Необходим переход к ресурсосберегающему, адаптивному землепользованию, так как при современной технологической базе расчетный налог на доход землепользователей, обеспечивающий устойчивое развитие территории составляет от 70 до 90% этого дохода, что однозначно прекратит всякую легальную экономическую активность.
Необходимой мерой совершенствования системы прибрежного землепользования является разработка и принятие Берегового Кодекса. Основной задачей этого Кодекса должны быть кодификация существующих законодательных и нормативно-правовых актов, а также уничтожение «белых пятен» прибрежной зоны: полосы между линиями максимального прилива и отлива, а также полосы между внешней границей прибрежной полосы и линией водораздела рек первого порядка, впадающих в морской бассейн.
Следует создать Федеральное агентство по вопросам землепользования в прибрежной зоне, которому необходимо поручить
Библиографический список
работы по составлению комплексного многофункционального Кадастра береговой зоны. Единственной реальной «кузницей кадров» для подобных региональных учреждений является на сегодняшний день - Кафедра безопасности в чрезвычайных ситуациях и защиты окружающей среды Инженерной школы ДВФУ.
Выводы:
1. Экологизация и политехнизация образования - обязательное условие современного развития образования.
2. Региональная специфика Дальнего Востока РФ и его преимущество - контактное положение в системе «суша-море», с возможностью использования его богатейших ресурсов.
3. Реализация экологизации и политехнизации на основе применения обучающих информационных программ в образовательном процессе способствует ориентации на современные информационные технологии; повышению его конкурентоспособности на мировом рынке и увеличению привлекательности для иностранных студентов; улучшению подготовки специалистов.
1. Бакланов П.Я., Арзамасцев И^., Качур А.Н., Романов М.Т., Плинк Н.Л., Гогоберидзе Г.Г., Ростов И.Д., Преображенский ББ., Жариков B.B., Bахненко RB., Юрасов Г.И., Cваричевский A.O., Мельниченко Ю.И., Жук А.П. Природопользование в прибрежной зоне (проблемы управления на Дальнем Востоке России). Bладивосток: Дальнаука, 2003.
2. Урусов B^., Майоров И^., Голиков O^., Лобанова И.И. Природопользование. Вопросы управления: монография. Bладивосток: Дальневост. федеральный ун-т, 2014.
3. Майоров И^., Голиков O^. Применение биоинформационного анализа в региональном природопользовании. Bладивосток: Издательский дом ДBФУ, 2015.
4. Петропавловский Б^. Леса Приморского края (эколого-географический анализ). Bладивосток: Дальнаука, 2004.
5. Урусов B^., Лобанова И.И., Bарченко Л.И. Хвойные российского Дальнего Востока - ценные объекты изучения, охраны, разведения и использования. Bладивосток: Дальнаука, 2007.
6. Майоров И^., Урусов BM, Петропавловский Б^. К 150-летию экспедиции капитана корпуса лесничих А.Ф. Будищева. Россия и АТР. 2008; № 4: 14 - 24.
7. Orbeck. B.V. British Petroleum получает преимущества от внедрения ISO 14001. DetNorske Veritas. 2001. Available at: http://www.dnv.ru
8. Голиков O^., Майоров И^., Петухов B.^, Говорушко OM, Петрова Е.А. Применение принципов экосистемного подхода при планировании развития прибрежных акваторий и приморских территорий Дальнего Востока России: монография. Bладивосток: Дальневост. федеральный ун-т, 2016.
References
1. Baklanov P. Ya., Arzamascev I.S., Kachur A.N., Romanov M.T., Plink N.L., Gogoberidze G.G., Rostov I.D., Preobrazhenskij B.V., Zharikov V.V., Vahnenko R.V., Yurasov G.I., Svarichevskij A.S., Mel'nichenko Yu.I., Zhuk A.P. Prirodopol'zovanie vpribrezhnojzone (problemy upravleniya na Dal'nem Vostoke Rossii). Vladivostok: Dal'nauka, 2003.
2. Urusov V.M., Majorov I.S., Golikov S.Yu., Lobanova I.I. Prirodopol'zovanie. Voprosy upravleniya: monografiya. Vladivostok: Dal'nevost. federal'nyj un-t, 2014.
