Научная статья на тему 'Влияние революционных событий 1917 г. На искусство Башкортостана'

Влияние революционных событий 1917 г. На искусство Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
387
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 1917 Г. / ХУДОЖНИК / ИДЕОЛОГИЯ / ДЕКРЕТ О ПАМЯТНИКАХ РЕСПУБЛИКИ / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СКУЛЬПТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ БАШКОРТОСТАНА / REVOLUTIONARY EVENTS OF 1917 / ARTIST / IDEOLOGY / DECREE ON MONUMENTS OF THE REPUBLIC / MONUMENTAL ART / SCULPTURE / ART EDUCATION / ARTISTIC LIFE IN BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кравченко Екатерина Валерьевна

В статье рассматриваются изменения в художественной жизни Башкортостана, произошедшие в результате революционных событий 1917 г. Отмечено, что со сменой власти произошло переосмысление статуса художника в новом формирующемся обществе, представители творческих профессий получили статус рабочих. Положительное влияние революционных волнений 1917 г. на художественную жизнь Башкортостана выразилось в создании первых в республике профессиональных учебных заведений художественного творчества, усилении интереса к изучению особенностей быта, истории и искусства народностей Башкирской АССР. Особое внимание отведено характеристике Декрета о памятниках республики и его идеологической составляющей, которая заключалась в пропаганде советских ценностей и утверждении огромного значения революционного движения посредством монументального искусства. Показано, что жанр монументальной скульптуры распространился на территории Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны. Предложена оценка роли авангарда в формировании нового поколения художников республики, а также становлении новой, уникальной для Башкирии живописной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the revolutionary events of 1917 on the art of Bashkortostan

The study discusses the changes in the artistic life of Bashkortostan resulting from the revolutionary events of 1917. The power shift led to the rethinking of the status of an artist in a new society. The representatives of creative industries acquired the status of workers. The positive impact of the Revolution of 1917 on the artistic life of Bashkortostan was reflected in the creation of the first artistic professional educational institutions, the increased interest in the characteristics of household, history and art of the nationalities of the Bashkir ASSR. The study focused on the Decree on Monuments of the Republic and its ideological component which promoted the Soviet values and approved the great significance of the revolutionary movement through the monumental art. The monumental sculpture was popular in the Bashkir ASSR during the Great Patriotic War. The author evaluates the role of the avant-garde in the creation of the new generation of artists as well as the establishment of a unique school of painting in Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Влияние революционных событий 1917 г. На искусство Башкортостана»

УДК 94(47).084.2:7.01 (470.57) Кравченко Екатерина Валерьевна

аспирант Башкирского государственного университета

ВЛИЯНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ 1917 Г. НА ИСКУССТВО БАШКОРТОСТАНА

https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.15 Kravchenko Ekaterina Valeryevna

PhD student, Bashkir State University

THE IMPACT OF THE REVOLUTIONARY EVENTS OF 1917 ON THE ART OF BASHKORTOSTAN

Аннотация:

В статье рассматриваются изменения в художественной жизни Башкортостана, произошедшие в результате революционных событий 1917 г. Отмечено, что со сменой власти произошло переосмысление статуса художника в новом формирующемся обществе, представители творческих профессий получили статус рабочих. Положительное влияние революционных волнений 1917 г. на художественную жизнь Башкортостана выразилось в создании первых в республике профессиональных учебных за-ведений художественного творчества, усилении интереса к изучению особенностей быта, истории и искусства народностей Башкирской АССР. Особое внимание отведено характеристике Декрета о памятниках республики и его идеологической составляющей, которая заключалась в пропаганде советских ценностей и утверждении огромного значения революционного движения посредством монументального искусства. Показано, что жанр монументальной скульптуры распространился на территории Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны. Предложена оценка роли авангарда в формировании нового поколения художников республики, а также становлении новой, уникальной для Башкирии живописной школы.

Ключевые слова:

революционные события 1917 г., художник, идеология, Декрет о памятниках республики, монументальное искусство, скульптура, художественное образование, художественная жизнь Башкортостана.

