Научная статья на тему 'Влияние региональной специфики на совершенствование современной системы физкультурного образования'

Влияние региональной специфики на совершенствование современной системы физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонов Дмитрий Николаевич

Рассматривается проблема непрерывного физкультурного образования в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта, суть которого заключается в необходимости возвышения личности до вершины пирамиды с учетом региональной направленности современной системы непрерывного физкультурного образования.На основе анализа специальной литературы и практики профессионально-педагогического образования обобщена структура и региональная направленность современной системы физкультурного образования с учетом исторических традиций, природно-климатических, культурно-национальных особенностей Республики Саха (Якутия), а также намечены стратегические направления развития системы современного профессионального образования. Теоретические, экспериментальные и практические результаты исследования организационно-педагогических основ физкультурного образования с учетом непрерывности, регионализации, многопрофильности, разноуровневости позволили решить проблему формирования профессионально-образовательного потенциала Республики Саха (Якутия).Результаты исследования отражают динамику диверсификационных процессов, происходящих в области образования и, свидетельствуют о том, что разработанные организационно-педагогические основы становления и развития региональной системы непрерывного физкультурного образования отвечают требованиям развития республики и обеспечивают социальную мобильность личности. При этом дифференцированные спортивные возможности, потребности в физическом совершенствовании студентов обеспечиваются адекватностью структурной перестройки системы профессионального физкультурного образования, позволяющей каждому достичь того профессионального уровня, который обеспечит его социальную активность в физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние региональной специфики на совершенствование современной системы физкультурного образования»

УДК 378:372.879.6(063) Д. Н. Платонов

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается проблема непрерывного физкультурного образования в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта, суть которого заключается в необходимости возвышения личности до вершины пирамиды с учетом региональной направленности современной системы непрерывного физкультурного образования.

На основе анализа специальной литературы и практики профессионально-педагогического образования обобщена структура и региональная направленность современной системы физкультурного образования с учетом исторических традиций, природно-климатических, культурно-национальных особенностей Республики Саха (Якутия), а также намечены стратегические направления развития системы современного профессионального образования. Теоретические, экспериментальные и практические результаты исследования организационно-педагогических основ физкультурного образования с учетом непрерывности, регионализации, многопрофильности, разноуровневости позволили решить проблему формирования профессионально-образовательного потенциала Республики Саха (Якутия).

Результаты исследования отражают динамику диверсификационных процессов, происходящих в области образования и, свидетельствуют о том, что разработанные организационно-педагогические основы становления и развития региональной системы непрерывного физкультурного образования отвечают требованиям развития республики и обеспечивают социальную мобильность личности. При этом дифференцированные спортивные возможности, потребности в физическом совершенствовании студентов обеспечиваются адекватностью структурной перестройки системы профессионального физкультурного образования, позволяющей каждому достичь того профессионального уровня, который обеспечит его социальную активность в физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: система образования, региональные органы управления образованием, непрерывное образование, профессиональное физкультурное образование, гуманизация образования, педагогическое образование, концепция образования, многоуровневое образование, подготовка бакалавров.

D. N. Platonov

Influence of Regional Specifics on the Improvement of Modern System of Sports Education

The problem of the continuous sports education in the system of training of specialists of physical culture and sport is considered. The essence of the education lies in the need of getting by the personality to a pyramid’s top taking into account a regional orientation of the modern system of the continuous sports education.

On the basis of the analysis of special literature and practice of professional pedagogical education, the structure and the regional orientation of the modern system of sports education taking into account historical traditions, climatic, cultural and national features of the Republic of Sakha (Yakutia), also strategic directions of the system of modern professional education development are generalized. Theoretical, experimental and practical results of researching organizational and pedagogical bases of sports education taking into account a continuity, regionalization, diversity, versatility allowed to solve a problem of professional and educational capacity formation of the Republic of Sakha (Yakutia) that acts as a priority problem of pedagogical researches.

