СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ВВ ЛИЯНИЕ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 008:379.8 А. Д. Жарков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается влияние пространства-времени на функционирование теории и практики социально-культурной деятельности. Пространственно-временной континуум автор осмысляет как важное условие восхождения любой науки на уровень концептуально-теоретической и методологической системы. В педагогике пространственно-временной континуум пока не отрефлексирован как потенциал исследования социально-культурной деятельности в становлении, развитии, воспитании и формировании личности. Автор приходит к выводу, что влияние социально-культурного пространства-времени происходит одновременно на все стороны социально-природной реальности, и это находит проявление во всех формах жизнедеятельности человека и общества, в том числе социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: пространство-время, социально-культурная деятельность, развитие личности.
A. D. Zharkov
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE INFLUENCE OF SPACE-TIME OPERATION SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES
The article examines the impact of space-time on the functioning of the theory and practice of social and cultural activities. Space-time continuum author conceptualized as an important condition for the ascent of any science to the level of conceptual-theoretical and methodological framework. In teaching, the space-time continuum until reflection as potential study of socio-cultural activities in the establishment, development, education and identity formation. The author concludes that the impact of socio-cultural space-time occurs simultaneously on all aspects of social and natural reality, and it finds expression in all forms of human life and society, including the social and cultural activities. Keywords: space-time, social and cultural activities, personality development.
Современный социально-культурный процесс характеризуется: нарастающей сложностью; нелинейностью развития системы; дивергенцией этнокультурных, социально-экономических, геополитических составляющих; углублением тенденций глобального кризиса гуманитарной культуры и художественного творчества, интенсивными попытками ученых обосновать различные виды пространства и времени — биологического, исторического, психологического. Все это свидетельствует о
том, что пространственно-временные отношения имеют свою специфику и для социально-культурной жизнедеятельности людей.
Но в педагогике еще слабо изучена взаимозависимость пространственно-временного континуума и структуры самодетерминации социально-культурного процесса. А именно через актуализацию в форме настоящего времени и происходит «распределение» направлений развития социально-культурной деятельности во времени и пространстве на ос-
ЖАРКОВ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, заведующий 106 кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета
культуры и искусств
ZHARKOV ANATOLII DMITRIEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head ofthe chair of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: mgukidissov@mail.ru © Жарков А. Д., 2014
^ Социально-культурная деятельность
Ф
нове центропериферийных взаимодействий.
Взаимопереход пространства и времени в социально-культурной деятельности выражен трансформацией функций, изменением содержания и форм. Взаимопереход одновременно открывает двойственность функционирования социально-культурной деятельности: сосуществование в ней временного и вечного, устойчивого и изменчивого.
Все методологические подходы социально-культурной деятельности являются способом саморазвертывания ее целостности, гармонии, в многообразии проявлений. В процессе перехода заданности социально-культурной дея тельности в дан ность ее время приобретает характеристики пространст ва, осу щест-вляя континуальную непрерывность, фиксирующую переход к новым целям, ценностям, нор мам.
В социально-культурном контексте понятие «пространство» есть форма, содержащая культурно-исторические ценности, переходя щие по вре ме ни в про стран ст во жиз ни благодаря активным способам действования, на-прав лен ных на дос ти же ние це лей.
Время — понятие более сложное, отражающее бесконечность, с одной стороны, и сию-ми нут ность — с дру гой, ко торое од но временно объединяет в данный момент прошлое, настоящее и будущее. Каждое поколение, живущее в различные исторические эпохи, принимает, познает их как значимые лично для него в данный момент его жизни.
Поэтому понятия социально-культурное пространство и время соотносительны: пространство отражает координацию различных вне по лож ных друг дру гу объ ек тов, а вре мя — координацию сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.
Современная социокультурная ситуация характеризуется столь быстрым и фундаментальным изменением мироустройства, и вследствие этого основания бытия человечества, социально-культурное осмысление происходящего в значительной степени отстают от тем пов самих этих изменений.
