Научная статья на тему 'Влияние семейного дохода на количество автомобилей, приходящееся на одного человека'

Влияние семейного дохода на количество автомобилей, приходящееся на одного человека Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВО АВТОМОБИЛЕЙ / ДОХОД СЕМЬИ / THE CAR QUANTITY / HOUSEHOLD INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бояркина Е. Ф.

В статье рассматриваются причины выбора факторов «количество автомобилей, приходящееся на одного человека» и «семейного дохода» при изучении уровня автомобилизации. Анализируется взаимное влияние факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the household income on the car quantity per person

This paper presents the reasons of the choice of factors "the household income" and "the car quantity per person" in car ownership reserching. The author analises the mutual influence of the factors.

Текст научной работы на тему «Влияние семейного дохода на количество автомобилей, приходящееся на одного человека»

Влияние семейного дохода на количество автомобилей, приходящееся на

одного человека

Е. Ф. Бояркина Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень

Аннотация: В статье рассматриваются причины выбора факторов «количество автомобилей, приходящееся на одного человека» и «семейного дохода» при изучении уровня автомобилизации. Анализируется взаимное влияние факторов. Ключевые слова: количество автомобилей, доход семьи.

Как показывает опыт изучения вопроса закономерностей формирования уровня автомобилизации, зарубежные ученые [1-3] большое внимание уделяют зависимости количества автомобилей от уровня дохода. Стоит отметить при этом, что большинство полученных моделей представляют собой или модели распределения указанного параметра, или математические уравнения, описывающие Б-образную кривую.

Если рассматривать процесс формирования количества транспортных средств с точки зрения математики [4 - 8], то указанная величина может быть получена произведением, во-первых, количества автомобилей у одного владельца на число владельцев, во-вторых, количества автомобилей у домохозяйства или семьи на число домохозяйств. В то же время необходимо помнить, что размер домохозяйства может варьироваться достаточно сильно, плохо поддается усреднению. Следовательно, число автомобилей на домохозяйство может приходиться на самое разное количество человек. Поэтому с точки зрения понимания традиций и законов, по которым живет общество страны [9, 10] важным показателем является число транспортных средств, приходящееся на одного человека в домохозяйстве.

Число транспортных средств на человека в семье, являясь составляющей модели поведения общества (МПО), находится в зависимости от количества населения города. В то же время на рассматриваемую величину воздействует

уровень благосостояния семьи, что в свою очередь зависит от уровня автомобилизации в городе, рост которого способствует увеличению дохода отдельном домохозяйстве. Данная закономерность прослеживается в городе любого размера (по численности населения) и развития (по уровню автомобилизации).

Влияние Д на па_чс у = а ■ х + Ъ

х

а + Ъ ■ х

Влияние Д на па_чс у = а ■ х + Ъ

(сгруппированные

данные)

Ъ

у = а + -х

Рис. 1. - Влияние факторов на функцию отклика (подбор вариантов)

Анализ данных доказывает, что воздействие семейного дохода на число автомобилей на человека носит нелинейный характер. В самом деле, закономерно допустить, что указанная связь наблюдается, когда

рассматривается число транспортных средств домохозяйства. Показатель «число автомобилей на человека» в достаточной степени освобожден от субъективного влияния стоимостных факторов.

Если же полученные экспериментальные данные сгруппировать, то картина несколько меняется. Наблюдается более корреляция показателей, в то же время появляется сомнение, что разработанная на этой основе математическая модель будет адекватной. Необходимо заметить, что при группировке полученных в процессе эксперимента величин на каждый интервал приходится практически одно и то же количество попаданий, таким образом, показатель «число транспортных средств» имеет достаточный равномерный характер распределения.

2.1. Влияние Д на п3

2.2. Влияние Д на п (сгруппированные данные)

п а_чс, ед

2,5

2,0

1,5

1,0

0,5

0,0

о о

п а_чс, ед 1,2

1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

0,0

20

40

60

20 40 60 80 100

Дс, тыс. руб

80 100 Дс, тыс. руб

2.3 Влияние Дчс на па

п а_чс,

2,5 ед

2,0

1,5

1,0

0,5

0,0

<9

о-о^

cP-Sv^S. _оо о

20

40

Рис. 2. - Влияние Д на па

60 80 100 Дс, тыс. руб /чел

При этом, если рассматривать корреляцию числа транспортных средств на домохозяйство и дохода этого домохозяйства, соответствующего каждому члену домохозяйства, то это является дублированием связи уровня автомобилизации с семейным доходом.

Литература

1. Steg Linda Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use // Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 -162.

2. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. // Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.

3. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. // Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.

4. Захаров Н.С., Текутьев Л.А. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506

5. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Оценка срока окупаемости газобаллонного оборудования с учетом изменения надежности газодизельных автомобилей //

0

Инженерный

вестник

Дона. 2015. №3. URL:

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916

6. Захаров Н.С., Шакиров И.Ф. Система формирования расхода топлива снегоочистительными автомобилями аэропортов // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825

7. Захаров Н.С., Ильюхин А.В. Распределение интервалов времени между заявками на проведение автотехнической экспертизы // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811

8. Пермяков В.Н., Новоселов О.А., Макарова А.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов / Инженерный вестник Дона. 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435

9. Цурикова А.С., Титла И.М., Тюлькин В.А. Оптимизация структуры отраслевого органа администрации в сфере транспортного обслуживания города Тюмени // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018

10. Литвинов А.В., Мокрушин Ю.А. Современное состояние и перспективы развития пассажирского транспортного комплекса городской агломерации // Инженерный вестник Дона. 2015. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2749.

1. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Steg Linda. Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.

2. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.

3. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.

References

4. Zaharov N.S., Tekut'ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506

5. Zaharov N.S., Rakitin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916

6. Zaharov N.S., Shakirov I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825

7. Zaharov N.S., Il'juhin A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811

8. Permjakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435

9. Curikova A.S., Titla I.M., Tjul'kin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018

10. Litvinov A.V., Mokrushin Ju.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2749.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.