Общегуманитарных Исследований, 2006. - 243 с.
3. Александровский, Ю.А. Об основных критериях клинического выздоровления / Ю.А. Александровский, А.А. Мальцев // Журн. невропатологии и психиатрии. - 1993. -№ 3. - С. 434-443.
4. Антипов, В.В. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям / В.В. Антипов, Б.А. Сосновский // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М., 1994. - С. 49-65.
5. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган ; Воен.-мед. акад. - СПб. : [б.и.], 2009. - 185 с.
6. Баевский, Р.М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья и экологии человека / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, А.Л. Максимов. - Магадан : МНИЦ Арктика, 2002. - 55 с.
7. Пахомов, А.А. Психофизиологические особенности женщин в климактерическом периоде / А.А. Пахомов, Н.Н. Рухляда, Н.Н. Бакина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 37-40.
8. Генкин, А.А. Прогнозирование психофизиологических состояний. Вопросы методологии и алгоритмизации / А.А. Генкин, В.И. Медведев. - Л. : Наука, 1993. - 143 с.
9. Грец, И. А. Влияние профессиональной спортивной деятельности на здоровье и биосоциальные особенности женщин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 37-40.
10. Данилова, Н.Н. Функциональные состояния : механизмы и диагностика / Н.Н. Данилова ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 2005. - 286 с.
11. Колесников, А. БХБЬ-97 / А. Колесников. - Дюссельдорф, Киев, М., СПб. : Издательская группа БИМ, 2007. - 528 с.
12. Лобзин, Ю.В. Реабилитация и диспансеризация инфекционных больных / Ю.В. Лобзин, В.И. Захаров. - СПб. : Гиппократ, 1994. - 213 с.
13. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук. - М. : Просвещение, 2008. - 191 с.
14. Ткачук, М.Г. Исследование влияния спорта на здоровье и качество жизни женщин спортсменок / М.Г. Ткачук, Е. А. Олейник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 19. - С. 78-86.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Олег Евгеньевич Пискун, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)
Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга адаптации к обучению студентов 1-го курса технического вуза. Исследование показало, что осложнение процесса адаптации студентов к обучению в техническом вузе может быть связано не только с особенностями их эмоциональной и коммуникативной сферы, но и с различными недостатками в развитии их интеллектуальных способностей, важнейшими из которых являются логическое, абстрактное и пространственное, инженерное мышление. Как нам представляется, данный аспект дезадаптации проявился в связи изменением системы приема в вуз.
Ключевые слова: адаптация, логическое мышление, тестирование, вуз.
INFLUENCE OF CHARACTERISTICS OF INTELLIGENCE ON THE ADAPTATION OF STUDENTS STUDYING AT THE TECHNICAL HIGHER SCHOOL
Oleg Evgenevich Piskun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State Polytechnic University
Annotation
The article presents the results of monitoring the adaptation to studying the 1st year students at the technical higher school. The study showed that complication of process of adaptation of students studying at technical higher school can be associated not only with their emotional and communicative sphere, but with different disabilities in developing their intellectual abilities, the most important of which are logical, abstract and spatial thinking and engineering. It seems to us that this aspect has been caused by change in university admission system.
Keywords: adaptation, logical thinking, testing, higher school.
Анализ статей в журнале «Высшее образование в России» за последние 5 лет показал серьезную озабоченность руководства технических вузов низким качеством школьной подготовки абитуриентов. Приводится высказывание ректора МГУ В. А. Садовниче-го о том, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины, и дело не в завышенных требованиях к вчерашним школьникам со стороны вузов. Вследствие недостаточной школьной подготовки осложняется процесс адаптации к учебному процессу в вузе, а в дальнейшем и приобретение необходимых профессиональных знаний и навыков [1]. Не улучшают ситуацию и открываемые курсы довузовской подготовки абитуриентов. Возможно, проблема не только в низком качестве образования, но и в недостатках интеллектуального развития молодых людей.