The results of the research reflect dynamics of the diversification processes happening in the field of education and testify that the developed organizational and pedagogical bases of the formation and the development of the regional system of the continuous sports education are in accordance with the requirements of the republic development and provide social mobility

ПЛАТОНОВ Дмитрий Николаевич - к. п. н., профессор, директор Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]

PLATONOV Dmitry Nikolaevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Physical Culture and Sports, the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

of the personality. Thus differentiated sports opportunities, needs for physical improvement of students are provided with the adequacy of restructuring of the system of the professional sports education allowing everyone to reach those of professional level which will provide his social activity in sports activity.

Key words: educational system, regional governing bodies of education, continuous education, professional sports education, humanization of education, pedagogical education, concept of education, multilevel education, bachelors training.

Введение

В условиях глобализации мира необходимо новое понимание стратегии и тактики развития профессионального образования в стране. Обобщение практики убеждает, что на сегодняшний день необходима новая стратегия развития непрерывного физкультурного образования, основанная на эволюционном подходе, преемственности лучших национальных традиций и осуществляемая в согласии с векторами социально-экономического развития [1]. Речь в данном случае идет о разработке современной концепции физкультурного образования в Якутии, предполагающей целостную многоуровневую систему профессионального физкультурного образования. Анализ современной теории и практики непрерывного образования показывает, что общая проблема научного обеспечения развития региональной системы профессионального физкультурного образования относится к наименее разработанной области современного образования. Из анализа теории и практики вытекает необходимость создания условий для удовлетворения потребности личности в получении полноценного физкультурного образования, обеспечивающего выпускнику конкурентоспособность.

Региональное образовательное пространство

Взаимоотношения между федеральным и региональным уровнем управления образованием строятся на основе имеющихся нормативно-правовых актов в области образования [2]. На региональном уровне в Республике Саха (Якутия), в частности, производится разработка и утверждение республиканских законов, программ развития профессионального образования с учетом специфики региона, но с четко выраженной установкой на сохранение и развитие единого общероссийского образовательного пространства. К региональным органам управления относятся и муниципальные (городские, наслежные и улусные) управления образованием, которые строят свою деятельность на основе федеральных и региональных образовательных программ. Их основными задачами обозначены: обеспечение условий для выполнения требований государственных образовательных стандартов с учетом национально-региональных компонентов и вариативности программ обучения; выработка концепций развития муниципальной образовательной системы; психолого-педагогическая помощь участникам образовательного процесса [3].

В процессе перехода на систему непрерывного профессионального образования функции муниципальных органов управления образованием значительно усложняются. Одной из новых функций для них является информационная. Они информируют региональные ор-

ганы образования о фактических и прогнозируемых потребностях населения, государственных и муниципальных производственных и социальных структур в образовательных услугах. Одновременно в данную функцию входит информирование местного населения о потребностях экономики города, наслега, улуса в профессиональных кадрах и имеющихся возможностях для получения профессионального образования [4].

В процессе исследования, работая с муниципальными органами, мы обсуждали их новые функции в системе профессионального образования. В результате, как показывает передовой опыт, ряд муниципальных органов управления образованием возложили на себя и диагностическую функцию. Она направлена на изучение и определение потребностей жителей в профессиональном образовании и уровня их готовности к реализации своих образовательных потребностей. На этой основе они также выполняют другую, ориентирующую, функцию. Она реализуется в виде рекомендаций по выбору учебных заведений разного уровня с учетом образовательных потребностей и требований муниципального рынка труда. В конечном итоге муниципальные органы управления берут на себя также прогностическую функцию, предполагающую предоставление обоснованных прогнозов развития образовательных потребностей населения с учетом социально-экономического развития муниципалитета. Реализация этих функций способствует созданию единого информационного образовательного поля в муниципалитете для принятия оптимальных оперативных управленческих решений [5].

При теоретическом осмыслении специфики развития региональной системы непрерывного физкультурного образования мы исходили из общетеоретических представлений В. В. Серикова о функционировании всякой образовательной системы в специфической среде [6]. В силу свойства открытости ни одна образовательная система не может самоизолироваться от своего окружения, она находится во взаимосвязи с другими образовательными, экономическими, культурологическими системами. При этом она функционирует в определенной географической, биологической, климатической, экологической и др. обстановке.

