Научная статья на тему 'Влияние роста тарифов естественных монополий на уровень инфляции'

Влияние роста тарифов естественных монополий на уровень инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2626
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН / ИНФЛЯЦИЯ / ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ / УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ / ЕСТЕСТВЕННЫ МОНОПОЛИИ / RISE IN PRICES / INFLATION / RATES OF INFLATION / A RATE OF INFLATION / ARE NATURAL MONOPOLIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучкина А. Н.

В статье рассматриваются вопросы, повышения цен и увеличения темпа инфляции в России на современном этапе развития экономики. Анализируется проблема влияния роста тарифов естественных монополий на уровень инфляции, предлагаются пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of growth of tariffs of natural monopolies on a rate of inflation

In article the questions connected with an exclusive rise in prices and increase of a rate of inflation in Russia at the present stage are considered. The basic problems are allocated and social and economic consequences of high inflation in the country are analyzed. Measures under their possible decision are offered, recommendations about regulation of inflationary processes are made.

Текст научной работы на тему «Влияние роста тарифов естественных монополий на уровень инфляции»

влияние роста тарифов

естественных монополий

на уровень инфляции

А.Н. ПУЧКИНА,

Адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление

народным хозяйством

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, повышения цен и увеличения темпа инфляции в России на современном этапе развития экономики. Анализируется проблема влияния роста тарифов естественных монополий на уровень инфляции, предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: повышение цен, инфляция, темпы инфляции, уровень инфляции, естественны монополии.

INFLUENCE OF GROWTH OF TARIFFS OF NATURAL MONOPOLIES ON A RATE OF INFLATION

A.N. PUCHKINA,

competitor of a scientific degree of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article the questions connected with an exclusive rise in prices and increase of a rate of inflation in Russia at the present stage are considered. The basic problems are allocated and social and economic consequences of high inflation in the country are analyzed. Measures under their possible decision are offered, recommendations about regulation of inflationary processes are made.

Keywords: rise in prices, inflation, rates of inflation, a rate of inflation, are natural monopolies.

На современном этапе развития экономики страны вопросы функционирования и повышения эффективности деятельности естественных монополий в России заслуживают особого внимания.

К естественным монополиям на федеральном уровне относят: передачу электроэнергии, газа и нефти, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи; на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Естественная монополия дела Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования. Злоупотребление монопольным положением в форме завышения издержек или увеличения прибыли приводит к снижению технической эффективности производства и ущемлению потребителей. Злоупотребления данного характера достаточно сложно распознать, так как информация о реальной эффективности деятель-

ности известна лишь самому производителю, единственному на рынке.

В настоящее время цены на продукцию естественных монополий, должны отражать их реальные издержки, которые, на сегодняшний день, непомерно высоки для экономики. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования деятельности естественных монополий, а также осуществляющим функции по принятию нормативно правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в этой сфере, является Федеральная антимонопольная служба России. Установление жесткого контроля над тарифной политикой, должно послужить одним из основных направлений деятельности ФАС России. Необходима поддержка тарифов на уровне, приемлемом для эффективного функционирования организаций естественных монополий, развития реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, а также населения.

По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию. Планируется, что к 2012 году правительство примет решение понизить плату за услуги ЖКХ, в среднем на 0,5% именно по причине их дороговизны.

Рост цен на бензин, продукты питания, предметы первой необходимости, приводит к снижению реально располагаемых доходов населения, спаду уровня жизни и ухудшению её качества, что в свою очередь, как следствие, влечет за собой ряд других проблем, таких как рост преступности, снижение рождаемости и другие. Все эти негативные последствия мы можем наблюдать на сегодняшний день.

По данным Федеральной службы государственной статистики России, тарифы на услуги ЖКХ за прошедшие восемь месяцев выросли на 12,1%. Рост индекса потребительских цен в России за период январь-август 2010 г. составил 105,4%. Таким образом, на сегодняшний день темп роста тарифов ЖКХ 2010 опережает уровень инфляции более чем в два раза1.

При этом если сравнивать тарифы на услуги ЖКХ в августе 2010 г. с аналогичным периодом 2009 года, то повышение тарифов ЖКХ составило 13,2%. Стоимость жилищных услуг за январь-август 2010 г. выросла в среднем на 7,4%, коммунальные услуги выросли в цене значительно больше — на 14,4%. На рисунках 1 и 2 представлена динамика изменения цен на услуги за январь-август 2010 г.

Ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги в 2010 году было особенно ощутимо. В отдельных муниципальных образованиях страны рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил от 40 до 80%. Основными причинами, спровоцировавшими новый скачок тарифов на ЖКХ, по данным Минрегиона, стали рост стоимости топлива, прекращение дотирования организаций коммунального комплекса, снижение перекрестного субсидирования между электрической и тепловой энергией и учет при тарифообразовании выпадающих доходов энергокомпаний за предыдущие годы2.

