Научная статья на тему 'Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка'

Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2512
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ / НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / SPEECH ONTOGENY / SPEECH DEVELOPMENT DISORDERS / LEXICAL AND GRAMMATICAL STRUCTURE OF LANGUAGE / FAMILY RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русанова Лилия Сергеевна

Статья посвящена проблемам влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка. В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из городских и сельских семей, изложены результаты исследования показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в зависимости от места проживания ребенка. Показано, что уровень семейной гипопротекции, воспитательная неуверенность родителя, недостаточность и чрезмерность требований к ребенку со стороны родителей влияют на формирование лексикограмматического строя и связности детской речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русанова Лилия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of family relationships on the child’s speech development

The article is devoted to the problems of the influence of family relationships on a child’s speech development. This article describes the features of the speech development of preschool children in urban and rural families and presents the results of a study of speech development indicators and family relationships parameters depending on the child’s place of residence. It has been shown that the level of family hypoprotection, educational parent insecurity, failure and excessive demands on the child by the parents affect the formation of lexical and grammatical structure and coherence of children’s speech.

Текст научной работы на тему «Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка»

УДК 159.9:316.6

Русанова Лилия Сергеевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

lirusanova@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Статья посвящена проблемам влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка. В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из городских и сельских семей, изложены результаты исследования показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в зависимости от места проживания ребенка. Показано, что уровень семейной гипопротекции, воспитательная неуверенность родителя, недостаточность и чрезмерность требований к ребенку со стороны родителей влияют на формирование лек-сико-грамматического строя и связности детской речи.

Ключевые слова: речевой онтогенез, нарушения речевого развития, лексико-грамматический строй речи, семейные взаимоотношения.

Постановка проблемы. Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. Проблемы, касающиеся влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка, часто попадают в фокус внимания специалистов различного профиля, становятся предметом дискуссии, но, тем не менее, остаются мало изученными. В то же время необходимо отметить, что число детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы.

В отечественной науке основная масса исследований взаимосвязи особенностей семьи и детской речи выполнена в предметном поле общей и медицинской психологии, онтолингвистики при дефиците изучения речи в рамках социально-психологических исследований. Кроме того, в научной литературе в большей степени представлено влияние некоторых социально-психологических особенностей семьи на развитие речи детей раннего (К.Н. Белогай, Л.Ф. Обухова, Н.А. Сонина, О.А. Шаграева) и младшего школьного возраста (Т.Н. Трефилова, Д.Н. Чернов), формирование речи детей старшего дошкольного возраста и его взаимосвязь с социально-психологическими особенностями семьи изучено недостаточно хорошо. С нашей точки зрения, одним из механизмов развития речи ребенка может являться стиль родительского отношения к ребенку.

Программа и методы исследования. В исследовании испытуемыми являлись 278 детей старшего дошкольного возраста: 109 детей проживали в сельской местности и 169 - в городе Ярославле. Для изучения раннего развития ребенка и наличия сопутствующей патологии проведен анализ данных индивидуальных карт развития детей. В контексте исследования нас интересовали следующие параметры: социальный статус, наследственность, анамнез жизни, анамнез заболевания, психический статус ребенка. Оценка речевого развития детей дошкольного возраста проводилась по методике

комплексного обследования состояния речевых и неречевых функций А.П. Вороновой [2], включающей семь серий речевых проб с оценкой выполнения предлагаемых заданий. Исследование различных нарушений процесса воспитания проводился нами с помощью опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйде-миллера, В.В. Юстицкиса.

Анализ результатов исследования. В ходе анализа результатов диагностики речевой сферы детей высокий уровень речевого развития имеют 108 детей (39%), средний уровень - 33 ребенка (12%); 137 детей (49%) имеют низкий уровень речевого развития. По результатам исследования, в городской и сельской местности влияние особенностей семейных взаимоотношений на развитие детской речи различно (табл. 1, 2).

Среди детей дошкольного возраста, проживающих в городской местности, относительно высокие оценки речевого развития имеют дети, родители которых применяют стиль воспитания «Гипопротек-ция» (г =0,39; р<0,001). Высокий уровень гипопро-текции в семье создает предпосылки для развития речи городских детей. Как ни парадоксально, но городские родители, мало интересующиеся потребностями детей, создают условия для усвоения детьми языковой культуры. Иначе говоря, существует определенная разница в наличии воздействий компенсирующего характера на речь городских и сельских детей. Недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, дефицит коммуникации в семье в городской среде компенсируется общением со сверстниками, посещением индивидуальных и групповых развивающих занятий, возможностью социального взаимодействия с педагогом.