Региональное образовательное пространство представляет собой организованную совокупность образовательных систем, функционирующих в регионе. И каждая образовательная система в нем занимает свое место, определяемое своими функциями и структурой соответствующей организации [7]. Гибкая региональная образовательная структура включает в себя высшее

учебное заведение в качестве головного центра общеобразовательных и профессиональных учебных заведений региона с различными уровнями и ступенями обучения. Путем формирования подобных структур постепенно преодолевается многопрофильность и неупорядоченность региональных систем физкультурного образования, сложившихся в условиях преимущественно вертикального управления образованием, и создается единое региональное образовательное пространство.

Система физкультурного образования Республики Саха (Якутия) состоит из довольно развернутой сети образовательных учреждений различных видов, типов и уровней, подразделяющихся на три основных блока, которые включают: общеобразовательные учреждения, учреждения профессионального образования и учреждения дополнительного образования для детей и взрослых. В общеобразовательный блок входят учреждения дошкольного образования, различные виды общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования для детей.

Многоуровневое образование предполагает взаимодействие высших учебных заведений со средними специальными учебными заведениями. По утверждению Е. С. Никитиной, которая первой в республике реализовала этот сложный процесс, взаимоотношения со среднеспециальными учебными заведениями видится в согласовании учебных планов для поступления выпускников ссузов на 3 курс высшего учебного заведения, а окончившие первую ступень обучения в вузе по желанию могли бы продолжить профессиональное образование в ссузе и получить соответствующую квалификацию [8]. Шаги, которые делают высшие и средние профессиональные учебные заведения в Якутии навстречу друг другу, продиктованы временем. Переход к рыночным отношениям требует от учебных заведений соответствующей им подготовки кадров, прежде всего чуткого реагирования на потребности рынка в специалистах, а также повышения их качества.

По полученным нами данным, что подтверждается сведениями Министерства спорта Республики Саха (Якутия), в настоящий момент обеспеченность физкультурными кадрами имеет следующую картину. В 706 школах республики работает 1426 учителей физической культуры, не хватает 207 учителей. Из работающих 43,2 % имеют высшее физкультурное образование, 20 % учителей не имеют специального физкультурного образования и около 30 % учителей физической культуры пенсионного возраста.

В Якутии действуют 53 детско-юношеские спортивные школы. В этих ДЮСШ работают:

- 62 % специалистов с высшим образованием, 22 %

- со средним специальным, 16 % - без специального образования в городах;

- 44 % - с высшим образованием, 31 % - со средним специальным, 25 % - без специального образования в северных улусах;

- 39 % - с высшим образованием, 33 % - со средним специальным, 28 % - не имеют специального образования в сельской местности.

Анализ обеспеченности общеобразовательных и спортивных школ Республики Саха (Якутия) специалистами по физической культуре и спорту и приведенные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего повышения их профессиональной подготовки и расширения их деятельности в сфере оздоровительной и адаптивно-рекреационной физической культуры.

Поставщиками будущих специалистов по спорту являются также республиканское специальное училище Олимпийского резерва и Школа высшего спортивного мастерства.

Статистический анализ полученных данных свидетельствует о преемственности физкультурно-спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте и продолжении спортивной и физкультурно-педагогической карьеры в качестве выбора дальнейшей профессиональной деятельности.

В своей работе мы исходили из того, что одна из наиболее важных проблем физкультурного образования -его встроенность в систему многоуровневой подготовки специалистов по физкультуре и спорту. И выяснилось, что наиболее важное значение в системе непрерывного физкультурного образования имеет общеобразовательная школа как базовое звено системы непрерывного образования. При создании многоуровневой структуры подготовки специалистов по физической культуре и спорту в республике традиционно осуществляется выявление способных и талантливых в этой области человеческой деятельности детей на ранних стадиях образовательных учреждений. Данная категория способных в физическом развитии детей направлялась в спортивные классы общеобразовательных школ и детско-юношеские спортивные школы. Такие спортивные школы были созданы по всей территории Якутии. К первым из них, которые имеют большой и положительный опыт, относятся Мындабинский спортивный лицей, Харанская спортивная школа-лицей, физкультурно-спортивные классы Хамагаттинской, Легойской, Магарасской, Покровской средних школ.