Результатом этого стало социально-культурное отсутствие как целостного видения со вре мен ной дейст ви тельно сти, так и оп ре-
деления специфики современной формы научной репрезентации социально-культурной системы, необходимой и достаточной для ее освоения на уровне целостности.
В современной научной литературе мир человека рассматривается в единстве антропологических сущностей, природы и общества, характеризующимся множеством разнородных про яв ле ний и фраг мен тов, ос ваи вае мых раз личны ми направления ми, школами и дисциплинами, предметами.
Помимо «социально-культурной нагру-женности» представлений о пространстве и времени, сложность понимания данных категорий связана еще и с тем, что человек в своей жизни оперирует ими постоянно, он имманентно погружен в пространственно-временной по ток соб ст вен ного соз на ния.
Субъективное восприятие социально-куль-тур ного про стран ст ва и време ни не ме нее, а гораз до бо лее важ но для че ло ве ка, чем аб ст-рактное и отчужденное понимание их физи-че ского смыс ла.
Многие известные ученые считают, что человечество вступило в новую фазу перехода от одного типа своего развития к другому; так рож да ет ся «но вое ми роуст рой ст во, открыв пост совре мен ную эпоху все мир ной истории» [5].
Традиционная культура в нашей стране, с одной стороны, существует вечное время, а с другой, — эпизодическое. На наш взгляд, ни то, ни другое не является социальным временем, то есть временем, обусловленным и построенным нашим обществом в современный период.
Впер вые при ме ни тельно к на шей те ме социальное время было рассмотрено П. Сорокиным и Р. Мертоном в социально-культурном аспекте, где они сформулировали фундаментальную зависимость социального времени от культурного содержа ния.
Большой вклад в теорию социального пространства внес П. А. Сорокин, который отличал его от геометрического пространства и сводил его к народонаселению Земли, к системе социальных отношений индивидов, групп, популяций, составляющих его координаты. Если евклидово пространство трехмерно, то
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
со ци альное мно гомер но, то есть име ет боль ше трех измерений. Он различал горизонтальные и вертикальные (стратификационные) параметры [6, с. 298—302].
Впервые П. А. Сорокин пришел к выводу, что «мыслительные и смысловые элементы, лежащие в основе любой логически интегрирован ной сис те мы культуры, мож но рас сматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Пер вая от но сит ся к сфе ре внут рен него опыта, существующего либо в виде хаотических и бессвязных образов, идей, стремлений, ощу-ще ний и эмо ций, либо в ви де упо ря до чен ных сис тем мыш ле ния, со ткан ных из этих эле ментов внутреннего опыта. Это — сфера разума, ценности, смысла» [6, с. 40].
С по зи ций тео рии мыш ле ния, П. А. Сорокин анализирует «основные категории человеческого мышления: время, пространство, число, причинность — без которых невозможно никакое познание. Некоторые из этих преобразований происходят, возможно, независимо от главных установленных нами переменных — типов культуры и их систем истины. Другие, наоборот, тесно связаны с подъемом и упадком каждого типа культуры и, таким образом, являются многочисленными составляю щи ми, из ме не ние ко торых на хо дит ся в зависимости от соответствующего изменения доминирующего типа культуры» [6, с. 445].
Наиболее интересными, на наш взгляд, являются выводы П. А. Сорокина относительно чувст вен ного восприятия пространст ва: люди далее не подозревают о существовании идеациональной его концепции. Они стремятся установить местонахождение всего чего угодно (даже разума и мышления, даже таких социокультурных ценностей, как философская система Платона, симфония Бетховена, «Илиада» Гомера, геометрия Евклида) [6, с. 457].
Социально-культурное пространство объективно опирается на политическое, экономическое, социальное, культурное обеспечение ресурсов общества и государства, определяемые структурой специфических полей [2, с. 36—77].
Время и пространство, являются универсальным кон текстом об ще ст вен ной жиз ни».
Время рассматривается в качестве конституирующего фактора любого политического, экономического, социального и культурного изменения. Различаются два времени: «количественное» часы, календари, то есть физическое; «качественное», социальное, которое регулируется обществом.
