Литература
1. Казанбиева А.Х. Падение уровня и качества жизни населения как закономерность развития региональной депрессии // Региональные аспекты социальной политики. Вып.1. Махачкала, 1999. С.63-65.
2. Ремиханова Д.А. Региональные особенности теневой экономики // Региональные аспекты социальной политики. Вып.1. Махачкала, 1999. С.87-90.
Мирзабалаева Ф.И.
Влияние сегментации рынка труда на мобильность рабочей силы
Изменения экономической и социально-политической ситуации в стране в последние годы обусловило ряд новых явлений в сфере занятости населения - сегментацию рынка труда по формам собственности и структуры занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и других.
Важными характеристиками рынка труда являются его сегментированность. Они позволяют проанализировать причины и факторы, влияющие как положительно, так и отрицательно на мобильность рабочей силы на рынке труда. Сегментация рынка труда - это разделение рабочих мест и работников на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Причинами сегментированности рынка труда принято считать:
Во-первых, применяемые производственные технологии определяют структуру рабочих мест и не для всех из них требуется высокая квалификация и профессиональная подготовка. На крупных производствах наряду с работами, требующими специальной подготовки и знаний, существует много вспомогательных и подсобных работ, для которых такой подготовки не требуется. Соответственно работодателю проще подобрать работников для них, и нет необходимости дополнительных вложений в специфический человеческий капитал. Таким образом, применяемые технологии уже задают разделение рабочих мест и работников на первичный и вторичный сектора.
Во-вторых, производство подвержено конъюнктурным спадам и подъемам. В условиях неопределенности информации, для того чтобы реагировать на них, предприятия должны иметь возможность увеличивать или уменьшать количество приме-
няемого труда. Это ведет к тому, что персонал предприятия делится на две части - на постоянных рабочих и на временных, которых нанимают при благоприятной экономической конъюнктуре и увольняют при спаде производства.
В-третьих, существуют барьеры для мобильности рабочей силы между различными сегментами рынка труда, связанные с дискриминацией на рынке труда. Выделяются несколько видов дискриминации: дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы); дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе; дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки; дискриминация при оплате труда.
Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом еще больше усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации может быть и самостоятельным, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации. Для сегментированности рынка труда имеют значение в первую очередь первые три вида дискриминации.
В целом воздействие всех этих причин: технологическая детерминированность профессиональной и квалификационной структуры, адаптация в условиях неопределенности к экономической конъюнктуре, дискриминация в сфере труда - приводит к существованию нескольких сегментов рынка труда и к ограниченному переливу рабочей силы между ними. Сегментация проводится по разным критериям и признакам. К ним относятся:
• демографические характеристики (пол, возраст, состав семьи);
• географическое положение (регион, город, район и т.д.);
• социально-экономические характеристики рабочей силы на рынке труда (образование, профессиональные знания, уровень квалификации, стаж работы и пр.);
• экономические показатели, отражающие финансовое состояние, формы собственности работодателей, а также показатели, характеризующие материальную обеспеченность наемных работников;
• психофизиологические качества работника (физическая сила, темперамент), его принадлежность к определенному слою общества и т.д.;
• поведенческие характеристики работника с точки зрения мотивации занятости и др.
Подробное изучение перечисленных характеристик составляет содержание маркетинга рынка труда. В процессе анализа особо выделяются сегменты, где сосредоточены малоконкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе.
Рассмотрим общую классификацию сегментов рынка труда. По производственному признаку, на наш взгляд, можно выделить первичный, вторичный, внутренний, внешний. Иногда выделяют типы рынков - внешний (профессиональный) рынок
труда и внутренний (внутрифирменный) рынок. По условиям функционирования принято делить рынок на открытый, скрытый, теневой и другие.
Внешний - профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предлагает первичное распределение работников по сферам предложения труда и их движения между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие предприятия. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, то есть он предполагает возможность свободного перехода с одного места на другое. Система профессионального обучения на этом рынке труда ориентированна на законченную профессиональную подготовку работников, которые могут быть использованы на различных предприятиях и в разных отраслях. На внешнем рынке действуют отраслевые профсоюзы, объединяющие работников отдельных отраслей. Имеются и профсоюзы, объединяющие работников по профессиям. Внешний рынок труда обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие, но он же порождает безработицу. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников из одних предприятий на другие и порождает безработицу.
