Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
РОЛЬ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА В РАЗВИТИИ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, доцент, доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогии, Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
РФ, г. Москва
Зюзина Анна Владимировна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ№ 514,
РФ, г. Москва
ROLE OF THE EXPERT TEACHER IN THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC SKILLS AND CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Svetlana Yakusheva
candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the wide department of theory and history ofpedagogy at the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, State Budget Educational Settlement of Higher Professional Education
«Moscow City Pedagogical University», Russian Federation, Moscow
Anna Zuzina
elementary school teacher, State Budget Educational Settlement, secondary school № 514,
Russian Federation, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется педагогическое мастерство педагога. Определяется роль театральной деятельности и ее влияние на развитие личности младших школьников. Предлагаются различные дефиниции педагогического мастерства
Якушева С.Д., Зюзина А.В. Роль педагога-мастера в развитии артистизма и творческого потенциала младших школьников // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 6 (16) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2190
и артистизма. Рассматривается театрализация как сотворчество ученика и учителя, а также как доминанта в развитии воображения, творческой активности школьников, позволяющая реализовать их креативно-творческие, художественно-эстетические возможности.
ABSTRACT
The article deals with pedagogical skills of a teacher. It defines the role and influence of theatrical activity in the development of junior schoolchildren. It introduces various definitions of pedagogical skills and artistry. The article discusses staging as a co-creation of a learner and a teacher, as well as a dominance in the development of pupils’ imagination and creative activity which make it possible for junior schoolchildren to realize their creative, artistic and aesthetic potentials.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагог-мастер,
совершенствование профессионального мастерства педагога, артистизм, театрализация, артистическая культура младших школьников.
Keywords: pedagogical skills expert teacher, perfection of the teacher’s professional competence, artistry, staging, artistic culture ofjunior schoolchildren.
Вектором нового столетия является трансформация представления о целях, смыслах и ценностях, изменения в человеке, структуре общества, жизнеобеспечивающих технологиях. Они сопутствуют процессами обновления парадигм, которые активизируют процессы становления и информатизации общества, культуры, образования, формирования новых этапов их развития. В области образования они связаны с решением следующих задач:
• доступностью и качеством образования всех категорий воспитанников и обучающихся (с различным уровнем дохода в семье, потребностей и запросов всех категорий потребителей);
• воспитанием всесторонне развитых выпускников, конкурентоспособных и успешных во всех сферах жизни, достойных граждан и патриотов своей страны;
• созданием базы для экономического развития России в рамках технологического уклада, развитием приоритетных направлений с учетом преемственности всех уровней образования с учетом рынка труда.
В связи с этим образование развивается в контексте рыночных преобразований, предъявляя особые требования к профессиональным качествам педагога, осуществляемые благодаря грамотности (общей и фундаментальной), образованности, культуре и интеллекту.
Образованность, интеллект, духовность и культура, стремление к творчеству и умение ориентироваться в изменяющихся условиях являются важнейшими факторами развития современного педагога.
Спектр профессионального поля современного педагога обуславливает развитие его творческого потенциала, поиск новых решений, осуществление исследовательской, проектной и инновационной деятельности, педагогического мастерства, позволяет выйти на иной уровень личностно-профессиональных качеств, а также профессионального совершенства педагога.
Профессиональное совершенство педагога — индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования
представлений о профессии, намерениях и до завершения профессиональной биографии.
В научной литературе представлены теоретические основы процесса развития педагогического мастерства педагога, выделены его специфические признаки.
Б.Т. Лихачев (1999) полагает, что педагогическое мастерство — это часть педагогического искусства, которое проявляется в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
И.Ф. Харламов (1999) утверждает, что педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя является уровнем учебного и воспитательного совершенства, проявляющегося в обработке психолого-педагогических методов и приемов на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебновоспитательного процесса.
Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина (2000) определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании.
Н.А. Морева (2006) полагает, что педагогическое мастерство является динамическим процессом развития совокупности профессионально-
личностных качеств педагога, его умений и способностей, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
А.И. Савенков (2009) рассматривает педагогическое мастерство
как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональной идентичности.
Таким образом, педагогическое мастерство — профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей [20, с. 12].
Современное педагогическое сообщество испытывает на себе серьезное влияние экономической ситуации, которая, стремительно вторгаясь в образовательное пространство, характеризуется повышенным риском, неопределенностью и динамизмом окружающей среды. Поэтому педагогу необходимо быть компетентным и всегда готовым к выполнению профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики; постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, обновляя и обогащая свои знания; осуществлять межличностные отношения и принимать управленческие
решения; владеть навыками проектной, организаторской и методической работы.
Сущность педагогического мастерства заключает в качествах личности любого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства [21, с. 16].