3. Majorov I.S., Golikov S.Yu. Primenenie bioinformacionnogo analiza v regional'nom prirodopol'zovanii. Vladivostok: Izdatel'skij dom DVFU, 2015.
4. Petropavlovskij B.S. Lesa Primorskogo kraya ('ekologo-geograficheskij analiz). Vladivostok: Dal'nauka, 2004.
5. Urusov V.M., Lobanova I.I., Varchenko L.I. Hvojnye rossijskogo Dal'nego Vostoka - cennye ob'ekty izucheniya, ohrany, razvedeniya i ispol'zovaniya. Vladivostok: Dal'nauka, 2007.
6. Majorov I.S., Urusov V.M., Petropavlovskij B.S. K 150-letiyu 'ekspedicii kapitana korpusa lesnichih A.F. Budischeva. Rossiya i ATR. 2008; № 4: 14 - 24.
7. Orbeck. B.V. British Petroleum poluchaet preimuschestva ot vnedreniya ISO 14001. Det Norske Veritas. 2001. Available at: http:// www.dnv.ru
8. Golikov S.Yu., Majorov I.S., Petuhov V.I., Govorushko S.M., Petrova E.A. Primenenie principov 'ekosistemnogo podhoda pri planirovanii razvitiya pribrezhnyh akvatorijiprimorskih territorij Dal'nego Vostoka Rossii: monografiya. Vladivostok: Dal'nevost. federal'nyj un-t, 2016.
Статья поступила в редакцию 12.06.17
УДК 78.043
Kozlova E.V., postgraduate, Department of Music Education, Moscow State Art and Cultural University (Moscow, Russia),
E-mail: evgeniyakozlova.88@mail.ru
THE COMPOSITE MAINTENANCE OF THE EDUCATIONAL AND CREATIVE ORGANIZATION BY METHOD OF INTEGRATIVE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREATIVE ENDOWMENTS OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The article presents research on the composite maintenance of the educational and creative organization by the method of integrative development of musical and creative endowments of children. The author analyses the means and methods to form children's consciousness by the method of national and art culture, musical folklore. The Russian national song in particular is studied. The composite contents of forming the identity of a child is revealed by integration the tools of the artistic, creative, musical and performing actions in the course of educational occupation, based on national and art, musical and performing values of pedagogical activity. The research find solutions in these objectives: to get children acquainted with national musical creativity; to study folklore and singing culture; to love and respect valuable heritage of musical folklore, Russian national song. The educational and creative system presupposes the main criterion, which is the combination of different types of art and creative, musical and performing, folklore and singing activity. The purpose is to build skills and abilities of performance of the Russian national song, together with dancing movements, accompanying to yourself on national tools, with staging elements, forming internal musical and creative endowments of the child. The work presents the results of the experiment, where the innovative methods of development of musical and creative endowments in children of younger school age are shown.
Key words: musical and creative endowments, development, children of younger school age, Russian national song, educational and creative organization.
Е.В. Козлова, аспирант Московского Государственного Института Культуры, г. Москва,
E-mail: evgeniyakozlova.88@mail.ru
КОМПОЗИЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДОМ ИНТЕГРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается композиционное содержание образовательно-творческой организации методом интегра-тивного развития музыкально-творческой одарённости детей. Изучены и проанализированы средства, методы и приёмы формирования детского сознания методом народно-художественной культуры, музыкального фольклора, русской народной песни в частности. Выявлено композиционное содержание формирования личности ребёнка средствами интеграции художественно-творческих, музыкально-исполнительских действий в процессе учебного занятия, основанных на народно-художественных, музыкально-исполнительских ценностях педагогической деятельности. В статье найдены решения поставленных задач - приобщить детей к народно-музыкальному творчеству; изучить фольклорно-певческую культуру; любить и уважать ценностное наследие музыкального фольклора, русской народной песни. В ходе представленного исследования была сформирована образовательно-творческая система, где главным критерием является комбинация различных видов художественно-творческой, музыкально-исполнительской, фольклорно-певческой деятельности. Целевая установка заключается в формировании навыков и умений исполнения русской народной песни, совместно с танцевальными движениями, подыгрывая себе на элементарных народных инструментах, с элементами театрализации, формируя внутреннюю музыкально-творческую одаренность ребёнка. В заключении представлены результаты исследовательского эксперимента, где продемонстрированы инновационные эффективные методы развития музыкально-творческой одаренности детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: музыкально-творческая одаренность, развитие, дети младшего школьного возраста, русская народная песня, образовательно-творческая организация.
