Научная статья на тему 'Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка'

Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2305
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / HEALTH PSYCHOLOGY / SUBJECT PATTERN OF CHILD'S HEALTH / ATTITUDE TO HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкова Ирина Михайловна

Внутренняя картина здоровья сложное полидетерминированное явление, включающее в себя различные группы факторов влияния, первым среди которых становится семейное и родительское влияние. Формирование внутренней картины здоровья начинается с раннего возраста, и нарушения этого процесса влекут за собой глобальные изменения для личности и здоровья человека последствия. С точки зрения разработанности и исследованности проблемы формирования ВКЗ у детей мы обладаем наиболее обширными данными о «передаче» компонентов ВКЗ ребенку от родителей. Большинство исследований утверждают, что родители и семья обеспечивают ребенку первичное представление о правильных моделях поведения в отношении здоровья, демонстрируя, обучая и укрепляя специфические знания и привычки. Мы говорим о том, что родительская среда оказывает существенное влияние на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Родительские установки и тип поведения становятся для ребенка примером и образцом для поведения. Серьезной задачей родителей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья своих детей, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей. Дети запоминают необходимые компоненты поведения при постоянном их повторении со стороны родителей и, как только они становятся старше, поведение переносится и в сферы несемейных взаимоотношений, где возможны различные поведенческие трансформации, происходящие под влиянием сверстников, других значимых взрослых и личностных особенностей ребенка. Тем не менее, все исследования сходятся в выводах на том факте, что основообразующим конструктом ВКЗ в течение всей жизни остается усвоенное поведение родителей. В данной статье мы рассмотрим особенности влияния основных семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY FACTORS INFLUENCE ON THE FORMATION OF CHILD’S SUBJECT PATTERN OF HEALTH

Subject pattern of health predeterminable complex phenomenon, which includes different groups of factors, the first among which is family and parental influence. The formation of the subject pattern of health begins from an early age, and violations of this process entail global changes for the individual and human health consequences. From the point of view of development and research of the problem of formation of the subject pattern of health in children, we have the most extensive data on the «transfer» of components of the subject pattern of health to the child from parents. Most studies argue that parents and family provide the child with a primary understanding of good health behaviours by demonstrating, teaching, and strengthening specific knowledge and habits. We say that the parent environment has a significant impact on the formation of the internal picture of the child’s health. Parental attitudes and type of behavior become an example and a model for the child’s behavior. A serious task of parents is to ensure the highest possible level of real health of their children, education valeological culture to form a conscious attitude of the child to the health and life of both their own and other people. Children remember the necessary components of behavior with constant repetition on the part of parents and, as soon as they become older, the behavior is transferred to the sphere of non-family relationships, where various behavioral transformations are possible under the influence of peers, other significant adult and personal characteristics of the child. Nevertheless, all studies agree on the fact that the basic construct of the subject pattern of health throughout life is the assimilated behavior of parents. In this article we consider the features of the influence of the main family factors on the formation of the subject pattern of the child’s health.

Текст научной работы на тему «Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка»

DOЫ0.23888/humJ20Ш563-574

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ НАФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Шишкова И.М.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация. Внутренняя картина здоровья - сложное полидетерминированное явление, включающее в себя различные группы факторов влияния, первым среди которых становится семейное и родительское влияние. Формирование внутренней картины здоровья начинается с раннего возраста, и нарушения этого процесса влекут за собой глобальные изменения для личности и здоровья человека последствия.

С точки зрения разработанности и исследованности проблемы формирования ВКЗ у детей мы обладаем наиболее обширными данными о «передаче» компонентов ВКЗ ребенку от родителей. Большинство исследований утверждают, что родители и семья обеспечивают ребенку первичное представление о правильных моделях поведения в отношении здоровья, демонстрируя, обучая и укрепляя специфические знания и привычки. Мы говорим о том, что родительская среда оказывает существенное влияние на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Родительские установки и тип поведения становятся для ребенка примером и образцом для поведения. Серьезной задачей родителей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья своих детей, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.

