ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
*
УДК 796 М. Е. СНИГУР
Сургутский государственный педагогический университет
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ___________________________________
На основании проведенного исследования выявлены приоритетные формы двигательной активности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми. Выявлены их продолжительность, объем движений и интенсивность. Определены уровни физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью метода экспресс-оценки.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дети старшего дошкольного возраста, физическое здоровье, двигательный режим.
Актуальность
Цель физического воспитания в детском саду — укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста. В настоящее время существует проблема оптимизации двигательной активности детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Двигательный режим детей, посещающих ДОУ, разрабатывается педагогическим коллективом совместно с медработниками на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и методических рекомендаций к организации медико-педагогического контроля [1].
Под определением «двигательный режим» понимается совокупность организованной и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Санитарными нормами предусматривается двигательная активность детей 5 — 7 лет в объеме до 6 — 8 часов в неделю. В ходе практической реализации двигательного режима в ДОУ удовлетворяется только 50 — 60 % естественной потребности детей в движении [2].
При разработке двигательного режима важно учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, но и климатические условия места их проживания [3, 4, 5]. Для Среднего Приобья характерны продолжительная холодная зима, короткое жаркое лето, резкие перепады температуры и атмосферного давления, дефицит кислорода и ультрафиолета. Перечисленные климатические особенности региона создают дополнительные трудности для адаптационных возможностей растущего организма ребенка. Поэтому поиск эффективных форм и методов физического воспитания, способствующих гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Среднего Приобья, является актуальным.
На первом этапе исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определить уровень физического здоровья детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Сургута.
2. Выявить приоритетные формы двигательной
активности, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях г. Сургута, и их количественные показатели.
3. Разработать варианты двигательных режимов для детей старшего дошкольного возраста, позволяющих оптимизировать процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Организация исследования
Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений «Радуга», «Ромашка», «Микки-Маус» города Сургута. Под наблюдением находилось 129 детей 5 — 6 лет (61 девочка и 68 мальчиков).
Для определения уровня физического здоровья детей использовали метод экспресс-оценки индексов Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Ру-фье. Индекс Кетле характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения обследуемого, индекс Робинсона — состояние регуляции сердечно-сосудистой системы, индекс Скибинского — функциональные возможности системы дыхания и устойчивость организма к гипоксии, индекс Шаповаловой — уровень развития скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса, индекс Руфье — степень реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Автором экспресс-оценки С.Д. Поляковым (2006) разработана шкала оценки физического здоровья детей, в которой задействованы показатели перечисленных индексов [6].
В ходе наблюдения за двигательным режимом дошкольников определяли продолжительность каждой формы двигательной активности, применяемой в ДОУ г. Сургута, ее объем (количество локомоций) и интенсивность (количество движений в минуту). Исследуемые показатели двигательного режима детей в дошкольных учреждениях представлены в таблице 1.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование, проведенное нами в трех дошкольных образовательных учреждениях г. Сургута, позволило установить, что физическое здоровье детей стар-
Показатели двигательного режима детей старшего дошкольного возраста
№ Формы двигательной активности Продолжительность занятия, мин. Кол-во занятий в неделю Объем двигательной активности, кол-во локомоций Интенсивность двигательной активности, дв/мин.
1 Утренняя гимнастика 8-10 5 520-970 65-97
2 Физкультминутки 3-5 5 110-155 31-33
3 Динамическая разминка после обучающих занятий 7-10 5 420-850 60-85
4 Индивидуальная работа по развитию движения 12-15 5 950-1800 79-120
5 Гимнастика после дневного сна 10 5 80-105 8-10
6 Подвижные игры и упражнения на прогулке 20-25 5 1750- 2000 80-87
7 Физкультурные занятия в зале 20-25 3 1600-3759 80- 150
8 Самостоятельная двигательная деятельность на утренней прогулке 50-55 5 1850-2100 37-39
9 Самостоятельная двигательная деятельность на вечерней прогулке 55-60 5 1500-1750 27-29
Итого 2,15 8780-11739 51-72
шего дошкольного возраста имеет разные уровни (рис.
