Научная статья на тему 'Некоторые проблемы межэтнических отношений на юге России в конце XX - начале XXI вв'

Некоторые проблемы межэтнических отношений на юге России в конце XX - начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1712
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / БЕЖЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамаев Махач Ильясович

Конфликтные ситуации на Северном Кавказе в конце XX начале XXI вв. послужили ухудшению положения национальных меньшинств. Некоторые этнические общности отошли от цивилизованного пути решения возникших проблем, сделав ставку на конфронтацию. В конечном счете, межэтнические конфликты привели к резкой активизации миграционных процессов в регионе, которые, в свою очередь, еще туже затянули узел межэтнической проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы межэтнических отношений на юге России в конце XX - начале XXI вв»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЮГЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

© 2°1° Мамаев М.И.

Дагестанский государственный университет

Конфликтные ситуации на Северном Кавказе в конце XX- начале XXI вв. послужили ухудшению положения национальных меньшинств. Некоторые этнические общности отошли от цивилизованного пути решения возникших проблем, сделав ставку на конфронтацию. В конечном счете, межэтнические конфликты привели к резкой активизации миграционных процессов в регионе, которые, в свою очередь, еще туже затянули узел межэтнической проблематики.

The conflict situations in the Northern Caucasus formed the basis for the aggravation of the national minorities' status. Some ethnic communities went away from the civilize solving the problems arouse and bet on the confrontation. As a result interethnic conflicts triggered the migration processes, which in their turn aggravated the interethnic problems.

Ключевые слова: национальные меньшинства, межнациональные отношения, этническая общность, беженцы.

Keywords: national minorities, interethnic relations, ethnic community, refugees.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного и Северокавказского федеральных округов, компактно проживают более 40 автохтонных этносов. Конфликтные ситуации последних десятилетий оказали негативное влияние на

их социально-экономическое положение. По этим причинам Северный Кавказ уже продолжительное время остается в числе одного из наиболее проблемных регионов Российской Федерации.

В начале рассматриваемого нами периода (конец XX - начало XXI вв.) в политических системах национальных республик Северного Кавказа сложился преимущественно авторитарный режим. Правда, со второй половины 1990-х гг. наметились процессы демократизации общественной жизни, что, на наш взгляд, было сопряжено прежде всего с этнокультурным возрождением северокавказских народов. Однако межнациональные конфликты, возникшие в эти годы на территории Северного Кавказа, в целом препятствовали демократизации жизни национальных меньшинств.

Исследованию конфликта, возникшего в конце 1980-х гг. между осетинами и ингушской частью населения на территории Республики Северная Осетия-Алания, посвящена значительная литература [2]. В этих работах обобщен процесс вызревания конфликта, проанализированы причины и содержание его основных составляющих. Особое внимание отводится определению роли федеральных и местных органов государственной власти в ходе разрешения конфликтной ситуации. Начиная с 1989 г. и до настоящего времени так и не удалось справиться с последствиями возникших претензий между двумя народами, которые совместно проживали в мире несколько столетий и даже имели общую столицу.

Признано считать, что главной причиной конфликта являются последствия депортации ингушей в 40-е годы XX века в Казахстан и республики Средней Азии. Перестроечные процессы конца 1980-х гг., распад Советского Союза, а затем и возникновение Ингушской Республики как субъекта Федерации обострили вопрос о ее территории, что вполне естественно. Однако решение вопроса должно было протекать путем последовательных переговоров, поиска консенсуса между двумя самостоятельными субъектами только что возникшего Российского государства. Такой подход в принципе соответствует положениям основного государственного документа - Конституции Российской Федерации. Правда, этот основной документ в ту пору сам находился в стадии разработки. Только-только начали вырабатываться механизмы решения столь сложных проблем государственности, как самоуправление территорий, ликвидация территориальных претензий, преодоление приграничных споров и др. Национальные этнические общности отошли от цивилизованного пути решения проблемы и встали на другой путь - путь конфронтации, что в конечном итоге привело к вооруженным столкновениям, к возникновению новых спорных вопросов в межнациональном диалоге. Даже принятый 26 апреля 1991 г. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» оказался бессильным в вопросе урегулирования отношений между осетинами и ингушами. Сегодня существуют различные точки зрения и оценки этого нормативно-правового акта. В целом его политическая направленность, несомненно, определяется задачами достижения стабилизации в обществе. Важное место в законе занимают положения, направленные на исправление ранее допущенных грубых политических ошибок и просчетов в государственной национальной политике. Тем не менее механизмы реализации провозглашенных положений закона оказались несовершенными.