Summary:

The study discusses the changes in the artistic life of Bashkortostan resulting from the revolutionary events of 1917. The power shift led to the rethinking of the status of an artist in a new society. The representatives of creative industries acquired the status of workers. The positive impact of the Revolution of 1917 on the artistic life of Bashkortostan was reflected in the creation of the first artistic professional educational institutions, the increased interest in the characteristics of household, history and art of the nationalities of the Bashkir ASSR. The study focused on the Decree on Monuments of the Republic and its ideological component which promoted the Soviet values and approved the great significance of the revolutionary movement through the monumental art. The monumental sculpture was popular in the Bashkir ASSR during the Great Patriotic War. The author evaluates the role of the avant-garde in the creation of the new generation of artists as well as the establishment of a unique school of painting in Bashkortostan.

Keywords:

revolutionary events of 1917, artist, ideology, Decree on Monuments of the Republic, monumental art, sculpture, art education, artistic life in Bashkortostan.

В последние годы возрастает интерес к изучению самобытной культуры, творчества отдельных регионов Российской Федерации, опубликовано множество научных работ по этому вопросу. В статье рассматриваются изменения в художественной жизни Башкортостана, вызванные революционными событиями 1917 г. Именно в этот период происходит наиболее резкий переворот в сознании общества. В искусстве он знаменуется расцветом огромного количества художественных направлений и живописных школ, уникальных для каждого региона страны.

Трудно переоценить значение революционных событий 1917 г. в истории Российского государства. Свержение монархического строя неизбежно привело к пересмотру всех аспектов жизни в стране, новая власть разрушила старые порядки, чтобы впоследствии основать новую, сильную и свободную нацию. Однако советская власть оказалась в сложном положении, так как при наличии сильной идеологической составляющей в новосозданной стране полностью отсутствовала социалистическая система социокультурных ценностей. В деле идеологической пропаганды правительство остро нуждалось в помощи творческой интеллигенции, так как усвоенные именно через искусство идеи социализма могли получить у народа наиболее сильный отклик.

В новой, послереволюционной России к деятелям искусств начало складываться иное отношение, чем раньше. При царской власти профессия художника не имела большого значения, хоть многие ее представители и пользовались уважением общественности. Живопись долгое время не считалась делом, достойным уважения. Общественное мнение рассматривало занятие искусством как «обслуживающий» труд, пристойный лишь для крепостных, иностранцев или иных представителей неблагородных сословий [1]. Со сменой власти в стране пришло новое понимание того, каким должен быть художник и какое место он занимает в новом обществе. Именно в

это время представители творческих профессий официально получают статус собственно рабочих - полноправных представителей главенствующего социалистического класса [2, с. 1462]. Иными словами, труд художника больше не считается чем-то незначительным и теперь занимает свое законное место среди остальных профессий.

Однако следует помнить, что как таковая профессия художника считалась довольно редкой, так как художественное образование в дореволюционной России имело малый охват, ограничиваясь лишь столичными высшими учебными заведениями и несколькими школами и училищами в районах страны. Башкирия в этом плане не была исключением. Редкость профессии здесь объяснялась не только отсутствием соответствующих высших учебных заведений, но и тем, что большая часть населения - мусульмане, строго придерживающиеся запрета на изображение людей и животных. Со сменой власти ситуация изменилась. В 1920 г. на базе уфимского филиала ВХУТЕМАС под руководством Н.А. Протопопова были открыты высшие художественные мастерские. В последующие годы организуется целый ряд художественных студий, для всех желающих читались лекции по искусству. В 1923 г. сложилась художественная организация Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая реалистов из среды передвижников и на основе передвижничества [3]. При этом, как говорилось выше, основной задачей, возложенной на художников правительством, было донесение и распространение идей социализма в массы, и они прилагали все усилия для ее выполнения.