Мы решили проанализировать эту проблему в рамках мониторингового исследования адаптированности студентов к обучению СПбГТУ, которое проводится с 2008 года. В исследовании используется анкета, в которой, в частности, респонденты указывают, какое настроение доминирует у них в настоящее время (предлагается пять градаций: оптимистичное, спокойное, раздраженное, тревожное, подавленное). Для выявления факторов, осложняющих адаптацию к процессу обучения, в дополнение к анкетному опросу и личностным методикам, используется тест структуры интеллекта Амтхауэра [2]. В мае 2009 г. было обследовано 136 первокурсников, в мае 2010 г. - 66 первокурсников, в 2011 г. - 83 первокурсника. Основные результаты представлены в таблице.
Таблица 1
Сравнительная характеристика адаптированности студентов 1-х курсов СПбГПУ и ____________уровня их интеллекта (в баллах, 3 субтест теста Амтхауэра)____________
Показатели 2009, май 2010, май 2011, май
Адаптивные 76,4% 69,7% 67,5%
Дезадаптивные 23,6% 30,3% 32,5%
Логическое мышление 12,7 11,1 9,5
Из данных таблицы 1 можно заключить, что высоко значимой для оптимизации процесса адаптации к обучению в техническом вузе интеллектуальной характеристикой оказывается логический компонент понятийного мышления (3 субтест теста Амтхауэра). Как было установлено ранее [2], только при хорошем уровне развития логического компонента понятийного мышления (11 баллов и выше) становится возможным понимание сути правил, формул, законов, системы доказательств, формируются адекватные научные представления. Он также характеризует общую способность к обучению. Исследование показало, что увеличение числа первокурсников с недостаточно развитым логическим мышлением привело к значительному росту процента дезадаптивных студентов (до 32,5% в 2011 г.). В целях дальнейшего анализа была выделена группа студентов, которые к концу первого года обучения находились в подавленном эмоциональном состоянии. Уровень их логического мышления был высоко достоверно ниже, чем требуется для обу-
чения в техническом вузе: в среднем всего 5,4 балла (т.е. более чем в 2 раза ниже, чем по адаптивным группам). Уровень логического мышления тревожных студентов (большинство из которых - иногородние) также был невысок: в среднем 8,2 балла. Следовательно, у дезадаптивных студентов не сформирован логический компонент понятийного мышления, который абсолютно необходим для обучения в техническом вузе, освоения естественных и математических наук.
Изучалось также влияние практического интеллекта (1 субтест) абстрактного (6 субтест) и пространственного, инженерно-конструкторского мышления (8 субтест) на протекание процесса адаптации первокурсников. Корреляционный анализ выявил связи данных интеллектуальных характеристик с личностными качествами, влияющими на процесс адаптации студентов. Показатель способности к конструктивному поведению в стрессе (Розенцвейг, М-Р) оказался положительно связан с уровнем понятийного и абстрактного мышления (Амтхауэр, 3 и 6 субтесты), а также с общим уровнем интеллекта (обобщенный показатель по тесту Амтхауэра). С общим уровнем интеллекта оказалось связана способность брать на себя ответственность в конфликтной ситуации (Розенцвейг, I) и умение самостоятельно находить решение (Розенцвейг, 1). Также было выявлено, что общее самочувствие студентов зависит от развития их абстрактного мышления: чем ниже показатели по 6 субтесту Амтхауэра, тем выше уровень тревожности и дезадаптивности (Кеттелл, фактор О). Напротив, коммуникативная активность (Кеттелл, фактор Н) положительно коррелировала с 6 субтестом, т.е. высокое абстрактное мышление оптимизирует общение студентов технического вуза и их адаптацию. Были выявлены корреляции 1 субтеста с показателем самокритичности (методика Фидлера-Ясюковой) и с факторами Б и р2 опросника Кеттелла., которые означают: чем выше практический интеллект студента, тем он более самокритичен, осторожен, рассудителен и самостоятелен. Обнаружены также положительные связи абстрактного мышления (6 субтест) с самокритичностью (методика Фидлера-Ясюковой) и высокой значимостью морально-волевых жизненных ценностей (методика Ясюковой), а логического компонента понятийного мышления (3 субтест) - с ориентацией на духовно-интеллектуальные ценности, а также с толерантными установками (методика Ясюковой). Проявились корреляции 8 субтеста с такими показателями теста Розенцвейга, как способность к сотрудничеству (Розенцвейг, т), принятию ответственности (Розенцвейг, I) и отсутствием ригидности в стрессе (Розенцвейг, ОБ), т.е. высокое инженерно-конструкторское мышление также способствует позитивному взаимодействию в стрессовых ситуациях и адаптации студентов технического вуза.
