Научная статья на тему 'Влияние педагогического артистизма на терпимость учащихся средних учебных заведений'

Влияние педагогического артистизма на терпимость учащихся средних учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ / ТЕРПИМОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL ARTISTRY / TOLERANCE / INDULGENCE / ACTING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г., Черепанов Н. И.

В данной работе исследуется воздействие артистических способностей школьного учителя на уровень терпимости учащихся. Педагог-актер рассматривается как противоположность «урокодателю» школьному работнику, не придающему значения ни нравственному облику учащихся, ни уровню их общей культуры, ни их эмоциональному состоянию на занятии. Проанализированы современные научные труды о педагогическом артистизме (в том числе четыре диссертации). Авторы статьи приходят к выводу, что преподавание, в котором присутствуют элементы артистизма, способствует повышению уровня толерантности среди школьников и даже самих учителей, но только косвенно с помощью комфортного психологического климата. Установлено наличие устойчивой корреляции между стилем взаимодействия со школьниками и уровнем педагогического артистизма; проведен обзор методов, благоприятствующих формированию и совершенствованию данного качества. Актуальность выбранной темы обусловлена распространением инклюзивной идеологии и интеграцией в учебно-воспитательную практику определенных нововведений, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Новизна исследования состоит в рассмотрении основ авторского практического курса с лекционной составляющей «Педагогический артистизм в деятельности школьного педагога». Приводятся комментарии консультанта учителя английского языка, имеющего два высших образования: педагогическое и актерское. Подчеркивается, что артистичность будущих педагогов нужно развивать посредством «энергосберегающих» систем Б. Брехта и В.Э. Мейерхольда, а не через наиболее востребованную в отечественной актерской среде систему К.С. Станиславского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г., Черепанов Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL ARTISTRY ON THE TOLERANCE OF SCHOOL STUDENTS

This paper examines the impact of the school teacher’s artistic abilities on the level of students’ tolerance. The teacher-actor is regarded as the opposite of the “lesson-giver” a school worker who does not attach importance to the students’ moral condition, general cultural level and emotional state during the lesson. Modern scientific works on pedagogical artistry (including four theses) are analyzed. The authors of the article conclude that teaching with elements of artistry contributes to increasing the tolerance level among schoolchildren and even teachers themselves, but only indirectly through comfortable psychological climate. Besides, the presence of a stable correlation between the style of interaction with schoolchildren and the pedagogical artistry level is established; a review of methods favouring the formation and improvement of this quality has been conducted. The relevance of the chosen topic is due to the spread of inclusive ideology and the integration of certain innovations into the teaching and educational practice, in accordance with the Federal Law “On Education in the Russian Federation” (2012). The novelty of the study consists in examining the basics of the author’s practical course with the lecture component “Actor’s Skills in the Activity of the School Teacher”. There are comments given by a consultant a teacher of English who has two higher educations: pedagogical and theatrical. It is emphasized that the artistry of future teachers should be developed through the “energy-saving” systems created by B. Brecht and V. E. Meyerhold, and not through the Stanislavsky system, which is the most popular among Russian actors.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогического артистизма на терпимость учащихся средних учебных заведений»

Профессиональное и общее образование

УДК 378.147

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА НА ТЕРПИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

И.С. Самохин, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева, Н.И. Черепанов

Аннотация. В данной работе исследуется воздействие артистических способностей школьного учителя на уровень терпимости учащихся. Педагог-актер рассматривается как противоположность «урокодателю» -школьному работнику, не придающему значения ни нравственному облику учащихся, ни уровню их общей культуры, ни их эмоциональному состоянию на занятии. Проанализированы современные научные труды о педагогическом артистизме (в том числе четыре диссертации). Авторы статьи приходят к выводу, что преподавание, в котором присутствуют элементы артистизма, способствует повышению уровня толерантности среди школьников и даже самих учителей, но только косвенно - с помощью комфортного психологического климата. Установлено наличие устойчивой корреляции между стилем взаимодействия со школьниками и уровнем педагогического артистизма; проведен обзор методов, благоприятствующих формированию и совершенствованию данного качества. Актуальность выбранной темы обусловлена распространением инклюзивной идеологии и интеграцией в учебно-воспитательную практику определенных нововведений, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Новизна исследования состоит в рассмотрении основ авторского практического курса с лекционной составляющей «Педагогический артистизм в деятельности школьного педагога». Приводятся комментарии консультанта -учителя английского языка, имеющего два высших образования: педагогическое и актерское. Подчеркивается, что артистичность будущих педагогов нужно развивать посредством «энергосберегающих» систем Б. Брехта и В.Э. Мейерхольда, а не через наиболее востребованную в отечественной актерской среде систему К.С. Станиславского.

