Научная статья на тему 'Влияние отметок на реализацию стимулирующей функции контроля в традиционных и инновационных формах оценивания образовательных достижений учащихся'

Влияние отметок на реализацию стимулирующей функции контроля в традиционных и инновационных формах оценивания образовательных достижений учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ОТМЕТКА / MARK / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ESTIMATED ACTIVITY / СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ / ENABLING THE MONITORING FUNCTION / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / LEARNING MOTIVATION / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / TRADITIONAL FORMS OF TRAINING / ТЕСТЫ / TESTS / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / SCORE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Эльза Фанилевна

В статье рассматривается влияние оценок и отметок на эффективность реализации стимулирующей функции контроля образовательных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MARKS IN REALISATION STIMULATING SUPERVISORY FUNCTIONS IN TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF THE ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENT OF STUDENTS

In the article the impact examines assessment and the marks on the effectiveness of the implementation of the incentive function of monitoring educational achievement.

Текст научной работы на тему «Влияние отметок на реализацию стимулирующей функции контроля в традиционных и инновационных формах оценивания образовательных достижений учащихся»

Е.В. Замара

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ...

подготовку специалистов и значительно ускоряет процесс их овладения современными ИКТ. 1Т-подготовка студентов должна быть когерентной [8-12], то есть происходить в соответствии с распространением ИКТ в реальном информационном мире и без значительного временного отставания. Процесс модификации программы обучения 1Т должен иметь циклический характер с учётом динамики изменения всей мировой информационной системы, должны быть выработаны рекомендации по изменению содержания программы изучения этих технологий, основанные на объективных аналитических методах анализа ситуации и на субъективных оценках опытных экспертов.

Делая вывод по проведенному анализу проблем и путей формирования и развития 1Т-компетентности будущих специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, необходимо отметить, что данные процессы могут рассматриваться как особо ценностные ориентиры современного высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аниськин В.Н., Жукова Т.А. Технологическая грамотность как обязательный критерий профессиональной компетентности специалистов в области информатизации образования//Материалы международной н-п конференции. - Самара; Москва: СФ МГПУ, МГПУ, 2011. С. 282-284.

2. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект): Учебное пособие/ Под общ. ред. В.А. Извозчикова. - СПб: Образование, 1997. 211 с.

3. Аниськин В.Н. Формирование и развитие информационно-образовательной среды вуза (на примере факультета математики, физики и информатики ПГСГА) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012 № 3. С. 219-223.

4. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Моделирование образовательной модели 1Т-профессионалов в современных условиях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, пси-

хология. 2012. № 3. С.78-80.

5. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Образовательная модель IT-специалиста // Вектор науки ТГУ.2012. № 3. С. 231-234.

6. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.

7. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.

8. Аниськин В.Н. Особенности технологической подготовки специалистов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология, 2012 № 3 (10). С. 21-24.

9. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.

10. Гнатышина Е.А., Гнатышина Е.В. Технология формирования информационной культуры в подготовке педагогов профессионального обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 97-100.

11. Воронцова Э.М., Федорова С.Н. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 54-57.

12. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Анализ использования информационных и коммуникационных технологий студентами гуманитарных направлений подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 351-356.

INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL OF MODERN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

© 2014

E.V. Zamara, teacher, post-graduate student of Volga Regoin State Academy of Social

Sciences and Humanities

Samara State College of Service Technologies and Design, Samara (Russia)

Annotation: The article deals with the problems and the ways of formation and development of the information technology competence of specialists as a necessary component of their overall professional competence, which is the frame of reference of occupation contemporary higher education.

Keywords: information technology literacy, information technology, culture, information and technological competence, formation and development of IT-competence, tasks and functions of information and technological competence.

УДК 371.263

ВЛИЯНИЕ ОТМЕТОК НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

© 2014

Э.Ф. Исмагилова, аспирант

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается влияние оценок и отметок на эффективность реализации стимулирующей функции контроля образовательных достижений.

Ключевые слова: оценка, отметка, оценочная деятельность, стимулирующая функция контроля, учебная мотивация, традиционные формы обучения, тесты, балльно-рейтинговая система.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Успех обучения во многом зависит от объективности и корректности организации процесса оценивания. Оценка, которую обучаемый признает обоснованной и справедливой, в дальнейшем может повлиять на его поведение в целом и

сказаться на мотивах его учебной деятельности.

Большинство источников склоняется к тому, что «оценка» - это процесс оценочной деятельности, осуществляемый человеком и формирующий ориентиры для дальнейших действий в достижении поставленных целей, установление степени выполнения учащимися

Э.Ф. Исмагилова

ВЛИЯНИЕ ОТМЕТОК НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ .

задач, полученных ими в процессе обучения, уровня их подготовленности и развития, качества приобретенных знаний, сформированных навыков и умений, процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

В свою очередь «отметка» - это количественное выражение оценки, условно-формальный результат процесса оценивания, выражающий учебные достижения обучаемых в буквах или цифрах, своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования.

