Разработка комплексных пилотных инновационных проектов включает:
• отработку новых технологий на ограниченной территории с акцентом на решение актуальных проблем, определенных в рамках территории или региона;
• демонстрацию преимуществ и эффектов новых технологий, необходимых для инновационного развития страны в целом.
На основании проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы. Основные структурные составляющие в обеспечении конкурентоспособности являются важной базой построения стратегических планов, связанных с развитием инновационных процессов, модернизацией отраслей народного хозяйства и повышением качества предоставляемых услуг.
Под инновациями следует понимать результат внедрения принципиально нового интеллектуального решения в разработку и получение услуги, товара или процесса, которые ранее не использовали данное решение, с целью получения добавленной ценности по сравнению с предыдущим периодом (когда новое решение не использовалось).
Результаты проведенного анализа позволяют выделить ряд направлений для совершенствования инновационной составляющей в обеспечении конкурентоспособности современной организации, а именно:
- укрепление международных связей, в том числе с зарубежными партнерами, с целью контроля и развития собственной доли рынка;
- дальнейшее внедрение самых современных инновационных технологий;
- реализация мер по поддержке свободной конкуренции на данном рыночной сегменте, что представляется нам в настоящее время наиболее сложной и труднореализуемой задачей.
Отметим, что если говорить об интеллектуальной структуре нашей страны, суть которой, на наш взгляд, во многом определяет состояние системы высшего образования, то опубликованный в начале 2015 г. отчет Министерства образования и науки об итогах мониторинга системы образования в соответствии с п. 3 ст. 97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [11] подчеркивает
важность проведения оптимизационных мероприятий системы с учетом необходимости обеспечения достаточности ресурсов за счет внутренней оптимизации на основе развития инновационной составляющей. Что касается вузов, то это вызвано, в первую очередь, сокращением численности молодежи в возрасте 17 - 30 лет и снижением нагрузки на сеть вузов. В 2013 г., например, были приняты решения о реорганизации 23 образовательных учреждений и 116 филиалов.
В заключение следует отметить необходимость укрепления сотрудничества с зарубежными и ведущими отечественными организациями с целью использования опыта внедрения лучших инновационных практик, в том числе принципов бенчмаркинга, а также важность развития собственных исследований, включая стимулирование интеграции бизнеса, науки и образования.
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. 2008. № 2 (60).
2. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Современные тенденции развития высшего образования в Европе // Научное обозрение. 2014. № 9 (2). С. 488 - 493.
3. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Сравнительный анализ моделей систем качества, применяемых в вузах России // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2014. № 3 (129). С. 31 - 35.
4. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Стратегические основы управления качеством в вузах. СПб.: Культ-информ-пресс, 2015.
5. Гугелев А.В., Семченко А.А. Управление качеством в системе высшего образования США // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3. С. 51 - 58.
6. Гугелев А.В., Терехин В.А. Сравнение требований к системам менеджмента качества, установленных стандартами России // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41). С. 58 - 61.
7. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (теоретико-методологический аспект). Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000.
8. Семченко А.А. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях. СПб.: Культ-информ-пресс, 2014.
9. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. 2-е изд. М.: Эксмо, 2012.
10. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
[email protected] Марина Алексеевна Живаева,
аспирантка кафедры таможенного дела и правового регулирования ВЭД, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:664 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье рассматриваются трудности отечественных производителей, связанные с наложением запрета на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Выявлены возможные риски для отечественного производства: сложное финансовое положение отечественных сельхозтоваропроизводителей, потенциальный реэкспорт из стран Таможенного союза и стран СНГ, которые осуществляют торговую деятельность с Россией в режиме беспошлинной торговли, а также необоснованный рост цен на санкционный список товаров со стороны дружественных стран. Все это ослабляет конкурентоспособность и
способствует сокращению объемов отечественного агропромышленного производства, происходит снижение уровня как экономической, так и продовольственной безопасности до опасного предела. Обозначены основные пути поддержания отечественных производителей в условиях трудной международной политической обстановки: государственная поддержка, разработка новых технологий и совершенствование образования.
Ключевые слова: отечественное производство, импорт, санкции, пищевая промышленность.
M.A. Zhivaeva
IMPACT OF WESTERN SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT
OF FOOD INDUSTRY
The paper discusses the challenges faced by Russian food producers linked to the imposition of import ban on certain food products from the European Union, the USA, Canada, Australia and Norway. The author identifies potential risks to Russian food production: difficult financial situation of domestic agricultural producers, potential re-export from the Customs Union member countries and the CIS countries that have duty-free trade agreement with Russia as well as unjustified price increase on the sanctioned list of goods from partner countries. All this worsens the competitiveness and contributes to decline of Russian agricultural production and leads to decreasing economic and food security to a dangerous level. The author defines ways to support domestic producers in a difficult international political situation: providing state support, introducing new technologies and improving education.