Продолжая данную традицию, мы в процессе опытной работы дополнили ее содержание профориентационной работой в старших (8-11-х) классах. Создаются профильные группы, где учащиеся не только интенсивно занимаются физкультурой и спортом, но и проходят профильную подготовку с введением основ профессионального физкультурного образования, увеличением разнообразия теоретических и практических форм обучения. Разработанная в этом направлении программа выполняет профессионально-ориентированные функции, формируя у учащихся творческое отношение к профессиональной физкультурной деятельности. Выпускники как спортивных школ, проявившие спортивные способ-

ности, так и профильных групп общеобразовательных школ, прошедшие физкультурно-спортивную профориентационную подготовку, продолжают обучение на отделениях и факультетах физкультуры и спорта в средних специальных и высших педагогических учебных заведениях или в институтах физической культуры и спорта.

В настоящее время в республике действуют два государственных вуза, выпускающих специалистов по физической культуре и спорту: институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета и Чурапчинский государственный институт физкультуры и спорта, созданный на базе всемирно известной борцовской школы. Можно считать, что за сравнительно небольшой отрезок времени в Республике Саха (Якутия) в непростых социально-экономических условиях проделана большая работа в области физкультурного образования. Однако остаются нерешенными многие организационно-педагогические проблемы. Так, требует решения создание целостной системы физкультурного образования, включающей все уровни образования, в том числе послевузовское обучение, обеспечивающей связь с производством, научными учреждениями и выход в мировое образовательное пространство.

В ходе работы по внедрению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предполагается решить задачу совершенствования содержания физкультурного образования, что нашло отражение и в нашей опытно-экспериментальной работе. Проблема содержания образования получила в педагогической литературе глубокое отражение. Содержание образования постоянно обновляется, гибко реагируя на непрерывно изменяющиеся запросы и потребности общества. Важнейшей задачей содержания образования является достижение высокого уровня интеллектуального, личностного развития обучающегося на разных ступенях системы непрерывного образования [9]. В процессе работы мы придерживаемся точки зрения исследователей о содержании профессионального образования. Более сжатую, гибкую и концентрированную формулировку данного понятия находим у В. С. Леднева: «Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность» [10].

Как верно отмечают специалисты физической культуры и спорта, под содержанием физкультурного образования понимается система соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, формирующихся на основе творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества к кадрам соответствующей квалификации и профиля. Содержание образования, в том числе и физкультурного, обеспечивает адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры личности, а также формирование у учащихся адек-

ватных современному уровню знаний. В соответствии с этими задачами по программе экспериментальной работы усилия как педагогов, так и учащихся в опытных учебных заведениях, обеспечивающих получение образования данного уровня, направлены на их достижение.

Заключение

В процессе работы мы выяснили основные концептуальные позиции, на основе которых формируется и развивается самостоятельность студентов. Так, познавательная самостоятельность формируется в таких формах учебной активности, как организационная (стремление организовать свою самообразовательную деятельность); интенциональная (активно выражаемая направленность на достижение цели); поисково-творческая (изменение ситуации при постоянном учете эффективности деятельности); креативная (способность активизировать свою мыслительную деятельность); эмоциональноценностная (положительные эмоции и отношение к самосовершенствованию).

В системе личностно-ориентированного обучения студентов физкультурных учебных заведений самостоятельная работа занимает важное место. Она предусматривает умение студента планировать и целенаправленно осуществлять учебную деятельность, управлять ее процессом и условиями для достижения максимальной продуктивности и качества обучения на всех этапах непрерывного образовательного процесса. Создавая систему самостоятельной работы студентов, ставится задача прежде всего научить их учиться и ознакомить с психофизиологическими основами умственного труда, техникой его организации [11].

