Р.Е. Суанова, канд. истор. наук, ст. научный сотрудник,
НИЦ этнополитических и социальных проблем, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия. [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПЕЧАТИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ 80-Х - 90-Е ГОДЫ ХХ В.
В статье исследуется деятельность СМИ в освещении межнациональных отношений и этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, в частности анализируются публикации, посвященные трагическим событиям октября — ноября 1992 года в Пригородном районе Северной Осетии. Автор считает, что серьезной причиной возникновения межнациональных конфликтов в исследуемый период являлось отсутствие в Российской Федерации стратегии развития межэтнических отношений. Именно через средства массовой информации происходило навязывание массовому сознанию стереотипов и предрассудков, неприязни к соседним народам. Этому способствовали и представители центральных и региональных печатных изданий. Во многих статьях имели место тенденциозные подходы к анализу межнациональных конфликтов. Характер освещения межнациональных отношений и конфликтов средствами массовой информации не был достаточно взвешенным, что, разумеется, не способствовало стабилизации межнациональных отношений, а являлось скорее конфликтогенным фактором. Учитывая то, что Северокавказский регион Российской Федерации остается одним из самых сложных и напряженных в сфере межнациональных отношений, в статье даются рекомендации по использованию печати в формировании гражданского общества, межнационального мира и согласия, в разработке программы межэтнической стабилизации и межэтнического сотрудничества. Анализ материалов печатных изданий показывает настоятельную необходимость серьезного анализа всего круга вопросов, связанных с проблемой национальных отношений и регулирования их на государственном уровне с учетом региональных особенностей. Ключевые слова: СМИ, национальная политика, этнополитические конфликты, Северный Кавказ, Северная Осетия, Владикавказ, межнациональные отношения, национализм, национал-сепаратизм, толерантность.
Роль печати как важной составляющей СМИ является актуальной в освещении этнополитических конфликтов, национальной политики и межнациональных отношений на Северном Кавказе в конце 80-х — первой половине 90-х годов ХХ в. с точки зрения профилактики возможных этнотерриториальных столкновений в будущем. От гражданской позиции и ответственности представителей прессы
в большой мере зависит, будет ли в стране и ее регионах межнациональный мир или сохранятся напряженность и нарастающая межнациональная рознь. Статьи, освещающие общественную жизнь и распространяющие в массовом сознании толерантные или конфликтные ценности, являются действенным инструментом формирования общественного сознания и общественных отношений во все времена.
Одним из наиболее болезненных процессов, сопровождавших развал СССР и становление на его обломках новых независимых государств, стало резкое обострение межнациональных : и межэтнических конфликтов. Борьба российской политической элиты с союзной властью в начале 1990-х годов ускорила дезинтеграци-онные процессы не только в СССР, но и в Российской Федерации. Результатами распада Советского Союза воспользовались как российские федеральные, так и региональные элиты. Долгое время они активно поддерживали Б. Ельцина как наиболее разрушительную силу с его доктриной «абсолютной свободы» (представляемой как «демократия»), которую он сделал стержнем борьбы с центральной властью. Самой опасной частью его либеральной политики была концепция суверенизации национальных республик, краев и областей России под лозунгом: «Берите столько независимости, сколько унесете». Тактически эта позиция для Председателя Верховного Совета РСФСР оказалась удачной с точки зрения увеличения числа его сторонников из местных элит и народа. Стратегически же она стала источником непредвиденных, а главное, нежелательных разрушительных последствий.
Следствием распада огромной державы стали противоречия и конфликты, которые не решались десятилетиями, а то и веками, но сдерживались мощной имперской инфраструктурой и авторитаризмом власти — как в царской России, так и в Советском Союзе. Ухудшение общей социально-экономической ситуации в стране, отсутствие взаимодействия государственных структур с общественными организациями, политическими объединениями и средствами массовой информации в кон це 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. позволило ув лечь общество националистическими и се паратистскими лозунгами.
Статьи, освещающие общественную жизнь и распространяющие в массовом сознании толерантные
или конфликтные ценности, являются действенным инструментом формирования общественного сознания и общественных отношений во все времена.
Рефлекторная реакция власти на конкретные события вместо целенаправленного управления этническими процессами привела к обострению межэтнических отношений и кровопролитию на Северном Кавказе.