Keywords: domestic production, import, sanctions, food industry.
Полноценное рациональное питание населения -одна из составляющих могущества и процветания государства, физиологического и социального настроения, здоровья и долголетия его граждан. Способность государства организовывать и поддерживать отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов - основа его безопасности и суверенитета.
Сегодня проблема развития отечественного производства стала особенно актуальной в связи с событиями на Украине и с учетом международной политической реакции на данные события. В целях защиты экономики России Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был введен запрет на ввоз товаров, странами происхождения которых являются США, страны ЕС, Швейцария, Япония, Канада (табл. 1), по ниже представленному перечню (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что в данном перечне оказались жизненно важные продукты. Однако в список запрещенных к ввозу товаров не попали многие другие, в частности яйца, мед, баранина, консервированные фрукты, чай, кофе, специи, зерновые, мука, крупы, масла, вина и т.д. Для оценки влияния на российский продовольственный рынок данной меры необходимо рассмотреть долю продовольствия из стран, попавших под запрет, в общей доле продуктов данных товарных позиций из всех стран (табл. 3).
Как видно из табл. 3, практически по всем ввозимым продуктам доля варьируется в среднем от 40 до 50%. В 2013 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличился на 3,6% и составил 45,6 млрд долл. При этом в 2012 г. экспорт сократился на 4,1%. Отрицательное сальдо торгового баланса по этой товарной группе в 2012 г. составило 23,6 млрд долл., в 2013 г. - 29,3 млрд долл. [5].
К основным проблемам отечественного производства относится развитие молочного животноводства, где
объемы производства практически не растут, 2013 год стал для отрасли годом спада и сокращения производства молока на 1,2 млн т. Отечественное производство овощей также не обеспечивает потребности населения России в этом виде продукции. Ежегодно производится около 600 тыс. т овощей: это примерно 35 - 36% от потребности человека, в результате на душу населения приходится примерно 4 кг овощей в год при рекомендуемой норме 15 кг в год. Анализ таможенной статистики по импорту показывает, что импорт уже превысил 2 млрд долл.
Таблица 1 Структура импорта по странам
Норвегия (королевство) 12%
Польша 12%
Нидерланды 9%
Германия 9%
США 9%
Испания 9%
Дания 6%
Франция 5%
Канада 4%
Финляндия 4%
Литва 3%
Бельгия 3%
Италия 3%
Греция 3%
Ирландия 2%
Венгрия 1%
Эстония 1%
Остальные страны 3%
Таблица 2
Продукты, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию
Код ТН ВЭД ТС Наименование товара*,***
0201 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное
0202 Мясо крупного рогатого скота, замороженное
0203 Свинина свежая, охлажденная или замороженная
0207 Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные
из 0210 ** Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое
из 0301 ** Живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического (Salmo salar) и форели (Salmo trutta))
0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308 Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные
из 0401 **, из 0402 **, из 0403 **, из 0404 **, из 0405 **, из 0406 ** Молоко и молочная продукция (за исключением безлактозного молока и без-лактозной молочной продукции)
0701 (за исключением 0701 10 000 0), 0702 00 000, 0703 (за исключением 0703 10 110 0), 0704, 0705, 0706, 0707 00, 0708, 0709, 0710, 0711, 0712 (за исключением 0712 90 110 0), 0713 (за исключением 0713 10 100 0), 0714 Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева)
0801, 0802, 0803, 0804, 0805, 0806, 0807, 0808, 0809, 0810, 0811, 0813 Фрукты и орехи
1601 00 Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе
из 1901 90 110 0 **, из 1901 90 910 0 **, из 2106 90 920 0 **, из 2106 90 980 4 **, из 2106 90 980 5 **, из 2106 90 980 9 ** Пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей; пищевых волокон; пищевых добавок (в том числе комплексных)
* - для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ТС, наименование товара приведено для удобства пользования;
** - для целей применения настоящей позиции следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ТС, так и наименованием товара; *** - за исключением товаров, предназначенных для детского питания.
Таблица 3
Объем импорта запрещенных к ввозу товаров в 2013 г. (млн долл.)