Общение городских детей со сверстниками и педагогами стимулирует их к спонтанному и целенаправленному овладению речью. Роль родителей при этом сводится к «невмешательству». Отметим, что характерной положительной тенденции в развитии речи детей сельской местности мы не наблюдаем и видим там обратную ситуацию. Речевая среда, окружающая сельского ребенка, не отличается разнообразием форм и ситуаций, высоким

Вестник КГУ А 2016

© Русанова Л.С., 2016

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в городских семьях

Показатели я понимание речи

речевого развития Параметры семейных взаимоотношений уровень развити речи звукопроизно-шение слоговая структура слов фонематически« представления словарный запа< грамматический строй связность речи

гипопротекция 0 39*** 0,22** 0 40*** 0 37*** 0,36*** 0,34*** 0,33*** 0 32***

недостаточность требований-обязанностей ребенка -0,11 -0,16* -0,06 -0,09 -0,13 -0,02 -0,15* -0,17*

недостаточность требований-запретов -0,18** -0,09 -0,12 -0,11 -0,19** -0,09 -0,09 -0,10

неразвитость родительских чувств 0,09 -0,08 0,18** 0,16* 0,22** 0,06 0,14* 0,09

вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания -0,21** -0,21** -0,11 -0,10 -0,05 -0,14* -0,19** -0,21**

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа показателей речевого развития и параметров семейных взаимоотношений в сельских семьях

Показатели речевого развития Параметры семейных взаимоотношений уровень развития речи понимание речи звукопроизно-шение слоговая структура слов фонематические представления словарный запас грамматический строй связность речи

чрезмерность требований-обязанностей ребенка -0,10 -0,05 -0,20* -0,17 -0,10 -0,09 -0,09 -0,18*

чрезмерность санкций 0,11 0,17 -0,19* -0,16* 0,12 -0,15* -0,16* 0,12

воспитательная неуверенность родителя -0,52*** -0,42** -0 51*** -0,33* -0,18 -0,46** -0,35* -0,35*

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств 0,11 0,10 0,28** 0,15 0,09 0,15 0,18 0,11

Примечание: *** - р<0,001; ** - р<0,01; * - р<0,05.

уровнем культуры речи, широким кругом общения со взрослыми и сверстниками.

Параметр семейных взаимоотношений «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», по данным нашего исследования, отрицательно сказывается как в целом на уровне развития речи городских детей (г = -0,21; р<0,01), так и на понимании речи (г= -0,21; р<0,01), формировании словарного запаса (г= -0,14; р<0,01), грамматического строя (г =-0,19; р<0,01) и связности речи (г = -0,21; р<0,01). В городских семьях противоречивость в воспитании и конфликтность между супругами, их негативное речевое поведение (возможно использование ненормативной, грубо-просторечной лексики, повышенный тон и спонтанность речи), а также недостаточность требований к ребенку со стороны родителей снижают уровень речевого развития детей.

Негативное речевое поведение родителей не может оказывать положительное влияние на речевое развитие ребенка. Во-первых, в этой ситуации действует механизм подражания, ребенок неосознанно воспринимает, а в дальнейшем воспроизводит речевые средства общения родителей. Во-вторых, стереотипность, ускоренный темп речи родителей

в конфликтной ситуации вызывает у детей трудности усвоения звуковой и слоговой структуры слов, формирования грамматического строя речи.

Сложнее объяснить, что корреляционная связь конфликтности родителей и речевого развития детей характерна лишь для городских условий. Можно предположить, что именно в городе существенно различается речевое поведение людей на работе, где они сдержанны, и в быту, где нередко позволяют себе иной стиль общения. Возможно, речь родителей, проживающих в сельской местности, содержательно и интонационно менее изменчива, чем в городе.

Негативно на речевое развитие сельского ребенка влияет «Воспитательная неуверенность родителей» (г= -0,52; р<0,001). Данное нарушение в семейном воспитании отражает низкий авторитет родителей, существенно ограничивающий стремление и желание ребенка подражать взрослым и усваивать правильные речевые образцы, лексико-грамматические конструкции. Отсутствие новизны и информативности речи родителей приводит к снижению речевой активности сельского ребенка.

В городских семьях параметр «Недостаточность требований-обязанностей по отношению

к ребенку» отрицательно коррелирует с пониманием речи (г = -0,16; р<0,05), грамматическим строем (г= -0,15; р<0,05), связностью речи (г= -0,17; р<0,05). Минимальность обязанностей у детей во многих городских семьях, трудность привлечения их к каким-либо домашним делам негативно сказывается на их речевом развитии. Ребенок не может найти для себя продуктивный вид деятельности и чрезмерно увлекается, например, просмотром телевизора, компьютерными играми. Для родителей эта ситуация является вполне удобной. Ребенок увлечен такой деятельностью и не доставляет неудобства окружающим, а родители, ориентированные на карьерный рост, ставят выше интересов ребенка свои собственные удобства и интересы, что в современном обществе принято называть «качеством жизни», которое не должно пострадать в результате рождения ребенка. Чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотром телевизора Е.А. Лошинская считает прямым фактором, тормозящем развитие речи. Во-первых, постоянный речевой и музыкальный фон активно понижает уровень слухового восприятия. Во-вторых, речь перестает восприниматься как побудительный сигнал. В-третьих, яркая картинка, с одной стороны, провоцирует асинхронность развития зрительного и слухового внимания, с другой стороны, действует возбуждающе, что не полезно для центральной нервной системы и, как следствие, для общего развития ребенка в целом [4]. Телевизор и компьютер создают ситуацию, когда речь фоном звучит около ребенка, но она не направлена на него и не провоцирует его ответную речевую реакцию.

