ВЛИЯНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА И СОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.А.БОЧАРОВА, П.И.СИДОРОВ, А.Г.СОЛОВЬЕВ
Северный государственный медицинский университет. 163061, Архангельск,
Троицкий пр., 51
На основании сравнительного изучения детей с отклонениями в психическом и речевом развитии и детей с нормальным уровнем развития выявлено влияние комплекса перинатальных факторов риска и уровня соматического здоровья на формирование нарушений в психоречевом развитии в дошкольном возрасте. Наиболее значимыми факторами риска явились: острые и хронические заболевания матери, угроза прерывания беременности, родовая травма и спинальная недостаточность, алкоголизация матери во время беременности. Дети с задержкой психического развития по сравнению с детьми с речевой патологией имели большую отягощен-ность факторами риска, влияющими на психическое и соматическое здоровье.
Ключевые слова: перинатальные факторы риска, дети дошкольного возраста, отклонения в психическом и речевом развитии, соматическое здоровье.
Медико-биологическим факторам отводится значительная роль в формировании отклонений в здоровье детей. К основным биологическим факторам риска (ФР) задержки психического развития относятся: осложнения беременности и родов, недоношенность, врожденная патология, частые и длительные болезни, аллергия, хронические заболевания [1]. Наиболее вероятное влияние на развитие пограничных форм нервно-психической патологии оказывают факторы, влияющие на перинатальное развитие ребенка [2, 11]. У детей, родившихся от матерей, беременность которых протекала с длительным токсикозом, чаще отмечаются расстройства мозгового кровообращения, асфиксия. Соматические заболевания матери могут быть причиной нарушения психофизического развития ребенка [8].
Настоящее исследование проводилось в Архангельском городском Центре психологопедагогической коррекции и реабилитации (ЦППРиК) для детей с отклонениями в психоречевом развитии. Комплексное исследование, наряду с диагностикой интеллекта, высших психических функций, эмоционального развития детей, проводилось с целью выявления факторов перинатального риска, влияющих на формирование психической и речевой патологии у детей дошкольного возраста.
Материалы и методы
Обследовано 173 ребенка; среди них - 72 дошкольника в возрасте от 2 до 6 лет (59 мальчиков и 13 девочек) - основная группа (ОГ). По уровню развития все обследованные были разделены на две диагностические подгруппы: дети с задержкой психического развития (ЗПР) и дети с преимущественно речевой патологией (РП), когда отклонения в развитии имели вторичный характер. Первую подгруппу составили - 28, вторую - 44 ребенка. Внутри каждой подгруппы дети были разделены по возрасту: раннего (2-3 года) и старшего дошкольного (4-6 лет) [6,7].
Полученные результаты сравнивались с данными обследования 75 детей, посещающих логопедические группы (63 человека) и группы выравнивания (12 человек) детских дошкольных учреждений (ДДУ) (группа сравнения - ГС). В контрольную группу (КГ) были включены 26 детей, посещающих ДДУ общего типа. Группа сравнения и контрольная группа были сопоставимы с основной по полу и возрасту.
Структура РП (по Б.М.Гриншпун [4]) в ОГ была представлена следующими формами (в скобках - при наличии в ГС): общее недоразвитие речи - 75,0% (42,9%), задержка развития речи - 17,9% (0), ринолалия - 3,6% (1,6%), фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 0 (41,3%), дислалия с нарушением фонематического восприятия - 0 (1,6%), моторная алалия - 3,57% (0), дизартрия - 0 (11,1%), неврозоподобное заикание - 0
(1,6%). Среди речевых нарушений, сопутствующих основному дефекту, были выявлены: дизартрический синдром - 21,4% (23,8%), неврозоподобное заикание - 17,9% (0).
Анализ данных 246 медицинских карт амбулаторного больного (ф. 025/у - 81; ф. 112/у - 165 карт) включал изучение раннего анамнеза, этапов нервно-психического развития ребенка, сопутствующей патологии.
Статистическая обработка данных проводилась методами вариационной статистики с использованием пакетов прикладных программ «Microsoft Excel», версия 7 и «Statistica for Windows», версия 5. Достоверность различий определялась по критерию Стьюдента при критическом уровне значимости 95% и точному вычислению значимости процентов по методу углового преобразования Фишера [5]. Для проведения дифференцированной качественной оценки признаков применялся факторный и кластерный анализ [3, 9].
Были выявлены наиболее часто встречающиеся факторы, осложняющие развитие плода и новорожденного. На первом месте во всех сравниваемых группах были заболевания матери, которые в ОГ и ГС превышали таковые в КГ в 1,6 раза. Среди заболеваний ведущие места занимали хронический пиелонефрит, кольпит, хроническая урогенитальная патология. На втором месте в ОГ и ГС по частоте случаев была угроза прерывания беременности, простудные заболевания; на третьем - токсикозы, анемия.