Отсутствие у государственной власти упредительной стратегии, основанной на четких доктринальных принципах, стало главной причиной провалов в этнополитической = сфере жизни российского общества. Рефлекторная реакция власти на конкретные события вместо целенаправленного управления этническими процессами привела к обострению межэтнических отношений и кровопролитию на Се-= верном Кавказе.
Поэтому неудивительно, что к настоящему времени решено малое количество вопросов, поднятых в конце 1980-х годов. И сейчас на повестке дня на Северном Кавказе продолжают оставаться во многом всё те же проблемы: наиболее высокий уровень внешней и внутренней миграции, безработицы, низкий уровень промышленного и сельскохозяйственного производств. Картина дополняется, с одной стороны, традиционным малоземельем вследствие исторически сложившегося дефицита территорий, пригодных для хозяйственного освоения, и, с другой — неоднократной перекройкой в недалеком прошлом национально-административных границ.
К числу основных и наиболее опасных проявлений политической нестабильности, несомненно, относятся территориальные споры и притязания, обладающие огромным разрушительным потенциалом. В управлении этими процессами, безусловно, важную роль играет печать.
По мнению Т. Илларионовой, «потен-= циалы СМИ в эмоциональном, морально-психологическом, содержательном воздействии, а значит и формировании общественного мнения чрезвычайно высоки и распространяются на значимые аспекты отношений власти и общества даже в периоды стабильного развития. Заметим, что влияние и значение работы журналистов многократно возрастает в переломном периоде — периоде разбуженного
национального самосознания, переоценки прошлого, чрезмерного накала национальных страстей и т. д.»1.
С точки зрения Г. Блумера, в кризисные периоды социаль- -ного беспокойства люди особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более податливы на пропаганду, поэтому ответственность средств массовой информации в высококонфликтной среде за сохранение в ней национальной гармонии можно приравнять к ответственности творцов политики2.
В период распада Советского Союза Северный Кавказ стал наиболее нестабильным регионом России, и роль печати заключалась в том, чтобы своей деятельностью она способствовала созданию благоприятной обстановки творческого поиска решения сложнейших межнациональных проблем и знакомила широкие круги населения с различными конструктивными точками зрения, концепциями дальнейшего умиротворения и развития региона. На наш взгляд, одним из результативных средств недопущения «взрыва» сепаратизма, терроризма и агрессии на Северном Кавказе и в стране в целом могло бы стать формирование средствами массовой информации культуры межнациональных отношений. Но центральные, региональные и местные газеты и журналы того периода переживали тяжелые времена. Более того, явный дефицит положительных примеров строительства экономики нового, демократического общества, в котором можно было бы формировать гражданскую культуру, породил растерянность, утрату концептуальности в работе СМИ, их подчинение тенденциям вседозволенности, подменившей собою демократию. К сожалению, в условиях стремительного распада советского государства стихийно формировалась антикультура в освещении вопросов национальной политики и межнациональных отношений. Естественное излияние чувств (в особенности нацио-
В кризисные периоды социального беспокойства люди особенно подвержены внушению, легко откликаются на различные новые стимулы и идеи, а также более
податливы на пропаганду, поэтому ответственность средств массовой информации в высококонфликтной среде за сохранение в ней национальной гармонии можно приравнять к ответственности творцов политики.
нальной ущемленности) в конце 80-х гг. постепенно сменилось его целенаправленным подогреванием и нагнетанием в 90-е годы ХХ в.
Между тем спонтанно возникающие эмоциональные реакции отличаются большой объединительной силой, которую в южном регионе России использовали как самое действенное средство достижения политических целей, главная из которых — формирование государственности северокавказских республик. Этнические движения народов, испытавших силовое воздействие, репрессии и депортацию со стороны государства на разных этапах становления государственности выдвигали прежде всего требования восстановления исторической справедливости. Справедливость в таком контексте связывалась с восстановлением (или появлением) утраченных политических, правовых, экономических, социокультурных и территориальных статусных позиций. Тенденциозное или поверхностное освещение этнополити-ческих процессов, происходивших в южном регионе Российской Федерации, некоторыми центральными, региональными и местными средствами массовой информации активизировали деструктивный заряд нереализованных национальных ожиданий, сформированных на рубеже 80-х — 90-х годов ХХ века.