Внутренний рынок труда формируется на средних и крупных предприятиях. В первых работах по проблемам двойственности рынков труда первичный сектор сводился к множеству предприятий, имеющих внутрифирменный рынок труда и соответственно высокие уровни заработной платы, стабильную занятость, высокий уровень внутрифирменных инвестиций в человеческий капитал, вторичный же сектор описывался как набор предприятий, как правило, малых и средних, на которых внутреннего рынка труда нет. Такое объяснение приводило к рассмотрению каждого сектора как совокупности фирм, на самом деле разделение на первичный и вторичный сектора сложнее и может касаться рабочих мест на одном и том же предприятии. Впоследствии исследователи стали выделять несколько секторов, на которые делятся все рабочие места и работники на рынке труда. Первый сектор, или «ядро», - первичный рынок труда, для него характерна стабильная занятость в режиме полного рабочего времени. Второй сектор - вторичный рынок труда, или «периферия», в нем трудятся занятые частично, неполное рабочее время, сезонные работники, работающие по краткосрочным контрактам. Третий сектор - это безработные, причем они также могут тяготеть к первичному или ко вторичному секторам. В первом случае тогда речь идет скорее о добровольной безработице, безработице ожидания в надежде на возвращение на «хорошие» рабочие места, во втором - о вынужденной безработице, как правило, более долгосрочной. Можно представить и более детальные схемы сегмен-тированности рынка труда, в которых в отдельные сектора выделяются рабочие места или работники в соответствии со степенью нестабильности трудовых отношений.
Общенациональный и региональные рынки труда можно сегментировать по отраслевому (по видам деятельности) и профессионально-квалификационному признакам. Отраслевой разрез рынка труда по своему экономическому содержанию представляет собой совокупную общественную потребность в рабочей силе отраслей национального хозяйства, обеспеченную реальными рабочими местами. Отраслевая структура совокупного рынка труда соотносится с отраслевой структурой занятых как причина и следствие, т.е. система рабочих мест является первичным структурообразующим элементом по отношению к занятости, а в количественном плане первая отличается от второй на величину неудовлетворенного спроса на рабочую силу. Изучение сегментированности рынка труда привело к созданию теории двойственности рынка труда, в которой предполагается разделение рынка труда на две части: первичный и вторичный рынки.
Первичный рынок труда - это рынок, на котором присутствуют «хорошие» работы. Работа на первичном рынке труда -это виды работ, в большей степени характерные для внутреннего (внутрифирменного) рынка труда. То есть работу на первичном рынке труда можно охарактеризовать следующими чертами: во-первых, стабильная занятость и надежность положения работника; во-вторых, высокий уровень заработной платы; в-третьих, наличие служебных лестниц с четко определенными возможностями для профессионального роста и продвижения; в-четвертых, использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников; в-пятых, наличие сильных и эффективных профсоюзов.
Вторичный рынок труда - это рынок, где присутствуют «плохие» работы, которые характеризуются чертами, прямо противоположными первичным рынкам труда. На вторичном рынке труда, во-первых, велика текучесть кадров и нестабильна занятость; во-вторых, низки уровни заработной платы; в-третьих, практически не существует продвижения по служебной лестнице, за исключением отдельных ограниченных случаев; в-четвертых, технология производства примитивна и трудоемка; в-пятых, отсутствуют профсоюзы.
Черты, присущие первичному и вторичному рынкам труда, являются взаимоопределяющими и взаимоусиливающими друг друга. Например, на первичном рынке труда высокие заработные платы заставляют повышать эффективность управления и производительность, чтобы компенсировать высокие издержки на заработную плату. Такое увеличение производительности, как правило, заставляет применять наукоемкие технологии и делать производство более автоматизированным. Это одновременно создает необходимость повышения квалификации рабочей силы и возможность продвижения по служебной лестнице для работников. У служащих появляются мотивы к получению дополнительного профессионального обучения, чтобы повысить свою перспективность, рабочие становятся заинтересованными в приобретении дополнительных навыков, что способствует повышению их заработной платы. Вкладывая средства в обучение своего персонала, работодатели осознают, что условия труда необходимо улучшать, для того чтобы затем получить отдачу от своих инвестиций в человеческий капи-
тал. Таким образом, на первичном рынке труда существуют самоусиливающиеся процессы развития. Стабильная занятость на первичном рынке труда способствует созданию профсоюзов. А профсоюзы, в свою очередь, усиливают и ускоряют процессы развития, оказывая давление на администрацию для повышения заработка и формализуя правила и административные процедуры, определяющие возможности для профессиональной карьеры работников.
