УДК 339.543 ББК 65.428-18
И. В. ШАРОЩЕНКО, Ю. А. ВИНОГРАДОВА
Влияние
продовольственных санкций на развитие отечественного производства
Рассматриваются изменения в структуре внешнеторгового оборота России после введения экономических санкций, экономические последствия их введения, а также планы отдельных региональных отечественных компаний по производству молока и молочной продукции.
Ключевые слова: интеграционные объединения стран, продовольственное эмбарго, экономические санкции, механизм экономического и политического давления, стимул к развитию производства.
I. V. Sharoschenko, Y. A. Vinogradova
Commodity Sanctions Influence on Domestic Production Development
The paper deals with the changes in the structure of foreign trade turnover after economic sanction imposition, as well as consequences for the economy and plans of separate regional domestic businesses involved in milk production and dairy products.
Keywords: integrative associations of countries, commodity embargo, economic sanctions, economic and political pressure mechanism, production development incentive.
Интеграционные объединения стран в Европе всегда способствовали развитию экономического сотрудничества и финансовой помощи. Но после военных событий на Украине Евросоюз стал использовать возможности интеграции в целях экономического и политического давления на Россию. Так, 17 марта 2014 г. Евросоюз, при активном содействии США, принял девять пакетов санкций против России. Ограничительные меры были приняты в отношении энергетического, финансового и оборонного секторов, также введены персональные ограничения на 119 физических и 23 юридических лица.
ШАРОЩЕНКО Ирина Владимировна — кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток. ВИНОГРАДОВА Юлия Андреевна — студент группы 251 экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
48
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015
Ответной реакцией России на вызов западных стран, представляющий собой множество политических и экономических мер, послужили, так называемые, «антисанкции». Россия наложила запрет на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии.
Ответные санкции России были введены постановлением правительства от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 “О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации”» [1; 2]. Согласно этому документу на один год был запрещен ввоз в Россию некоторых групп товаров (рис. 1) [5].
Как видно из рис. 1, практически по всем ввозимым продуктам доля запрета варьируется в среднем от 40 до 50%. Следует отметить, что наибольшие доли приходятся на такие товары, как готовые пищевые продукты, свежая свинина, рыба, овощи, т. е. именно этим продуктам необходимо искать замену в первую очередь [8].
Фрукты и орехи
Молоко и молочная продукция
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
Мясо крупного рогатого скота, замороженное Свинина свежая, охлажденная или замороженная
Пищевые или готовые продукты (за исключением БАД, концентратов белков и др.) Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы (тов. позиция 0105), свежее, охлажденное или замороженное Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных -субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе .
Живая рыба
Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое
0
2 000 3 000 4 000 5 000
млн долл. США
6 000 7 000
Н Объем импорта в 2013 г. в целом
I Объем импорта в 2013 г. из стран, попавших под запрет
1 000
Рис. 1. Объем импорта запрещенных к ввозу товаров в РФ в 2013 г.
На Дальнем Востоке в структуре импорта продовольствия прослеживается схожая тенденция. Средняя доля поставок из стран Европы и Австралии по отдельным товарным группам за 2014 г. составляет: по товарной группе «Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночных» - до 7%; по товарной группе «Молоко и молочная продукция» - до 4%; по товарной группе «Мясо и пищевые мясные субпродукты» - до 24% [4].
ЭКОНОМИКА
49
Непростая ситуация складывается также по группе товаров «Молоко и молочная продукция» (табл. 1).
Таблица 1
Товарные позиции молочных продуктов, попавшие под продовольственное эмбарго
Наименование Товарная позиция
Молоко и молочная продукция (за исключением безлактозного молока и безлактозной молочной продукции) Из 0401**, 0402**, 0403**, 0404**, 0405**, 0406**
На рис. 2 представлена доля молока и молочных продуктов из стран, попавших под запрет, в общей доле продуктов данных товарных позиций из всех стран.
Молоко и молочная продукция
4 169,789
4 000 5 000
млн долл. США
0
1 000
2 000
3 000
Н Объем импорта в 2013 г. в целом
В Объем импорта в 2013 г. из стран, попавших под запрет
Рис. 2. Объем импорта молока и молочных продуктов в Россию за 2013 г.
Страны, из которых импорт молока и молочной продукции оказался под запретом, осуществляли в 2013 г. более 40% от объема общего импорта данных товаров. Самым уязвимым товаром из списка запрещенной к ввозу в РФ сельхозпродукции из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии становится сыр [5]. На рис. 3 представлено распределение основных импортеров по исследуемой товарной позиции.
Анализ данной статистики позволяет заметить такую особенность: санкции против некоторых стран могут создать для России больше проблем, нежели для них самих. Это касается тех стран, у которых высоки объемы импорта, и при этом они занимают большую долю по отдельным товарам. В частности, это касается таких стран, как Австрия, Австралия.
50
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015
Австрия Бельгия Кипр
317 429,4 j 213 369,2 j i 186 217,2 _i j j
7]^ * * -
Австралия БолгарИ
311 932,4 190 812,1 154 150,3
льгия Кипр
1 369,2 186 217,2
BTtT I
", 397 599,5
v я I
Чехия
500 000
1 000 000
1 500 000
2 000 000
0
Рис. 3. Основные импортеры молока и молочных продуктов в Россию за 2013 г.
Для примера проанализируем, как запрет на ввоз определенных видов продукции скажется на российских потребителях.
По данным Минсельхоза, потребление молочной продукции (в пересчете на молоко) в прошлом году составило 35,7 млн т, из них импортировалось 1,4 млн т, или 4% от потребления. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 33,7%, или 459 тыс. т. При этом потребление сыров в РФ в 2013 г. составило 874 тыс. т, из которых почти половина (438,5 тыс. т) была импортирована. На страны, подпавшие под санкции РФ, пришлось около 60%, или 263 тыс. т.