Классическим примером подобной журналистской деятельности является статья парламентских обозревателей «Российской газеты» (от 23.03.1991 г.) О. Буркалевой и А. Жданкина «Народы будут реабилитированы». Справедливо заметив, что закона о реабилитации репрессированных народов сотни тысяч наших сограждан ждут давно и что Верховный Совет СССР признал незаконными и преступными репрессивные акты против депортированных народов, авторы акцентировали внимание читателей на том, что «для восстановления справедливости одного признания прав этих народов,
в том числе и территориальных, недостаточно. Российский законопроект предусматривает восстановление прав репрессированных народов в полном объеме: политических, территориальных, имущественных, культурных...»3.
Являясь орудием этнополитического противоборства, провоцируемого и направляемого некоторыми национальными лидерами народов Северного Кавказа, парламентские корреспонденты накаляли чувства репрессированных народов, например, такими пассажами: «Депутаты (обсуждавшие законопроект о реабили- =
тации) приводили такие факты, перед которыми бледнеют трагедии белорусской Хатыни и вьетнамского Сонгми»4.
Следующий фрагмент статьи парламентских обозревателей: «Нужно ли говорить, что репрессированные народы теряют язык, культуру, самобытность. Например, в районах компактного проживания ингушей нет театров, высших и средних учебных заведений (кроме одного совхоза-техникума), почти нет промышленных
предприятий, 70 процентов взрослого населения не обеспечены государственными рабочими местами, вынуждены становиться „шабашниками", кочующими по стране».5 Подобные публикации позволяют нам констатировать еще одну опасную тенденцию в воздействии средств массовой коммуникации на население страны. Негативную, будоражащую национальные чувства, роль сыграло методичное навязывание прессой установки на полную несостоятельность советского прошлого, на социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, и, как следствие, отсутствие доверия к государственной власти.
К слову сказать, репрессированы были и чеченцы, но восстановили и свои театры, и высшие учебные заведения при колоссальной помощи режима, но оказание помощи означает содействие, то есть «действие вместе, а не вместо». Кроме того, во Владикавказе ни русский, ни тем более осетинский и дигорский драматические театры не создавались ни од-
Негативную, будоражащую национальные чувства, роль сыграло методичное навязывание прессой установки на полную несостоятельность советского
прошлого, на социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис,
и, как следствие, отсутствие доверия к государственной власти.
ним из депортированных народов. А резкое сокращение рабочих мест к началу 1990-х годов произошло по всей стране, не только в Ингушетии. Трагические события 1992 года показали, насколько несостоятелен был этот вывод и как опасно «ворошить тлеющие угли».
Во время обсуждения законопроекта о реабилитации репрессированных народов депутат В. Любимов («Российская газета» (издание Верховного Совета РСФСР, 1991, 23 марта, № 56) предложил отложить рассмотрение законопроекта и искать возможные решения национальных проблем через экономику. Но парламентский обозреватель А. Жданкин в выступлении депутата кроме «явного диссонанса» ничего не увидел, хотя конструктивность экономического подхода к решению проблем репрессированных в прошлом народов была явственной. Кстати сказать, мировой опыт показывает, что решение экономических проблем снижает межэтническую напряженность. Чтобы снизить конфликтный потенциал, власти следовало сосредоточить усилия на придании всем созидательным процессам общегражданского характера. Социальное внимание и социальная забота могли бы поддержать чувство уверенности в завтрашнем дне, создать идейно-нравственную и психологическую атмосферу, настраивающую все народы нашей многонациональной страны на совместное преодоление кризисных явлений.
В конце концов законопроект был принят на скорую руку, второпях, под давлением подобных публикаций, с одной стороны, а с другой — постоянного противопоставления России Советскому Союзу и в особенности горбачевскому политическому режиму. К сожалению, практическая политика российских властей строилась не на основе решения конструктивных задач, способствующих объединению людей различных идеологических ориентаций в общем деле. В области национальных отношений это
стало особенно заметным в связи с принятием закона о репрессированных народах, формулировки которого породили неопределенность ситуации, вызвавшую в итоге национальную напряженность. Здесь во многом кроются, по мнению известных политологов, причины разжигания осетино-ингушского конфликта6.