Наличие каких-либо вредных профессиональных факторов в период беременности было отмечено только в ОГ (11,43%). Матери ОГ чаще болели респираторными инфекциями. Частота случаев курения и приема алкоголя матерью во время беременности в ОГ составила, соответственно, 14,29% и 8,57%. В ОГ и ГС в отличие от КГ были дети, родившиеся раньше срока (чаще в ОГ - в 2,2 раза). Таким образом, дети ОГ еще внутриутробно имели больше ФР задержки развития, чем дети ГС и КГ.
У матерей ОГ и ГС чаще встречались неблагоприятный характер течения и частота осложненных родов. В этих группах наряду с такими факторами как стремительные роды, слабость родовой деятельности, оперативные плановые роды путем кесарева сечения, было выявлено применение акушерских пособий, наложение щипцов и кесарево сечение по неотложным показаниям.
В ОГ отклонения от нормы при рождении наиболее часто включали родовую травму, острую и хроническую гипоксию, синдром угнетения центральной нервной системы (ЦНС), спинальную недостаточность, внутриутробную гипотрофию. Реже отмечались синдромы: возбуждения ЦНС, кривошея, двигательных нарушений, гипертензионно-гидроцефальный, судорожный. В КГ наиболее частыми были острая и хроническая гипоксия плода, спинальная недостаточность, кривошея, родовая травма. Указанные состояния при рождении можно отнести к ведущим ФР нарушений в психоречевом развитии детей. Частая встречаемость некоторых из них у детей в КГ свидетельствовала о большей вероятности поражения ЦНС при сочетанном их воздействии.
Анализ неблагоприятных биологических факторов развития детей с разными формами психоречевой патологии показал, что наибольший удельный вес среди факторов, осложняющих беременность, как у детей с РП, так и с ЗПР занимают хронические заболевания матери. В подгруппе ЗПР чаще отмечались угроза прерывания беременности (на 14,29%), токсикозы, респираторные заболевания (на 9,09%). В этой же группе в 1,9 раза больше рождалось недоношенных детей. У детей с ЗПР при рождении в 2,2 раза чаще отмечалась гипоксия, синдром угнетения ЦНС - в 1,6, внутриутробная гипотрофия - в 2,3, синдром двигательных нарушений - в 1,9 раза.
Ранжирование признаков с помощью факторного и кластерного видов анализа выявило наиболее значимые ФР в развитии психоречевой патологии у детей: острые и хронические заболевания матери, среди них - острые респираторные вирусные инфекции и хронический пиелонефрит, угроза прерывания беременности, родовая травма и спинальная недостаточность, а также алкоголизация матери во время беременности.
Результаты исследования
а?*
В соматическом состоянии детей было отмечено, что дети с психоречевой патологией (в ОГ и ГС) более склонны к простудным заболеваниям (табл. 1). Часто длительно болеющие дети (по классификации Макаровой В.И. ) чаще встречались в ОГ и ГС, как в раннем, так и старшем дошкольном возрасте.
Таблица 1
Соматическое состояние детей с отклонениями в психоречевом развитии (%)
Показатель КГ п = 21 ОГ п = 71 ГС п = 71
Заболеваемость на первом году жизни:
до 1 мес. 7,14 15,52 14,29
с 1 до 6 мес. 57,14 74,14 73,47
с 6 до 12 мес. 78,57 84,48 83,67
Простудные заболевания до 3-х лет:
менее 6 раз 85,0 70,0 57,35
более 6 раз 15,0 30,0 42,65
Всего: 100,0 100,0 100,0
Простудные заболевания после 3-х лет:
менее 4-5 раз 70,59 60,87 58,21
более 4-5 раз 29,41 39,13 41,79
Всего: 100,0 100,0 100,0
Нарушения зрения 0,0 14,29 8,45
Нарушения слуха 0,0 7,25 1,43
Травмы головы 0,0 10,29 1,89
В комплексной оценке состояния здоровья детей учитывалось и распределение их по группам здоровья (табл. 2). Было выявлено, что в КГ преобладали дети со II группой здоровья (76,19%); IV группа, как и I не была выявлена ни у одного ребенка. Дети ГС по группам здоровья были близки к КГ. Значительные отличия по сравнению с КГ и ГС
Таблица 2
Результаты комплексной оценки здоровья детей с психоречевой патологией (%)
Показатель КГ ОГ ГС
п=21 п=64 3 II
Группа здоровья:
I 0,0 1,56 1,49
II 76,19 57,81 79,10
III 23,81 28,13 19,40
IV 0,0 12,50 0,0
Всего: 100,0 100,0 100,0
Физическое развитие:
Среднее 90,48 57,81 79,10
Ниже среднего 4,76 28,13 10,45
Выше среднего 4,76 14,06 10,45
Всего: 100,0 100,0 100,0
были выявлены в ОГ. Среди последних выявлено меньше детей II группы здоровья (на 18,38% по сравнению с КГ) и 12,50% детей были отнесены к IV группе. Из сопутствующих соматичеких отклонений у детей с психоречевой патологией наиболее часто встречались сердечно-сосудистые нарушения, нейродермиты, реже - бронхиальная астма, хронический пиелонефрит. Среди сопутствующей неврологической патологии преобладающее большинство составляли гипердинамические расстройства (в ОГ - 21,88%, в ГС - 11,94%), а также неврозоподобный и судорожный синдромы.