Дети запоминают необходимые компоненты поведения при постоянном их повторении со стороны родителей и, как только они становятся старше, поведение

переносится и в сферы несемейных взаимоотношений, где возможны различные поведенческие трансформации, происходящие под влиянием сверстников, других значимых взрослых и личностных особенностей ребенка. Тем не менее, все исследования сходятся в выводах на том факте, что основообразующим конструктом ВКЗ в течение всей жизни остается усвоенное поведение родителей.

В данной статье мы рассмотрим особенности влияния основных семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка.

Ключевые слова: психология здоровья, внутренняя картина здоровья ребенка, отношение к здоровью.

THE FAMILY FACTORS INFLUENCE ON THE FORMATION OF CHILD'S SUBJECT PATTERN OF HEALTH

Shishkova I.M. Ryazan State Medical University

Abstract. Subject pattern of health - predeterminable complex phenomenon, which includes different groups of factors, the first among which is family and parental influence. The formation of the subject pattern of health begins from an early age, and violations of this process entail global changes for the individual and human health consequences.

From the point of view of development and research of the problem of formation of the subject pattern of health in children, we have the most extensive data on the «transfer» of components of the subject pattern of health to the child from parents. Most studies argue that parents and family provide the child with a primary understanding of good health behaviours by demonstrating, teaching, and strengthening specific knowledge and habits.

Электронный научный журнал ¡Щ

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

We say that the parent environment has a significant impact on the formation of the internal picture of the child's health. Parental attitudes and type of behavior become an example and a model for the child's behavior. A serious task of parents is to ensure the highest possible level of real health of their children, education valeological culture to form a conscious attitude of the child to the health and life of both their own and other people.

Children remember the necessary components of behavior with constant repetition on the part of parents and, as soon as they become older, the behavior is transferred to the sphere of non-family relationships, where various behavioral transformations are possible under the influence of peers, other significant adult and personal characteristics of the child. Nevertheless, all studies agree on the fact that the basic construct of the subject pattern of health throughout life is the assimilated behavior of parents.

In this article we consider the features of the influence of the main family factors on the formation of the subject pattern of the child's health.

Key words: health psychology, subject pattern of child's health, attitude to health.

В условиях развития современного общества остро ставится вопрос о значимости здоровья как отдельного человека, так и целых социальных групп. Традиционная медицинская модель, при которой заболевание концептуализируется как результат специфических патогенов и физических изменений оказывается не в силах объяснить психологическую составляющую факторов возникновения заболеваний и господствующей в современной науке становится биопсихосоциальная модель. В этой модели здоровье и болезнь рассматриваются как результат не только биологических и физических факторов, но также кумулятивного влияния психологических, социальных и поведенческих процессов. При рассмотрении данных процессов неизбежно ставится вопрос о развитии навыков здоровьесбере-

гающего поведения, об отношении человека к собственному здоровью и формировании его внутренней картины здоровья.

ВКЗ - структурное образование, которое формируется в ходе физического, личностного, интеллектуального и социального развития человека. У ребенка формирование ВКЗ начинается в возрасте 4-5 лет. Этот процесс происходит под влиянием трех групп факторов: так называемых «биографических» (пол, демографические показатели, особенности физического и личностного развития), семейных (взаимоотношения ребенка с ближайшими родственниками, отношение к здоровью родителей, напрямую транслируемое ребенку) и внесемейные (сверстники, школа, учителя, СМИ) [1].

Рассматривая процесс формирования ВКЗ у ребенка, мы можем выделить также еще две группы факторов: это объективные (внешние) и субъективные (внутренние) факторы. К первым мы можем отнести условия проживания ребенка, в первую очередь, социальные и экономические, уровень развития государства и общества. Ко вторым - личностные особенности ребенка, личный опыт болезни, актуальное состояние здоровья. Заложенные с детства знания и привычки в области собственного здоровья, оказывают влияние на отношение человека к своему здоровью в течение всей жизни [2].