Ключевые слова: педагогический артистизм; терпимость; толерантность; актерское мастерство.

INFLUENCE OF PEDAGOGICAL ARTISTRY ON THE TOLERANCE OF SCHOOL STUDENTS

I. Samokhin, N. Sokolova, M. Sergeeva, N. Cherepanov

Abstract. This paper examines the impact of the school teacher's artistic abilities on the level of students' tolerance. The teacher-actor is regarded as the opposite of the "lesson-giver" - a school worker who does not attach importance to the students' moral condition, general cultural level and emotional state during the lesson. Modern scientific works on pedagogical artistry (including four theses) are analyzed. The authors of the article conclude that teaching with elements of artistry contributes to increasing the tolerance level among schoolchildren and even teachers themselves, but only indirectly - through comfortable psychological climate. Besides, the presence of a stable correlation between the style of interaction with schoolchildren and the pedagogical artistry level is established; a review of methods favouring the formation and improvement of this quality has been conducted. The relevance of the chosen topic is due to the spread of inclusive ideology and the integration of certain innovations into the teaching and educational practice, in accordance with the Federal Law "On Education in the Russian Federation" (2012). The novelty of the study consists in examining the basics of the author's practical course with the lecture component "Actor's Skills in the Activity of the School Teacher". There are comments given by a consultant - a teacher of English who has two higher educations: pedagogical and theatrical. It is emphasized that the artistry of future teachers should be developed through the "energy-saving" systems created by B. Brecht and V. E. Meyerhold, and not through the Stanislavsky system, which is the most popular among Russian actors.

Keywords: pedagogical artistry; tolerance; indulgence; acting skills.

Когда наш первый автор, Иван Сергеевич Самохин, устраивался на работу в Институт иностранных языков РУДН, директор предупредила его, что не нуждается в урокодателях. Конечно же, общий смысл не вызывал сомнений - и всё же Иван Сергеевич решил обратиться к словарю. Определение

оказалось таким: «УРОКОДАТЕЛЬ - учитель, который видит свою обязанность только в обучении, но не в воспитании детей» [12, с.684]. Имеется в виду, что такой педагог не придает значения ни нравственному облику учащихся, ни уровню их общей культуры, ни их эмоциональному состоянию на занятии. Следует

отметить, что данный вариант еще не самый плохой: подход урокодателя, при всем его безусловном несовершенстве, обеспечивает усвоение школьниками или студентами определенного количества фактической информации. Тем не менее, этого вполне можно добиться и при абсолютно другом подходе, опирающемся на гуманистический характер педагогического труда. Обычно успеваемость в подобных случаях даже возрастает. Это не в последнюю очередь обусловлено радостью, получаемой от учебы, интересом к личности педагога, к его методике.

Подчеркнем, что Иван Сергеевич собирался работать преподавателем, а не учителем (и до сих пор проявляет себя именно в этом качестве)... Функция воспитания не является главной в контексте высшего образования: оно нужно людям взрослым, обладающим относительно зрелым мышлением. Может показаться, что уровень комфортности образовательной среды также не играет особой роли. Ведь люди, вроде бы, должны поступать в вуз в результате собственного выбора, в связи с увлеченностью будущей профессией и стремлением к получению новых знаний о мире. Поэтому к чрезмерно строгим, бестактным или безликим преподавателям, казалось бы, можно относиться как к первому испытанию на профессиональном пути, как к проверке своей решимости освоить выбранную специальность. Так почему же отдельные руководители вузов и факультетов не желают трудоустраивать урокодателей - даже очень опытных и умелых? Одной из причин могут быть особенности конкретного учебного заведения или его подразделения, а также персональная точка зрения декана или ректора. Кроме того, руководители осознают, что студентов, рожденных для той или иной сферы деятельности, мягко говоря, немного. Остальные же заслуживают определенного снисхождения. Также нельзя забывать об инклюзивной направленности современного образования. Теперь система образования обязана адаптироваться к возможностям и потребностям каждого учащегося на всех этапах обучения, предусмотренных законодательством. Всеобщее удовольствие, получаемое от учебного процесса, будет также способствовать впитыванию моральных ценностей - в первую очередь толерантности.

