130
№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
УДК 343.288 А. 11 Кудряшов
А. V. Kudryashov
ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ МВД РОССИИ НА УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В статье проводится анализ отечественного уголовного законодательства, в частности рассматривается пункт «о» части первой статьи 63 УК РФ совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание. По мнению автора, данное положение нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом по занимаемому должностному полож ению. Подвергается анализу определение Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2011 г. ЛЬ 1623-0-0 «По запросу Лабытнаиг-ского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации. Анализируется статья 286.1. УК РФ «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа».
Ключевые аюва: Конституция Российской Федерации, сотрудники органов внутренних дел. нарушение конституционных принципов, уголовное законодательство.
INFLUENCE OF REFORM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON THE CRIMINAL LAW
The article analyzes domestic criminal law and. in particular, paragraph "o" - Part 1, Article 63 of the Criminal Code of the Russian P'e deration, that is, committing intentional crime by a law enforcement officer as aggravating circumstances. In author's opinion, this provision violates the constitutional principle of the equality of citizens before the taw. The article analyzes definition of the Constitutional Court of the Russian Kederation ЛЬ 1623-0-0. 8'h December, 2011, at the request oflxibytnangi Court of the Area about testing the constitutionality of the paragraph «о» Pari /, Article 63 of the Criminal Code of the Russian Kederation, as well as the Article 286.1 of the Criminal Code of the Russian Kederation «Disregarding orders by law enforcement officers».
Keywords: Constitution of the Russian Kederation, law enforcement officers, constitutional principles violation, criminal law.
Задуманная государством реформа Министерства внутренних дед Российской Федерации в 2010 году наложила свой отпечаток и на российское уголовное законодательство. Так. Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» внесено в Уголовный кодекс Российской Федерации несколько изменений, которые были направлены на ужесточение наказания и уголовной ответственности в случае совершения престу пления сотрудниками органов внутренних дел.
Часть первую статьи 63 УК РФ «Обстоятельства. отягчающие наказание» дополнили пунктом «о» следующего содержания: «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». По нашему мнению, в данном положении сеть некоторые несоответствия с Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.
В статье 19 Конститу ции Российской Федерации закреплены принципы равенства граждан
перед законом и су дом. Госу дарство гарантиру ет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, иму ществснного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также дру гих обстоятельств |1|. Однако, по нашему мнению, рассматривая пункт «о» статьи 63 УК РФ - «обстоятельства, отягчающие наказание» - нару шается принцип равенства граждан перед законом по занимаемому должностному положению.
Подобное положение соответствовало бы принципам равенства всех граждан перед законом, если бы преступление было совершено сотрудником органов внутренних дел при исполнении им слу жебных обязанностей. В данном случае престу пление посягаю бы на общественные отношения связанные с авторитетом государственной власти, и, безу словно, считаюсь бы более тяжким преступлением либо обстоятельством, отягчающим наказание. Однако из смысла пу нкта «о» статьи 63 У К РФ вытекает, что любое
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (2) 2014
131
бытовое умышленное преступление, нс связанное с выполнением служебных обязанностей по противодействию преступности, совершенное сотрудником органов внутренних дел, будет обстоятельством, отягчающим наказание.
Данная норма в уголовном законодательстве в отношении сотрудников органов внутренних дел как субъектов умышленного преступления в дальнейшем может привести нс к тому желаемому результату, который хотели бы видеть органы государственной власти. Подобными положениями существенно принижается статус сотрудника органов внутренних дел как представителя государственной власти, ставит его в один ряд с лицами, совершившими преступление при рецидиве, в соучастии либо при совершении преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего.
Определение Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2011 г. № 1623-0-0 «По запрос} Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» даст следующие разъяснения по данной проблеме.
Сотрудники органов внутренних дел, поступая на службу, принимают Присяг} , в частности дают клятв} уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честными, мужественными и бдительными, охранять, нс щадя своей жизни, установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок, а также подтверждают готовность нести в случае нарушения Присяги предусмотренную законом ответственность |2|.
Совершение сотрудниками органов внутренних дел, на которых возложена исключительная по своем} объем} и характер}' - даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов - ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка, умышленного преет} пления свидетельствует об их осознанном, вопреки профессиональному долг} и принятой присяге, противопоставлении себя целям и задачам деятельности полиции, что способствует формированию негативного отношения к органам внутренних дел и институтам гос} дарственной власти в целом, деформирует нравственные основания взаимодействия личности, общества и государства, подрывает уважение к закон} и необходимости его безусловного
соблюдения и, как следствие, предполагает допустимость поиска законодателем наиболее адекватных мер уголовно-правового реагирования на подобного рода преступные деяния, в том числе при определении общих начал назначения уголовного наказания |3|.
Проведя анализ определения Конституционного Суда Российской Федерации, можно прийти к выводу, что его мнение нс является убедительным. В особенности, нс является обоснованным положение о том, что совершение преступления сотрудниками органов внутренних дел происходит в противопоставлении себя целям и задачам деятельности полиции, что способствует формированию негативного отношения к органам внутренних дел и институтам государственной власти. Возникает закономерный вопрос: каковы цели и задачи у сотрудников других правоохранительных органов - ФСБ, прокуратуры, следственного комитета, суда, - которые также противодействуют преступности. Данные лица также совершают преступления, однако их правовой статус разительно отличается от статуса сотрудников органов внутренних дел. Многие из них согласно закону имеют неприкосновенность. А положение о формировании негативного отношения к органам внутренних дел и институтам государственной власти вообще выглядит циничным в свете совершения прсстх атс-ний лицами, занимающими должности в законодательных и исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления. Чиновники, совершающие преступления коррупционной направленности, наносят больший ущерб авторитет} государственной власти, а в сравнении с сотрудниками органов внутренних дел, при совершении преступления нс только несут менее строгое наказание, но и зачастую уходят от уголовной ответственности благодаря стату с} неприкосновенности.
По нашем} мнению, выше} казанное определение Конститу ционного Суда Российской Федерации основано на политическом решении, связанном с реформой органов вттренних дел и нежеланием вступать в конфронтацию с другими ветвями гос}дарственной власти. Подобными определениями Конститу ционного Суда Российской Федерации ставится под сомнение положение, обозначенное в статье 10 Конституции Российской Федерации, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательну ю, исполнительную и судебную и что данные ветви власти самостоятельны.
Также в УК РФ введена новая статья 286.1 «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Состав данного преступления
132
№ 1 (2) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
выражается в умышленном неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившем существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
В данной уголовно-правовой новелле также просматривается нарушение принципов равенства
всех граждан перед законом, законности, справедливости. Складывается впечатление, что к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются завышенные требования по соблюдению законности в своей профессиональной деятельности в отличие от других сотрудников правоохранительных органов, которые также проходят службу и выполняют схожие функции по противодействию преступлениям и иным правонарушениям.
----X----
Примечания
1. Конститу ция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. федер. законов от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Досту п из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации : постановл. Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 70.
3. По запросу Лабытнангского городского су да Ямато-Нснсцкого автономного окру га о проверке конститу ционности пу нкта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации : опрсдсл. Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. № 1623-0-0 // Доступ из справ.-правовой системы «Консу льтантПлюс».
КУДРЯШОВ Андрей Владимирович, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), кандидат юридических нау к. E-mail: andrcj.kiidryashov.l975fr,mail.n.i
KUDRYASHOV Andrey Vladimirovich, Assistant Professor of the Criminal Law Chair, South Ural State University (National Research University ), Candidate of Law. E-mail: andrej.kudry ashov. 1975'r/ymail.ru