Отметка и оценка имеют общий объект: знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка в свернутой форме всегда выражает оценку знаний, умений и навыков. Но при этом оценка направлена на определение характера личных усилий учащихся, установление глубины и объема индивидуальных знаний, содействовие процессу корректирования мотивации обучаемых.

Под эффективностью педагогической оценки подразумевается ее стимулирующая роль в образовательном процессе. Эффективной считается оценка, создающая у обучаемого стремление к самосовершенствованию, к прирощению знаний, умений и навыков, к выработке определенных личностных качеств, а так же социально -полезных форм поведения.

Процесс выставления отметок направлен на учет результативности отдельных этапов процесса обучения для каждого обучаемого, корректирование знаний и умений учащихся, определение итоговых результатов обучения. Сама отметка полноценно не отражает меру усилий в учебной работе. То, что одному учащемуся даже минимальный балл достается с большим трудом, а другой может получать высокие баллы без особых усилий. При ориентации исключительно на отметки упускается развитие мотвационной сферы.

Подобная «фетишизация» отметок приводит к тому, что самой целью обучения становится отметка. Не всегда справляясь с трудностями учебной жизни, обучаемые начинают использовать недозволенные приемы (списывание, самовольное исправление отметки, обман).

Отсюда возникают противоречие между стремлением к развитию эмоционально-волевой сферы личности и ориентированностью содержания образования на отметки. Ведущим стимулом учебной деятельности становится не познавательный интерес к материалу, а процесс получения баллов любыми путями, что не соответсвует принципу сознательности и активности обучаемых и снижает качество приобретаемых знаний, умений, навыков.

Таким образом, возрастает необходимость реализации стимулирующей функции контроля учебных достижений обучаемых. Организация эффективного контроля знаний предполагает однозначность, содержательность, стандартизированность, валидность заданий, систематичность, регулярность, фронтальность контроля. Объём контролируемого материала должен быть оптимальным и достаточно показательным, чтобы по его результатам можно было делать объективные выводы об уровне образовательных достижений учащихся. Помимо основных требований, предъявляемых к процессу оценивания, появляется необходимость в организации контроля образовательного процесса с максимальной активацией мотивационной сферы.

Традиционные формы оценивания учебных достижений, такие как устные опросы, контрольные и самостоятельные работы, графические работы, эссе, рефераты, экзамены позволяют в большей степени влиять на эмоциональную составляющую образовательного процесса, оценивать восприятие учебного материала, реагирование на него, внедрение в систему ценностных ориента-ций обучаемых, применение на практике и в жизни.

Традиционные формы в большей степени позволяют выявить динамику развития мотивационной сферы, но

при этом обладают такими недостатками, как сложность в унификации процедуры оценивания и зависимость отметки от личностных характеристик проверяющего. Так же традиционные формы предполагают оценивание по четырехбалльной шкале, имеющей достаточно низкую разрешающую способность («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).

Требованиям унификации и максимальной объективизации оценивания учебных достижений отвечает педагогическое тестирование. Тест - это стандартизированная процедура, представляющая собой совокупность методик, дающих определенные характеристики (как правило, количественные) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемых.

К особенностям теста, отличающим его от традиционных форм, можно отнести объективность и унифицированность проверки (оценка результатов не зависит от личных суждений проверяющего), стандартизиро-ванность процедуры (выполнение тестовых заданий, проверка и интерпретация результатов проводится по единым для всех правилам), экономичность (за малые промежутки времени осуществляется фронтальная проверка знаний обучающихся и охватывается значительный объем пройденного материала). Так же тесты позволяют быстро выявить индивидуальные трудности в отдельных блоках пройденного материала для каждого обучаемого [1].

Но, в отличие от традиционных методов, тестирование в большей степени ориентировано на исследование динамики развития когнитивной сферы и не позволяет изучить эмоциональную составляющую обучения.

В частности внедрение ЕГЭ и ГИА (российский аналог National Assessment of Educational Progress Соединенных Штатов Америки), призванных унифицировать и стандартизировать процесс оценивания обучающихся, привело к снижению развития мотивационной сферы, ориентации учебного процесса на получение балльной отметки. Учение оказалось сосредоточенным на изучение содержания теста, повышения баллов без сопутствующего улучшения навыков, для измерения которых они изначально были разработаны [2].

Переход на тестовую форму контроля образовательного процесса изменил шкалу оценивания, но при этом только усилил и без того преувеличенную роль отметки.