Сегодня важной проблемой музыкально-педагогического процесса становится формирование личности ребёнка средствами народно-фольклорной, музыкально-исполнительской деятельности, русской народной песни в частности. Рассматривая музыкально-творческое воспитание детей как главную возможность идеологически-духовного становления личности, Д.Б. Кабалевский пишет, что: «главной задачей формирования творческого воспитания детей становится не просто обучение музыке, а именно воздействие сквозь русскую народную песню на весь его внутренний духовно-нравственный мир, на его моральное благородство» [1, с. 12].
Мнение В.В. Журавлева сводится к тому, что «Задача в приобщении детей к художественно-эстетическому, музыкально-исполнительскому искусству отводится не только сформировать каждого человека (ребёнка) интеллектуальным, развитым, ценностным объектом художественно-эстетической культуры, но и преобразить каждого человека в субъект эстетически-художественной культуры, призывая его принимать непосредственное участие в художественно-творческой, музыкально-исполнительской деятельности» [2, с. 143].
Образовательно-творческая организация развития личности ребёнка на основе традиционных ценностей русской народной песни постепенно устанавливается в структурном порядке дополнительного образования, которая способствует созданию детских музыкально-фольклорных коллективов, исполняющих русские народные песни (сольно и ансамблем). А вместе с тем, разрабатывают регулярные концерты, конкурсы, фестивали народно-музыкальной, фольклорно-исполнительской деятельности.
Следует отметить, что образовательно-творческая организация по формированию музыкально-художественного сознания детей, состоящая из фольклорно-певческого искусства, русской народной песни в частности, будет подниматься к профессионально-исполнительской вершине, где образовательное течение приобщения и воспитания детей становится более плодотворным и эффективным, если обучающиеся дети на занятиях будут получать интеграцию высококвалифицированных знаний, умений и навыков, а также эффективно развивать внутреннюю музыкально-творческую свою одарённость.
Тем не менее, исследовательская оценка и теоретически-методическое производство, которое реализуется в системе дополнительного образования, говорит лишь о том, что методические рекомендации развития музыкального потенциала учащихся, а также формирование внутренней художественно-творческой одаренности в различных формах музыкально-творческой деятельности (исполнение русской народной песни совместно с народно-хореографическими движениями, игре на простых народных инструментах) с применением русского фольклорного искусства, не в полной мере сформирована и выработана в научно-методической, практически-эмпирической программе.
Когда речь идёт о воспитании детей средствами русской народной песни, мы подразумеваем формирование именно му-
зыкально-творческой одаренности детей, которая становится главенствующим критерием в приобщении к народно-художественной культуре, изучению музыкально-фольклорного искусства, а также музыкально-исполнительской, вокально-песенной деятельности. Поскольку исполнение русских народных песен связано с обобщенно-комплексным, собирательно-всесторонним видом музыкально-художественного искусства, который состоит из народно-певческой установки, народно-хореографических движений, совместно с игрой на элементарных народных инструментах. Что, в совокупности дает для полноценного творческого развития ребёнка, поэтически-чувственную самореализацию, где ребёнок разрабатывает полноценно-завершенный, интегрированный художественно-творческий образ, музыкально-эстетическую модель. Отсюда следует то, что образовательно-творческая организация по постановке вокально-народного исполнительства должна быть нацелена на увеличение и улучшения высоты развитой зрелости внутренней музыкально-творческой одаренности участников фольклорного коллектива.
Эклектизм музыкального фольклора, русской народной песни, вкладывает в образовательно-творческую организацию изучение и познание различного рода музыкально-творческого искусства - это пение русских народных песен, хореографические народные движения, игра на простых народных инструментах, а также театрализация песни [3].
Изучение русской народной песни, совместно с различными родами художественно-творческой, музыкально-исполнительской деятельности в процессе интегративного развития приносит большую пользу при формировании внутренней музыкально-творческой одаренности детей. Образовательно-творческая организация, при помощи разностороннего художественно-творческого подхода к общему формированию личности ребёнка, оказывается более глубоким, густым, заполнено-интенсивным учебным процессом, что дает возможность расширить детский сознательный интерес к обучающему ходу, побуждая работать память, где включается автоматическое усвоение материала. Что также является очень важным компонентом при формировании не только внутренне творческой одаренности, но и духовно-нравственной, интеллектуальной развитости личности в целом.