В данной статье мы остановимся на влиянии основных семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья у ребенка.

Одними из базовых факторов развития ребенка, начиная с рождения, являются его отношения с близкими взрослыми людьми. Через них ребенок устанавливает первичные связи с миром и окружающими, формируется его личность. Несмотря на то, что отношения между родителями и детьми в каждой семье индивидуальны и неповторимы, всё же можно выделить типичные модели взаимоотношений между взрослыми и их детьми. Для определения этого взаимодействия в первую очередь рассматривается тип семейного воспитания.

Электронный научный журнал

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» J

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

Тип семейного воспитания - это интегративная характеристика родительских отношений к ребенку, их ценностей, установок, эмоциональных переживаний по отношению к ребенку, а также родительской компетентности. Родительское воспитание оказывает значительное влияние на развитие и формирование ребенка, его последующее отношение к себе и миру.

Традиции воспитания детей различны не только в историческом контексте и в различных странах, но и в каждой семье. Так, например, в исламских странах пропагандируется воспитание детей в строгости, не исключаются частые наказания. В Европе считается, что строгое воспитание необходимо маленьким детям, а по мере их взросления, контроль должен постепенно ослабевать, а ребенок при этом - получать всё большую свободу. А в Японии, наоборот, считается, что маленьким детям необходимо предоставлять максимум свободы, а чем старше ребенок - тем в большем контроле он нуждается.

Независимо от того, как проходит воспитание ребенка, тип семейного воспитания должен определяться тремя параметрами (Захаров А.И., 1982). Во-первых, адекватностью - то есть уместностью воспитательных мер по отношению к конкретному ребенку, обладающему своими особенностями; во-вторых, динамичностью - способностью родительской позиции изменяться, менять свое направление в зависимости от обстоятельств; в-третьих, прогностичностью - способностью родителей представлять результат и последствия тех или иных воспитательных мер.

А. И. Захаров выделил следующие черты личности матери, оказывающие неблагоприятное воздействие на процесс развития ребенка: тревож-ность;сензитивность - чрезмерная эмоциональная чувствительность; аффектив-ность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость; «недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, или противоречивость личности, в целом обусловленная трудно совместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик»; стремление доминировать и играть ведущую

роль в отношениях с окружающими;эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;гиперсоциальность - повышенные принципиальность и чувство долга, невозможность подбора компромиссных решений. А.И. Захаров в 1982г. так же выделяет параметры воспитательного процесса. Он относит к ним в первую очередь параметр интенсивности эмоционального контакта родителей по отношению к детям и четыре ее варианта: гиперопека, опека, принятие, неприятие. Параметр контроля включает в себя разрешительный, допускающий, ситуативный и ограничительный компоненты. Важными являются и параметры последовательности - непоследовательности воспитания, аффективной устойчивости — неустойчивости обоих родителей, а также присущей или не присущей им тревожности[3].

Э.Г.Эйдемиллер в 1987 году выделил несколько специфических особенностей семейного воспитания [4]:

1. уровень протекции. Это показатель того, сколько внимания и времени родители уделяют своему ребенку;

2. полнота удовлетворения потребностей ребенка;

3. степень предъявления к ребенку различных требований;

4. степень запретов;

5. строгость санкций;

6. устойчивость демонстрируемого стиля воспитания.

Он рассматривает два варианта отклонения от нормального уровня протекции: чрезмерную протекцию (гиперпротекцию) и недостаточную протекцию (ги-попротекцию). При гиперпротекции родители посвящают ребенку очень много времени, воспитание ребенка становится приоритетным занятием в их жизни. При гипопротекции - наоборот, ребенок часто оказывается вне области внимания и интересов родителей.

Электронный научный журнал

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» )

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

В степени удовлетворения потребностей ребенка могут быть обнаружены два нарушения: потворствование (некритическое удовлетворение любых потребностей ребенка) и игнорирование потребностей ребенка.