Преимуществами тестирования и традиционных форм контроля обладает балльно-рейтинговая система, учитывающая как когнитивный, так и аффективный компонент обучения. Балльно-рейтинговая система -это система комплексной оценки результатов всех видов учебной деятельности, используемая в высших учебных заведениях [3-6]. В течение семестра студент имеет возможность получать и накапливать баллы за разные виды работ. На основе заработанных баллов составляется рейтинг студента, подлежащий огласке. Положительной стороной является то, что система носит стимулирую-ще-мотивирующий характер. Система является открытой и прозрачной (изначально известно, за что и какие баллы начисляются), засчет этого обучаемый может самостоятельно планировать свою работу в течение семестра, а так же сравнивать свои успехи с успехами других студентов. Так же накопительный характер системы создает более комфортные условия систематически работающим студентов (появляется право на ошибку и возможность компенсировать учебные промахи другими видами работ).

Недостатком балльно-рейтинговой системы с позиции развития эмоционально-волевой сферы является ориентация учащихся на внешнюю мотивацию (соревновательный эффект) без осознания актуальности получаемых знаний, умений, навыков. Возникает опасность подмены образовательных результатов рейтинговыми баллами и возвращением к проблеме гонки за отметками [7]. Так же данная система используется только в профессиональном образовании, не решая проблемы

Э.Ф. Исмагилова

ВЛИЯНИЕ ОТМЕТОК НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ...

школьного образования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На данном этапе ни одна из форм оценивания не обладает достаточными качествами для того, чтобы считаться универсальной. Выставление отметок будет способствовать развитию мотивационной сферы обучаемых, если они будут осознавать актуальность получаемых знаний и жизненность формируемых умений, четко понимать систему предъявляемых требований, обладать уверенностью, что получение отметки зависит только от них самих и степени их усердия. Поэтому организация контроля образовательных достижений учащихся требует сочетания как традиционных, так и инновационных форм оценивания без ухода в крайности и придания одному из них абсолютного значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М: Логос, 2002. - 432с.: ил.

2. Kellaghan Thomas Using the results of a national assessment of educational achievement / Thomas Kellaghan, Vincent Greaney, T. Scott Murray. p. cm. - (National assessments of educational achievement; v. 5). The International

Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2009.

3. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в россии и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.

4. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2012. № 4 (11). С. 86-88.

5. Романишин И.М. Проблема качества стандартизированного теста формата внешнего независимого оценивания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2013. № 1 (12). С. 219-223.

6. Старченко Е.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов языковых направлений вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 276-279.

7. Будаев В.Д. О трудности перехода на балль-но-рейтинговую систему оценки знаний студентов // Вестник Герценовского университета. 2010. №10. С. 51 - 54.

INFLUENCE OF MARKS IN REALISATION STIMULATING SUPERVISORY FUNCTIONS IN TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF THE ASSESSMENT OF EDUCATIONAL

ACHIEVEMENT OF STUDENTS

© 2014

E.F. Ismagilova, post-graduate student

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: In the article the impact examines assessment and the marks on the effectiveness of the implementation of the incentive function of monitoring educational achievement.

Keywords: assessment, mark, estimated activity, enabling the monitoring function, learning motivation, traditional forms of training, tests, score-rating system.

УДК 377.8

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНО-ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

© 2014

О.М. Козий, преподаватель кафедры музыкального искусства

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье анализируется проблема формирования образно-интонационных навыков будущих учителей музыки в условиях модернизации высшего музыкально-педагогического образования. Раскрывается эффективность моделирования как основного метода познания и наиболее доступной формы наглядности, обеспечивающих продуктивность обучения.

Ключевые слова: моделирование, образно-интонационные навыки, будущие учителя музыки, индивидуальная траектория обучения, эвристический метод.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Качественно новые требования к уровню профессионального образования и информационная перенасыщенность его содержания создают определённые трудности усвоения учебного материала студентами и долговременной фиксации его в памяти. С целью оптимизации учебного процесса и лучшего закрепления материала в современном обучении используется моделирование -основной метод научного познания, как наиболее доступная форма наглядности, сконструированная в виде определённой последовательной схемы учебных действий, которыми студентов должны овладеть в процессе профессиональной подготовки. Использование моделирования в современных научных исследованиях обеспечивает реализацию задач высшей школы, отвечает требованиям Болонской декларации относительно обеспечения высокого качества образования. С помощью моделирования повышается эффективность усвоения учебного материала, поскольку в нём системно представлены все составляющие учебного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В сфере педагогических исследований проблеме моделирования посвящены работы учёных, которые охватывают различные её аспекты. В нашем исследовании проанализировали работы, рассматриваемые моделирование как: создание системы для опосредованного способа получения знаний про определённый объект (К. Батароева) [4]; метод обучения в высшей школе (Н. Голубь) [5]; новый тип модельного познания (Й. Новик) [8]; искусственная система, отображающая с определённой точностью свойства объекта исследования (О. Рудницкая) [10] и др. Однако проблема моделирования процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки в процессе вокального обучения еще не нашла достаточного отображения в музыкальной педагогике, что и послужило причиной для её разработки. В связи с этим актуализируется проблема моделирования процесса формирования образно-интонационных навыков у будущих учителей музыки как основного показателя творчески развитой личности профессионала высо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.