Ребёнок сам по себе большой фантазер, экспериментатор, который умеет работать со своим ярко-красочным воображением, неординарным мышлением, а также имеет активное желанием познавать мир вокруг себя. Можно рассуждать, что практически все дети любят исполнять, изображать и демонстрировать ту или иную деятельность самому, показывая не только свой артистизм, но и умение подражать взрослым. Ребёнок младшего школьного возраста имеет такую способность, как «схватывать все на лету», поэтому, например, приобщение к народным инструментам, благодаря своему широкому спектру разновидностей (ложки, свистульки, трещётки, погремушки, бубенчики, колокольчики и т. д.), которые обладают, разнохарактерным тембровым колоритом, силой звучания, разноцветной расписной
окраской, где сама учебно-творческая организация становится более интересной, доступной, плодотворной и самое главное, эффективной.
Так как сознание ребёнка формируется сквозь яркие жизненные краски, то музыкальный фольклор, русская народная песня в частности, становится самым плодотворно-действующим развивающим учебно-творческим процессом. А компоненты яркого, чувственно-выразительного, интенсивно-праздничного фольклорного оттенка активизируют внутреннее сознание ребёнка, воздействуя очаровывающей атмосферой. Когда ребёнок берёт в руки народный инструмент, то у него хорошо получается приобщиться и овладеть элементарной техникой игры. Как показал наш исследовательский эксперимент, где введена интеграция различных художественно-творческих видов деятельности, например, исполнение русской народной песни, совместно с танцевально-ритмическими движениями, подыгрывая себе на элементарных народных инструментах, начинает проявляться интерес, осуществляется потребность и формируются эстетически-вкусовые ощущения, приводя детей в жуткий восторг от проделанной учебно-творческой деятельности, музыкально-исполнительского искусства. Вследствие этого у детей появляется желание продолжать обучаться и развиваться средствами русской народной песни, улучшая свою дисциплину, успеваемость, наполняя духовно-чувственную природу, интеллектуальное сознание.
Изучая явление музыкально-творческой одаренности детей, мы конкретизировали те одарённости, которые устанавливаются в фундаментальной составляющей формирования художественно-творческого потенциала: музыкальный слух, воображение, мышление, ладовая составляющая, музыкальная память, а также метроритмическая основа [4].
Формирование внутренней детской одаренности эффективно проявляет себя в различном роде художественно-творческой, музыкально-исполнительской деятельности. Наше исследование показало, что интегративное творческое развитие методом русской народной песни, активизирует внутреннее сознание ребёнка, создавая понятную, доступную и интересную ауру музыкально-фольклорного творчества, формируя музыкально-творческую одаренность детей младшего школьного возраста.
В системе образовательно-творческой организации педагог наблюдает и анализирует происходящий учебный процесс. Формулируя плановый замысел, основанный на различных развивающих заданиях, охватывая ту или иную структурную деятельности. При этом происходит заинтересованность участников фольклорного коллектива, устанавливается потребность, вырабатывается вкус, а также формируется внутренняя одаренность ребёнка.
В ходе нашего исследования мы сформировали образовательно-творческую систему, где главным критерием является комбинация различных видов художественно-творческой, музыкально-исполнительской, фольклорно-певческой деятельности. Целевая установка заключается в формировании навыков и умений исполнения русской народной песни, совместно с танцевальными движениями, подыгрывая себе на элементарных народных инструментах, формируя внутреннюю музыкально-творческую одаренность ребёнка.
Дети младшего школьного возраста - это дети, которые воспринимают всё в сфере игровой деятельности. Поэтому, для более эффективно-плодотворного обучения и развития одаренности ребёнка, мы используем богатый спектр игровых фольклорных песен в устном детском народно-художественном творчестве. Игра, как одна из самых ярких элементов учебно-творческой деятельности, на фольклорном занятии обращена на формирование одаренности ребёнка, где не только обогащается внутренний духовно-нравственный мир, наполняется интеллектуальное сознание, мышление, воображение, сообразительность ребёнка, но и развиваются внутренние художественно-творческие рецепторы.
