 -0,15* -0,16* 0,12
воспитательная неуверенность родителя -0,52*** -0,42** -0 51*** -0,33* -0,18 -0,46** -0,35* -0,35*
проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 0,11 0,10 0,28** 0,15 0,09 0,15 0,18 0,11
Примечание: *** - р<0,001; ** - р<0,01; * - р<0,05.
уровнем культуры речи, широким кругом общения со взрослыми и сверстниками.
Параметр семейных взаимоотношений «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», по данным нашего исследования, отрицательно сказывается как в целом на уровне развития речи городских детей (г = -0,21; р<0,01), так и на понимании речи (г= -0,21; р<0,01), формировании словарного запаса (г= -0,14; р<0,01), грамматического строя (г =-0,19; р<0,01) и связности речи (г = -0,21; р<0,01). В городских семьях противоречивость в воспитании и конфликтность между супругами, их негативное речевое поведение (возможно использование ненормативной, грубо-просторечной лексики, повышенный тон и спонтанность речи), а также недостаточность требований к ребенку со стороны родителей снижают уровень речевого развития детей.
Негативное речевое поведение родителей не может оказывать положительное влияние на речевое развитие ребенка. Во-первых, в этой ситуации действует механизм подражания, ребенок неосознанно воспринимает, а в дальнейшем воспроизводит речевые средства общения родителей. Во-вторых, стереотипность, ускоренный темп речи родителей
в конфликтной ситуации вызывает у детей трудности усвоения звуковой и слоговой структуры слов, формирования грамматического строя речи.
Сложнее объяснить, что корреляционная связь конфликтности родителей и речевого развития детей характерна лишь для городских условий. Можно предположить, что именно в городе существенно различается речевое поведение людей на работе, где они сдержанны, и в быту, где нередко позволяют себе иной стиль общения. Возможно, речь родителей, проживающих в сельской местности, содержательно и интонационно менее изменчива, чем в городе.
Негативно на речевое развитие сельского ребенка влияет «Воспитательная неуверенность родителей» (г= -0,52; р<0,001). Данное нарушение в семейном воспитании отражает низкий авторитет родителей, существенно ограничивающий стремление и желание ребенка подражать взрослым и усваивать правильные речевые образцы, лексико-грамматические конструкции. Отсутствие новизны и информативности речи родителей приводит к снижению речевой активности сельского ребенка.
В городских семьях параметр «Недостаточность требований-обязанностей по отношению
к ребенку» отрицательно коррелирует с пониманием речи (г = -0,16; р<0,05), грамматическим строем (г= -0,15; р<0,05), связностью речи (г= -0,17; р<0,05). Минимальность обязанностей у детей во многих городских семьях, трудность привлечения их к каким-либо домашним делам негативно сказывается на их речевом развитии. Ребенок не может найти для себя продуктивный вид деятельности и чрезмерно увлекается, например, просмотром телевизора, компьютерными играми. Для родителей эта ситуация является вполне удобной. Ребенок увлечен такой деятельностью и не доставляет неудобства окружающим, а родители, ориентированные на карьерный рост, ставят выше интересов ребенка свои собственные удобства и интересы, что в современном обществе принято называть «качеством жизни», которое не должно пострадать в результате рождения ребенка. Чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотром телевизора Е.А. Лошинская считает прямым фактором, тормозящем развитие речи. Во-первых, постоянный речевой и музыкальный фон активно понижает уровень слухового восприятия. Во-вторых, речь перестает восприниматься как побудительный сигнал. В-третьих, яркая картинка, с одной стороны, провоцирует асинхронность развития зрительного и слухового внимания, с другой стороны, действует возбуждающе, что не полезно для центральной нервной системы и, как следствие, для общего развития ребенка в целом [4]. Телевизор и компьютер создают ситуацию, когда речь фоном звучит около ребенка, но она не направлена на него и не провоцирует его ответную речевую реакцию.
Проблема, на наш взгляд, состоит еще и в том, что постоянный речевой фон сложной, внекон-текстной для ребенка речи повышает пороги фо-нетико-фонематической дифференцировки и значительно затрудняет смысловую обработку речи, обращенной к ребенку со стороны родителей.
Однако в группе сельских детей значимая корреляция между параметром «Недостаточность требований-обязанностей по отношению к ребенку» и особенностями речевого развития отсутствует. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что у сельских детей пристрастие к Интернету и компьютерным играм встречается реже, чем у городских.