Надежда на возможность избежать кровопролития на территории Пригородного района Северной Осетии читалась в других публикациях, таких как «Встречи на земле ста народов» Александра Алешки-на — соб. корр. газеты «Северный Кавказ» (от 26.03.1991 г). Мнение автора представляется важным, поскольку он лично присутствовал в пунктах встреч Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина: «Никто из ныне живущих на многострадальной земле Северного Кавказа не виновен в том, что когда-то здесь лились, как впрочем и в других местах, реки слез и крови. Это тоталитарный сталинский режим творил беззакония против целых народов. Так что же, теперь вновь вставать на этот же путь, на путь того же беззакония, только в другой упаковке? Одних выселять, а других вселять? Но это — уже было. Неужели повторять вновь? Неужели нас ничему не учат и не научили горькие, черные страницы нашей истории? У нас нет иного пути к миру и согласию, кроме как обустраивать новую, справедливую жизнь в сложившихся границах национально-государственных образований. Альтернативы этому нет. Всякий передел, всякая перекройка границ грозят новыми столкновениями, кровью и слезами, непримиримой враждой на долгие-долгие годы, даже десятилетия. Нельзя становиться на этот путь, он тупиковый. И как показывает горький опыт, перекройка границ и территорий не в состоянии изменить реалий — даже при самом обильном потоке человеческой крови. Об этом говорил, выступая на митингах, Председатель ВС» 7.
Всякий передел, всякая перекройка границ грозят новыми столкновениями, кровью и слезами, непримиримой враждой на долгие-долгие годы, даже десятилетия. Нельзя становиться на этот путь, он тупиковый. И как показывает горький опыт, перекройка границ и территорий не в состоянии
изменить реалий - даже при самом обильном потоке человеческой крови.
Исчерпывающего предостережения А. Алешкина не услышали ни радикально настроенные ингуши, ни ангажированные ими журналисты из разных СМИ. А самое главное, законодатели России не «обезвредили» источник будущего кровопролития, не пересмотрели позицию по территориальной реабилитации народов. Более того, в действиях некоторых политиков ультралиберального толка, к числу которых следует, по мнению автора, отнести бывшего советника президента РФ Галину Старовойтову, просматривалось легковесное отношение к столь сложной ситуации.
Б. Ельцин во время резонансных встреч во Владикавказе заверил осетин, что в соответствии с Конституцией РФ границы Федерации не подлежат пересмотру, а ингушам Назрани пообещал принятие закона о реабилитации репрессированных народов, 3-й и 6-й пункты которого предусматривают территориальную реабилитацию. После пребывания на Северном Кавказе Б.Н. Ельцина состоялся третий — чрезвычайный — съезд ингушского народа, решивший «счи-
Для абсолютного большинства тогдашней политической элиты России жажда власти любой ценой стала препятствием к осознанию своей ответственности за сохранение мира в стране и будущее ее народов.
тать необходимым восстановление Ингушской республики в составе РСФСР». Таким образом, просматривается прямая связь событий, подталкиваемых из коридоров российской власти.
От политиков такого высокого уровня, как Председатель Верховного Совета РСФСР и его советники, народ был вправе ожидать более взвешенного отношения к каждому слову = и действию. Однако для абсолютного большинства тогдашней политической элиты России жажда власти любой ценой стала препятствием к осознанию своей ответственности за сохранение мира в стране и будущее ее народов.
Закон «О реабилитации репрессированных народов», принятый Верховным Советом РСФР 26 апреля 1991 г., придал ускорение эскалации напряженности на Северном Кавказе в целом и в ингушско-осетинских отношениях в частности. Несколько откровенно провокационных статей о событиях октября — ноября 1992 г. на территории Пригородного района Северной Осетии и их последствиях, такие как «Новые жертвы в Пригородном районе
Северной Осетии» («Известия» от 6 августа 1993 г.), «Война и мир Пригородного района Северной Осетии. Переговоры прерваны» («Известия» от 20—29 января 1994 г.) усиливали ксенофобию и межэтническую напряженность в регионе. Отстаивая право ингушского народа на мирную благополучную жизнь на территории Северной Осетии и используя термины «гетто», «фильтрационный лагерь» и пр., автор публикаций в лучшем случае не понимала сути происходящих в то время процессов, в худшем — сознательно использовала полуправду, ориентированную на демобилизацию российских властей и широкой общественности. По всей видимости, И. Дементьевой стоило ознакомиться с ситуацией глубже и руководствоваться в своей деятельности принципом «Не навреди!». По нашему мнению, журналистка открыто пренебрегла принципами объективности и настоящего гуманизма, рассказывая о жертвах только одной — ингушской стороны.