Масштабность задач и множество вариантов трансформации содержания, необходимость исследования потребностей рынка образовательных услуг требуют поиска новых решений и радикального преобразования, а также развития компетентности, мобильности и совершенствования профессионального мастерства современного педагога.
Совершенствование профессионального мастерства педагога — кумулятивное поэтапное развитие, определяемое итериалъным вектором социокультурных процессов в образовании, достижение на каждом витке спирали (этапе) апогея, обусловливаемое новым качественным состоянием и органической целостностью, а также стремление к абсолютному императиву [22, с. 66].
Мастерство — искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, которое необходимо постоянно совершенствовать. Оно
характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, способностью педагога успешно управлять деятельностью обучающихся.
К.Д. Ушинский, говоря об искусстве преподавания, утверждал, что педагогика — это искусство, доминантой которого является артистизм [17, с. 18].
В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим каждому педагогу. Разработкой данной проблемы осуществляют
Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Г.А. Гарипова, Н.Н. Демьянко,
В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, Е. Пассов, В.А. Разумный, С.Д. Якушева и др.
Артистизм представляет собой проявление богатого внутреннего мира личности. Он формируется в процессе духовно-практического освоения человеком определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребности в профессиональном самосовершенствовании и самообразовании.
Профессия педагога чрезвычайно сложна с точки зрения актерского мастерства. Его значение в педагогической деятельности требует особого внимания и целенаправленной работы специалистов.
Роль и место артистизма могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя, проявляясь как качество личности.
А. Апраксина отмечает, что артистизм педагога — не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. Следовательно, педагогу необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства, во многом близкого мастерству актера, то есть налицо проблема формирования сценических навыков и навыков актерского перевоплощения [3].
Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера. Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий, развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени способствует эмоциональная выразительность, артистизм, общительность педагога. Именно артистизм, сильно воздействуя на личность ребенка, может навсегда заразить его любовью к чтению, развить ум, чувства, воображение, увлекая возможностью творить и открывать мир и человека в нем.
В настоящее время в педагогическом сообществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, артистизму.
Артистизм (фр. artistisme) трактуется как художественная одаренность или высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо, виртуозность [15, с. 63]; художественная одаренность, выдающиеся творческие способности; высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-либо деле; особое изящество манер, грациозность движений [12]; склонность, вкус к искусству, артистическим занятиям [16]; деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе; без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту [6]; способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе; богатство личностных проявлений, игра воображения, одухотворенность, ощущение внутренней свободы [8]; способность «влучать» эмоциональноэстетическую, душевную энергию в человека посредством создания особой установки на восприятие произведения искусства, совместное его переживание, яркое, творческое по характеру исполнение [1]; способность вызывать у человека аффективно-эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию предлагаемого материала — произведения искусства, обращенной к слушателям речи и пр. [9].
Вопросы развития творческих способностей детей с помощью театрализованных игр освещались в работах психологов и педагогов (О. Акулова, Л.С. Выготский, Р.Н. Жуковская, Е.В. Мигунова, Н.И. Сац и др.).
Ш.А. Амонашвили считает, что детям необходимо, давая возможность общения с учителем, чувствовать себя равноправными его соратниками. Учащиеся должны радоваться каждому школьному дню.
Учитель обязан, набравшись смелости, сыграть неповторимую роль педагога-актера, суть которой заключается в том, что отношения между педагогом и детьми, осуществляющее сотворчество в системе «учитель-ученик», не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, исключительности личного участия в деятельности на уроке. Итак, задача педагога — поверить самому и «заставить» детей поверить в то, что все происходящее на уроке, — правда [2, с. 154].
Проблемы артистизма в театральной педагогики раскрывались в исследованиях Ю.П. Азарова, В.М. Букатова, О.С. Булатовой, П.М. Ершова, А.П. Ершовой, Б.Е. Захавы, Б.Я. Землянского, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Е.Г. Кашиной, Ю.Л. Львовой, Л.С. Майковской, В.Ф. Моргуна, М.А. Чехова, Е.А. Ямбурга и др.
Артистизм как творческое начало в деятельности освещался в трудах психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Артистизм изучался в работах современных ученых: Р.К. Бажановой (феномен артистизма), Д.А. Белухина (артистизм как личностно-
адаптационный комплекс), Т.С. Тюменевой (артистизм педагога-музыканта как высокая степень эмоциональной включенности учащихся), М.А. Харлашко (формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования) и др.
В связи с этим, на наш взгляд, формирование артистической культуры младших школьников является основополагающим в деятельности
современного учителя начальной школы.
К решению данной задачи не должно быть стандартных подходов. Необходимо искать необычные, неординарные формы работы на уроке и во внеурочное время, дающие не только глубокие знания, но и вызывающие чувство пережитой вместе радости удивительных открытий, ощущение полета, содружества, заинтересованных друг в друге учителя и ученика. В такой атмосфере нет и не может быть места равнодушию, скуке, унылой принудительной дисциплине, зато предостаточно элементов неожиданности и театрализации, одним из элементов которой является игра.