Отмечался возросший интерес к изучению творчества, особенностей быта народностей Башкирии, их истории и этнографии [4]. Также активно велась деятельность по пополнению музейного фонда республики, организовались научные экспедиции, в задачи которых входил сбор экспонатов по истории, этнографии, природе, искусствам [5]. Подобный интерес обусловил частое обращение художников к народному творчеству и впоследствии привел к слиянию его с академической школой и появлению новых стилей и форм художественной выразительности.

Говоря о полной перестройке русского искусства, следует назвать принятый 12 апреля 1918 г. Декрет о памятниках республики (или Декрет о монументальной пропаганде), задуманный Лениным под впечатлением от книги утописта Т. Кампанеллы «Город Солнца». Этот документ включал в себя предписание, во-первых, избавиться от памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг», во-вторых, провести конкурс проектов памятников строящегося социализма, которые должны были заменить собой старые, и, в-третьих, осуществить работу по замене надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п.

Основной целью подобного проекта являлась пропаганда советских ценностей и, самое главное, утверждение огромного значения революционного движения путем использования так называемого монументального искусства. Предпочтение отдавалось скульптуре, а именно бюстам, барельефам, фигурам, группам. Упор делался на массы, где лишь единицы получили надлежащее образование, и, следовательно, мастера придерживались в своих работах принципов простоты и понятности, чтобы донести революционный посыл до как можно большего количества людей. Все чаще художники и скульпторы обращались к народному творчеству. И хотя план не был подготовлен в срок в связи с крайней ограниченностью во времени (чуть менее месяца на выполнение) и проблемами финансирования такого колоссального проекта, позже был закреплен список, включавший в общей сложности 66 фамилий тех, «коим предложено поставить монументы в г. Москве и других городах Рос. Соц. Фед. Сов. Республики». Этот список интересен тем, что, в отличие от общемировой практики, в него входят имена простых борцов за свободу, народных героев, деятелей наук и искусств.

В Башкирии жанр монументальной скульптуры получает распространение довольно поздно - в период Великой Отечественной войны. В это время в республике работали видные деятели искусств, эвакуированные из других регионов. Монументальные памятники создавались и раньше, например памятник Ленину в Уфе, выполненный скульптором И.А. Менделевичем и архитектором Д.М. Ларионовым в 1924 г. (позже заменен работой С.Д. Меркулова), но именно расцвет данного вида искусства приходится на вторую половину XX в. Не ограничиваясь только центром республики, монументальная скульптура с огромным размахом возводилась на всей территории БАССР. К наиболее значимым проектам можно отнести монумент Дружбы, воздвигнутый в Уфе скульпторами М.Ф. Бабуриным и Г.П. Левицкой и архитекторами Г.И. Гавриловым и Е.И. Кутырёвым в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому государству; памятник, посвященный Салавату Юлаеву, скульптора С.Д. Тавасиева и архитектора И.Г. Гайнутдинова (Уфа); памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны скульптора Л.В. Кузнецова (Уфа); памятник погибшим красноармейцам на месте их расстрела скульпторов В.И. Авакяна и Б.Д. Фузеева (Нефтекамск); монумент боевой и трудовой славы в Янауле скульптора Н.А. Кали-нушкина и многие другие произведения.

Идеи, отражаемые в Декрете о памятниках республики, не ограничились лишь монументальными произведениями, но распространились во всех проявлениях художественного творчества.

Художественное творчество Башкирии до революционных изменений имеет ряд особенностей, главной из которых является то, что до XX в. изобразительное искусство Башкортостана, как упоминалось выше, сдерживалось исламом, который накладывал запрет на отображение реального мира, с одной стороны, и тем, что первые малочисленные профессиональные художники края были преимущественно русскими, - с другой. Таким образом, последующее после революции 1917 г. развитие башкирского искусства представляет собой синтез исламской и православной культур, послуживший почвой для последующего становления и развития уникальной, башкирской, школы живописи. Основоположниками этой новой школы можно назвать Ю.Ю. Блюмен-таля, К.С. Девлеткильдеева, А.П. Лежнева, М.Н. Елгаштину, А.Э. Тюлькина.

