чено, что лица употребляющие наркотики предпочитают более крепкие напитки. Также среди студентов, пробовавших наркотики, выявлен больший процент курильщиков. Частота употребления наркотиков на период исследования, в зависимости от возраста, когда респонденты впервые попробовали наркотические вещества, показывает, что те, кто начал употреблять наркотики в раннем возрасте, на данный момент употребляют их чаще, чем те, кто первый раз пробовал в более позднем возрасте.
Среди обследованных стойкие невротические состояния были установлены у 95 студентов (7,2%). Большинство лиц из этой группы пробовали или употребляли наркотики.
В другой группе обследуемых (472 человека, 39%) отмечались слабо выраженные астенические, вегетативные или тревожные симптомы, которые носили периодический характер и, не оказывали существенного влияния на социальное функционирование.
Выводы. В целом работа показала актуальность проведения клинических и эпидемиологических исследований проблем социально-психической дезадаптации и употребления психоактивных веществ среди студентов. Полученные данные ставят перед руководителями ВУЗов новые задачи по проведению массивной разъяснительной работы по вопросам психоактивных веществ, созданию комплексных психопрофилактических программ.
Л.А. Ясюкова, О.Е. Пискун
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ1
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии,
Россия
Анализ статей в журнале «Высшее образование в России» за последние пять лет показывает серьезную озабоченность технических вузов низким качеством школьной подготовки абитуриентов. Приводится высказывание ректора МГУ В.А. Садовничего о том, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины, и дело не в завышенных требованиях к вчерашним школьникам со стороны вузов. Вследствие недостаточной школьной подготовки осложняется процесс адаптации к учебному процессу в вузе, а в дальнейшем и приобретение необходимых профессиональных знаний и навыков (Соловьев, Макаренко, 2007). Не улучшают ситуацию и открывае-
1 Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», грант 2.2.3.3/12745
мые курсы довузовской подготовки абитуриентов. Возможно, проблема не только в низком качестве образования, но и в недостатках интеллектуального развития молодых людей.
Мы решили проанализировать эту проблему в рамках мониторингового исследования адаптированности студентов к обучению СПбГПУ, которое проводится с 2008 года. В исследовании используется анкета, в которой, в частности, респонденты указывают, какое настроение доминирует у них в настоящее время (предлагается пять градаций: оптимистичное, спокойное, раздраженное, тревожное, подавленное). Для выявления факторов, осложняющих адаптацию к процессу обучения, в дополнение к анкетному опросу и личностным методикам, используется тест структуры интеллекта Амтхауэра. В мае 2009 г. было обследовано 136 первокурсников, в мае 2010 г. - 66 первокурсников, в 2011 г. -83 первокурсника. Основные результаты представлены в табл. 1.
Из данных табл. 1 можно заключить, что высоко значимой для оптимизации процесса адаптации к обучению в техническом вузе интеллектуальной характеристикой оказывается логический компонент понятийного мышления (3 субтест теста Амтхауэра). Как было установлено нами ранее (Ясюкова, 2002), только при хорошем уровне развития логического компонента понятийного мышления (11 баллов и выше) становится возможным понимание сути правил, формул, законов, системы доказательств, формируются адекватные научные представления. Он также характеризует общую способность к обучению. Исследование показало, что увеличение числа первокурсников с недостаточно развитым логическим мышлением привело к значительному росту процента де-задаптивных студентов (до 32,5% в 2011 г.).