Тяжелым последствием осетино-ингушского конфликта стало появление примерно 50 тыс. беженцев. В пучину данного конфликта были ввергнуты представители и других этнических общностей. В связи с этим 17 июня 1993 г. Президент Российской Федерации издал распоряжение (№ 447-рп) «О мерах по недопущению дальнейшего осложнения в зоне осетино-ингушского конфликта в целях управления режимом чрезвычайного положения на территории Моздокского района, Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской АССР и Малгобекского и Назрановского районов Ингушской Республики» [1]. Следует отметить, что начиная с ноября 1992 г. для ликвидации последствий событий, произошедших в Северной Осетии, было издано около 143 нормативно-правовых акта, из них 46 указов и распоряжений Президента Российской Федерации, 10 поручений и обращений Президента, 48 постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации, 23 постановления Федерального Собрания Российской Федерации. Президентами республик (Северной Осетии-Алании и Ингушетии) было подписано 16 договоров, соглашений, рабочих планов и программ [1]. Однако отношения между республиками оставались продолжительное время напряженными, многие вопросы не урегулированы и поныне.

Дальнейшему обострению ситуации послужили события, связанные с продолжительным чеченским кризисом (1993-2005 гг.). Последствия двух чеченских войн получили подробное освещение в научных трудах, опубликованных за последние годы [4]. Эти войны заметно ухудшили сложившиеся отношения как внутри Северного Кавказа, так и с соседними регионами. Чеченский кризис резко негативно сказался на общем состоянии жизни национальных меньшинств.

Таким образом, в 90-е гг. XX столетия обнажился вопрос о судьбе национальных меньшинствах и, прежде всего, тех, которые подверглись репрессивным воздействиям со стороны государства. К их числу относятся и чеченцы-аккинцы, и турки-месхетинцы, и российские немцы, и цыгане, и корейцы и др. В рассматриваемый период сильно возросла их территориальная мобильность, многим пришлось заново испытать проблемы, связанные с потерей жилья, поиском мест проживания и трудоустройства в новых регионах.

Следует заметить, что за время чеченского кризиса фактически все национальные меньшинства покинули зону военных действий. Так, расселившиеся ранее на территории Чеченской Республики турки-месхетинцы в срочном порядке переселились в Ставропольский край. Они поселялись в Буденовском, Курском и Кировском районах. В связи со сложной этнополитической обстановкой в Чеченской Республике эту республику покинули также греки, немцы, евреи, представители других этнических общностей.

Неспокойной была этнополитическая ситуация на территориях и тех субъектов, которые не были подвержены военным действиям. Так, по данным Комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, «в 1991-1997 гг. было зафиксировано около 50 межнациональных конфликтов, в 1998-2005 гг. - 12 конфликтов» [6]. Таким образом, наличие военных зон рядом со Ставропольским краем, мощный миграционный приток населения, не проживавшего ранее на территории этого края, повсеместно привносили элемент нестабильности в этот регион.

Сложная обстановка отмечалась не только в Ставропольском, но и в Краснодарском крае, где краевая администрация стремилась контролировать развитие этнополитической ситуации. Нельзя было допустить обострений отношений между местным населением и прибывшими на Кубань в основном из Средней Азии турками-месхетинцами. Эти противоречия могли перерасти в вооруженное столкновение. В определенной мере решению проблемы на базе консенсуса препятствовали некоторые лидеры общественных объединений, особенно казачьих. К этому времени заметно возросла на Северном Кавказе численность представителей курдского национального меньшинства, которые массово переселялись в Краснодарский край и Республику Адыгея. У них сразу же возникали сложности с получением регистрации и возможностью приобретения жилья [5]. Создававшейся ситуацией в Южном федеральном округе были обеспокоены в центре Российской Федерации. На основании принятого плана урегулирования ситуации 12-15 марта 2001 г. состоялся выезд членов комиссии, которую возглавлял министр по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации А. В.