Выделяются шесть функций социального времени, определяемых активностью общества. Вре мя име ет форму ре сур са, ко торый мож но потреблять, экономить, распре де лять [7, с. 67—83].
Потребность в специфически социальном пространственно-временном обобщении наиболее полно выражается в концепции сетевого/информационного общества М.Кастельса, который отождествляет общество с ее социальной струк ту рой, сводит ся к трем самым общим компонентам: пространству, времени, технологии [3]. Пространство нового общества построено на потоках капиталов, информации, технологий, организационных взаи-модейст вий, образующих сеть. Пространство ре сурс ных по токов есть гос подствующая пространственная форма сетевого общества, которая надстраивается над физическим про-странст вом мест.
Новое сетевое общество создает новую темпоральность, которую называют «вневре-мен ное время», порож даемое попыт ка ми информационных сетей аннигилировать время, пространст во потоков, при дает новую форму времени. «Вневременное время, как я назвал гос под ствую щую тем поральность на ше го общества, возникает, когда характеристики сетевого общества порождают систематическую пер тур ба цию в по ряд ке сле дова ний явлений...» [3].
Сле довательно, с по зи ций пе да гоги ки, социально-культурное пространство-время — это не только физическое место и последовательность со бы тий в веч ном вре ме ни. Это фундаментальные социально-культурные факты, параметры, измерения, компоненты общества, конституирующие его в целом, дополняющие физическое пространство-время, включающие его и включенные в него. Значит, влияние «социально-культурного пространства-времени» на функционирование
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
социально-культурной деятельности понимается нами как основа организации целостного педагогического процесса, заполнения деятельности, активностью, которая проистекает из цели и базируется на мотивах лично сти.
Поскольку досуг, организуемый педагогом в школе, кардинально отличен от домашнего, клубного, гостевого, дворового и т.д., постольку специалист-профессионал учреждения социально-культурного ти па ориентирован на обогащение духовного мира личности. Поэтому что бы он ни создал, целью всегда является развитие личности «здесь и сей час».
Концепции пространства и времени всегда находятся в определенной зависимости от уровня социально-культурной деятельности, основой которой является предметно-чувствен ная дея тельность. Способы этой дея тель-ности определяют и способы постижения и ос вое ния объ ек тив но го ми ра в его про стран-ственно-временных параметрах. Именно социально-культурная деятельность детерминирует соответствующую данной цивили-за ции кар ти ну ми ра, в том чис ле кон цеп цию пространст ва и времени.
Пр остр а нственно-временной континуум можно определить как такую форму бытия социально-культурной деятельности, в которой на основе единст ва пространст ва и времени обеспечивается специфика содержания, от но си тельная ав тоном ность и са модос та-точность воспитательного воздействия. Поскольку социально-культурная деятельность содержательна, в ней происходят постоянные взаимопереходы не только пространства и времени, но и содержания социально-культурной деятельности в свойст ва пространства-времени и обратно.
Пространственно-временной континуум, следовательно, является одним из вариантов сохранения целостности социально-культурной деятельности, который самовоспроизводит се бя через единст во формы и содер жа-ния. Эта его особенность позволяет раскрыть единство становления и устойчивости целостности, в рамках которой развертывается все мно го обра зие свойств и от но ше ний в про-
цессе социально-культурной деятельности.
Поэтому пространственно-временной континуум стал одной из инноваций XX века: усложнение объектов науки, осознание их системного характера с необходимостью вы-дви нули кон ти нуальность в чис ло приоритетных методологических принципов исследования непрерывности, связи и взаимопере хо дов раз лич ных фраг мен тов ре ально сти. Это позволяет ученым, занимающимся социально-культурной деятельности, изучать природу таких объектов, границы существо-ва ния ко торых не име ют чет ких очер та ний, поскольку эти объекты постоянно находятся в становлении, обнаруживая свою незавершенность, пульсацию, что отличает сферу досуга как особый тип бытия и смыслов.
