Научная статья на тему 'Влияние психологических и психофизиологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений на характер проявления физиологических реакций, регистрируемых при полиграфных проверках'

Влияние психологических и психофизиологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений на характер проявления физиологических реакций, регистрируемых при полиграфных проверках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / АБИТУРИЕНТЫ / APPLICANTS / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / PHYSIOLOGICAL RESPONSES / ПОЛИГРАФ / POLYGRAPH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикий И. С.

В статье рассматривается влияние психологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений на характер проявления физиологических реакций, регистрируемых при проверках на полиграфе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дикий И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of psychological and psychophysiological features university entrants on the nature of manifestations of physiological reactions recorded by polygraph checks

In this article is considered an influence of psychological features of entrants of higher educational institutions on character of display of the physiological reactions registered at checks on a polygraph

Текст научной работы на тему «Влияние психологических и психофизиологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений на характер проявления физиологических реакций, регистрируемых при полиграфных проверках»

ПОЛИГРАФ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Влияние психологических

и психофизиологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений на характер проявления физиологических реакций, регистрируемых при полиграфных

проверках

Дикий И.С.*

In this article is considered an influence of psychological features of entrants of higher educational institutions on character of display of the physiological reactions registered at checks on a polygraph.

CO 01

z •

о

о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Эффективность применения инструментального метода детекции лжи с использованием полиграфа ограничивает как неспецифичность физиологических реакций, регистрируемых в ходе полиграфной проверки в отношении стимулов и задач, их высокую зависимость от изменения функционального состояния обследуемых, так и очень высокие требования к подготовке и уровню квалификации специалистов-полиграфологов.

Кроме того, на характер протекания психофизиологических процессов, отражающих реакцию лжи в ее разнообразных проявлениях, могут оказывать влияние интеллектуальные особенности, акцентуации характера, характеристики мотива-ционно-потребностной сферы личности, особенности межполушарной функциональной асимметрии мозга и другие факторы. Решить эту проблему смогли бы разработки новых надежных методов выявления скрываемой человеком информации, основанных на регистрации объективных нейрофизиологических реакций, специфических по отношению к проявлению феномена «лжи». Тем не менее теоретические исследования психофизиологических и нейрофизиологических аспектов, сопровождающих реакции лжи, и прикладные разработки надежных альтернативных методов инструменталь-

ной детекции скрываемой информации в современной научной литературе за редким исключением практически не представлены, хотя к этому существует достаточно много предпосылок.

Так, в исследованиях нейрофизиологических механизмов сокрытия информации, формирования намерения и принятия решения солгать и сознательной реализацию ложных ответов реакция лжи рассматривается как сложный и многоуровневый когнитивный процесс, использующий больше ресурсов, чем при правдивых ответах, и отражающий высокий уровень развития когнитивных функций. Установлено, что реакция лжи сопровождается повышением мозговой активности на участках лобной коры, связанных с особо сложными процессами переработки информации.

Психофизиологические реакции, сопровождающие проявление лжи, тесно взаимосвязаны с эмоциональными процессами и могут проявляться как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Н.П. Бехтерева рассматривает феномен возникновения лжи при помощи универсального мозгового механизма детекции ошибок, который работает не только при сознательном намерении солгать, но и при восприятии лжи, то есть при возникновении «сознательных» оши-

Преподаватель кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

бок у другого человека. Поиск специфических мозговых механизмов, отражающих реализацию ложного ответа методом регистрации вызванных потенциалов, позволил выявить характерные признаки мозговой активности, которые являются частным случаем универсальной реакции мозга на реализацию некорректного действия. Установлено, что процесс лжи сопровождают изменения вызванных потенциалов N400 и P300, которые тоже могут отражать реакцию внимания на случайный редко встречающийся в последовательности стимул, а также реакцию узнавания, оценку значимости стимула, перераспределения внимания и переработку информации.