Все усилия законодателей сосредоточены на переходе к долгосрочному тарифообразованию. Этот вопрос активно обсуждался в рамках реализации федеральной целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы. Утверждение окончательных тарифов на отопление и водоснабжение правительство передало на уровень регионов, разрешив им превышать установленные предельные показатели. В итоге местные чиновники увеличили коммунальные платежи значительно больше, чем ожидалось, что и вызвало массовые протесты населения. Тарифные конфликты зрели

многие годы, и урегулировать ценообразование в сфере ЖКХ за короткие сроки практически невозможно.

Рис. 1. Рост тарифов на жилищные услуги за январь-август 2010 г. Источник: Федеральная служба государственной статистики

Рис. 2. Повышение тарифов на коммунальные услуги за январь-август 2010 г.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

На ближайшие годы в стране запланировано продолжение политики опережающего роста тарифов в электроэнергетике и газовой отрасли по сравнению с обрабатывающей промышленностью. Подобные тенденции ведут к тому, что к 2012 году в России средние конечные цены на электроэнергию для промышленности станут выше, чем в США. Между тем в 2009 году индексация тарифов монополий при падении цен в обрабатывающей промышленности уже привела к резкому росту доли затрат на электроэнергию и природный газ в стоимости отечественной продукции — с 3,3% в 2008 году до 4,1% в 2009 году на электроэнергию. Доля затрат на природный газ выросла за прошлый год с 2,7% до 3,2%. Вместе с тем тарифы продолжают разгонять рост инфляции.

Как свидетельствует таблица, показатели цен на услуги ЖКХ имеют постоянную тенденцию к увеличению, что в свою очередь также приводит к ежегодному росту уровня инфляции. Отсюда следует, что рост тарифов на услуги ЖКХ является одним из основных факторов, разгоняющих уровень инфляции. О чем также свидетельствуют и данные графика 1.

Ключевые вопросы нынешней экономики России так и остаются без кардинальных перемен и решений: изношенная инфраструктура, старение основных фонды, у малых и средних компаний не хватает собственных ресурсов, инноваций и специалистов среднего звена почти нет. По данным Мин-регионразвития, в среднем по России физический износ коммунальных сетей водопровода достиг 65%, электрических сетей — 58%, водопроводных и канализационных насосных станций — 65%. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ продолжает расти с каждым годом, повышение вероятности техногенных, экологических, а вслед за ними и социальных катастроф начинает возрастать3. Все эти вопросы требуют государственного участия, прежде всего, инвестирования.

Повышение цен не является инструментом повышения эффективности. В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики. Рост цен является неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

• снижение реальных доходов населения;

• спад уровня жизни и ухудшению её качества, что в свою очередь, повлечет за собой ряд других проблем, таких как рост преступности, снижение рождаемости;

• обесценение сбережений населения;

• потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров;

• ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе сельскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

• ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп, с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета) и т.д.

Параметры повышения тарифов на продукцию естественных монополий должны соответствовать возможностям экономики. В прогнозируемом периоде они не должны приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции.

По прогнозу на 2011г. инфляция в России составит 6,5%4. Но, уже на сегодняшний день отмечается, что цифра может быть значительно выше.

Процесс инфляции — в различных его проявлениях — носит не случайный характер, а весьма устойчивый. Инструмент повышения эффективности — стабильные и благоприятные экономические условия. В условиях стабильного экономического роста предприятиям доступны средства для инвестиций в бережливое производство и т.п. Рост же цен на энергоресурсы всегда имеет лишь обратный эффект, сопряженный с изъятием дополнительной прибыли предприятий и снижением их инвестиционного потенциала.

Причины низкой доли инвестиций в технологичных отраслях по сравнению с сырьевыми — меньшая доступность кредитных ресурсов, меньшие прибыли и стимулы к инвестированию. Нормальные стимулы к инвестированию и развитию — естественные условия конкуренции — не особо распространены в России. Примерно та же ситуация и с привлечением капитала в энергоэффективное производство: цивилизованные методы стимулирования инвестиций заменяются стратегически неверными — дорогими энергоресурсами, которые якобы позволяют быстро ощутить эффект от экономии.

Рост тарифов в России на энергоносители в ближайшие годы будет выше уровня инфляции. Тарифы будут расти быстрее инфляции. В 2014-2015 году стоимость газа возрастет до 180 долларов, когда в 2010 цены составляли 91доллар за тысячу кубометров. Несмотря на рост стоимости энергоносителей, ожидать резкого роста экономики в России не стоит. Рост ВВП страны в 2011году составит — 3,4%, а в 2012 году — около 5%5.