В театрализованных играх, праздниках, совместном досуге возникает сотворчество педагога и ребенка. Ведь сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения» их в отношения духовного родства взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем.
Театрализация (театральная деятельность) — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Свою выдумку, впечатление из жизни, он воплощает в живые образы и действия. Входя в образ и играя любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, ребенок получает огромное эмоциональное наслаждение.
Понятие «театральность» долгое время не было ни самостоятельной категорией, ни эстетическим или научным термином. Слово использовалось в качестве оценочного суждения. Довольно часто оно употреблялось с оттенком осуждения: театральным называли поведение напыщенное,
рассчитанное на произведение эффекта или состоящее из набора актерских штампов. Феномен театральности, действительно, содержит нечто трудноуловимое, мистическое, и даже такой специалист, как П. Пави, выделяет лишь некоторые ассоциации идей, которые вызывает данный термин [13, с. 365].
Между тем содержание понятия «артистизм» можно выявить только в соотнесенности с театральностью. Артистизм — это ядро театральности. Театральность, скорее всего, относится к внешней форме (чаще публичного плана) проявления артистизма. Оба явления отчасти совпадают: театральность, как правило, определяется как активность, броскость, эффектность речевого и жестово-мимического поведения человека, выразительность которого внятна значительному количеству присутствующих [18, с. 14].
Организуя театральную деятельность, педагог способствует выявлению артистической одаренности детей. Именно театрализованная деятельность (артистизм) позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, развивая его интеллектуальные и художественно-эстетические возможности, прививая тем самым устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Артистизм снимает психическую и физическую утомляемость учащихся, корректируя различные стороны психики, способствует общению и межличностному взаимоотношению детей, а также профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации
неуспешных школьников [11].
Огромное воспитательное значение, считает Л.М. Некрасова, имеют театрализованные игры, которые доставляют не только удовлетворение и радость, но и развивают творческие способности, формируют у детей уважительное отношение друг к другу, а также помогают в преодолении трудности общения и неуверенности в себе [10].
Артистизм — это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой — как результат труда: выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно входит в образ. Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т. п., обычно свойственные артистам; высокое мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства, каком-либо деле, выполнении чего-либо [5, с. 240].
Артистизм, считает Р.К. Бажанова, — способность быть утверждающим расположением, поскольку он представляет художественное явление, художественный способ пребывания в Другом и с Другим [4, с. 37].
Продвигаясь от простого к более сложному и постепенно раскрывая артистические способности, учащиеся постигают увлекательную науку актерского мастерства. В процессе подготовки к выступлению они приобретают опыт коллективной работы, изучают особенности общения со зрителем, приобретают навыки критического оценивания художественного произведения в целом и отдельных литературных героев, работают
над выразительным чтением текста и созданием характера персонажа, учатся самокритичному отношению к себе.
В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения должно превратиться в систему развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности велики, палитра многогранна и имеет широкий спектр возможностей в удовлетворении желаний и интересов как взрослого, так и ребенка. В связи с этим педагогу необходимо использовать театр во всем его многообразии, решая при этом различные задачи, позволяющие работать: над выразительностью реплик персонажей, пополнением личностного тезауруса ребенка, совершенствованием речи.
Большое значение в театрализации отводится работе над оформлением спектаклей, декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Данная работа развивает воображение, творческую активность школьников, позволяя реализовать креативно-творческие и художественно-эстетические возможности.
Театр доставляет детям несравнимую радость. Его таинственная, чудная атмосфера, праздничное и радостное настроение от увиденного и услышанного, а также исполненного самими детьми, расширяя их кругозор.
Таким образом, ребенок становится не только зрителем, но и творцом, принимая деятельное участие в создании представления — исполнить роль, изготовить декорации и костюмы. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и научиться пересиливать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому необходимо подбирать такие спектакли, где учителю вместе с детьми можно посмеяться, а также, проанализировав, преодолеть негативные черты: лень, страх, ложь, болезненную застенчивость и неуверенность в себе.
Творческое взаимодействие детей в процессе совместной работы над подготовкой и воплощением спектакля происходит по всем условиям,
свойственным театральному (ансамблевому) коллективу. В более широком понимании применительно к данной теме, такое взаимодействие может быть определено как сотворчество, которое принято считать высшей формой сотрудничества. Ансамбль — это наиболее общее определение совокупности отдельных элементов, представляющих вместе стройное, согласованное, единое целое. В нем устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений учителя и учащихся, а главное — возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям [7].