Некоторые исследователи отмечают влияние особенностей межполушарной организации на формировании реакций лжи. Ссылаясь на латеральную организацию функций субъективного восприятия времени, Р.М. Грановская и И.Я. Березная подчеркивают, что правое полушарие, извлекая скрываемую информацию из прошлого опыта, вызывает «истинное чувство», а левое отвечает за ложь, в частности, за «подавление, сокрытие и симуляцию эмоций, прогноз различных вариантов возможных событий и их последствий». Выявлено, что левое полушарие мозга играет ведущую роль в процессе сокрытия информации и формировании реакций лжи, а правое полушарие позволяет обнаруживать проявления лжи в поведении других людей. П. Экман и В. Фризен (Ekman, Friesen, 1982) отмечают, что искреннее поведение вызывает большую ЭЭГ-активность во фронтальной коре левого полушария, а проявление лжи — во фронтальной коре правого полушария (Davidson, Fox, 1982). Отмечается, что формально-динамические характеристики личности (интеллектуальная эргичность, эмоциональность) и когнитивные стили переработки информации (гибкость/ригидность, полезависимость/поленезависи-мость) оказывают влияние на вероятность инструментального обнаружения скрываемой информации. Тем не менее, несмотря на большой интерес исследователей к данной проблеме, анализ влияния психологических и психофизиологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений в процессе скрининговых проверок на характер проявления регистрируемых физиологических реакций практически не проводился. Между тем высокие требования к надежности полученных ре-

зультатов массовых скрининговых полиграфических проверок, в частности при приеме на работу и в высшие учебные заведения, в том числе силовых ведомств, обусловливают необходимость специального изучения этой проблемы.

Целью данного эмпирического исследования стало изучение влияния психологических и психофизиологических особенностей абитуриентов высших учебных заведений в процессе скрининга на характер проявления регистрируемых физиологических реакций.

Ставилась задача сравнить характер физиологических реакций, отражающих признаки скрываемой информации, у абитуриентов вузов с разными когнитивными стилями мышления и особенностями латеральной организации.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что специфичность признаков инструментальной детекции скрываемой информации у абитуриентов вузов в процессе скри-нинговых проверок обусловлена выраженностью когнитивных стилей переработки информации, в основе которых лежат различия особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга.

Методика исследования

В качестве объекта исследования выступили абитуриенты вузов г. Ростова-на-Дону в количестве 46 человек, проходившие скрининговые проверки на полиграфе. Сенсомоторная асимметрия изучалась при помощи методики определения типа профиля латеральной организации (ПЛО), стиль мышления (когнитивный способ обработки информации) изучался при помощи методики «Выбор стороны». На основе полученных результатов все абитуриенты были разделены на разные условные группы с доминированием того или иного типа ПЛО и когнитивного способа обработки информации (стиля мышления). Достоверность результатов эмпирического исследования обеспечивалась применением стандартных методов математической статистики.

Для исследования вегетативных реакций на эмоционально значимые стимулы в процессе скрининговой проверки использовался профессиональный компьютерный полиграф «ПОЛАРГ-М». Скри-нинговая проверка включала в себя сти-муляционно-адаптирующий тест, тест общих контрольных вопросов (ТОКВ) и основную часть скрининга (проверочный

00 OI

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

тест). При проведении обследования регистрировались показатели фазической составляющей кожного-гальванической реакции (КГР); реакций сердечно-сосудистой системы по каналу плетизмограм-мы (амплитуда и частота кардиоциклов); грудного и брюшного дыхания (частота дыхания). Вычислялась количественная метрическая оценка психофизиологических реакций человека на контрольные, проверочные и нейтральные вопросы, интегральная оценка вероятности выделения значимого стимула (коэффициент Стъюдента и его значимость).

Результаты исследования

В результате сравнительного анализа установлено, что амплитуда КГР у левору-ких и амбидекстров на контрольные/проверочные вопросы ТОКВ выражена значи-

тельно больше, чем у праворуких и чистых правшей (рис. 1), и эти различия статистически достоверны (1 = 2,124, р <0,05).

Так, у обследуемых с правосторонним типом ПЛО КГР на значимые (контрольные и проверочные) вопросы по сравнению с нейтральными отличается относительно низкой амплитудой (до 90 ± 50мВ) и большой длительностью (7,5 ± 4 С), а у обследуемых с левосторонним профилем и амбидекстров КГР высокоамплитудная (до 250 ± 95мВ) и более короткая (6 ± 1,5 С). Также установлено, что у чистых правшей и праворуких характерным признаком значимой вегетативной реакции, сопровождающей ложный ответ на проверочные вопросы по сравнению с контрольными и нейтральными, является значительная разность амплитуд, а у амбидекстров — разность длительности КГР (рис. 2).