Исследование показало, что осложнение процесса адаптации студентов к обучению в техническом вузе может быть связано не только с особенностями их эмоциональной и коммуникативной сферы, но и с различными недостатками в развитии их интеллектуальных способностей, важнейшими из которых являются логическое, абстрактное и пространственное, инженерное мышление. Как нам представляется, данный аспект дезадаптации проявился в связи изменением системы приема в вуз. До введения ЕГЭ у преподавателей вуза была возможность в процессе вступительных экзаменов в беседе выяснить, понимает ли абитуриент содержание вопроса или излагает заученную информацию, т.е. косвенно оценить его интеллектуальные способности. Экзаменационная оценка снижалась, если абитуриент не мог ответить на дополнительные вопросы, он не набирал проходной балл и не поступал в вуз.
При сдаче ЕГ в большей степени проверяется информированность, но не уровень понимания, в итоге, как показало наше исследование, в технический вуз стали поступать студенты, интеллектуальные способности (логическое мышление) которых недостаточны для успешной адаптации к процессу обучения.
Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», грант 2.2.3.3/12745
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловьев, А. Абитуриент - студент : проблемы адаптации / А. Соловьев, Е. Макаренко // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.
2. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST) : метод. руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб. : ГП «ИМАТОН», 2002. - 80 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ-САМБИСТОВ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
ПОДГОТОВКИ
Андрей Леонидович Похачевский, кандидат медицинских наук, доцент, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России), научно-исследовательская лаборатория диагностических и оздоровительных технологий,
Андрей Борисович Петров, кандидат педагогических наук, доцент,
Николай Викторович Анкудинов, соискатель,
Великолукская государственная академия физической культуры (ВЛГАФК)
Аннотация
Реализация качественной подготовки к соревнованиям квалифицированных борцов самбистов в значительной степени обусловлена адекватным использованием средств и методов восстановления. В соответствии с гипотезой исследования таким средством может стать методика комплексного применения общих и локальных средств восстановления, с учетом динамики микроэле-ментного баланса организма спортсмена. В результате эксперимента установлено, что оптимальное соотношение нагрузок и восстановления, существенно увеличили общую и специальную физическую работоспособность.
Ключевые слова: самбо, спортивная тренировка, подготовка к соревнованиям, методика восстановления, концентрация микроэлементов.
RESTORATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF QUALIFIED SELF-DEFENSE FIGHTERS IN ANNUAL CYCLE OF TRAINING
Andrey Leonidovich Pokhachevskiy, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service, Laboratory of diagnostic
and sanitary technologies,
Andrei Borisovich Petrov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Viktorovich Ankudinov, the competitor,
Velikie Luki State Academy of Physical Training
Annotation
Proper training of self-defense fighters is determined to great extent by appropriate means and methods of restoration. We have developed a method of complex use of general and local restoration means according to the dynamics of athlete’s organism microelement balance. The experiment proved that the optimal accordance of loads and restoration increases general and special physical activity.
Keywords: self-defense, sport training, training for competitions, method of restoration, microelements’ concentration.
ВВЕДЕНИЕ
В современном спорте высоких достижений подготовка квалифицированных бор-цов-самбистов базируется на интегральной подготовке и содержит длительные и высокоинтенсивные тренировочные занятия, требующие предельной реализации психофизиче-