Применение игровой деятельности на музыкально-творческих, фольклорных занятиях благоприятствует решению многих поставленных целей и задач. На начальном этапе обучения игра
Библиографический список
помогает уловить взаимосвязь между исполнением русской народной песни (слух и голос), понимаем текстового содержания (ноты и слова) и танцевальными движениями. Где укрепленный музыкально-фольклорный материал усваивается, и, впоследствии усложняется. Как говорит Л.В. Шамина: «Основной задачей на первых порах обучения становится формирование умения прислушиваться к своему голосу, где усложняется деятельность музыкального слухового аппарата, приходя постепенно к более точному интонированию» [5, с. 57].
При проведении научного эксперимента по приобщению к народно-художественной культуре, музыкально-исполнительской деятельности, мы решали такие задачи, как: приобщить детей к народно-музыкальному творчеству; изучить фольклор-но-певческую культуру; любить и уважать ценностное наследие музыкального фольклора, русской народной песни; научить понимать всю красоту русской народной песни; сберечь и продолжать развивать исключительно-неповторимые, редкостных представительниц музыкального фольклора, русской народной песни.
Основное положение данного эксперимента было сосредоточено на познании жанровой разновидности русской народной песни (календарные песни, обрядовые, плясовые, хороводные, частушки). А также существование и игра на народных инструментах, изучение фольклорно-аутентичных костюмов. Данный учебно-творческий процесс совершенствовался на основе креативно-творческого приёма просмотра и прослушивания аутентичного аудио-видео материала. С помощью такого подхода к учебно-творческому процессу, у детей появляется возможность увидеть и услышать подлинное исполнение русских народных песен, разучить танец, проникнуться бабушкиными рассказами о русских, старинных обрядах, увидеть подлинные красочные костюмы.
Мы также детей приобщаем к поездкам в фольклорные экспедиции, для собирания (как совместного, так и индивидуального) аутентично-фольклорного, ценнейшего материала в различных областях России. Благодаря чему дети не только насыщают свой внутренний духовно-нравственный мир, расширяя музыкально-фольклорный, культурно-просветительский кругозор, углубляя интерес и познания, но и, при неоднократном прослушивании записи, обучаются точному фольклорному воспроизведению той или иной русской народной песни, народной манере исполнения. Вместе с тем, экспедиционные поездки по собиранию аутентично-фольклорного материала дают ребёнку стимул в формировании своей внутренней одаренности по собственной инициативе.
Научный эксперимент нам показал, что еще одним компонентом учебно-творческой организации методом интегративно-го развития музыкально-творческой одаренности детей в системе дополнительного образования послужило использование на занятиях просмотра видеоматериалов, где отснято личное концертное выступление. Данный способ совместно-обобщающего, анализирующего просмотра позволяет детям не только со стороны увидеть свои ошибки, но и параллельно ребёнок наполняется абстрактно-культурным, интеллектуально-аналитическим составляющим, обогащая свой внутренний культурный ресурс.
Передав в статье композиционное содержание образовательно-творческой организации методом интегративного развития музыкально-творческой одаренности детей в системе дополнительного образования, следует прийти к выводу о том, что музыкально-художественная культура по своей природе имеет богатый колорит для воспитания не только творческого, но и полноценного, духовно-нравственного компонента ребёнка как личности. Отсюда следует, что формирование внутреннего сознания ребёнка средствами музыкального фольклора, традиционной культуры, русской народной песни, художественного творчества, воспитывает здоровую будущую нацию России, которая чтит богатое историческое своё наследие, уважает старшее поколение, ценит русскую культуру, русскую народную песню, изучает свою русскую историю происхождения, гордится своей нацией.
1. Кабалевский Д.Б. Идейные основы массового музыкального воспитания в Советском Союз. Москва, 1973.
2. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. Москва: Мысль, 1987.
3. Каргин А.С. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов. Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012.
4. Психологический словарь. Под редакцией Н.Ф. Добрынина. С.Е. Советова, Магадан, 1965.
5. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Москва: Музыка, 1988.
6. Мешко Н.К. Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Москва, 1996; Ч. 1.
