По мере приближения высоты деревьев к высоте зданий отмечается дополнительное снижение загазованности воздуха на внутриквартальной территории за счет увеличения траектории движения и рассеяния примесей в верхнем слое атмосферы. При равенстве высот полосы и здания отмечается максимальное снижение концентраций ОГ, которое составляет по дворовому фасаду 20% для продуваемой и 50% для плотной конструкции от уровня загрязнения, фиксируемого без озеленения.
Наибольший эффект защиты от шума наблюдается при густых посадках с плотной кроной деревьев и кустарников, где снижение звука происходит за счёт отражения, поглощения и трансформации частот звуковых колебаний. Акустический эффект здесь определяют такие факторы, как конструкция, дендрологический состав и ширина полосы, которая на магистральных улицах и дорогах, проходящих вблизи линий регулирования застройки, обычно не превышает 30 м.
Согласно [4, с.38], эффект снижения шума полосой такой ширины при 7-8-рядной посадке деревьев в шахматной конструкции с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском составляет 8-9 дБА.
Это означает, что при обычно наблюдаемой шумовой характеристике транспортного потока на магистральных улицах (75 - 80 дБА) превышение нормативного уровня звука для дневного времени на территории жилой застройки (55 дБА) будет составлять 20 - 25 дБА. Поэтому эффективность зеленых насаждений на улицах как шумо-защитных средств не следует переоценивать - здесь они могут использоваться лишь «в качестве дополнительных средств защиты от шума» [4, с.36].
Очевидно, наибольшую эффективность шумоза-щитное озеленение будет проявлять на участках дорог, проходящих на значительном удалении от жилой застройки, достаточном для формирования широких многорядных полос.
Наиболее загущенные ряды деревьев и кустарников целесообразно располагать со стороны магистрали. При
этом следует использовать прием шахматной посадки деревьев.
Хвойные породы зелёных насаждений, по сравнению с лиственными, более эффективны по шумозащит-ным свойствам, которые практически не изменяются у них в течение года. Поэтому целесообразно включать в состав посадок деревья и кустарники вечнозелёных пород (туя западная, можжевельники, сосна, ель и др.). В качестве основных и дополнительных пород при этом могут быть клён остролистный, вяз обыкновенный, тополь бальзамический (в шахматной конструкции посадок) с кустарником в двухъярусной живой изгороди и подлеском (из спиреи калинолистной, жимолости татарской, акации жёлтой, дерна белого, клёна татарского).
При подборе состава насаждений в средозащитных полосах необходимо учитывать конкурентные взаимоотношения отдельных пород между собой в процессе роста, выделять из них главные, дополнительные и декоративные (отделочные). Для обеспечения скорейшего вступления в работу посадки должны быть быстрорастущими.
Список литературы
1. Городков А.В. Рекомендации по проектированию средозащитного озеленения территорий городов. С. - Петербург, 1998. 141 с.
2. Ивашкина И.В., Кочуров Б.И. Формирование пространственной композиции культурного ландшафта города // Экология урбанизированных территорий. 2012, №3, с.22-28.
3. Кочуров Б. И., Ивашкина И.В. Городские ландшафты Москвы: от традиционных до гармоничных и сбалансированных // Экология урбанизированных территорий. 2012, №1, с.6-11.
4. Руководство по учету в проектах планировки и застройки городов требований снижения уровней шума / ЦНИИП градостроительства Госграждан-строя. М. Стройиздат.1984. 46 с.
ВЛИЯНИЕ ПРИНЦИПОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ЖИЛЬЯ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ НА МИРОВУЮ АРХИТЕКТУРНУЮ ПРАКТИКУ (НА ПРИМЕРЕ «МАРСЕЛЬСКОЙ ЖИЛОЙ
ЕДИНИЦЫ»)
Березникова Ольга Сергеевна
Студент ФГАОУ ВПО Академии Архитектуры и Искусств ЮФУ, г.Ростов-на-Дону
Требования XX века, вытекавшие из социальных условий и ускоряющегося технического прогресса, «казавшегося губительным для искусства, Ле Корбюзье сделал отправной точкой новой эстетики» [1, с. 212]. Поэтическое видение, точный анализ и прогнозирование закономерностей развития архитектуры сделали убедительными результаты его творчества. Таким образом, выработался новый стиль - единство принципа, который вдохновляет все творчество эпохи и является выражением ее духа и умонастроений.