Обнаружено, что достаточно высокий уровень развития речи имеют городские дети, по отношению к которым родители предъявляют недостаточные требования в выполнении обязанностей (г = -0,18; р<0,01). Во многих городских семьях можно увидеть ситуацию, когда родители пытаются следовать любым потребностям, желаниям ребенка и снижают количество и качество требований, предъявляемых к нему. По сути родители разрешают детям «все возможное» и каких-либо запретов для ребенка практически не существует.
Возможно, ослабление родительского контроля над поведением ребенка позволяет ему найти такие условия среды, которые позволили бы раскрыть не только свои индивидуальные задатки, но и повысить уровень языковой компетенции. Этот результат согласуется с механизмом развития речи, описанным Д.Н. Черновым в процессе исследования социокультурной обусловленности становления языковой компетенции в младшем подростковом возрасте [5]. По его мнению изменения стилевых предпочтений родителей в воспитании в сторону снижения контролирующей функции способствуют становлению речи подростка.
В сельских семьях мы наблюдаем противоположную картину: чем больше требований предъявляются к ребенку, тем хуже его речевое развитие и выше вероятность появления речевых нарушений. Подтверждением данной точки зрения является отрицательная связь параметра «Чрезмерность требований-обязанностей по отношению к ребенку» с звукопроизношением (г = -0,20; р<0,05) и связностью речи (г = -0,18; р<0,05).
Этот результат можно объяснить особенностями моделей детско-родительских взаимоотношений в двух группах семей: в сельской местности модель демократических детско-родительских взаимоотношений распространена в меньшей степени, чем в городе. Данный факт объясняется большей укорененностью в селе патриархальных традиций и преобладанием авторитарных установок относительно воспитания семей [3]. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов, они жестко контролируют все сферы жизни, подавляют инициативу.
Возможно, следуя авторитарным установкам, родители в сельских семьях ставят перед ребенком сложные задачи, не всегда соответствующие его возможностям, желаниям и ограничивающие детскую самостоятельность. В этом случае ребенок часто не соответствует требованиям родителей, у него формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Факт того, что высокая требовательность и контроль со стороны родителей, наделение обязанностями с использованием принуждения приводят к снижению самооценки у детей дошкольного возраста, подтверждается исследованиями Л.Л. Баландиной [1]. Заниженное представление ребенка о собственных возможностях и способностях может повлечь появление неуверенности в отношениях со взрослыми и сверстниками, что не способствует развитию речи.
Таким образом, влияние некоторых особенностей семейных взаимоотношений на речевое развитие городских и сельских детей различно:
1. Взаимоотношения матери с ребенком по типу «Гипопротекция» как в однодетных, так и в двух-
116
Вестник КГУ ^ 2016
детных городских семьях оказывают положительное влияние на формирование детской речи.
2. В городских семьях противоречивость в воспитании и конфликтность между супругами, их негативное речевое поведение не способствую детскому речевому развитию.
3. Неодинаково влияние на речевое развитие городских и сельских детей уровня «Требований-обязанностей по отношению к ребенку со стороны родителей»: источником речевых нарушений у сельских детей оказались «Чрезмерные неадекватные требования к ребенку со стороны родителей», которые, с одной стороны, ограничивают его самостоятельность, а с другой стороны способствуют появлению у ребенка неуверенности и заниженной самооценки. Применение сельскими родителями строгих наказаний и чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения детей затрудняют формирование у них навыков эффективной речевой коммуникации. В городских семьях нарушения речи у детей, напротив, могут быть вызваны «Минимальностью требований и обязанностей к ребенку со стороны родителей». Трудность привлечения к продуктив-
ным видам деятельности ребенка обусловлены его чрезмерным увлечением такой деятельностью, которая не требует от ребенка вербализации.
Библиографический список
1. Баландина Л.Л. Родительско-детские взаимодействия и самооценка мальчиков и девочек дошкольного возраста в однодетных семьях // Фундаментальные исследования: Психологические науки. - 2012. - № 11-5. - С. 1121-1125.
2. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. -СПб.: Образование, 1994. - 87 с.
3. Коробкова В.В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 87-92.
4. Лошинская Е.А. Влияние психологических факторов современной социальной среды на развитие речи у детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2012. - № 1. - С. 87-90.
5. Чернов Д.Н. К проблеме социокультурной обусловленности речевого развития // Системная психология и социология. - 2012. - № 5. - С. 77-84.