ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 323
А.Ф. Эркин
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СФЕРУ
БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматривается взаимосвязь между сферами безопасности и образования. На основе опыта развития факультета заочного обучения Академии гражданской защиты МЧС России формулируются некоторые предложения по развитию заочного обучения и внедрению механизмов дистанционного обучения, детерминированных Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: академия, безопасность, Болонская система, власть, государство, интеллект, механизмы дистанционного обучения, МЧС России, нация, образование, развитие, ресурсы, творчество, Стратегия национальной безопасности, экономика.
A.F. Erkin
INFLUECNE OF THE EDUCATIONAL REFORMS ON THE NATIVE SPHERE OF SECURITY
This article shows the interconnection between the spheres of security and education. On the basis of experience of development of faculty of correspondence courses of the Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia some offers to develop the correspondence education and introduction of mechanisms of distance learning determined by the Federal law "Education in the Russian Federation" are formulated.
Keywords: academy, security, bologna system, authority, state, intellect, mechanisms of distance learning, EMERCOM of Russia, nation, education, development, resources, creativity, Strategy of national security, economy.
Сегодня в любом современном обществе образование рассматривается в качестве стратегического ресурса развития. По своей сути и предназначению образование - это, в первую очередь социокультурное воздействие общественности и государства на общество специфическими образовательно-воспитательными методами. Как написал в своих трудах исследователь В.И. Слободчиков, образование перестало быть одной из отраслей народного хозяйства, государственным ведомством; оно действительно становится формой общественной практики, особой сферой, обретающей свои интересы, цели, ценности и политику [1, с. 178].
В последние годы политики, чиновники и учёные постоянно пишут о том, что отечественная образовательная система достаточно эффективно приводится государством в соответствие с достижениями научно-технического прогресса и современными параметрами социально-экономического развития. Отечественную систему образования стараются осовременить, то есть модернизировать, в первую очередь путём применения в нашей стране европейского опыта (имеется в виду переход на Болонскую образовательную систему). Одна из целей образовательной реформы, таким образом, заключается в подготовке квалифицированных кадров для современной экономики.
Известно также, что некоторая часть чиновников в нашей стране считает действия государства в сфере образования системными и эффективными. Во всяком случае, руководство государства такие действия как, например, введение ЕГЭ оценивают позитивно. Так, в своём Послании Федеральному Собранию РФ в 2014 году Президент России отметил: «Единый государственный экзамен позволил одарённым ребятам из отдалённых городов и посёлков и семей с небольшим достатком поступить в лучшие вузы страны. Талантливые дети - это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах, а у нас таких детей немало» [2].
Это понятно. Однако для меня - работника системы образования, занимающегося подготовкой кадров для МЧС России - остаются очень важными и актуальными несколько методологических вопросов. Во-первых, должна ли отечественная образовательная система быть полностью унифицирована или процесс подготовки специалистов для системы национальной безопасности должен иметь некоторую специфику? Всегда ли отказ от подготовки специалистов (5 лет) в пользу бакалавров (4 года), предназначенных на первичные должности в спасательные воинские формирования - эффективен?
Поразмышляем в статье на тему взаимовлияния отечественных образовательных новаций и российской сферы национальной безопасности (на примере МЧС России и нашей Академии).
Диалектика взаимосвязи образования и безопасности. Результатом личных авторских размышлений является вывод о том, что система национальной безопасности и образовательная политика, на первый взгляд, не имеют прямого влияния друг на друга. Тем не менее, такое взаимовлияние не просто существует, но и весьма существенно (хотя и мало изучено современной наукой) для развития любого современного общества.
Ряд российских учёных, специализирующихся на изучении национальной безопасности, вообще не рассматривают проблемы образования в контексте безопасности. Такой результат даёт, например, анализ текста диссертации Б.В. Сысоева [3], а исследователь А.С. Семченков в большой статье «Оценка состояния политической безопасности России» пишет о таких факторах, как глобализация, информационная безопасность, вооружённая борьба, ядерное сдерживание и т. д., но ни словом не упоминает образование и образовательную политику государства в качестве фактора национальной безопасности [4].
И всё же в 2000-х годах стали появляться исследования взаимосвязи и взаимозависимости безопасности и образования. Так, в своих многочисленных научных исследованиях профессор С.С. Сулакшин анализирует зависимость между способностью общества к развитию и формированием в стране т. н. «экономики знаний», в которой целью и основным средством является интеллектуальный ресурс нации [5]. Зависимость состояния национальной безопасности от наличия квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества рассматривает исследователь О.Н. Климов [6, с. 3]. В своей кандидатской диссертации он также подчёркивает зависимость национальной безопасности от доминирующих в обществе ценностей и постоянным расширением доступа граждан к знаниям, технологиям, образованию и информации.
