СНИЖЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА НА ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
И.А. Сухорукова, научный сотрудник ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф.Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,
г. Воронеж
Защита окружающей среды представляет одну из важнейших проблем современности. Неотъемлемой частью этой проблемы является снижение неблагоприятного воздействия на людей различных факторов, обусловленных применением авиации. Одним из таких факторов является шум, создаваемый воздушными судами. Авиационный шум неблагоприятно воздействует на население, проживающее в окрестности аэродрома.
В городе Воронеже, а также некоторых других городах по уровням создаваемого шума и общей площади зашумленности территории первое место среди всех источников шума занимает воздушный транспорт. Аэродромы местных воздушных линий расположены ,как правило, в черте непосредственно среди жилой застройки, что создает неблагоприятные акустические условия для населения.
Повышение уровня звука в летнее время обусловлено увеличением интенсивности полетов, а снижение его в некоторых точках - за счет экранирующего эффекта плотных зеленых насаждений.
Эксплуатация самолетов большого тоннажа с мощными турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, увеличение интенсивности полетов, роста парка и расширение сферы применения гражданских вертолетов приводят к «зашумленности» окрестностей аэропортов и территорий под воздушными трассами.
Авиационный шум оказывает существенное влияние на шумовой режим территории в окрестностях аэропортов, который зависит от направления взлетно-посадочных полос самолетов, интенсивности полетов в течение суток, сезонов года, от типов самолетов, базирующихся на данном аэродроме, и других факторов. При круглосуточной интенсивности эксплуатации аэропортов уровни звука на жилой территории достигают в дневное время 80 дБА и ночное время - 78 дБА, максимальные уровни колеблются от 92 до 108 дБА, в связи с чем возникают проблемы принятия мер на различных градостроительных уровнях.
Анализ результатов исследования шумового режима урбанизированных территорий, полученных к настоящему времени, позволяет представить некоторое обобщение по основным направлениям исследования, методам оценки и выбору средств регулирования:
1. Исследование влияния шума на человека и установление степени опасности воздействия авиационного шума;
2. Выявление источников шума на приаэродромных территориях и получение их акустических характеристик;
3. Исследование принципов распространения шума и определение зон негативного влияния авиационного шума;
4. Разработка мероприятий по защите от шума.
Первое направление предполагает обширные медико-гигиенические и биологические исследования изменения состояния человека и элементов приземного слоя атмосферы в окружающей среде под воздействием авиационного шума. Они позволяют установить критерии оценки и граничные условия негативного воздействия авиационного шума.
Исследования второго рода направлены на получение количественных характеристик авиационного шума при помощи натурных измерений и расчетов, выявление зависимости шумообразования в источниках от их конструктивных особенностей и условий функционирования и поиск взаимосвязи контролируемых параметров шума с уровнем его воздействия.
Третье направление устанавливает закономерности распространения шума в городской среде, определяет методы расчета уровней шума на объектах подвергающихся воздействию шума. При этом существенная роль отводиться методам расчета, инструментального контроля и разработки нормативных ограничений в области уточнения зон шумового загрязнения авиационного шума. Результатом исследований стали методики расчета шума на объектах шумового воздействия и нормативные ограничения шума на приаэродромных территориях.
Четвертое направление - разработка методов, обеспечивающих снижение шумового воздействия от источников: конструктивных (экранирование, использование специальных звукопоглощающих и звукоизолирующих материалов), планировочных (планировка квартир,.
Нормируемыми параметрами шума, создаваемого на территории жилой застройки независимо от его вариантов при взлете, пролете, посадке воздушных судов, апробировании двигателей на аэродромах при производстве полетов являются максимальные уровни звука ЬА, дБА, при каждом пролете и эквивалентные уровни звука за определенный период суток Ьазкб, дБА.
Допустимые уровни авиационного шума на территории городской жилой застройки установлены специальным стандартом [2].
Нормирующими эквивалентный уровень звука : днем-65 дБА(7-23ч) и 55 дБА ночью ( 23-7ч), максимальный уровень звука при пролете - 85 дБА днем и 75 дБА ночью.
Выбор шумозащитных мероприятий в градостроительных решениях осуществляется по направлениям: архитектурно-планировочные, архитектурно-строительные, специальные шумозащитные.
К архитектурно-планировочным приемам относятся:
• Функциональное зонирование территории, отделение селитебных, лечебных и рекреационных зон от зон с повышенным уровнем шума;
• Создание планировочных вариантов застройки, способствующей шумозащите.