Если комфортность образовательной среды имеет такое значение в рамках высшего образования, то в средних учебных заведениях без нее просто не обойтись. Окончить школу необходимо, к тому же ребенок или подросток не

имеет возможности поменять ее по собственному желанию. Следовательно, неприятное, - скучное или тяжёлое, - преподавание имеет много общего с преступным действием: с психологическим насилием или ограничением свободы. Человек получает какую-то полезную информацию, но расплачивается за нее более значимыми ценностями: открытостью миру, дружелюбием, внутренней гармонией или даже здоровьем. Вероятно, именно это привело О. А. Апраксину к выводу, что в XXI веке педагога-урокодателя должен полностью вытеснить педагог-новатор, использующий творческий подход [10, с.57]. По нашему мнению, обязательной составляющей такого подхода является педагогический артистизм.

Как правило, талантливый учитель имеет неплохие актерские данные, а успешный школьный урок зачастую напоминает театральное представление или даже поп-шоу. Классик советской педагогики А.С. Макаренко полагал, что в программу специализированных вузов когда-нибудь войдут и работа над позой, и постановка голоса, и обучение контролю над собственным организмом [8, с.255]. Антон Семенович не мог представить себе школьного педагога, не владеющего данными умениями. В настоящее время педагогический артистизм (далее - ПА) рассматривается такими авторами, как О.С. Булатова, И.Н. Головко, Е.Г. Михеева, Н.И. Сорокина, Т.С. Тюменева и многими другими. Большинство из них не столь радикальны в своих суждениях, но ни один из них не оспаривает той значительной роли, которую играет ПА в профессиональной деятельности современного учителя. Аналогичные мысли можно встретить на страницах публицистических изданий [7;14]. Олег Геннадьевич Парамонов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года 1993», подчеркивает, что в наши дни учительский труд обязан граничить с искусством: ведь «голые факты», требующие обычного запоминания, можно легко обнаружить в интернете (например, в «Википедии» или в электронных версиях научных и учебных работ) [5].

В контексте включающего образования нужно прежде всего понять, какое воздействие оказывают различные профессиональные характеристики на развитие толерантности. Способен ли педагог, владеющий актерским мастерством, сделать ребят более терпимыми к иной точке зрения, традициям, внешности и так далее? Исследование, проведенное Е.Г. Михеевой среди учащихся вузов, показало, что уважение к личности школьника следует рассматривать как основу ПА [10, с.137]. Однако педагоги и

студенты, задействованные в опросе Н.И. Сорокиной, считают иначе: по их мнению, ядром ПА являются способность к эмоциональной отдаче и позитивный настрой. Толерантность же ими вообще не упоминалась или упоминалась крайне редко и поэтому не попала в список (в который вошли строгость, остроумие, оптимизм, располагающая внешность) [15, с.75]. С нашей точки зрения, педагог-актер влияет на уровень толерантности школьников, но только косвенно -с помощью создания комфортного психологического климата. Связь данных феноменов, - терпимости и положительных эмоций, - отмечается во многих трудах [6;11;17]. Имеется еще один существенный момент: чтобы дети получали радость от занятия, учитель прежде всего должен испытывать ее сам, сопротивляясь плохому настроению посредством особых методик [2, с.169-170; 10, с.195; 15, с.92-93; 16, с.131].