Блохин. Специалисты посетили районы компактного проживания турок-месхетинцев и рассмотрели вопросы взаимоотношений между турками-месхетинцами и местным населением. Было указано на необходимость работы в плане воспитания культуры межнационального общения и решения других задач, связанных с адаптацией пришлых национальных меньшинств. Эти вопросы были в центре внимания и работавшей в январе 2002 года в Краснодарском крае Временной правительственной комиссии по изучению миграционной обстановки, возглавляемой замминистра внутренних дел РФ В. Васильевым.

Конфронтация порождала естественное стремление национальных меньшинств защищать свои права. В центральные органы власти поступало множество писем с жалобами на противоправные действия казаков. Авторы писем рекомендовали образовать специальную комиссию при Администрации Президента Российской Федерации, работа которой бы проводилась со всеми заинтересованными сторонами и под непосредственным контролем Президента.

Решение проблемы продвигалось очень тяжело, хотя ситуация в целом находилась под контролем органов власти, курировавших национальные отношения. Органы внутренних дел непосредственно участвовали в реализации принципа запрещения деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти, вражды. В этом плане значительная работа была проведена администрацией Краснодарского края, о чем было заявлено на состоявшемся в апреле 2007 г. заседании «круглого стола» на тему: «Гармонизация межнациональных отношений в укреплении мира и согласия между народами, профилактика правонарушений и проявлений экстремизма. Опыт взаимодействия, проблемы» [3]. Его участники проанализировали причины возникновения межнациональных конфликтов, определили меры их предупреждения и профилактики, особое внимание уделив необходимости налаживания оперативного обмена информацией о назревающем конфликте. Это рассматривалось в качестве упреждающей меры воздействия на обстановку, возможности локализации возникающих конфликтных ситуаций.

Таким образом, межнациональные конфликты дестабилизируют ситуацию на местах, создают напряженность в жизнедеятельности национальных меньшинств. В результате последние вольно или невольно втягиваются в сложные социально-политические процессы, неся потери и испытывая моральный ущерб. Проблема же выхода из подобной ситуации до сих пор остается очень сложной для разрешения.

Примечания

1. Бугай Н. Ф., Гонов А. М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (9С е годы ХХ века). М., 2004. С. 257. 2. Кулаковский А. В., Соловьев В. А. Проблемы постконфликтного урегулирования. Владикавказ, 2001; Дзидзоев В. Д. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992; Россия и Кавказ: история и современность. Владикавказ, 2005; Тетуев А. И. Межнациональные отношения на Северном Кавказе: эволюция, опыт, тенденции. Нальчик, 2006 и др. 3. Информационное агентство «Кавказский узел». 2007, апрель. // ИйрУ/’^^^пагоёт. т/агйс1е9272.к!т1 4. Музаев Т. Чеченская Республика. М. : Панорама, 1995; Юшенков С. Война в Чечне и проблемы российской государственности и демократии. М., 1995; Сосланбеков Ю. Чечня (Нохчи-чо) - взгляд изнутри. М., 1995; Колье: А. Чеченский капкан. М., 1997; Бугай Н. Ф. Чеченская Республика: конфронтация, стабильность, мир. М., 2006; Мудуев Ш. С., Эльдаров Э. М. Северный Кавказ и Дагестан: социально-географические проблемы горных регионов. Махачкала : ДНИ, РАН, 2002; Гимбатов Ш. М., Магомедов М. М., Мудуев Ш. С., Эльдаров Э. М. Миграционные процессы в Дагестане. Махачкала : Минтруда РД, 2005 и др. 5. Ракачев В. Н., Ракачева Я. В. Этнодемографические процессы на Кубани 1989-2000 гг. // Международная научно-практическая конференция «Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтническом Кавказском регионе» // Шр//ска1г8.81ау8и.ги/§ео/сопТегепсе/ё-48.к1т 6. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) Института этнологии и антропологии

http://www.eawam.ru/pub/Annua1Report/Annua1ReportWebHome2005/18_Anrep2005_Stavropo1sky.pd

Статья поступила в редакцию 24.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.