Нарушения системы требований могут выражаться в нескольких вариантах:

1. чрезмерность требований-обязанностей, при которой к ребенку предъявляются завышенные, нереальные требования;

2. недостаточность требований-обязанностей ребенка, при которой ребенок не обладает никакими обязанностями в семье, не обучается самостоятельности и ответственности;

3. чрезмерность требований-запретов, при которой ребенка во всем ограничивают;

4. недостаточность требований-запретов к ребенку, при которой для ребенка не существует запретов и правил.

Автор выделяет также чрезмерность санкций (строгие наказания даже при незначительных проступках ребенка) и минимальность санкций (ребенок остается безнаказанным даже при грубых нарушениях поведения).

По мнениюисследователей (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Е.О.Смирнова, М.В.Быкова), основными факторами семейного воспитания становятся любовь, принятие и эмоциональное отношение к ребенку и особенности контроля и требований к нему. Всё это способствует формированию у ребенка «правильной» внутренней картины здоровья.

В процессе воспитания ребенка первыми предпосылками формирования ВКЗ становятся грамотно организованный режим дня, обучение навыкам гигиены и самообслуживания. Образовательные учреждения, в которых ребенка также обучают азам здорового образа жизни, не в силах сформировать верное отношение ребенка к собственному здоровью без каждодневной поддержки со стороны семьи ребенка. При этом важно, чтобы родители не только обучали ребенка, но и демонстрировали верное поведение на собственном примере [5].

Электронный научный журнал л

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: [email protected]

Немаловажным фактором становится и отношение родителя к здоровью ребенка. Помимо типа семейного воспитания, в котором ребенку транслируется данное отношение, важным направлением является удовлетворение потребностей ребенка и способы их удовлетворения.

В каждой семье потребности ребенка удовлетворяются по-разному. Родители могут стремиться к постоянному некритичному и максимальному удовлетворению всех, даже малейших потребностей ребенка, а могут полностью их игнорировать. Это зависит от материального ресурса семьи, от личностных особенностей родителей, от их отношения к собственному ребенку. Большинство родителей осознают ценность здоровья собственного ребенка, но зачастую наблюдается и формальное отношение к нему. Родители часто указывают значимость для здоровья ребенка внешних факторов (питание, свежий воздух, хорошие врачи), но забывают о важности полноценного эмоционального общения со своим ребенком, понимания его потребностей и их удовлетворения.

Согласно статистическим данным, в России в 2018 году наблюдается около 50% разводов. Подобный социальный фактор в первую очередь оказывает влияние на детей бывших супругов. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие эмоционального взаимодействия с родителями (одним или обоими), обвинение ребенка в семейных проблемах, отсутствие воспитательного примера в виде родителя (в особенности, того же пола, что и ребенок) - данные факторы говорят нам о снижении адекватности формирования внутренней картины здоровья.

Важной социальной проблемой в нашей стране является и алкогольная зависимость. Для искажения нормального процесса воспитания достаточно незначительных колебаний социально-психологического благополучия семьи, а в семьях, где родитель имеет алкогольную зависимость, безусловно, присутствует уже значительное нарушение семейных и детско-родительских отношений.

Проблемы семейного воспитания в подобных дисгармоничных семьях влекут за собой колоссальные для личности ребенка нарушения. Дети, воспитывающиеся

в семьях, где родитель имеет алкогольную зависимость, составляют особую группу с повышенным риском, вплоть до суицидальной активности. Такое поведение представляет собой наивысшую степень искажения адекватного отношения к своему здоровью, являющееся прямым следствием отсутствия позитивного родительского влияния.

В условиях любых дисфункциональных семей неизбежно пролонгированное действие стрессовых факторов на формирующуюся личность ребенка. Неблагоприятный психологический климат в семье и неадекватные стили семейного воспитания способствуют формированию у ребенка состояния беспомощности, эмоционального дискомфорта. Эти изменения затрагивают структуру всей внутренней картины здоровья личности.