300,0000

&

s 250,0000 в

РМ 200,0000

и

я 150,0000 ч:

¡2 100,0000 Ч

| 50,0000

0,0000

контрольные/проверочные

Тип вопросов

не игральные

■ чистые правши □ праворукие ■ амбидекстры □ леворукие и чистые левши

Рис. 1. Различия амплитуды КГР при ответах обследуемых с разным типом ПЛО на контрольные/проверочные и нейтральные вопросы в процессе ТОКВ. Достоверность различий p <0,05.

0*

(■н 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И 5

В л

н 4

CJ

о

Я 3

S 3

8 2 s

1

0

контроль ные /проверочные

Тип вопросов

нейтральные

I чистые правши □ праворукие ■ амбидекстры □ леворукие и чистые левши

Рис. 2. Различия длительности КГР при ответах обследуемых с разным типом ПЛО на контрольные/

проверочные и нейтральные вопросы в процессе скрининга. Достоверность различий p <0,05.

Таким образом, у абитуриентов вузов с правосторонним типом ПЛО информативный признак вегетативной реакции, сопровождающей ложный ответ на проверочные вопросы, обнаруживается в различии амплитуды КГР по сравнению с ответами на контрольные и на нейтральные вопросы, а у абитуриентов с невыраженным и левосторонним профилем — в различии ее длительности. Вероятно, у лиц с правосторонним типом ПЛО с преобладающей активностью левого полушария высокоамплитудные КГР отражают степень эмоциональной напряженности и энергозатратности при одновременном протекании нескольких когнитивных процессов, обеспечивающих подготовку и реализацию ложного ответа, как в доминантном левом, так и в субдоминантном правом полушарии. У лиц с левосторонним типом ПЛО с преобладающей активностью правого полушария большая длительность КГР отражает длительность обеспечения процесса подготовки и реализации ложного ответа за счет дополнительной активации субдоминантного левого полушария. У абитуриентов с совмещенным и правосторонним стилями переработки информации длительность латентного периода КГР значительно меньше, чем у обследуемых с левосторонним стилем переработки информации (1 = 2,45, р < 0,05). Вероятно, латентный период реакций КГР как показатель скорости эмоционально-

1

го реагирования значительно сокращается за счет симультанного правостороннего способа переработки информации. У чистых правшей информативным признаком реакции лжи является значительное урежение частоты как верхнего, так и нижнего дыхания (1 = 3,238, р < 0,01).

Кроме того, в результате сравнительного анализа параметров КГР в скрининге у абитуриентов вузов с разным типом ПЛО установлено, что у леворуких и левшей различия длительности КГР между контрольными и нейтральными вопросами выражены значительно сильнее, чем у лиц с правосторонними типами ПЛО (1=2,156, р < 0,05; 1 = 2,222, р < 0,05 и 1 = 2,128, р <0,05; 1 = 2,061, р <0,05 соответственно). По нашему мнению, универсальность этого признака позволяет судить о значимых реакциях при детекции лжи у лиц с левосторониим типом ПЛО с высокой степенью достоверности. Выявлено, что вероятность выделения эмоционально значимого стимула у абитуриентов с правосторонним профилем латеральной организации, а также с преобладающим левосторонним когнитивным стилем переработки информации по признаку амплитуды КГР значительно ниже, а по признаку длительности КГР — выше, чем у абитуриентов с левосторонним профилем латеральной организации и совмещенным и правосторонним стилем мышления (рис. 3 — рис. 4).

и 5

^ £

н к « £ 5

еа

i

и

о =

Я =

О

о 8 л а ш о 03 г

Л

0,95 0,9 0,85 0,8 ' 0,75 -0,7--

0,65 -0,6 -0,55 --

Когнитивный стиль переработки информации левосторонний смешанный совмещенный правосторонний

Информативный признак

■КГР А

— •- КГР L

Рис. 3. Вероятность выделения эмоционально значимого стимула по признакам амплитуды (КГР А) и длительности (КГР L) у абитуриентов вузов с разным когнитивным стилем переработки информации.

Достоверность различий p <0,05.

СО 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

К

S =

<u

! CO

л

ö

о =

о а <u PQ

о -

о S

s

«

X

«

о =

■с

=

о

S

Я

о S

л

1

0,95 0,9 0,85 0,8 0,75 0,7 0,65 0,6 0,55 0,5

чистые праворукие амбидекстры

правши

Информативный признак:

ТипПЛО —•—КГР А

леворукие и чистые левши

— KrPL

Рис. 4. Вероятность выделения эмоционально значимого стимула по признакам амплитуды (КГР А) и длительности (КГР L) у абитуриентов вузов с разным типом ПЛО. Достоверность различий p <0,05.