Автор считает, что для минимизации интолерантных материалов в СМИ в тот период необходимо было улучшить законодательную базу по данному вопросу и заставить ее работать, но при этом стоило создать еще и какой-то общественно-профессиональный экспертный контроль, ограничивающий появление этноконфликтных публикаций в прессе. Во многих зарубежных странах эта проблема так же серьезна, в связи с чем в некоторых из них созданы определенные сдерживающие механизмы, осуждающие журналистов, выступающих с подобными публикациями. В России Кодекс профессиональной этики журналиста был принят в 1994 г., но, к сожалению, он не работает и по сегодняшний день.
В Закон «О реабилитации репрессированных народов» были также включены статьи, предусматривающие территориальную и политическую реабилитацию, то есть восстановление территориальных границ
Поспешность и непродуманность закона о реабилитации репрессированных народов не позволили учесть значительные изменения этнического состава населения и административного устройства
на территориях, ликвидированных в результате репрессий. А между тем без нарушения гражданских прав проживавшего там полиэтничного населения практически невозможно провести территориальную и политическую реабилитацию.
и административно-политического статуса упраздненных автономий, что рассматривалось авторами закона как акт восстановления исторической справедливости. Однако авторы этого законопроекта, по нашему мнению, заложили мину замедленного действия тем, что в качестве субъекта реабилитации обозначили не конкретных граждан, а этнические группы, которые получили формально-юридическое право на создание моноэтничных республик в исторических границах. Остро и незамедлительно был поставлен вопрос о возвращении Ауховского района Дагестана чеченцами, Пригородного района Северной Осетии ингушами, восстановление территории области войска Донского казаками. Балкарцы и карачаевцы выдвинули требование восстановить Карачаевскую и Балкарскую республики. Для более организованного давления на региональную и федеральную власть была создана Ассоциация репрессированных народов, которая систематически проводила свои акции и на Северном Кавказе, и в Москве.
Поспешность и непродуманность закона о реабилитации репрессированных народов не позволили, как видно, учесть значительные изменения этнического состава населения и административного устройства на территориях, ликвидированных в результате репрессий против автономий. А между тем без нарушения гражданских прав проживавшего там поли-этничного населения практически невозможно провести территориальную и политическую реабилитацию.
Собственные корреспонденты газеты «Известия» И. Пре-ловская и А. Казиханов в своей статье показали, насколько опасной была ситуация на Северном Кавказе в период принятия непродуманного, не учитывающего объективную реальность закона о реабилитации: «В селении Куртат Пригородного района Северной Осетии в апреле произошло столкновение осетин и ингушей. Междоусо-
бицу удалось прекратить лишь внутренним войскам. А началом силового противостояния стал захват ингушом Котиковым хозяйственной пристройки и земли под картошку у нынешнего владель- =
ца — осетина. До насильственного выселения ингушей в 1944 году участок принадлежал роду Котикова. В связи с массовостью и ожесточением самовольных переделов территорий в Пригородном районе был введен режим чрезвычайного положения»8.
Осознать глубину данной проблемы и заменить территориальный вариант «восстановления справедливости» на индивидуальную материальную компенсацию и восстановление политических прав граждан в соответствии с Законом «О реабилитации жертв политических репрессий» федеральным властям удалось только после кровопролития на территории Пригородного района и г. Владикавказ Северной Осетии.
В заключение нужно отметить, что печать, как и все другие средства массовой информации, призвана способствовать государственной стабилизации, социально-эффективной организации общества, учитывать экономический ресурс как государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их развитии. Рассмотрение федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры. Такой подход обусловлен тем, что именно печатные СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество и тем самым сохранять и культивировать общегосударственные и национальные ценности, содержательно реализовывать взаимодействие народов страны или противодействовать их взаимопониманию. Здесь мы имеем дело с отражением, когда с по-
Именно печатные СМИ обладают способностью преобразовывать,
стабилизировать, обогащать общество и тем самым сохранять и культивировать общегосударственные и национальные ценности, содержательно реализо-вывать взаимодействие народов страны или противодействовать их взаимопониманию.
мощью и при посредстве печати происходит своеобразное распределение ролевых функций, социальный обмен деятельности на базе интересов людей. Таким образом, = социально-преобразующее отражение и постижение сути явления служит средством поиска информационной модели, образа, что затем реализуется в процессах управления.