Анализ распределения детей по группам здоровья в разных возрастных подгруппах показал, что в раннем возрасте в КГ и ГС у всех детей была II группа. ОГ была полиморфна: кроме II дети имели III и IV группы здоровья (табл. 3).
Таблица 3
Распределение детей по группам здоровья в разных возрастных подгруппах (%)
Группа здоровья КГ ОГ ГС
2-3 г. 4-6 л. 2-3 г. 4-6 л. 2-3 г. 4-6 л.
п=7 п=14 п=32 п=32 п=7 п=60
I 0,0 0,0 0,0 3,13 0,0 1,67
II 100,0 64,29 21,88 56,25 100,0 76,67
III 0,0 35,71 56,25 37,50 0,0 21,67
IV 0,0 0,0 21,88 3,13 0,0 0,0
Всего: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Среди детей с РП было больше детей II группы (88,46%), невысокий процент - III (11,54%), отсутствовали дети с IV группой. Подгруппа детей с ЗПР отличалась низким процентом детей II группы (39,47%) и относительно высоким (21,06%) - IV (табл. 4).
Таблица 4
Распределение детей с отклонениями в психоречевом развитии по группам здоровья в основной группе (%)
Группы здоровья РП ПР
I 0,0 0,0
II 88,46 39,47
III 11,54 39,47
IV 0,0 21,06
Всего 100,0 100,0
Таким образом, исследование выявило, что дети с ЗПР имели более выраженную совокупность отягощающих факторов риска по сравнению с детьми с РП, начиная с периода внутриутробного развития, что привело к более выраженным нарушениям в ЦНС.
Выводы
1. Отклонения в психическом и речевом развитии детей дошкольного возраста и их соматическом здоровье обусловлены влиянием комплекса неблагоприятных факторов перинатального периода и раннего развития ребенка.
2. Дети с ЗПР по сравнению с РП имеют большую отягощенность ФР, влияющих на психическое и соматическое здоровье.
Литература
1. Веселов Я Г. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы. - Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. 192 с.
2. Головнева И.Я. Анализ результатов комплексного изучения детей с проблемами психического развития и адаптации // Обозр. психиатр, и мед. психол. им. В.М. Бехтерева- 1995. - №1. - С. 87-90
3. Григорьев С.Г., Перфилов А.М., Левандовский В В., Юнкеров В.И. STATGRAPHICS на персональном компьютере. - СПб, 1992. - 104 с.
4. Гриншпун Б.М. Классификация нарушений речи // Логопедия. - М.: Просвещение, 1989. - С. 44-55
5. Гублер Е В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. - JL: Медицина, 1978.-294 с.
6. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 1998. - С.108-110
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.
8. Тур А. Ф„ Шабалов ЯП. Заболевания новорожденных // Детские болезни. - М.: Медицина, 1985. - С. 19-
87
9. Тюрин Ю.Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере / Под ред. В.Э.Фигурнова. -М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
10. Часто болеющие дети: наблюдение и оздоровление в условиях дошкольных учреждений: Метод, рекомендации /' Макарова В.И., Плаксин В.А., Сиротина М.Д. и др. - Архангельск, 1998. - 23 с.
11. Щниткова Е.В., Бурцев Е.М., Новиков А.Е., Фшософова М. С. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.-2000,- т. 100. -№3.-С. 57-59
INFLUENCE OF PERINATAL RISK FACTORS AND SOMATIC CONDITION ON PSYCHIC HEALTH OF
PRESCHOOL CHILDREN
E. A. BOCHAROVA, P.I. SIDOROV, A. G. SOLOVIEV
Northern State Medical University, 163061, Arkhangelsk, Troitsky pr., 51
On the grounds of the comparative study of children with deviations in psychic and speech development and children with a normal development level, there was revealed influence of a complex of perinatal risk factors and a level of somatic health on formation of disorders in psychospeech development at preschool age. The most significant risk factors were: mother’s acute and chronic diseases, abortion threat, birth injury and spinal deficiency, mother’s alcoholization during pregnancy. Children with psychic development delay in comparison with children with speech pahology had more serious aggravation by risk factors which influence psychic and somatic health.
Key words: perinatal risk factors, preschool children, deviations in psychic and speech development, somatic health.