Выбор в качестве приоритета правительством РФ курса на модернизацию экономики и инновационное развитие требует переноса инвестиционной доминанты в технологичные сектора, а это должно быть сопряжено с увеличением доступности капитала. Необоснованное увеличение тарифов на услуги инфраструктурных монополий будет, наоборот, действием в направлении изъятия прибыли из экономики, в первую очередь из обрабатывающей промышленности, в пользу инфраструктурных секторов и соответствующего снижения инвестиционного потенциала технологичных отраслей промышленности.

Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополии финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время все инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и нередко используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании необходимо стимули-

ровать или даже принуждать к использованию заемного или акционерного капитала.

Минимизация цен на энергоресурсы — должна являться одной из основных целей государственной энергетической политики. Это не означает, что электроэнергетика и газовая отрасль должны субсидировать остальные отрасли за счет заниженных тарифов. Но объективные предпосылки для снижения запланированного роста тарифов есть.

Тариф естественных монополий, который является статьей издержек любой компании, — важный инструмент рационального перераспределения ресурсов в экономике, и в рамках выбранной стратегии модернизации он должен служить целям повышения эффективности работы всей экономики, а не быть лишь источником прибыли для нескольких монополий. Во всех отраслях естественных моно-

полий необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования.

Сдерживание уровня инфляции, в данной ситуации, может быть обеспечено за счет двух факторов: роста цен и тарифов естественных монополий.

При прогнозе и регулировании уровня тарифов естественных монополий должно учитываться их влияние не только на доходы и инвестиционную привлекательность самих монополий, но также на конкурентоспособность и перспективы развития всей промышленности и экономики в целом.

В этих условиях ограничения уровня тарифов и цен естественных монополий на некоторый период должны решать задачу нахождения компромисса между потребностями самих субъектов естественных монополий с одной стороны, и экономики в целом, а также населения с другой.

динамика роста тарифов на услуги жкХ и инфляции

Таблица 1

Год Отопление (руб. м. М общей площади Горячее водоснабжение (руб./чел.) Холодное водоснабжение (руб./чел.) Газ (руб./чел.) Электроэнергия ( кВт/ч) Инфляция (%)

2001 2,60 47,60 44,84 4,70 63 18,6

2002 3,30 61,20 50,70 6,50 90 15,1

2003 4,20 77,30 68,40 8,20 105 12

2004 4,90 89,70 95,80 9,90 122 11,7

2005 6,70 123,80 133,0 11,90 153 10,9

2006 8,40 191,60 54,40/76,30 водоотведение 14,10 184 9,0

2007 9,90 228,70 67,80/90,90 15,90 208 11,9

2008 11,80 272,90 81,84/106,28 19,40 237 13,3

2009 15,30 354,30 107,15/132,57 24,30 301 12,0

2010 19,04 444,06 137,86/168,19 29,04 345 8,8

Повышение за 9 лет(в среднем) В 7 раз или на 600% В 9 раз или на 800% В 6 раз или на 500% В 5 раз или на 400% В 5 раз или на 400% Рост инфляции 115%

Источник: По данным РЭК г. Москвы и информационно-аналитического портала Индустрии управления активами фондов

Таблица 2

Инфляция в россии в период с 2000 по 2010 год

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Значение (%) 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 8,8 6,5 (прогноз)

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Рис. 3. Структура роста потребительских цен. Источник: По данным Минэкономразвития

В настоящее время управление инфляцией является одной из важнейших проблем. Необходимо учитывать при этом сложный, многофакторный характер инфляции. Необходимо проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Одним из направлений должна послужить антимонопольная политика государства, которая должна включать:

• содействие повышению прозрачности российской экономики, формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

• совершенствование законодательной базы в сфере регулирования естественных монополий;

• предупреждение, ограничение, и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, разработка совместно с МВД России порядка взаимодействия антимонопольных

и правоохранительных органов;

• выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющих рыночную и монопольную власть;

• предотвращение коррупции и взяточничества;

• проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/

2 Тарифы//URL: http://www.rf-agency.ru/acn/tarif_ru.htm

3 Соколин Б.М. Инфляция и власть, Санкт-Петербург, Бизнес-пресса, 2010.

4 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики//URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/

5 Официальный сайт Министерства экономического развития РФ//URL: http://www.economy.gov.ru/minec/main

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

М.в. САМОДУРОВА,

Советник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и пути повышения качества высшего профессионального образования в России. Дается характеристика основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, повышение качества образования, содержание образования, технологии образования.

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

M.V. SAMODUROVA

Financial Advisor of the University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.