1, 2). В детских садах преобладает количество детей, имеющих уровни физического здоровья «средний» (60 — 70 %), «выше среднего» (10-35 %) и «высокий» (0 — 5 %). Наличие уровней «ниже среднего» (0 — 29 %) и «низкий» (0 — 4 %) указывает на необходимость индивидуального подхода в физическом воспитании детей с целью расширения резервных возможностей их организма.
Изучение двигательного режима детей в дошкольных учреждениях г. Сургута позволило выявить недостатки в его организации: 1) низкая моторная плотность (менее 65 %) и интенсивность (частота сердечных сокращений у детей равнялась 110—130 уд/мин.) занятий физической культурой; 2) недостаточное использование циклических упражнений, направленных на развитие выносливости; 3) при подборе средств физического воспитания не в полной мере учитываются климатические и погодные условия времен года, а также индивидуальные проявления детей в двигательной деятельности.
В ходе исследования нами выявлены девять приоритетных форм двигательной активности, которые используются в дошкольных учреждениях г. Сургута: утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, динамическая разминка после обучающих занятий, индивидуальная работа по развитию движений, физкультурные занятия в зале, подвижные игры и упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная активность на утренней и вечерней прогулках. Продолжительность этих форм двигательной активности равняется в среднем 2,15 часа в день. Количество движений, выполненных дошкольником в течение дня, составляет от 8780 до 11739 шагов, а интенсивность его двигательной активности — 51—72 дв/мин.
С целью повышения эффективности физического воспитания детей в дошкольных учреждениях нами были разработаны двигательные режимы разной направленности. По нашему мнению, их применение поможет педагогам в работе с детьми в большей степени учитывать их индивидуальные особенности и уровень здоровья.
В детском саду «Ромашка» в физическом воспитании детей дополнительно применяли такие формы занятий, как оздоровительный бег, ритмическая гим-
настика, занятия по хореографии, корригирующая гимнастика, сауна с контрастным душем, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, неделя здоровья, которые позволили придать двигательному режиму рекреационно-оздоровительную направленность. Общий объем двигательной активности детей составил 3,54 часа в день.
В детском саду «Микки-Маус» дополнительные формы двигательной активности носили характер оздоровительно-корригирующей направленности — физкультурные занятия на открытых площадках в любое время года, оздоровительный бег, подвижные игры различной интенсивности во время каждой прогулки, занятия в бассейне. Общий объем двигательной активности детей составил 3,35 часа.
В детском саду «Радуга» в физическом воспитании детей дополнительно применяли учебно-тренировочные занятия по общефизической подготовке, спортивные кружки, дни здоровья, игротеку и динамическую тропу. Общий объем двигательной активности детей в этом детском саду составил 3,46 часа, а двигательный режим имел образовательно-тренирующую направленность.
На основании анализа результатов исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Для осуществления объективного контроля физического здоровья детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать метод экспресс-оценки по пяти индексам, результаты которого помогут педагогам дошкольного образовательного учреждения оперативно внести коррективы в процесс физического воспитания.
2. Выявленные приоритетные формы двигательной активности, которые используются в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, недостаточно эффективны в работе с детьми, имеющими уровень физического здоровья «ниже среднего» и «низкий».
3. С целью повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях разработаны двигательные режимы рекреационно-оздоровительной, оздоровительно-корригирующей и образовательно-тренирующей направленности, которые предназначены для детей старшего дошкольного возраста с разными уровнями физического здоровья.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
Рис. 1. Уровни физического здоровья девочек старшего дошкольного возраста
Рис. 2. Уровни физического здоровья мальчиков старшего дошкольного возраста
Библиографический список
1. Филиппова, С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. О.С. Филипповой. — СПб. : Детство-пресс, 2005. — 416 с.
2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие / Т.Л. Богина. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.
3. Осокина Т.И. Физическое воспитание детей на Севере: из опыта работы / Т.И. Осокина, В.А. Чунтова. — М. : Просвещение, 1981. — 158 с.
4. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей /
А.М.Рунова. — М. : Мозаика-Синтез, 2002. — 256 с.
5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб пособие для студ. высших педагогических заведений / Э.Я. Степаненкова. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
6. Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников : метод. пособие / С.Д.Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 96 с.
СНИГУР Марина Евгеньевна, преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания.
Е-шаП: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 28.05.2009 г.
© Снигур М.Е.