УДК 159.922
DOI:10.23888/humJ2017148-55 © Шишкова И.М., 2017
ПОНЯТИЕ О ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЕ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье обозначена актуальность исследования внутренней картины здоровья детей, обозначены основные подходы к определению внутренней картины здоровья и взаимосвязь с понятием «отношение к здоровью».
Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, здоровье, отношение к здоровью, школьный возраст.
© Shishkova I.M.,2017
THE CONCEPT OF THE INTERNAL PICTURE OF HEALTH
Abstract. The article outlines the relevance of the internal picture of children's health study, identified the main approaches to the definition of the internal picture of health and the relationship with the concept of «attitude to health».
Key words: The internal picture of health, health, attitude to health, school age.
Наблюдения врачей и статистические данные в настоящее время свидетельствуют о том, что число абсолютно здоровых детей в Российской Федерации не превышает 10%, и число часто и длительно болеющих детей прогрессивно увеличивается в школьном возрасте в зависимости от взросления ребенка и перехода его из класса в класс. Среди заболеваний наиболее распространены респираторные заболевания, патологии щитовидной железы, артериальная дистония, заболевания органов пищеварения. Подавляющее большинство детей, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Вопросы профилактики имеют первостепенное значение для указания ценности собственного здоровья для каждого ребенка. В школьном возрасте страх потерять здоровье для ребенка еще не актуализирован, и здесь важное значение
имеет приобретение им необходимых для сохранения и укрепления здоровья знаний, умений, навыков и привычек, что и становится важнейшей профилактической задачей психологии здоровья[4].
Внутренняя картина здоровья - это особое, эталонное отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенству; обобщенный образ нормального или ненормального состояния, субъективное переживание человеком уровня своего здоровья, осознание своих душевных и физических возможностей, ресурсов (В.Е.Каган).
Б.Г.Ананьев определяет внутреннюю картину здоровья как комплекс интеллектуальных представлений о здоровье человека, его эмоциональных переживаний и его поведенческих реакций и паттернов. С другой стороны, он говорит, что ВКЗ - это особое отношение к собственному здоровью, которое базируется на осознании ценности здоровья и стремлении к его постоянному сохранению и улучшению.
Конечно, внутренняя картина здоровья (ВКЗ) не является врожденной, она постепенно формируется одновременно с физическим, личностным, интеллектуальным и социальным развитием человека. У ребенка ВКЗ начинает свое формирование в возрасте 4-5 лет, когда главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, физический комфорт, состояние здоровья. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней, ненужной для ребенка. Родители могут не только научить ребенка правильному поведению, но и показать его на собственном примере[2].
В структуре внутренней картины здоровья выделяют чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный уровни. Все эти уровни тесно связа-
ны между собой и являются взаимозависимыми. Рассматривая внутреннюю картину здоровья как систему, мы можем говорить о том, что существуют системообразующие факторы, которые оказывают влияние на ее формирование.
Многие исследователи обозначают синонимами понятия «внутренняя картина болезни» «самооценку здоровья», «установку на здоровье» или «отношение к здоровью». Все эти термины обозначают поведение человека, направленное на сохранение и укрепление собственного здоровья.
Понятие отношения в целом в отечественной психологии появилось сравнительно недавно - в трудах А.Ф.Лазурского, который говорил об экзопсихике - отношении человека к окружающей действительности. Вслед за А.Ф.Лазурским, В.Н.Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне понимания сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.
Отношение к здоровью — система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, напротив, угрожающими здоровью людей. Отношение к здоровью - это также и определенная субъективная оценка индивидом своего физического и психического состояния.
Впервые в научной литературе «отношение к здоровью» стало выступать предметом научного исследования в 1980 г. в работе Д. Н. Лоранского. Он говорил о том, что интенсивность заботы человека о своем здоровье определяется не столько его объективным состоянием, сколько отношением к нему самого человека [1].
Выделяют следующие компоненты отношения к здоровью:
1. Когнитивный компонент - это система знаний человека о здоровье, способах его сохранения и укрепления, осведомленность о состоянии своего здоровья, понимание негативных и позитивных факторов, способных оказать влияние на здоровье индивида;
2. Эмоциональный компонент - чувства и переживания человека, связанные с состоянием его здоровья, реакции на улучшение и ухудшение физического и морального состояния;
3. Мотивационно - деятельностный компонент - место здоровья в структуре ценностей личности, важность заботы о нем, поведенческие особенности по предотвращению заболеваний, а также в ситуациях ухудшения состояния (конкретные поступки, действия, навыки, обеспечивающие сохранение здоровья).
Несмотря на то, что в структуре отношения к здоровью выделены собственные составляющие, мы рассматриваем ВКЗ как более комплексное представление о своем здоровье, тогда как отношение к здоровью является лишь ее структурным компонентом, позволяющим выстроить иерархию ВКЗ.
То, как ребенок заботится о своем здоровье, насколько этот процесс является осознанным с его стороны, как проявляется воздействие его ближайшего окружения, напрямую способствует формированию отношения к здоровью и внутренней картины здоровья.
Понять механизмы таких формирований, динамику развития, причины ухудшения состояния здоровья детей - приоритетная задача психологии здоровья в настоящее время.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Березовская, Р.А. Отношение к здоровью / Р.А. Березовская // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. -110с.
2. Шишкова И.М., Яковлева Н.В. Влияние типа семейного воспитания и отношения к здоровью родителей на здоровьесберегающую деятельность ребенка младшего школьного возраста// Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». - 2015. - №4 (11). -с.418-422.
3. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методология и методы исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. - Рязань, 2014. - 245 с.