Как показывает анализ проведенной нами работы, организация самостоятельной работы студентов рационально создается, когда она протекает в два этапа:

1) период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности студентов, с обнаружением и обсуждением с ними причин появления ошибок;

2) период самоорганизации, когда преподаватель занимает позицию педагогической поддержки и педагогического сопровождения, а не оказывает непосредственную помощь в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

Таким образом, концепция региональной системы непрерывного физкультурного образования разрабатывается на основе таких принципов, как принцип целостности (физкультурное образование - целостная педагогическая система, обладающая собственной структурой и регуляцией); принцип системности (все уровни физкультурного образования составляют единую систему); принцип иерархической организации (вертикальные и горизонтальные связи образовательных учреждений); принцип целесообразности (приоритетность образовательных запросов и потребностей личности, общества, государства); принцип самоорганизации (источник

преобразования системы физкультурного образования лежит в самой системе). Эффективность непрерывного физкультурного образования обеспечивается, когда организация региональной образовательной системы основывается на исторической традиции, природноклиматических, культурно-национальных особенностях республики, также на стратегических направлениях развития современного образования.

Л и т е р а т у р а

1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

2. Беляева А. Л. Региональная система профессионального образования // Педагогика. - 1993. - № 4. - С. 68-72.

3. Мызан Г. И. Физкультурное образование: региональные проблемы: монография. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. -76 с.

4. Игнатьев В. П. Основные аспекты обеспечения непрерывности профессионального образования: учебное пособие.-Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. - 100 с.

5. Данилов Д. А., Черкашин И. А. Организационно-педагогическое обеспечение интеграции физического и духовного воспитания юношей в этнокультурном пространстве. - Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2010. - 247 с.

6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999.

- 272 с.

7. Григорьев С. И. Взаимозависимость образования и социального развития региона // Регионология. - 1997. - № 2. -С. 7-12.

8. Никитина Е. С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы.

- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 160 с.

9. Куликова Л. Н. Гуманизация образования и саморазвития личности. - Хабаровск, 2001. - 163 с.

10. Леднев В. С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. - М.: Академия, 1991. - 159 с.

11. Худолий Н. Г. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

R e f e r e n c e s

1. Gershunskii B. S. Filosofiia obrazovaniia dlia XXI veka. (V poiskakh praktiko-orientirovannykh obrazovatel’nykh kontseptsii). - M.: Sovershenstvo, 1998. - 608 s.

2. Beliaeva A. L. Regional’naia sistema professional’nogo obrazovaniia // Pedagogika. - 1993. - № 4. - S. 68-72.

3. Myzan G. I. Fizkul’turnoe obrazovanie: regional’nye problemy: Monografiia. - Khabarovsk: Izd-vo KhGPU, 1996. -76 s.

4. Ignat’ev V. P Osnovnye aspekty obespecheniia nepreryvnosti professional’nogo obrazovaniia: uchebnoe posobie. - Iakutsk: Izd-vo Iakutskogo un-ta, 2002. - 100 s.

5. Danilov D. A., Cherkashin. I. A. Organizatsionno-peda-gogicheskoe obespechenie integratsii fizicheskogo i dukhovnogo vospitaniia iunoshei v etnokul’turnom prostranstve. - Iakutsk: Izdatel’sko-poligraficheskii kompleks SVFU, 2010. - 247 c.

6. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost’. Teoriia i praktika proektirovaniia pedagogicheskikh sistem. - M.: Logos, 1999. -272 s.

7. Grigor’ev S. I. Vzaimozavisimost’ obrazovaniia i sotsial’nogo razvitiia regiona // Regionologiia. - 1997. - № 2. - S. 7-12.

8. Nikitina E. S. Regional’nye problemy podgotovki

pedagogicheskikh kadrov: organizatsionno-pedagogicheskie

osnovy. - Novosibirsk: Sib. univ. izd-vo, 2003. - 160 s.

9. Kulikova L. N. Gumanizatsiia obrazovaniia i samorazvitiia lichnosti. - Khabarovsk, 2001. - 163 s.

10. Lednev V. S. Soderzhanie obrazovaniia: Sushchnost’, struktura, perspektivy. - M.: Akademiia, 1991. - 159 s.

11. Khudolii N. G. Integratsionnye protsessy v regional’noi sisteme professional’nogo obrazovaniia. - M.: Akademiia, 2002. -176 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.