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного эмпирического исследования выявлено, что:

1)

2)

у абитуриентов вузов с правосторонним профилем латеральной организации и левосторонним когнитивным стилем мышления реакция на ситуационно значимый (проверочный) стимул проявляется в значительном увеличении амплитуды КГР, а у обследуемых с левосторонним профилем латеральной организации, а также совмещенным и правосторонним стилем мышления реакция — в значительном увеличении длительности КГР. При этом у абитуриентов с правосторонним профилем латеральной организации амплитуда КГР на ситуационно значимый стимул значительно ниже, а длительность значительно больше, чем у абитуриентов с левосторонним профилем латеральной организации и амби-декстров. У абитуриентов с выраженным правосторонним профилем латеральной организации (чистых правшей) характерной особенностью реакции на ситуационно значимый стимул является значительное урежение дыхания. у всех абитуриентов степень различий эмоционально значимых веге-

тативных реакций на значимые и нейтральные стимулы положительно взаимосвязана с выраженностью правостороннего и совмещенного стиля обработки информации (то есть, с высокой степенью активации правого полушария и с высоким уровнем межполу-шарного взаимодействия).

Таким образом, на характер проявления информативных признаков физиологических реакций при инструментальной детекции лжи влияет выраженность когнитивных стилей переработки информации, в основе которых лежат различия особенностей межполушарной функциональной асимметрии мозга. Полученные данные свидетельствуют о том, что изменения вегетативных реакций при протекании когнитивных процессов, обеспечивающих подготовку и реализацию ложного ответа, многосторонни и, вероятно, характеризуют перестройки не только общего уровня неспецифической активации, но и условий для протекания информационных процессов — смены когнитивного стиля и энергоинформационных затрат мозга. Результаты данного исследования могут быть использованы полиграфологами при анализе полиграмм, при разработке моделей скрининговых проверок абитуриентов вузов различного профиля, в том числе учебных заведений МВД, МО, ФСБ.

Литература и примечания

1. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд. М.: Медицина, 1988. С. 240.

3. Варламов В.А., Варламов Г.В. Психофизиология полиграфных проверок. Краснодар, 2000. С. 239.

4. Вассерман Е.Л., Карташев Н.К., Полонников Р.И. Фрактальная динамика электрической активности мозга. СПб.: Наука, 2004.

5. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания в 2 т. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. С. 448.

6. Вендемия Дж. Детекция лжи/ Polygraph, 2003, № 32(2), С. 97—106.

7. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991, С. 23.

8. Грузьева И.В. Формально-динамические и стилевые особенности индивидуальности как факторы вероятности инструментального выявления скрываемой информации: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 — М., 2006.

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.

10. Ильин Е.П.Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001С. 752.

11. Киреев М.В. «Детекция ошибок» в условиях выполнения ложных действий в норме и под воздействием алкоголя. Автореф. дисс. ... канд. биол наук., СПб., 2008.

12. Киреев М. В., Старченко М. Г., Пахомов С. В., Медведев С. В. Этапы мозгового обеспечения заведомо ложных ответов// Физиология человека. Том 33, № 6, 2007, С. 5—13.

13. Оглоблин С.И., Молчанов Ю.А. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс/ С.И. Оглоб-лин, А.Ю. Молчанов. Ярославль: Нюанс, 2004. С. 264.

14. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека (мотивационно-эмоциональные аспекты). М., 1975.

15. Торренс Е. Всеобъемлющий мир // OMNI. V.12, N 10. July, 1990.

16. Холодный Ю. И. Опрос с использованием полиграфа и его естественнонаучные основы /Вестник криминалистики, 2005. Вып. 1 (13), С. 39-48.

17. Цагарелли Ю.А. Системная детекция лжи. — Казань, 2001.

18. Черниговская ТВ. Как мы мыслим? Разноязычие и кибернетика мозга /Стенограмма лекции ТВ. Черниговской //http://www.polit.ru/lectures/2009/11/24/brain.html.

19. Farwel L.A., Donchin E., The truth will out: interrogative polygraphy (lie detection) with event-related potentials // Psychophysiology 28 (1991) P. 531—547.

20. Yaling Y, Raine A., Todd L., Susan B., Lori L. Patrick C. Prefrontal white matter in pathological liars // The British Journal of Psychiatry, Oct 2005; 187: P. 320—325.

CO oi

z •

о

о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.