Развитие общества в значительной степени зависит от уровня развития межгруппового, = межэтнического общения, а следовательно, от характера, степени социально-правовой комфортности функционирования средств массовой информации. Это тем более важно, что информационное пространство после декабря 1991 года рассматривается в контексте новой государственности, поэтому деятельность журналистов как деятельность политическая, нуждается в системной организации, под которой подразумевается их управляемость, подотчетность правительственным органам в той части, где затрагиваются вопросы государственного строительства и национальной политики.
Литература
1. Илларионова Т. Средства массовой информации России о власти, ее людях и институтах // Средства массовой информации: состояние и тенденции развития. М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 106-124.
2. Блумер Г. Коллективное поведение / пер. с англ. // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: 1994. С. 173.
3. Буркалева О., Жданкин А. Народы будут реабилитированы // Российская газета. 23.03.1991 г.
4. Там же.
5. Матвеева С.Я., Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 155.
6. Преловская И., Казиханов А. Кавказский меловой круг // Известия. № 176 от 26 июля 1991.
7. Алешкин А. Встречи на земле ста народов // Северный Кавказ от 26.03.1991 г.
8. Преловская И., Казиханов А. Кавказский меловой круг // Известия. № 176 от 26 июля 1991.
THE IMPACT OF PRESS ON NATIONAL POLITICS AND INTERNATIONAL RELATIONS IN NORTH CAUCASUS IN THE LATE 80th - 90th OF THE XX TH CENTURY
R. E. Suanova, Candidate of History, senior research assistant,
RDE of ethno-politic and social problems, North-Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia, [email protected]
The paper investigates the activities of the mass media in the coverage of inter-ethnic relations and ethnic conflicts in the North Caucasus, their role in strengthening or weakening of social and political stability of the Russian Federation, in particular, analyzes the publications devoted to the tragic events of October-November 1992 in the Suburban area of North Ossetia. The author believes that a major cause of ethnic conflicts in the study period was the lack of strategy in the Russian Federation in the development of inter-ethnic relations. It is through the media going to impose the mass consciousness of stereotypes and prejudices, hostility towards neighboring nations. This was facilitated by representatives of central and regional print media. Many articles have been biased approaches to the analysis of international conflicts. Nature of coverage of international relations and conflict by the media was not sufficiently balanced and that, did not contribute to the stabilization of international relations, but rather, was a conflict factor. This article provides guidance on the use of the press in the formation of civil society, inter-ethnic peace and harmony, developing a program of inter-ethnic cooperation and inter-ethnic stabilization given the fact that the North Caucasus region of the Russian Federation is one of the most difficult and stressful in the field of international relations. The analysis of mass media materials shows the urgent need for a serious analysis of the full range of issues related to the problem of ethnic relations and their governance at the state level from a regional perspective. Key words: media, national politics, ethno-political conflicts in the Northern Caucasus, North Ossetia, Vladikavkaz, international relations, nationalism, national separatism, tolerance.
References
1. Illarionova T. [Mass media of the Russian government, its people and institutions]. Sredstva massovoi informatsii: sostoianie i tendentsii razvitiia [Media: status and trends]. Moscow, Izd-vo RAGS Publ., 2001, pp. 106-124.
2. Blumer G. Kollektivnoe povedenie [Collective behavior]. Amerikanskaia sotsiologicheskaia mysl': Teksty [American sociological thought: Texts]. Moscow, 1994, pp. 173-179.
3. Burkaleva O., Zhdankin A. Narody budut reabilitirovany [People will be rehabilitated]. Rossiiskaia gazeta — Russian newspaper, 1991, March 23.
4. Burkaleva O., Zhdankin A. Narody budut reabilitirovany [People will be rehabilitated]. Rossiiskaia gazeta — Russian newspaper, 1991, March 23.
5. Matveev S.Ia., Zdravomyslov A.G. Mezhnatsional'nye konflikty v Rossii [Ethnic conflicts in Russia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' - Social sciences and modernity, 1996, no. 2, pp. 153-164.
6. Prelovskaia I., Kazikhanov A. Kavkazskii melovoi krug [The Caucasian chalk circle]. Izvestiia — Izvestia, 1991, no. 176, July 26.
7. Aleshkin A. Vstrechi na zemle sta narodov [Meetings on the earth of a hundred Nations]. Severnyi Kavkaz — North Caucasus, 1991, March 26.
8. Prelovskaia I., Kazikhanov A. Kavkazskii melovoi krug [The Caucasian chalk circle]. Izvestiia — Izvestia, 1991, no. 176, July 26.