Проблема, на наш взгляд, состоит еще и в том, что постоянный речевой фон сложной, внекон-текстной для ребенка речи повышает пороги фо-нетико-фонематической дифференцировки и значительно затрудняет смысловую обработку речи, обращенной к ребенку со стороны родителей.

Однако в группе сельских детей значимая корреляция между параметром «Недостаточность требований-обязанностей по отношению к ребенку» и особенностями речевого развития отсутствует. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что у сельских детей пристрастие к Интернету и компьютерным играм встречается реже, чем у городских.

Обнаружено, что достаточно высокий уровень развития речи имеют городские дети, по отношению к которым родители предъявляют недостаточные требования в выполнении обязанностей (г = -0,18; р<0,01). Во многих городских семьях можно увидеть ситуацию, когда родители пытаются следовать любым потребностям, желаниям ребенка и снижают количество и качество требований, предъявляемых к нему. По сути родители разрешают детям «все возможное» и каких-либо запретов для ребенка практически не существует.

Возможно, ослабление родительского контроля над поведением ребенка позволяет ему найти такие условия среды, которые позволили бы раскрыть не только свои индивидуальные задатки, но и повысить уровень языковой компетенции. Этот результат согласуется с механизмом развития речи, описанным Д.Н. Черновым в процессе исследования социокультурной обусловленности становления языковой компетенции в младшем подростковом возрасте [5]. По его мнению изменения стилевых предпочтений родителей в воспитании в сторону снижения контролирующей функции способствуют становлению речи подростка.

В сельских семьях мы наблюдаем противоположную картину: чем больше требований предъявляются к ребенку, тем хуже его речевое развитие и выше вероятность появления речевых нарушений. Подтверждением данной точки зрения является отрицательная связь параметра «Чрезмерность требований-обязанностей по отношению к ребенку» с звукопроизношением (г = -0,20; р<0,05) и связностью речи (г = -0,18; р<0,05).

Этот результат можно объяснить особенностями моделей детско-родительских взаимоотношений в двух группах семей: в сельской местности модель демократических детско-родительских взаимоотношений распространена в меньшей степени, чем в городе. Данный факт объясняется большей укорененностью в селе патриархальных традиций и преобладанием авторитарных установок относительно воспитания семей [3]. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов, они жестко контролируют все сферы жизни, подавляют инициативу.

Возможно, следуя авторитарным установкам, родители в сельских семьях ставят перед ребенком сложные задачи, не всегда соответствующие его возможностям, желаниям и ограничивающие детскую самостоятельность. В этом случае ребенок часто не соответствует требованиям родителей, у него формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Факт того, что высокая требовательность и контроль со стороны родителей, наделение обязанностями с использованием принуждения приводят к снижению самооценки у детей дошкольного возраста, подтверждается исследованиями Л.Л. Баландиной [1]. Заниженное представление ребенка о собственных возможностях и способностях может повлечь появление неуверенности в отношениях со взрослыми и сверстниками, что не способствует развитию речи.

Таким образом, влияние некоторых особенностей семейных взаимоотношений на речевое развитие городских и сельских детей различно:

1. Взаимоотношения матери с ребенком по типу «Гипопротекция» как в однодетных, так и в двух-

116

Вестник КГУ ^ 2016

детных городских семьях оказывают положительное влияние на формирование детской речи.

2. В городских семьях противоречивость в воспитании и конфликтность между супругами, их негативное речевое поведение не способствую детскому речевому развитию.

3. Неодинаково влияние на речевое развитие городских и сельских детей уровня «Требований-обязанностей по отношению к ребенку со стороны родителей»: источником речевых нарушений у сельских детей оказались «Чрезмерные неадекватные требования к ребенку со стороны родителей», которые, с одной стороны, ограничивают его самостоятельность, а с другой стороны способствуют появлению у ребенка неуверенности и заниженной самооценки. Применение сельскими родителями строгих наказаний и чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения детей затрудняют формирование у них навыков эффективной речевой коммуникации. В городских семьях нарушения речи у детей, напротив, могут быть вызваны «Минимальностью требований и обязанностей к ребенку со стороны родителей». Трудность привлечения к продуктив-

ным видам деятельности ребенка обусловлены его чрезмерным увлечением такой деятельностью, которая не требует от ребенка вербализации.

Библиографический список

1. Баландина Л.Л. Родительско-детские взаимодействия и самооценка мальчиков и девочек дошкольного возраста в однодетных семьях // Фундаментальные исследования: Психологические науки. - 2012. - № 11-5. - С. 1121-1125.

2. Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. -СПб.: Образование, 1994. - 87 с.

3. Коробкова В.В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 9. - С. 87-92.

4. Лошинская Е.А. Влияние психологических факторов современной социальной среды на развитие речи у детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2012. - № 1. - С. 87-90.

5. Чернов Д.Н. К проблеме социокультурной обусловленности речевого развития // Системная психология и социология. - 2012. - № 5. - С. 77-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.