Характеристики вторичного рынка труда также являются взаимосвязанными и взаимоусиливающимися. Низкие уровни заработка не оказывают давления на администрацию, нет необходимости вводить менее трудоемкие ресурсосберегающие технологии и оборудование. В результате производительность работников, как и их заработки, не увеличивается. Стагнация технологий означает отсутствие стимулов для повышения квалификации работников. Работы на вторичном рынке труда представляют собой простые, повторяющиеся действия, которые легко запомнить. По сравнению с работами на первичном рынке труда эти работы не требуют каких-то особенных навыков или специальной квалификации. Как уже было отмечено, на вторичном рынке труда продвижение по служебной лестнице либо отсутствует, либо сильно ограничено, поэтому работы здесь бесперспективны, они не подразумевают продвижение по службе. Отношения между работниками и работодателями не регулярны, высока текучесть рабочей силы, рабочие места нестабильны - все это связано с неквалифицированным характером труда на вторичном рынке. Работодатель здесь практически не осуществляет инвестиций в профессиональное обучение, и, следовательно, у него нет причин для сокращения высокой текучести рабочей силы. Работодатель довольно благосклонно относится к подобному положению, так как, с одной стороны, это мешает объединению рабочих и деятельности профсоюзов, а с другой - позволяет работодателю избежать издержек на выплату пособий, отпусков, пенсий и т.д. Можно привести следующие примеры работ на вторичном рынке труда: младший обслуживающий персонал (сиделки, уборщицы), посудомоечные работы на предприятиях общественного питания, в ресторанах, погрузочные работы в магазинах, канцелярские и конторские работы, не требующие специальных навыков. Как это видно из примеров, «хорошие» работы первичного рынка труда и «плохие» вторичного могут существовать одновременно на одной и той же фирме.
Таким образом, критерием разделения работ и соответственно секторов рынка труда, объединяющих эти рабочие места, является степень стабильности трудовых отношений. Изменение экономической и социально-политической ситуации в стране в последние годы обусловило ряд новых явлений в сфере занятости населения. В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Граница между формальным и неформальным секторами, формальным сектором и экономической неактивностью, неформальным сектором и «теневой» экономикой, «теневой» и криминальной экономикой достаточно условна. Поэтому целесообразно рассматривать неформальный сектор в широком плане, включая смежные с ним формы деятельности.
Внутри неформального сектора можно выделить несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалификационному уровню доходов выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы и т.п.), и работа, не требующая квалификации (мелкая торговля, «челночный» бизнес, оказание различных услуг). Работа такого рода может давать как очень высокий, так и низкий доход.
По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов выделяются: индивидуально занятые работники; работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях; неучтенная, укрываемая от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы; неучтенная деятельность работников формального сектора, осуществляемая на рабочем месте, и т.п.
По статусу занятых в нем выделяются лица, занятые только в неформальном секторе, и лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе. Неформальный сектор занятости в России существовал и раньше (репетиторы, портные, мастера по ремонту различного оборудования, строители-«шабашники», няни, домработницы). С переходом к формированию рыночных отношений в российской экономики численность занятых в неформальном секторе резко возросла (за счет «челноков», уличной торговли и так далее).
Сегодня нет однозначного определения неформального сектора. Чаще его отождествляют с «теневой экономикой». Рассмотрим подробнее точку зрения ряда учёных и практиков. Понятие «неформальный сектор» (он же неорганизованный, неофициальный, теневой, незарегистрированный, негосударственный, скрытый, серый и так далее) вошло в социально-политический лексикон сравнительно недавно [2]. Своим появлением оно обязано миссиям МОТ, обследовавшим вначале 70-х годов ряд африканских стран. Они установили наличие значительной прослойки населения, занятой практически во всех секторах экономики, но никак не учитываемой правительственной статистикой. Как правило, эти люди имели низкий, нерегулярный доход, часто в натуральной форме, дающий им возможность кое-как выжить в условиях, когда так называемый формальный (то есть учитываемый) сектор, не в состоянии обеспечить оплачиваемую занятость. Двойственность рынков труда необходимо учитывать при разработке и реализации политики государственного регулирования рынка труда. Исходя из этой концепции, безработица главным образом связана со вторичным рынком труда, на котором ни работники, ни работодатели не заинтересованы в стабильной занятости. Поэтому решением проблемы безработицы не может быть только увеличение совокупного спроса, а следовательно, создание новых рабочих мест. Необходимо увеличивать возможности для получения работы на первичных рынках труда и относительно сокращать количество рабочих мест на вторичных рынках. Для этого сре-
ди прочих должны применяться меры, направленные на ограничение и преодоление дискриминации на рынке труда, - от антидискриминационного законодательства до создания условий равного доступа к образованию и профессиональной подготовке. В этом же направлении будет действовать развитие системы социального партнерства и деятельности профсоюзов, которые способствуют трансформации вторичных рынков труда в первичные.
Если процессы, вызывающие сегментированность рынка труда, препятствуют мобильности рабочей силы, то процессы, повышающие гибкость рынка труда, наоборот, увеличивают мобильность на нем.