Социально-культурная деятельность функционирует в конкретных пространствен но-временных структурах. Вот почему М.М. Бахтин считал, что любое «вхождение» в сферу социально-культурных смыслов происходит через «ворота пространственно-временных хронотопов», «в данном месте и в данное время» [1, с. 205]. Отсюда появление термина «хронотоп», который получил при-зна ние и дос таточ но ши рокое рас про стра не-ние в науках, в том числе и педагогических.
Один из наиболее существенных критериев от ноше ния лич но сти к при роде и обще ст-ву — это отношение к наследию, традиционной и современной культурам. В одних случаях лич ность отдает предпочтение тра дицион-ной культуре, в других — большое влияние на нее ока зы вает пласт насле дия и со вре мен ная культура [3].
При этом субъект социально-культурной деятельности не только формирует простран-ст во, встраи вая в не го нор мы, ри туа лы, тра-ди ции — все то, что харак те ри зует ус той чи-вость этого про стран ст ва, но и не пре рыв но актуализирует в этом пространстве те или иные смыс лы, про бле мы, тех нологии, восстанавливает в нем координаты времени.
Поэтому функция настоящего времени в континууме заключается в сохранении актуальности смысла, который развертывается в пространстве, а функция пространства — в реализации меры этого смысла в потоке вре-
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ме ни, в воз мож но сти вос при ни мать смысл, переносить, интенсифицировать или ослаблять его.
В. И. Вернадским была описана «третья» ре альность в пре де лах био сфе ры, ко торая формируется только при взаимодействии природы и общества, имеет специфического носителя в пространстве в виде культурной биогеохимической энергии и выражается в природном субстрате мышления. Развивается эта ре аль ность в сво ем оп ре де лен ном пространстве времени: геологическом или планетном («геологической вечной сменой поколе ний для всех ор га низ мов»).
Как видим, пространственно-временной кон ти ну ум все в большей степе ни ос мыс лива ет ся как важ ное ус ло вие вос хо ж де ния лю-
бой науки на уровень концептуально-теоретической и методологической системы. Однако в действительности в педагогике он пока не отрефлексирован как потенциал исследования социально-культурной деятельности в становлении, развитии, воспитании и фор ми рова нии лич но сти.
Таким образом, влияние социально-культурного пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности про ис хо дит од новре мен но на все стороны социаль но-при род ной ре аль но сти, и это на-хо дит про яв ле ние во всех формах жиз не деятельности человека и общества.
Од нако разработ ка этой темы в теории, методике и организации социально-культурной деятельности только началась.
Примечания
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва : Советская Россия, 1979. 318 с.
2. Бурдье П. Социология политики. Москва, 1993. 336 с.
3. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология. Москва, 1999. 640 с.
4. Лавренова О. А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII — нач. XX в. (Геокультурный аспект) / науч. ред. Ю. А. Веденин. Москва : Институт наследия, 1998. 128 с.
5. Неклесса А. И. Постсовременный мир в новой системе координат // Глобальное сообщество : новая система координат. Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. 314 с.
6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992. 543 с.
7. Штомпка П. Социология социальных изменений. Москва, 1996. 157 с.
#
РОБЛЕМА СМЫСЛА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.8 Л. С. Жаркова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается проблема смысла в социально-культурной деятельности. Проблема смысла является одной из самых сложных, методологически значимой. В общепринятом бытовом понимании социально-культурная деятельность трактуется не только как сфера потребления, но и рассматривается как живой культурно-творческий процесс, предполагающий свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизацию личности в условиях досуга. Автор приходит к выводу, что независимо от характера и сферы проявления социально-культурная деятельность призвана решать актуальные задачи в жизни нашего общества. В их числе изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности, формирование ее общественно значимых качеств, развитие творческих способностей личности. И в достижении данных целей смысл в социально-культурной деятельности имеет первостепенное значение. Ключевые слова: проблема, смысл, социально-культурная деятельность.
ЖАРКОВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры культурно-110 досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
ZHARKOVA LIUBOV' SERGEEVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: mgukidissov@mail.ru © Жаркова Л. С., 2014