Е.Г. Михеева подчеркивает, что эффективность формирования ПА определяется стилем взаимодействия с учащимися, которому отдает предпочтение школьный педагог [10, с.186]. Наименее действенным автор считает авторитарный стиль - возведение учителем «бетонной стены» между собой и классом. Зачастую такой работник отличается не только жёсткостью, но и формализмом, отсутствием творческого подхода. Не лучше, а в каком-то смысле и хуже так называемый «либеральный» стиль, выражающийся в безразличии учителя к своим подопечным: к их мыслям, чувствам и даже поведению. Кому понравится пассивный, не направленный на зрителя актер? Нужно подчеркнуть, что толерантность данный стиль тоже не формирует, хотя по словарю она представляет собой именно либеральное принятие чужих ценностей и убеждений [3]. Вероятно, дело в том, что равнодушие - это отнюдь не принятие. Наиболее толерантными и артистичными являются педагоги, использующие демократический стиль общения. С толерантностью здесь всё ясно: данное свойство является неотъемлемой составляющей подлинной демократичности. Не вызывает удивления и то, что такое отношение к другим людям перенимается школьниками. Но как это связано с артистизмом? Связь существует, пусть и опосредованная: учитель, выбравший

демократический стиль, прислушивается к желаниям своих подопечных, а им - само собой! - не хочется ни страха, ни скуки (как с авторитарным и либеральным педагогом соответственно). Значит, необходимо постараться сделать занятие увлекательным, врезающимся в

память. Чтобы это удалось, нужно применять методы интерактивного характера, базирующиеся на ПА.

Развивать ПА рекомендуется посредством дискуссий, метода «кейсов», ролевых игр, бесед с преподавателями актерского мастерства [10, с.131-132; 15, с.80-90]. Самой эффективной нам кажется педагогическая методика,

представленная в диссертационном исследовании Е.Г. Михеевой. В конце обучения в вузе будущие учителя музыки проводят занятия в средней школе. Они должны найти (а может, и придумать) несколько забавных случаев, имеющих отношение к теме занятия, и подобрать около двух десятков интересных обращений к своим подопечным («мои оперные певцы» и т.п.) [10, с.172]. При подобном арсенале учитель вряд ли спровоцирует раздражение или скуку. Тем не менее, подбирать новые обращения для каждого занятия ему было бы трудно. Однако это, как мы поняли, необязательно: чтобы избежать однообразия, достаточно грамотно чередовать исходный «комплект». А чтобы припомнить или отыскать в интернете две-три небольшие истории, и вовсе понадобится не более пятнадцати минут. Также считаем нужным упомянуть о методе, описанном в диссертации Н. И. Сорокиной: учащимся педагогического вуза предлагалось установить черты характера и настроение людей на фотографиях (по взгляду, позе и т.д.) [15, с.100]. В будущем такие упражнения позволят изобразить (сыграть) требуемую эмоцию на уроке для выполнения определенной профессиональной задачи.

В работе С.В. Даржиновой представлено несколько заданий, благодаря которым студенты получают возможность раскрыть собственную индивидуальность, продемонстрировать свои умственные и иные способности. В рамках одного из заданий [4, с.149] будущий педагог должен был несколько минут посидеть на стуле перед товарищами по группе. По наблюдению автора, поведение участников разительно отличалось: одни краснели от смущения и прятали взгляд, другие шутили и «корчили рожи», третьи открывали книгу или любовались пейзажем за окном. Участники поняли, насколько легче находиться в центре внимания (скажем, на школьном уроке), выполняя какие-то осмысленные действия, имея определенную цель. Также С.В. Даржинова подчеркивает значимость этюдов - «ситуаций понимания», способствующих более творческому восприятию своего труда (и жизни в целом) и повышению уровня терпимости. Например, посредством этюда, основанного на диалоге двух персонажей

из пьесы «Обыкновенное чудо», учащиеся могут освоить метод контраста, научиться быстрому и яркому перевоплощению, «смене маски» [4, с.263-264].

С точки зрения Ж.В. Вагановой, студентов следует приобщать ко всем основным видам искусства: музыке, живописи, литературе и так далее [2, с. 138-141]. Отмечается, что данный подход нацелен на формирование у будущих педагогов чувства прекрасного и развитие нравственных качеств [2, с.132]. Мы считаем столь широкий охват действительности совершенно необязательным. На наш взгляд, преподавателю ПА все-таки желательно сконцентрироваться на одном конкретном искусстве - драматическом. Ведь послушать песню или почитать книгу будущий учитель может и во внеучебное время. Наш соавтор Марина Георгиевна Сергеева отмечает отсутствие устойчивой корреляции между описанной методикой и улучшением эмоционального состояния / повышением уровня толерантности учащихся средней школы. Марина Георгиевна допускает, что положительные эмоции будут получать только сами студенты.