С точки зрения разработанности и исследованности проблемы формирования ВКЗ у детей мы обладаем наиболее обширными данными о «передаче» компонентов ВКЗ ребенку от родителей. Большинство исследований утверждают, что родители и семья обеспечивают ребенку первичное представление о правильных моделях поведения в отношении здоровья, демонстрируя, обучая и укрепляя специфические знания и привычки ^аггаЫ, 2012) [6]. Дети запоминают необходимые компоненты поведения при постоянном их повторении со стороны родителей и, как только они становятся старше, поведение переносится и в сферы несемейных взаимоотношений, где возможны различные поведенческие трансформации, происходящие под влиянием сверстников, других значимых взрослых и личностных особенностей ребенка. Тем не менее, все исследования сходятся в выводах на том факте, что основообразующим конструктом ВКЗ в течение всей жизни остается усвоенное поведение родителей.

Таким образом, мы говорим о том, что родительская среда оказывает существенное влияние на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Родительские установки и тип поведения становятся для ребенка примером и образцом для поведения. Серьезной задачей родителей является обеспечение максимально

высокого уровня реального здоровья своих детей, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.

Не во всех семьях культивируется здоровый образ жизни, и в таком случае ребенку приходится учиться здоровьесберегающему поведению в образовательном процессе. При этом состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками еще несколько назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты возникновения и развития болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования, начиная с младшего школьного возраста. В связи с этим повышается актуальность исследования вопросов формирования внутренней картины здоровья детей.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:

1. КаганВ.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - с.86-88.

2. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - 110с.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков — М.: Медицина, 1982. - 216 с.

4. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996. - С. 6- 19.

5. Шишкова И.М. Понятие о внутренней картине здоровья [Электронный ресурс] / И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017. № 1 (16), с.48-55.

6. Tinsley, Barbara J. (2002) How Children Learn to Be Healthy. West Nyack, NY, USA: CambridgeUniversity Press.

REFERENCES:

1. Kagan V.E. Vnutrennyaya kartina zdorov'ya - termin ili koncepciya? [The subject pattern of health - a term or concept?]// Voprosy psihologii [Questions of psychology] - 1993, № 1. - s.86-88. (in Russian)

2. Berezovskaya, R.A. Otnoshenie k zdorov'yu [Health attitude] / R.A. Berezovs-kaya // Praktikum p opsihologii zdorov'ya [Workshop on the Psychology of Health]/ pod red. G.S. Nikiforova. - SPb.: Piter. 2005- 110 s. (in Russian)

3. Zaharov A.I. Psihoterapiya nevrozov u deteji podrostkov [Psychotherapy of neuroses in children and adolescents]— M.: Medicina, 1982. - 216 s. (in Russian)

4. Ejdemiller EH.G. Metody semejnoj diagnostiki i psihoterapii [Methods of family diagnostics and psychotherapy]. - M. 1996, - S. 6- 19. (in Russian)

5. Shishkova I.M. Ponyatie o vnutrennej kartine zdorov'ya [The concept of the subject pattern of health] / I.M. Shishkova // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdo-rov'e, adaptaciya, razvitie: setevoj zhurn. [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2017. № 1 (16), s.48-55. (in Russian)

6. Tinsley, Barbara J. (2002) How Children Learn to Be Healthy. West Nyack, NY, USA: CambridgeUniversity Press.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Шикова Ирина Михайловна - преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: sea-gull93 @yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Shikova Irina Mikhailovna - lecturer of the department of general and special psychology with a course in pedagogy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: sea-gull93 @yandex.ru

Дата поступления: 28.09.2018г.

Дата принятия в печать: 28.09.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Шишкова И.М. Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка [Электронный ресурс] /И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=340 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Shishkova I.M. Vliyaniye semeynykh faktorov na formirovaniye vnutrenney karti-ny zdorov'ya rebenka [The family factors influence on the formation of child's subject pattern of health] [Electronic resource] / I.M. Shishkova // Lichnost' v menyayushchem-sya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=340 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.