Простая и наиболее очевидная форма гибкости - это количественная гибкость, выражающаяся в изменении количества занятых или уровня заработной платы в ответ на изменение экономической конъюнктуры. Этот вид гибкости был всегда присущ рынку труда.
В результате необходимость изменений привела к формированию концепции гибкого рынка труда и реализации ее на практике. При этом речь идет как о процессах, способствующих достижению количественной гибкости, так и о функциональной гибкости, подразумевающей гибкие режимы труда и занятости, изменение систем оплаты труда. Поэтому необходимо скорее говорить не о гибкости рынка труда, а о гибкости всей системы трудовых отношений.
На практике существует большое разнообразие ситуаций, которое не позволяет абсолютно полно описать все виды и различные формы гибкости, но можно выделить основные направления. Это реорганизация рабочего времени, нестандартные формы занятости, изменение системы найма и увольнения, а также совершенствование процедур определения и изменения заработной платы.
Реорганизация рабочего времени заключается, с одной стороны, во внедрении гибких режимов труда в соответствии с необходимостью более полного использования производственных мощностей или приспосабливания к сезонным колебаниям спроса. С другой стороны, для решения проблем занятости в ряде стран практиковалось сокращение рабочего времени и ограничение сверхурочных работ.
Нестандартные формы занятости включают различные формы занятости неполное рабочее время. К ним относятся частичная занятость (занятость на половину или четверть ставки заработной платы и соответственно столько же от установленного рабочего времени), разделение рабочих мест (когда на одно рабочее место принимается двое или трое работников). Также к нестандартным формам занятости относятся временные работы и работы на принципах субподряда, когда фирмы выводят за рамки своей производственной структуры те виды деятельности, которые не являются для них основными (охрана, питание сотрудников, юридические консультации).
Повышение гибкости в вопросах найма и увольнения в основном связано с ограничением срока действия трудового контракта, применением краткосрочных трудовых договоров и ослаблением институциональных барьеров при увольнении (согласование с профсоюзами, с органами трудовой инспекции, занятости и т.д.) или избавлением от них.
Совершенствование систем заработной платы в основном было направлено во многих странах на замедление ее роста посредством прекращения индексации, введения «двухступенчатой» шкалы заработной платы, предполагающей более низкий, чем это предусмотрено коллективным договором, уровень оплаты для вновь нанимаемых работников, более тесной связи оплаты труда и результатов деятельности всего предприятия, снижения установленного уровня минимальной заработной платы или отмены его, в том числе для отдельных категорий работников (молодежи).
В одном из последних документов, принятых в области социальной политики, «Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы» в разделе «Трудовые отношения и занятость населения» приоритетными задачами реформирования трудового законодательства являются: повышение мобильности рабочей силы, сокращение латентных процессов на рынке труда, обеспечение устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства [1]. Будет повышена действенность индивидуальных и коллективных договорных отношений на уровне предприятия. В частности, предполагается расширить круг вопросов, регулируемых непосредственно договорами, упростить процедуры расторжения индивидуальных трудовых договоров по инициативе работодателя при наличии соответствующих объективных причин и с сохранением необходимого уровня защиты прав и интересов работника, а также расширить сферу применения срочных индивидуальных трудовых договоров.
Правительство Российской Федерации, согласно данному Плану, продолжит курс на повышение минимального размера оплаты труда, развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов, включая содействие формированию добровольных объединений работодателей, развитие эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение индивидуальных и коллективных трудовых договоров и эффективное урегулирование индивидуальных и коллективных трудовых споров.
В рамках реформирования трудового законодательства Правительство Российской Федерации предполагает предпринять необходимые усилия по принятию Трудового кодекса Российской Федерации, а также подготовить законопроекты о трудовых договорах, формировании институтов досудебного урегулирования трудовых споров, о добровольных объединениях работодателей и ряд других. Предусматривается также совершенствование механизма страхования от несчастных случаев на производстве.
Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения предполагается осуществить переход с 2001 года к финансированию выплаты пособий по безработице из федерального бюджета, а активных программ занятости населения - из федерального и региональных бюджетов. Одновременно должно происходить внедрение эффективных механизмов профилирования безработных и уточнение условий и порядка выплаты пособий по безработице, а также осуществление мер в области активной занятости населения.
Литература
1. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 20002001 годы // Российская газета, ведомственное приложение "Бизнес в России", 15 августа 2000 года. С.55-70.
2. Расулова З.Д. О необходимости разграничения понятий «теневая экономика» и «криминальный бизнес» // Региональные аспекты социальной политики. Вып.1. Махачкала, 1999. С.90-91.