Первый автор статьи И.С. Самохин предлагает повысить результативность учебно-воспитательного процесса (в частности, в области формирования толерантности) через обогащение ФГОС, проектируемых для будущих школьных учителей, новой академической дисциплиной: «Педагогический артистизм в деятельности школьного педагога». В одной из предыдущих статей данная концепция предлагалась нами в другом, менее масштабном контексте: с целью развития толерантности у учащихся 5-х - 9-х классов [13].

Иван Сергеевич рекомендует опираться на образовательные программы, реализуемые в ведущих театральных вузах Российской Федерации: ГИТИС, ВГИК им. С.А. Герасимова и других. Само собой, необходимо принимать во внимание специфику школьного занятия, которая отличает его от обычного спектакля. Например, в классе, в отличие от зрительного зала, присутствуют люди одного возраста и в достаточно небольшом количестве (как на камерном спектакле или корпоративном выступлении), а учитель, в отличие от актёра, обязан импровизировать и общаться с аудиторией. Кроме того, для педагога, конечно же, основную роль играют не эстетические, а образовательные задачи. Наш соавтор полагает, что данную дисциплину можно освоить примерно за 140 часов, при этом отмечается, что в ее структуре должны найти отражение отдельные

составляющие других учебных предметов. Кроме того, И.С. Самохин подчеркивает, что на занятии должно присутствовать не более 15 человек, поскольку поточный формат (30 - 50 студентов) не будет способствовать достижению желаемых результатов в связи с недостаточной индивидуализацией обучения.

Желая получить компетентную внешнюю оценку своей идеи, наш первый автор обратился к Даниилу Олеговичу Романову, специалисту, имеющему два высших образования: педагогическое (МИГУ) и актерское (ВГИК). Ознакомившись с идеей, Д.О. Романов сразу отметил, что школьному педагогу не следует использовать в своей работе авторитетнейшую систему К.С. Станиславского: внутреннее перевоплощение, погружение в образ, предполагаемое данной системой, отнимает у человека огромное количество сил, восстанавливать которые учитель просто не успеет. Ведь пять уроков в день, необходимые для полной ставки, приблизительно соответствуют по времени двум средним спектаклям. Таким образом, верность принципам Станиславского - это дорога к профессиональному выгоранию и серьезным соматическим нарушениям. Поэтому наш консультант предлагает отдавать предпочтение другим известным методикам, экономящим как телесную, так и духовную энергию - концепциям Всеволода Мейерхольда (стилистический минимализм, рачительное использование выразительных средств) и Бертольта Брехта (устранение нематериального барьера между сценой и зрительным залом) [1;9].

С точки зрения Д.О. Романова, дисциплина «Педагогический артистизм в деятельности школьного педагога» повлияет на терпимость школьников косвенным образом (напомним, что аналогичной позиции придерживается наш соавтор М.Г. Сергеева). В то же время Даниил Олегович подчеркивает, что актерское образование помогло стать более терпимым ему самому. Приглядываясь к окружающим и читая жизнеописания знаменитых режиссеров и актеров, он вывел для себя два глобальных тезиса: 1) слабые стороны человека неразрывно связаны с его сильными сторонами и могут даже являться причиной их формирования; 2) поведение индивида детерминировано факторами биологической и социальной природы; так называемая «свобода воли» представляет собой иллюзию, необходимую для формирования ощущения личной ответственности... Также наш консультант отмечает, что довольно часто актеру достаются роли, в которых он должен

оправдывать своего персонажа, выступать его адвокатом. В качестве примера Даниил Олегович приводит спектакль «Евангелие от палача», где он играет главного героя - бессердечного полковника Хваткина, «легального душегуба» из сталинских времен. Научившись оправдывать такого человека, Д.О. Романов не имеет проблем с толерантным отношением к своим ученикам, даже самым трудным из них.