Проблема дома - это проблема эпохи. От нее зависит социальное равновесие - аспект, к решению которого стремились страны Европы и Америки, Россия, Китай и др. В период творчества Ле Корбюзье шла переоценка дома и его составных элементов. Опрос, проведенный среди французов в послевоенное время, показал, что 70% населения хотели бы жить в отдельном доме, иметь участок, школу или детский сад и магазины рядом. Однако
обеспечить все население Франции индивидуальными жилыми домами невозможно. Жилой 17-этажный дом в Марселе («Марсельская жилая единица», 1947-1952 гг.) - здание, в котором были реализованы идеи «Лучезарного города» (модель бесклассового города), оно является опытом решения проблемы равновесия индивидуального и коллективного, которое архитектор считал одним из главных условий полноценного жилища. Цель «жилой единицы» - объединить несколько тысяч человек в одном доме так, чтобы каждый имел возможность чувствовать себя в уединении. Ле Корбюзье решил эту проблему путем соединения «виллы-блока», где квартира - это жилая единица, и «дома-коммуны», основной идеей которого является включение общественных пространств. Здание включает 337 квартир 23 различных типов (квартиры для холостяков, для мало- и многосемейных).
га^а uags
1 1
Рисунок 1. Дом-вилла, Ле Корбюзье 20-е гг. XX в. (слева). Дом-коммуна, А. Яковлев, 30-е гг. XX в. (справа).
Жилая единица была ориентирована на стандартизацию и серийное производство. Она представляла собой квартиру, в которой был оптимизирован каждый квадратный сантиметр площади: например, размеры кухонь и ванных комнат были сведены к минимуму. При помощи перегородок квартиру можно было трансформировать -отделять спальни от остального пространства квартиры, или же делать его цельным. Благодаря новаторскому подходу квартиры расположены в двух уровнях, что позволило разместить коридоры через два этажа и дало возможность резко дифференцировать комнаты по высоте, внести в интерьер пространственные контрасты. Ле Корбюзье рассматривал жилище в комплексе с материальной средой человека, поэтому Марсельский дом задуман как цельный организм с разнообразными функциями, определенным образом направляющий быт его обитателей. В его объеме предусмотрены четыре уровня общественных зон, представленных пятью коридорами — «внутренними улицами». Внизу, на уровне земли, находится входной вестибюль и мощные опоры, которые держат всё здание. Седьмой и восьмой этаж представляют собой торговую двухсветную улицу, закрытую от лучей солнца лесом вертикальных жалюзи, она связывает квартиры с различными учреждениями торговли и обслуживания, размещенными в доме, и включает в себя как гастрономические магазины, так и прачечные, химчистку, почту, киоски, ресторан, кинотеатр, гостиницу. Последний, семнадцатый, этаж включает в себя ясли на 150 мест. Эксплуатируемая кровля функционально разделена на две зоны: детскую игровую и спортивно-оздоровительную. На расположенные здесь комнату отдыха, бассейн и спортивную площадку ведет пандус. Большая бетонная стена, расположенная с северного торца, служит защитой от ветра.
Архитектура фасадов также заслуживает внимания. Мастер работы с бетоном и знаток свойств данного материала, Ле Корбюзье превратил его в изящный инструмент
создания пластичных объемов. Тектоничность объема передана за счет усиления здания мощными опорами снизу и облегчения оконными проемами поверхностей фасадов. Расположенные на кровле вентиляционные шахты и башни лифтов представляют сбой не утилитарные постройки, а скульптурные произведения, завершающие образ всего здания. Печатью мастера является помещенный в нижнем ярусе возле опор рельеф с изображением «Мо-дулора» - системой гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике.
Марсельский дом был задуман его автором как стандартизированный тип жилья для целого поколения послевоенного общества, способный удовлетворить экономические интересы государства и личные потребности его жильцов. Несмотря на это, здание осталось уникальным и единственным в своем роде. Смена идеологии и послевоенного экономического положения стран привела к трансформации коллективного жилья: популярными на сегодняшний день стали жилые многофункциональные комплексы, прототипом которых является Марсельский дом.
Список литературы
1. Иконников А.В. Мастера архитектуры об архитектуре. М., Искусство, 1972. - 343 с.
2. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития/ Пер. с англ. Е. А. Дубченко; Под ред. В. Л. Хайта. М.: Стройиздат, 1990. - 535 с.
3. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппопорта. М., Стройиздат, 1976. -136 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕТИРОВАЯ ТРАНСПОРТНО - ПЕРЕСАДОЧНЫХ
УЗЛОВ В ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕГАПОЛИСА
Булгакова Елена Александровна
Кандидат архитектуры, доцент кафедры "Архитектура"ГУЗ, г. Москва.
Савичева Александра Александровна
Аспирант кафедры «Архитектура» ГУЗ, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье сделана попытка выявить современные тенденции проектирования ТПУ. Проведен сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта, на основе которого сделаны выводы о направлении отечественной практики проектирования объектов ТПУ.