В эти же годы не только продолжает развиваться, но и переживает истинный расцвет искусство, которое мы называем «русским авангардом»: время революционных катаклизмов, революционных преобразований влечет художников к новым творческим экспериментам. Под эгидой авангарда художники ратовали за полное переосмысление художественной практики, разрыв с академизмом и поиск новых форм и способов выражения в искусстве. Поиск этот проходил вдали от крупных культурных центров, переместившись преимущественно на окраины, где дух академизма не был столь силен.

В Башкирии распространение авангарда можно связать с именем Д.Д. Бурлюка, яркого представителя авангардного течения в России, «отца футуризма». Именно его деятельность подтолкнула молодое поколение башкирских художников к поиску новых форм творческого самовыражения. Особенно он сблизился с К.С. Девлеткильдеевым, А.Э. Тюлькиным и В.В. Лебедевым. О его влиянии на творчество уфимских художников можно судить по выставкам «Уфимского общества любителей живописи» - организации, целью которой было объединение художников и любителей искусства для творческого общения и совместных занятий живописью. Если первые выставки были представлены в большей части произведениями русской классики из частных коллекций, то уже к третьей выставке становится заметным преобладание работ самого Д.Д. Бурлюка, а также работ, выполненных под влиянием его творчества представителями «Уфимского общества любителей живописи». Постепенно идеи авангарда прочно укрепляются в умах уфимских художников, происходит перестройка идейно-художественного мировоззрения, и их творчество более прочно встает на путь освоения нового, свободного искусства [6].

Переходя к оценке влияния революционных волнений 1917 г. на искусство Башкортостана, следует отметить множество положительных моментов, например появление первых профессиональных учебных заведений художественного направления, переосмысление роли художника в обществе. Усиливается интерес к изучению творчества, особенностей быта народностей Башкирии, их истории и этнографии, что способствовало росту числа научных экспедиций по пополнению музейных фондов и сбору информации. В творчестве этот интерес в совокупности с идеями авангарда вызвал появление множества разнообразных стилей в изобразительном искусстве, подтолкнул художников к экспериментам, поиску нового. При этом само искусство, хоть и было подвержено излишнему, однако необходимому влиянию идеологии, перестало носить элитарный характер, а, напротив, ориентировалось на простой народ. В целом революционный период 1917 г. применительно к творческой интеллигенции послужил необходимым толчком к развитию нового искусства, не стесненного академическими рамками, но являющего собой синтез профессиональной творческой деятельности с многочисленными веяниями народного творчества, искусства, по сей день вдохновляющего молодые поколения художников как в России, так и за рубежом.

Ссылки:

1. Кривцун О. Художник в истории российской культуры: эволюция статуса // Человек. 1995. № 1.3.

2. Ибрагимов Е.Р., Латыпова Р.Ф. История становления творческих союзов работников искусств Башкортостана. Союз художников. Союз композиторов // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16, № 4. С. 1462-1464.

3. Янбухтина А.Г. К страницам истории и предыстории зарождения профессионального изобразительного искусства в Башкирии (1910-1920 гг.) в соотношении с целостным многовековым художественным наследием края и проблемы их осмысления в искусствознании // Проблемы развития регионального искусствознания (Урало-Поволжье) : сб. науч. ст. Первой заоч. регион. науч. конф., посвящ. 40-летию УГАЭС. Уфа, 2011. С. 4-35.

4. ЦИА РБ (Центр. ист. арх. Респ. Башкортостан). Ф. 476. Оп. 1. Д. 64. Л. 49-49 об. Копия.

5. Официальный бюллетень Народного комиссариата просвещения Башкирской Советской Социалистической Республики. Стерлитамак, 1921. № 2 (8 мая 1921 г.) // ЦИА РБ. Ф. 933. Оп. 1. Д. 78. Л. 78-78 об.

6. Калитов Г.Г. Башкирская школа живописи: история. 2-е изд. Уфа, 2012. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.