В памяти нашего консультанта воскрес один показательный случай: мать разочарованной им восьмиклассницы (таких ребят меньшинство, но они есть) заявила ему, что профессиональный

педагог обязан быть «нормальным, а не творческим», не только учить, но и воспитывать -причем в первую очередь! В связи с этим Даниил Олегович считает нужным подчеркнуть, что креативный подход к преподаванию не пренебрегает этическими моментами, а подчеркивает их значимость с помощью грамотного эстетического воздействия. Вместе с руководством своей гимназией и многими родителями наш консультант рассматривает творчество в качестве неотъемлемой составляющей педагогического процесса. И мы с ним абсолютно солидарны.

Литература:

1. Брехт Б. Теория эпического театра / Б. Брехт // Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: в 5-ти т. -Москва: Искусство, 1965. - Т. 5. - 566 с.

2. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: дис. ... канд. пед. наук / Ж.В. Ваганова. - Тюмень, 1998. - 197 с.

3. Вербицкий А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий. - 2013. - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/

4. Даржинова С.В. Формирование толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Даржинова. - Элиста, 2009. - 280 с.

5. Климычева Ю. Школе нужен учитель-актер [Электронный ресурс] / Ю. Климычева, О. Парамонов // Амурская правда. - 30.10.2012. - Режим доступа: http://www.ampravda.ru/2012/10/30/036736.html

6. Лактионова Е.Б. Психологическая комфортность как фактор идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы / Е.Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. -2015. - № 177. - С. 30-35.

7. Лемуткина М. Учитель - это прежде всего актер [Электронный ресурс] / М. Лемуткина // MK.ru. -09.11.2014. - Режим доступа: http://www.mk.rU/social/2014/11/06/uchitel-eto-prezhde-vsego-akter.html

8. Макаренко А.С. Педагогические работы 19361939 / А.С. Макаренко // Педагогические сочинения в восьми томах. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Т. 4. - 566 с. - С. 255.

9. Мейерхольд В.Э. Принципы биомеханики / В.Э. Мейерхольд // Театральная жизнь. Запись М.М. Коренева, публикация В. Щербакова. - 1990. - № 2. -С. 26-27.

10. Михеева Е.Г. Формирование педагогического артистизма студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Михеева. - Самара, 2008. - 269 с.

11. Нигматов З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технологии / З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Д.А. Челнокова. - Казань: Познание, 2014. -220 с.

12. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов. - 2009. - Режим доступа: http://ozhegova-slovar.ru/description/urokodatel /35661

13. Самохин И.С. Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования / И.С. Самохин, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева, Д.О. Романов // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 328-341.

14. Сивоглазов В. Учитель - это актер, и художник, и скульптор. [Электронный ресурс] / В. Сивоглазов // Учительская газета. - 21.02.2006. - Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/12680

15. Сорокина Н.И. Развитие коммуникативной рефлексии будущего учителя в образовательном процессе вуза средствами педагогического артистизма: дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Сорокина. -Благовещенск, 2008. - 176 с.

16. Тюменева Т.С. Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций: дис. ... канд. пед. наук / Т.С. Тюменева. - Москва, 2015. - 170 с.

17. Booker K.C. Likeness, Comfort, and Tolerance: Examining African American Adolescents' Sense of School Belonging / K. C. Booker // Urban Review: Issues and Ideas in Public Education. - September 2007. - V. 39. - N 3. - Pp. 301-317.

18. Covey S. The Seven Habits of Highly Effective Teens / S. Covey. - New York: Touchstone, 2014. - 288 p.

Сведения об авторах:

Самохин Иван Сергеевич (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: alcrips85@mail.ru

Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: oushkate@mail.ru

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Черепанов Николай Ильич (г. Москва, Россия), аспирант кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, email: cherepanovn217@yandex.ru

Data about the authors:

I. Samokhin (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, senior lecturer of Department of Theory and Practice of Foreign Languages, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: alcrips85@mail.ru

N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philology sciences, associate professor, Head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: oushkate@mail.ru

M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogy sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: sergeeva198262@mail.ru

N. Cherepanov (Moscow, Russia), graduate student of department of the theory and practice of foreign languages of Institute of foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: cherepanovn217@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.