• Использование для застройки зданий со специальной планировкой;
• Использование специальных конструкций шумозащитных конструкций и окон с повышенной звукоизоляцией.
Функциональное зонирование городской территории предусматривает четкую дифференциацию отдельных функциональных зон по назначению и взаимоувязку создаваемой в них шумовой нагрузки с показателем потребности в шумозащите. Для рационального использования территории в окрестностях аэродромов было уточнены и выделены три зоны с различной степенью акустического благоустройства.
Первая зона с повышенными уровнями шума - территория прилегающая к границам аэродромов и аэропортов, где могут размещаться только промышленные и коммунально-складские предприятия, для которых авиационный шум не нарушает нормативных требований по ограничению шума на рабочих местах согласно [2](>75 дБА). В этой зоне для снижения уровня шума необходимо обязательно располагать специальные шумозащитные экраны. Расстояние до 250 м
Вторая зона (> 65 дБА) допускается размещение промышленных зданий и сооружений, административно-общественных зданий и в отдельных случаях жилых зданий с повышенной звукоизолирующей способностью ограждающих конструкций.
В третьей зоне (>55дБА) разрешается жилое строительство без ограничений. Вблизи границ зоны строительство лечебно-профилактических, детских и оздоровительных учреждений не рекомендуется.
Помещения административных, общественных, служебных зданий -следует размещать на противоположной от источников шума стороне зданий. При необходимости размещения жилой застройки вблизи территории аэродромов следует располагать специальные шумозащитные жилые здания.
Для обеспечения акустического комфорта на территории микрорайонов желательно применять композиционные приемы группировки жилых зданий, основанные на создании замкнутого пространства. Не рекомендуется применение приемов группировки жилых зданий с раскрытием пространства микрорайона в сторону источников шума. Например, постановка жилых зданий торцами к источникам шума значительно расширяет зону акустического дискомфорта.
В качестве средства защиты от шума в малоэтажной жилой застройке, площадок отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадок детских дошкольных учреждений и участков школ рекомендуется предусматривать формирование вблизи источников шума специальных шумозащитных полос зеленых насаждений. Такие полосы обладают заметной эффективностью, если кроны деревьев будут плотно примыкать друг к другу; а пространство под кронами будет заполнено зеленой массой кустарников. Ширина полос должна быть порядка 10 м. Повышение шумозащитной эффективности может быть достигнуто при расчленении полосы в продольном направлении на несколько частей с просветами между ними шириной 3—4 м.
Шумозащитные свойства присущи специальной полосе зеленых насаждений, состоящей из одного - двух рядов кустарников плотной посадки и одного - двух рядов деревьев с сомкнутыми кронами при плотности листвы более 0,8. Такой плотности можно добиться с помощью двухъярусной полосы деревьев посадкой их в «шахматном» порядке.
Эффект снижения шума за полосами зеленых насаждений прежде всего зависит от спектрального состава шума, от конструкции, возраста, плотности и дендрологического состава посадок. Для шумозащитных целей применяют как специальные чередующиеся «зеленые стены», эффективность которых, в основном, зависит от способностей отражения звука, так и крупные массивы зеленых насаждений, эффективность которых определяется рассеиванием и поглощением звука [2].
В ходе исследования было определено, что наибольшего эффекта многорядные конструкции достигают при общей ширине до 25 м. Посадку древесно-кустарниковых полос следует производить по следующей схеме размещения для полосы зеленых насаждений шириной 25 м:
Значительно улучшаются шумозащитные качества полос зеленых насаждений, если перед ними со стороны источника звука расположить экранирующий барьер. При этом за экраном почти полностью исключается нежелательное отражение звука в подкроновом коридоре.
Таким образом, применение шумозащитных мероприятий, а также градостроительных мероприятий позволит значительно улучшить шумовую обстановку на приаэродромных территориях.
Список использованной литературы
1. Градостроительные меры борьбы с шумом / Г.Л. Осипов, Б.Г. Прутков, И.А. Шишкин. - М.: Стройиздат, 1975 - 215 с.
2. Гигиенические нормы допустимых уровней звукового давления и уровней звука на рабочих местах № 1004-73 - М., 2003- 15с.
3. Шум города. Оценка и регулирование шумового режима селитебных территорий. / Н.П. Заборщикова, С.В. Пестрякова. - М.: Издательство АСВ; СПб.; СПб ГАСУ, 2004.- 112с.
4. Шум на транспорте / пер. с англ. К.Г. Бомштейна; под ред. В.Е. Тольского [и др], - М.: Транспорт, 1995.- 368с.