References
1. Kabalevskij D.B. Idejnye osnovy massovogo muzykal'nogo vospitaniya v Sovetskom Soyuz. Moskva, 1973.
2. Zhuravlev V.V. Mirhudozhestvennojkul'tury. Moskva: Mysl', 1987.
3. Kargin A.S. Muzykal'no-pevcheskij fol'klor: programmy obucheniya, scenarii, opyt: sbornik materialov. Moskva: Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora, 2012.
4. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej N.F. Dobrynina. S.E. Sovetova, Magadan, 1965.
5. Shamina L.V. Rabota s samodeyatel'nym horovym kollektivom. Moskva: Muzyka, 1988.
6. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya: prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya. Moskva, 1996; Ch. 1.
Статья поступила в редакцию 21.06.17
УДК 378
Kutumova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia),
E-mail: a.a.kutumova@utmn.ru
Alekseevnina A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia),
E-mail: a.k.alekseevnina@utmn.ru
Buslova N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia),
E-mail: n.s.buslova@utmn.ru
Zybina N.V., senior teacher, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: n.v.zybina@utmn.ru
FEATURES OF METHODOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article focuses on a topic of forming readiness for professional-pedagogical activity of undergraduate students enrolled in "Vocational Training (by branches)" major program, Code 44.03.04, at a Teachers' College. The educational program of bachelors' professional training includes modules of general technical, industrial, technological and psycho-pedagogical disciplines necessary for to develop competencies of graduates, including a professional group of "training in a working profession". The authors discuss the development of bachelors' professional competencies in the context of the discipline "Methodology of Professional Training" in connection with the psychological principles of forming production skills of students of educational institutions that teach secondary vocational education. The effectiveness of instructional techniques, the success of training is largely determined by practice-oriented aspects, which underlie learning and training and production activities of students. The article presents the analysis of regularities of formation and development of practical skills, technical thinking on the practice of industrial training. The work shows the specifics of exercise as a method to achieve certain standards of correctness and speed of action for future work, which are also important for the development of their sensory-perceptual and intellectual abilities. The system of methodical teaching students to professional activity of a teacher, a master of his profession, is based on the knowledge of practice-oriented focus of formation of the production of labor action, characterized by high rates of psychological adaptation of students, motivation for teaching, methodical readiness, execution of production tasks, which is confirmed by the results of experimental work.
Key words: teacher's education, methodology of professional education, industrial education, practice-oriented aspects of professional learning.
А.А. Кутумова, канд. пед. наук, доц. Тюменского государственного университета, г. Тобольск,
E-mail: a.a.kutumova@utmn.ru
А.К. Алексеевнина, канд. пед. наук, доц. Тюменского государственного университета, г. Тобольск,
E-mail: a.k.alekseevnina@utmn.ru
Н.С. Буслова, канд. пед. наук, доц. Тюменского государственного университета, г. Тобольск,
E-mail: n.s.buslova@utmn.ru
Н.В. Зыбина, преподаватель Тюменского государственного университета, г. Тобольск, E-mail: n.v.zybina@utmn.ru
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена актуальной теме формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в педагогическом вузе. Образовательная программа подготовки бакалавров профессионального обучения включает модули общетехнических, производственно-технологических и психолого-педагогических дисциплин, необходимых для формирования компетенций выпускника, в том числе профессиональных по группе «обучение по рабочей профессии». Авторы рассматривают процесс развития профессиональных компетенций бакалавров в контексте изучения дисциплины «методика профессионального обучения» во взаимосвязи с психологическими закономерностями формирования производственных умений обучающихся образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Эффективность методических приёмов, успешность проведения занятия во многом определяются практико-ориентированными аспектами, которые лежат в основе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся. В статье представлен анализ закономерностей процессов формирования и развития практических умений и навыков, технического мышления на занятиях производственного обучения. Выделена специфика упражнений как метода достижения определенных нормативов правильности и скорости действий будущих рабочих, имеющих значение также для развития их сенсорно-перцептивных и интеллектуальных качеств. Система методической подготовки студентов к профессиональной деятельности в качестве педагога-мастера, основанная на практико-ориентированных аспектах формирования производственных трудовых действий, характеризуется высокими показателями адаптации студентов, мотивации к педагогической деятельности, методической готовности, выполнения производственных заданий, что нашло подтверждение результатами экспериментальной работы.
Ключевые слова: педагогическое образование, методика профессионального обучения; производственное обучение; практико-ориентированные аспекты профессионального обучения.