Таблица 1
Сравнительная характеристика адаптированности студентов 1-х курсов СПбГПУ и уровня их интеллекта (в баллах, 3 субтест теста Амтхауэра)
Показатели 2009, май 2010, май 2011, май
Адаптивные 76,4% 69,7% 67,5%
Дезадаптивные 23,6% 30,3% 32,5%
Логическое мышление 12,7 11,1 9,5
В целях дальнейшего анализа была выделена группа студентов, которые к концу первого года обучения находились в подавленном эмоциональном состоянии. Уровень их логического мышления был высоко достоверно ниже, чем требуется для обучения в техническом вузе: в среднем всего 5,4 балла (т.е. более чем в 2 раза ниже, чем по адаптивным группам). Уровень логического мышления тревожных студентов (большинство из которых - иногородние)
также был невысок: в среднем 8,2 балла. Следовательно, у дезадаптивных студентов не сформирован логический компонент понятийного мышления, который абсолютно необходим для обучения в техническом вузе, освоения естественных и математических наук.
Изучалось также влияние практического интеллекта (1 субтест) абстрактного (6 субтест) и пространственного, инженерно-конструкторского мышления (8 субтест) на протекание процесса адаптации первокурсников. Корреляционный анализ выявил связи данных интеллектуальных характеристик с личностными качествами, влияющими на процесс адаптации студентов. Показатель способности к конструктивному поведению в стрессе (Розенцвейг, N-P) оказался положительно связан с уровнем понятийного и абстрактного мышления (Амтхауэр, 3 и 6 субтесты), а также с общим уровнем интеллекта (обобщенный показатель по тесту Амтхауэра). С общим уровнем интеллекта оказалось связана способность брать на себя ответственность в конфликтной ситуации (Розенцвейг, I) и умение самостоятельно находить решение (Розенцвейг, i). Также было выявлено, что общее самочувствие студентов зависит от развития их абстрактного мышления: чем ниже показатели по 6 субтесту Амтхауэра, тем выше уровень тревожности и дезадаптивности (Кеттелл, фактор O). Напротив, коммуникативная активность (Кеттелл, фактор H) положительно коррелировала с 6 субтестом, т.е. высокое абстрактное мышление оптимизирует общение студентов технического вуза и их адаптацию. Были выявлены корреляции 1 субтеста с показателем самокритичности (методика Фидлера-Ясюковой) и с факторами F и Q2 опросника Кеттелла., которые означают: чем выше практический интеллект студента, тем он более самокритичен, осторожен, рассудителен и самостоятелен. Обнаружены также положительные связи абстрактного мышления (6 субтест) с самокритичностью (методика Фидлера-Ясюковой) и высокой значимостью морально-волевых жизненных ценностей (методика Ясюковой), а логического компонента понятийного мышления (3 субтест) - с ориентацией на духовно-интеллектуальные ценности, а также с толерантными установками (методика Ясюковой). Проявились корреляции 8 субтеста с такими показателями теста Розенцвейга, как способность к сотрудничеству (Розенцвейг, m), принятию ответственности (Розенцвейг, I) и отсутствием ригидности в стрессе (Ро-зенцвейг, O-D), т.е. высокое инженерно-конструкторское мышление также способствует позитивному взаимодействию в стрессовых ситуациях и адаптации студентов технического вуза.
Исследование показало, что осложнение процесса адаптации студентов к обучению в техническом вузе может быть связано не только с особенностями их эмоциональной и коммуникативной сферы, но и с различными недостатками в развитии их интеллектуальных способностей, важнейшими из которых являются логическое, абстрактное и пространственное, инженерное мышление. Как нам представляется, данный аспект дезадаптации проявился в связи изменением системы приема в вуз. До введения ЕГ у преподавателей вуза была возмож-
но
ность в процессе вступительных экзаменов в беседе выяснить, понимает ли абитуриент содержание вопроса или излагает заученную информацию, т.е. косвенно оценить его интеллектуальные способности. Экзаменационная оценка снижалась, если абитуриент не мог ответить на дополнительные вопросы, он не набирал проходной балл и не поступал в вуз. При сдаче ЕГ в большей степени проверяется информированность, но не уровень понимания, в итоге, как показало наше исследование, в технический вуз стали поступать студенты, интеллектуальные способности которых недостаточны для успешной адаптации к процессу обучения.