4. Marks D., Murray M., Evans B. Health Psychology. Theory-Research-Practice (3rd Ed.), 2011.
5. Tinsley, Barbara J. How Children Learn to Be Healthy. West Nyack, NY, USA: Cambridge University Press, 2002.
Doctor's observations and the present statistics indicate that the number of absolutely healthy children in the Russian Federation does not exceed 10%, and the number of frequently and long ailing children progressive increases at the school age depending on the age of the child and his way from class to class. The most common are respiratory diseases, thyroid disease, arterial dystonia, diseases of the digestive system. The vast majority of children, starting from preschool age, suffer from deficiency of movements and reduced immunity.
Issues of prevention are of paramount importance to specify the value of their own health for each child. At school age the fear of losing health for a child is not actualized yet, and it is important here to purchase necessary for the preservation and strengthening of health knowledge, skills and habits, and that becomes the most important task of preventive health psychology [4].
The internal picture of health is special, exemplary attitude to health, which is reflected in the awareness of its value and active-positive commitment to its excellence; it is also a generalized image of a normal or abnormal condition, the subjective experience of the person's level of health, awareness of their mental and physical capabilities and resources (V. E. Kagan).
B. G. Ananiev determines the internal picture of health as a set of intellectual ideas about human health, his emotional experiences and behavioral reactions and patterns. On the other hand, he said that the internal picture of health is a special attitude to our own health, which is based on the awareness of the health value and the quest for his constant preservation and improvement.
Of course, the internal picture of health is not innate, it is formed simultaneously with the physical, personal, intellectual and social human development. The internal picture of health begins its formation at the age of 4-5, when the main caregiver of the child are his parents.
The child's mood, physical comfort and health depend on his daily routine organized by parents and the attention paid for it. A healthy lifestyle of the child, to which he is taught at an educational institution, may find daily support at home, and then to consolidate, or may not find this support, and then the information will be superfluous for the child. Parents can not only teach a child the correct behavior, but also show it by their own example [2].
There are isolated sensory, emotional, intellectual, and motivational levels in the structure of the internal picture of health. All these levels are closely interrelated and they are interdependent. Considering the internal picture of health as a system, we can say that there are strategic factors that influence its formation.
Many researchers indicate synonymous with the concept of the «internal disease pattern», such as «self-care», «unit health» or «attitude to health». All these terms refer to the human behavior aimed at the preservation and strengthening of their health.
The concept of relations in general in the national Russian psychology appeared relatively recently - in the works of A. F. Lazursky, who spoke about ectopica - the relation of man to reality.
After A. F. Lazursky, V. N. Myasishchev pointed to the fact that the psychological meaning of the relationship is that it's a form of reflection of the human reality surrounding him. Forming relationships in the structure of human's personality is the result
of the reflection on a conscious level of understanding of the essence of those objectively existing social relations of the society in terms of its macro - and microbiota in which he lives.
Relationship to health is a system of individual election relations of identity with various phenomena of the surrounding reality, which can contribute to or, on the contrary, threat the health of people. Attitude to health is also a certain subjective assessment of the individual's physical and mental state.
For the first time in the scientific literature «attitude to health» has become the subject of scientific research in 1980 in the D. N. Loranskiy's work. He said that the intensity of the care person about his health is determined not by its objective conditions, but by the personal attitude [1].
There are the following «attitude to health» components:
1. The cognitive component. It is a system of human knowledge about health, ways of its preservation and strengthening, awareness of health, understanding the negative and positive factors that can have an impact on the health of the individual;
2. Affective component - feelings and experiences of the person associated with the state of his health, response to the improvement and deterioration of the physical and moral state;
3. Motivation - activity component - the place of health in the structure of individual values, the importance of caring for it, behavior for the prevention of diseases, and in situations of deterioration of health (specific actions, skills, ensuring the preservation of health).
Despite the fact that the structure of «attitude to health» has its own components, we consider «the internal picture of health» as a more comprehensive view of our health, while health is the only structural component that allows to build a hierarchy of the internal picture of health.
The way a child cares about his health, the mindfulness of this process, the effects from his entourage directly contribute to the formation of attitude to health and the internal picture of health.
To understand the mechanisms of these formations, dynamics of development, the causes of deterioration of children's health are the priorities in health psychology at the present time.
There is no conflict of interest.
REFERENCES:
1. Berezovskaja RA. Otnoshenie k zdorov'ju [Attitude towards health]/ RA. Bere-zovskaja // Praktikum po psihologii zdorovja [A workshop on the psychology of health]/ pod red. GS. Nikiforova. - SPb.: Piter; 2005. 110s. (in Russian)
2. Shishkova IM., Jakovleva NV. Vlijanie tipa semejnogo vospitanija i otnoshenija k zdorov'ju roditelej na zdorov'esberegajushhuju dejatel'nost' rebenka mladshego shkol'nogo vozrast [Influence of the type of family education and attitude to the health of parents on the health-saving activity of a child of primary school age]// Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Lichnost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie» [Personality in a changing world: health, adaptation, development]. 2015. №4 (11). -s.418-422. (in Russian)
3. Jakovleva NV., Jakovlev VV. Metodologija i metody issledovanija zdorov'esbe-regajushhej dejatel'nosti sub^ekta [Methodology and methods of research of a person's health-saving activity]. - Rjazan', 2014. 245 s. (in Russian)
4. Marks D., Murray M., Evans B. Health Psychology. Theory-Research-Practice (3rd Ed.), 2011.
5. Tinsley, Barbara J. How Children Learn to Be Healthy. West Nyack, NY, USA: Cambridge University Press, 2002.