Артистическая культура младших школьников, утверждает
С.Д. Якушева, — интегративное качество личности, основанное на развитии сценической речи, креативно-творческих способностей и кинетических умений.
При создании зрительного и звукового образа спектакля у школьников формируется ощущение взаимосвязи всех выразительных средств сценического искусства.
Работа над ролью, ее трактовка предстает перед школьниками как выстраивание интересной логики действий персонажа. Учащиеся сочиняют сценические биографии своих героев, ищут средства воплощения образа в эпизодической роли или массовой сцене. Весь комплекс сценических средств помогает детям ощутить значение мизансцены, а также отдельных ее тонкостей, музыкальных фрагментов, восприятия самим актером определенного жанра, стиля и идеи спектакля.
Оформление замысла иногда требует освоения школьниками приемов общения со зрителем как игровым элементом жанра. У исполнителей должно формироваться чувство ответственности перед своим зрителем. Впечатления и их отзывы помогают школьникам освоить феномен театра как вида творческой деятельности. Весь процесс работы детей над спектаклем формирует представление о театре как сложном производстве, направленном на осуществление художественной сценической деятельности, т. е. создания произведения искусства — спектакля.
Человек — это целый мир. Назначение мира образования состоит в образовании мира. Можно говорить о значении, смысле и ценностях образования.
Образование предстает как единое проблемное поле, в котором личность имеет свои предпочтения, интересы, ценности, реализация которых приводит к самоутверждению. Проблема образования и личности плавно перетекает в плоскость вопроса культурологизации, необходимость которой осуществляет, заявляет В.А. Сластенин, совершенствование мастерства педагога [14, с. 151] и творчества, обеспечивающие познание мира в возрождении ее подлинной духовности.
Феномен человеческой культуры представляет собой многослойную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и образования.
Доминантой его является современный педагог, осуществляющий создания условий, позволяющих личности ребенка максимально самореализоваться, развивать свои способности и творческий потенциал. Успех каждого отдельного занятия зависит от его личностной культуры.
Педагог всегда должен помнить древние истины, многократно проверенные и подтвержденные практикой: талантливый ученик начинается с талантливого учителя, нельзя научить тому, чего у тебя нет, невозможно воспитать хорошего человека на основе собственных недостатков.
Только педагог-творец, ратующий за модернизацию образования, овладевает мастерством, достигая высот в своей профессиональной деятельности, развивает высшие духовные и практические силы, а также способствует развитию артистизма и творческого потенциала младших школьников, активизируя внутреннее преображение по канонам Истины, Добра и Красоты.
Список литературы:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: В 3 ч. / Ш.А. Амонашвили. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1993. — 216 с.
3. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. — М.: Педагогика, 1985. — 92 с.
4. Бажанова Р.К. Соотношение артистизма и театральности: философскокультурологический анализ // Ученые записки Казанского государственного университета. — 2010. — Т. 152, кн.1. — С. 34—40.
5. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие / О.С. Булатова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.
6. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тюмен. гос. ун-т. — Тюмень, 1998. — 22 с.
7. Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка: Монография / Е.Г. Кашина. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. — 296 с.
8. Курышева Т.А. Театральность и музыка. — М.: Сов. композитор, 1984. — 40 с.
9. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Музыка, 2006. — 111 с., нот.
10. Некрасова Л.М. Театр как вид искусства и его возможности в воспитании
школьников // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». — 2007. — № 1 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
URL: http: //www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1 -2007/nekrasova_7-04-2007 (дата обращения: 11.04.2015).
11. Новолодская Е.Г. Театральная педагогика в проектировании
здоровьесберегающей деятельности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. — 2013. — № 8. — С. 23—29.
12. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. .Ф. Ефремовой: 250 тыс. семантических единиц: почти 215 тыс. значений и свыше 30 тыс. их оттенков, 2000 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://baldatop.com/dictionary/efremova (дата обращения: 10.04.2015).
13. Пави П. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
14. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
15. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. — М.: Олимп, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. — 784 с.
16. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова: около 89,000 словарных статей / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://baldatop.com/dictionary/ushakov (дата обращения: 09.04.2015).
17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3 / редкол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В.Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.
18. Хализев В. Драма как явление искусства. — М.: Искусство, 1978. — 23 с.
19. Якушева С.Д. Артистизм — компонент творческой индивидуальности педагога // Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование. — 2009. — № 4. — С. 67—79.
20. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учеб. пособие / С.Д. Якушева. — М.: Форум; ИНФРА-М, 2014. — 416 с.
21. Якушева С.Д. Профессионально-педагогический инжиниринг в инновационной деятельности образовательного учреждения: теория и практика: Монография. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АПКиППРО, 2012. — 308 с.
22. Yakusheva S.D. Improvement of professional teacher’s skills in conditions of modernization of Russian education // European Applied Sciences. — 2015. — № 1. — PP. 60—66.