Наименование продукта Товары из стран, попавших под запрет В целом
Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое 3,6185 5,0686
Живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического (Salmo salar) и форели (Salmo trutta) 15,2185 17,8196
Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукт, изготовленные на их основе 77,5551 193,0485
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное 110,568 421,611
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные 430,3461 847,9778
Пищевые или готовые продукты (за исключением биологически активных добавок; витаминно-минеральных комплексов; вкусоароматических добавок; концентратов белков (животного и растительного) 1173,18 1531,016
Свинина свежая, охлажденная или замороженная 1569,857 2135,107
Мясо крупного рогатого скота, замороженное 165,5645 2452,515
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные 1509,528 2845,186
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева) 1758,861 2881,468
Молоко и молочная продукция (за исключением безлактозного молока и безлактозной молочной продукции) 1771,419 4169,798
Фрукты и орехи 944,2658 6400,993
На основании вышесказанного необходимо выделить одну из главных проблем российской экономики
- импортозависимость. В настоящий момент складывается похожая на недавнее советское прошлое ситуация, которая дает нам возможность извлечь определенные уроки для будущего развития. Накануне развала Советского Союза с прилавков стало исчезать продовольствие, и это повергло население в шок. Конец этой истории хорошо известен. Даже малейшие признаки надвигающейся угрозы нарушения продовольственного снабжения населения приводят, как правило, к повышению цен и социальным протестам с непредсказуемыми последствиями, особенно в больших городах. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо выделить возможные риски для отечественного производства и укрепить внутренний агропродовольственный рынок.
Первое, с чем связаны риски, - это сложное финансовое положение отечественных сельхозтоваропроизводителей. Ведь попавший под санкции сырьевой и продовольственный импорт в основной части был дешевле отечественного сырья (молоко, сыры и мясные продукты, рыба), что сдерживало рост цен отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков [4, с. 24]. При замещении отечественными переработчиками импорта сырья из стран, попавших под санкции, более дорогим импортом будет расти инфляционное давление с учетом низкой рентабельности их производства (так, в издержках мясной и молочной промышленности доля сырья составляет от 70 до 85%). В результате такая ситуация может привести к сокращению производства и потребления, а также к росту цен на другие продукты за счет переключения спроса и перераспределения торговой наценки во избежание всплеска цен.
К числу дополнительных рисков, связанных с введением эмбарго, относят потенциальный реэкспорт из стран Таможенного союза и стран СНГ, которые осуществляют торговую деятельность с Россией в режиме беспошлинной торговли, а также необоснованный рост цен на санкционный список товаров со стороны дружественных стран, с которыми Россия ведет переговоры об увеличении поставок. Несмотря на это, Министерство сельского хозяйства России озвучило перечень стран, которые могут стать потенциальными поставщиками запрещенных товаров в Россию. Например, поставки мяса из Евросоюза, США и Канады можно заменить поставками из Бразилии, Уругвая, Парагвая, Аргентины и Белоруссии. Поставки сыра, масла и сухого молока Минсельхоз намерен заместить продукцией из стран Южной Америки и Новой Зеландии, овощей
- из Турции, Аргентины, Чили, Китая, Узбекистана и Азербайджана, яблок и груш - из Аргентины, Чили, Китая и Сербии. Вишня, черешня, абрикосы и персики могут поставляться из Узбекистана, Азербайджана, Армении, Турции и Ирана, цитрусовые - из Египта, Марокко , Турции , ЮАР .
Выход из этой ситуации видится в увеличении средств государственной поддержки отраслей АПК. Объем поддержки федерального бюджета 2014 г. определен в размере 170 млрд руб., его необходимо наращивать хотя бы до уровня 230 - 240 млрд руб., чтобы
удерживать стабильную конъюнктуру на агропродоволь-ственном рынке и сохранять достигнутые темпы роста. Но если мы хотим иметь темпы роста 3 - 4%, то объем средств федерального бюджета должен превышать 300 млрд руб.
Примером могут служить промышленно развитые страны по уровню совокупной поддержки сельского хозяйства (рис. 3).
150 100 50 0
Канада
Рис. 3. Уровень совокупной государственной поддержки
сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни, тыс. руб.
Из рис. 3 видно, что поддержка сельского хозяйства в промышленно развитых странах намного ощутимее, чем в России. Следовательно, для российского АПК в сложившейся ситуации необходимо обеспечить перевод работы всех звеньев агропромышленного производства на рельсы инновационного развития для создания современного технологического уклада. Это позволит наращивать производство готовой продукции. Ведь у России есть высокий потенциал для успешного развития сельскохозяйственного производства: мы располагаем 9% мировой продуктивной пашни, более 50% мировых черноземов, 20% мировых запасов пресной воды, производим почти 9% мирового объема удобрений. Однако следует отметить, что распоряжаемся мы своими ресурсами неэффективно [4, с. 24].