Министерство сельского хозяйства России представило перечень стран, которые могут стать потенциальными поставщиками запрещенных товаров в Россию. Так, например, поставки сыра, масла и сухого молока Минсельхоз намерен заместить продукцией из стран Южной Америки и Новой Зеландии.
Ниже представлен перечень стран, которые также импортируют данные товары (табл. 2) [8].
Таблица 2
Страны - потенциальные поставщики молока и молочных продуктов
Страна Объем импорта в 2013 г. (тыс. долл. США)
Аргентина 122 277,7
Беларусь 1 661 742,6
Казахстан 18 232,6
Уругвай 90 331,4
Китай 256 413,9
Новая Зеландия 118 888,7
Экономические последствия от введения санкций, с одной стороны, ограничат структуру предложения данных товаров и приведут к росту цен
ЭКОНОМИКА
51
на внутреннем рынке, а с другой - должны создать предпосылки к развитию отечественного производства.
Россия первый раз вводит такой масштабный запрет на ввоз продукции, хотя ранее запреты на ввоз продовольствия вводились, но на непродолжительное время и на ограниченный перечень продовольствия. Например, в июне 2009 г. Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию всех молочных продуктов из Белоруссии по причине несоответствия требованиям федерального закона от 12.06.2008 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» [3]. С середины сентября 2013 г. Роспотребнадзор начал постепенно ограничивать ввоз молочной продукции ряда производителей из Литвы в связи с тем, что часть отобранных образцов не соответствовала требованиям технического регламента Таможенного союза. Данные санкции привели к «всплеску» динамики цен на 9-15 пунктов (рис. 4).
S S
S S
S S
S S
Рис. 4. Динамика цен на молоко и молочные продукты
В период август-ноябрь 2014 г. происходит рост цен на молоко, сыры и другие молочные продукты. Возможный «технический» эффект от санкций 2014 г., вводимых Россией, может составлять от 15 до 20 пунктов [6].
По данным Ассоциации «Производители и переработчики молока», крупнейшими в России производителями молока и молочной продукции являются: ООО «Алтайские молочные продукты», ОАО «Кипринский маслосырзавод», Нефтекамский гормолзавод филиал ЗАО «Аллат», Стерлитамакский молочный комбинат, и др. [3].
Создавшаяся экономическая ситуация в значительной степени простимулировала отечественных производителей. Так, отдельные региональные отечественные молочные компании начали подготовку производства сыров европейских сортов. К примеру, в Вологодской области в сентябре 2014 г.
52
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015
закончилось строительство цеха по производству сыра сорта фета. Планируемые показатели выпуска в 400 т составят 30% от общей емкости российского рынка.
Татарстанская компания «Просто молоко» имеет возможность увеличить производство сыров на 40%, в том числе «за счет выпуска новых видов для замещения импорта».
Компания «Милком» из Республики Удмуртия освоила выпуск моцареллы и при необходимости готова увеличить текущее производство в 10-13 т, т. е. до 50%.
Но производство сыров - это сложный процесс, во многом зависящий от качества производимого сырья и уровня используемых технологий, поэтому не все сорта сыров можно успешно и в короткие сроки начать производить в России.
Развитие, запуск новых продуктов и производственных линий под силу только самым крупным компаниям, поскольку требуют значительных объемов инвестиций: средняя стоимость линии по производству сыра начинается от 2,5 млн евро. Стоимость оборудования для производства сыра типа фета, в три раза больше и равна 7,5 млн евро. Такого объема собственных средств у большинства производителей нет, следовательно, нужны «доступные» кредитные ресурсы. Вложение средств в новые помещения и технику - определенные инвестиционные риски, оправданность которых, помимо всего, зависит от того, как долго на российском рынке будет существовать искусственное ограничение конкуренции посредством продуктового эмбарго [7].
Таким образом, как показывает проведенный анализ, для молочной отрасли продовольственное эмбарго послужило определенным стимулом к развитию производственной базы, увеличению объемов производства, расширению ассортимента производимой продукции, наполнению внутреннего рынка продукцией отечественной производства. В таких условиях создаются возможности для повышения конкурентоспособности отечественного производства и для сбалансированного развития внутреннего рынка потребления.
Список литературы
1. О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778. Режим доступа: http://base.garant.ru/70712500/
2. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/08/07/sankcii-dok.html
ЭКОНОМИКА
53
3. Технический регламент на молоко и молочную продукцию [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.06.2008. Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2008/06/20/reglament-dok.html
4. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 1 квартал 2014 года // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 2.
5. Администрация Президента РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/46404#sel
6. Ассоциация «Производители и переработчики молока»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://molokorus.ru/
7. Как продовольственное эмбарго повлияло на российский рынок сыра. Санкции против России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gazeta.ru/
8. Аналитическое исследование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://провэд.рф/analytics/research/17815-ppodovolystvennoe-embapgo-possн-chto-stanet-s-possiyskim-pynkom.html
9. Санкционный импорт: инфляция может преодолеть отметку в 8% в этом году [Электронный ресурс] // Группа компаний «Регион». Долговые и денежные рынки: ежедневный бюллетень. Режим доступа: http://st.finam.ru/ ipo/comments/_Sanctions_110814.pdf
Соклаков А. А. Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах: учебное пособие. - СПб.: Троицкий мост, 2015. - 184 с.
Рассматриваются вопросы применения таможенных платежей в различных таможенных процедурах, изложена методика определения таможенной стоимости товаров.
Вопросы применения таможенных платежей и таможенной стоимости рассматриваются на основе Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, решений Комиссии таможенного союза и Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иных действующих нормативных актов.