Успешное движение в этом направлении требует нового строительства предприятий пищевой промышленности, их явно недостает. И в этом вопросе государственная политика должна иметь четкие структурные ориентиры и приоритеты, связанные с предоставлением определенных гарантий для инвесторов, оптимизацией ставок по банковским кредитам с целью снижения рисков.
Действующий экономический механизм, включающий в себя ценообразование, налогообложение, страхование и кредитование, необходимо реформировать в сторону интересов отечественных производителей, создавая им равные условия с иностранными производителями. В противном случае мы будем уступать им свой продовольственный рынок.
Инновационная экономика нуждается в государственной поддержке, привлечении финансовых средств в науку, конструкторских решениях, разработке новых технологий и, конечно, совершенствовании образования. Для новой экономики необходимо готовить высококвалифицированные кадры, способные трудиться в высокотехнологичных отраслях в условиях высокой конкуренции.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что только системный подход с учетом всех факторов развития агропромышленного комплекса и специфики
российских условий может в среднесрочной перспективе обеспечить решение проблем отечественных производителей.
1. Быркова Е. Продовольственное эмбарго России: что станет с российским рынком? // ПРОВЭД. 2014. № 9.
2. Гримашевич О.Н. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе повышения качества продукции // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51). С. 42 - 45.
3. Единая межведомственная информационно-статистическая система. 1^1.: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.
УДК 331.108:336.7
4. Иванова В.Н., Гринько В.С. Глобальные вызовы и возможности России в решении проблем импортозамещения // Пищевая промышленность. 2014. № 7.
5. Российский статистический ежегодник - 2013. М., 2013.
6. Семёнов С.Н., Васильева А.Д. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях реализации трансформационных процессов и приоритетов инновационного развития АПК // Вестник СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 99 - 103.
7. International Institute of Business Analysis. URL: http//theiiba. org (дата обращения: 13.01.2014).
Екатерина Вячеславовна Лимонова,
аспирантка кафедры управления персоналом, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
В современном мире человеческий капитал в банковской сфере превращается в основной фактор производства с монополизацией финансовым капиталом процессов его формирования и воспроизводства. В статье исследуется механизм организации экономически эффективного взаимодействия финансового и человеческого капиталов, который является важным фактором развития системы управления персоналом, поскольку разработка технологий развития любой из подсистем системы управления персоналом требует определенного уровня финансирования, который должен быть достаточен и оптимален для формирования конкурентоспособного персонала. Представляется возможным рассмотреть механизм взаимодействия человеческого и финансового капиталов, выделив в нем несколько этапов: 1) выявление общей структуры банковского капитала и определение в ней роли человеческого капитала; 2) формирование основных направлений и характеристика процесса финансовых вложений в человеческий капитал; 3) оценка эффективности капиталовложений и при необходимости осуществление корректировки направлений капиталовложений. Исходя из правильности выбранных направлений капиталовложений и качества проведенных оценочных мероприятий человеческого капитала совершенствуется бюджет на персонал. В бюджете отражается стоимость технологий развития различных подсистем системы управления персоналом, а именно процессов формирования, развития и использования персонала. По уровню оптимальности статей в бюджете можно оценить конкурентоспособность персонала и, следовательно, конкурентоспособность банка. Достижение оптимального уровня взаимодействия финансового и человеческого капиталов внутри бюджета может считаться фактором положительного развития системы управления персоналом.
Ключевые слова: человеческий капитал, финансовый капитал, механизм взаимодействия, развитие персонала, оценка человеческого капитала, оптимизация финансовых капиталовложений.
Ye.V. Limonova
CORRELATION BETWEEN FINANCIAL AND HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE BANKING SECTOR
The paper states that in modern economy human capital in the banking sector is becoming a major factor of production while financial capital monopolizes its formation and reproduction. The paper examines the mechanism of organizing cost effective interaction between financial and human capital which is an important factor in the development of human resource management as the development of any subsystem of the human resource management system requires a certain level of funding which should be sufficient and optimal for improving personnel competitiveness. The author considers the mechanism of interaction between human and financial capital by dividing it into several stages: 1) identification of the overall structure of banking capital and the role of human capital; 2) identification of the main trends and characteristics of the process of financial investment in human capital; 3) evaluation of the effectiveness of capital investments and, if necessary, adjustment and re-allocation of investment. Having analysed the effectiveness of the investments and conducted human capital evaluation it is possible to adjust and consider human resource management budget. The budget covers the