На наш взгляд, прав экономист И.А. Дюпюи: во многих развитых странах школа и наука представляют для государства инвестиционную сферу, а в России образование и наука, напротив, являются для государства сферами изъятия ресурсов всех видов - финансовых, материально-
технических, кадровых - для перераспределения в иные сферы [7, с. 16]. Из этого следует важный вывод о том, что наука и образование России, безусловно, являются факторами её национальной безопасности. Значит, преобразования в обществе не должны приводить ни к потере социально-экономической устойчивости системы, ни к потере возможностей отражения внешних угроз.
Исследователь И.А. Дюпюи небезосновательно считает важнейшими опасностями, детерминируемыми образованием, целый ряд явлений: потерю кадрового потенциала и многих научных направлений и специальностей; снижение уровня общедоступности научных и образовательных знаний и квалификации научно-педагогических кадров; уменьшение мотивации в их деятельности; увеличение зависимости системы образования от национальной государственной политики и образовательных систем других государств; финансовая поддержка извне, привлечение иностранных кадров и оборудования из-за рубежа в связи с невозможностью осуществления отдельных научных направлений и получения образования на основе собственных сил страны. Фактически в качестве возможных последствий опасностей для системы образования И.А. Дюпюи рассматривает потерю страной возможности:
самостоятельно вести научные исследования по перспективным направлениям науки и техники;
самостоятельно обеспечивать научные исследования и опытные разработки техники, обеспечивающие военную безопасность страны;
самостоятельно готовить специалистов для отраслей «новой экономики», военно-промышленного комплекса;
самостоятельно эксплуатировать закупаемую импортную технику и оборудование без привлечения иностранных специалистов и зарубежной рабочей силы [7, с. 19].
В качестве способа решения проблем этот исследователь видит модернизацию российского образования, осуществляемую при активном содействии общества. По его мнению, модернизация российского образования позволит расширить его доступность, повысить его эффективность и качество и содействовать решению назревших в стране экономических социальных проблем [7, с. 20].
Основной доктринальный документ. В «Стратегии национальной безопасности России до 2020 года» (далее Стратегия 2020) зафиксировано, что «...в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений ... Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». В этом документе содержится немало положений, связанных с развитием нашей страны, её безопасности, положения её граждан и общественности. По мнению создателей документа, Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня гос. и общественной безопасности. Мы согласны с тем, что «.успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития».
Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Стратегии 2020 обозначены приоритеты устойчивого развития, на которых наша страна должна сосредоточить свои усилия. Среди них выделим следующие: экономический рост, который достигается, прежде всего, путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путём укрепления роли
государства и совершенствования государственно-частного партнерства. В специальном разделе «Наука, технологии и образование» Стратегии 2020 отмечается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются:
развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счёт эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы;
повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счёт доступности конкурентоспособного образования.
И с этими положениями Стратегии 2020 можно согласиться, тем более, что в данном документе определяются механизмы достижения вышеуказанных стратегических целей. Это:
1. Формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и её государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов.
2. Создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоёмкой продукции, организации наукоёмкого производства.
3. Реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения национальной безопасности.
4. Обеспечение участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах с учётом конъюнктуры рынка интеллектуальной собственности.
Пожалуй, вышеуказанные механизмы достижения стратегических целей в области совместного развития системы образования и национальной безопасности есть смысл дополнить ещё несколькими механизмами. Это:
5. Постоянное расширение субъектов образовательного процесса в нашей стране при чётко определённой роли уполномоченных органов госвласти. Имеется в виду привлечение к образовательному процессу бизнес-структур, общественных организаций (речь об организациях, легально действующих в Российской Федерации) и поддержка их образовательной активности.
6. Агрегирование российской образовательной системы в региональные образовательные системы и общемировой образовательный процесс.
7. Российская система образования должна остаться основным эффективным институтом социализации молодежи и всех российских граждан.
Таким образом, нет сомнений в том, что национальные системы образования и национальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи.
Перманентные реформы в российской сфере образования приводят к тому, что вузы, готовящие кадры для системы национальной безопасности, не могут, да и не будут обучать всех подряд за государственный счёт. Любой федеральный орган исполнительной власти имеет свои ведомственные вузы, в которых готовятся кадры для себя или, что называется, «под себя». При этом очевидно, что наряду с повышением качества обучения, перед любым современным российским государственным вузом стоят ещё как минимум четыре проблемы:
готовить кадры не столько по традиции, сколько востребованные в федеральном органе исполнительной власти по принадлежности (например, МЧС России в первую очередь нужны спасатели);
не тратить лишние средства на подготовку «ненужных» (то есть, не востребованных сегодня)
для федерального органа исполнительной власти специалистов;
думать и планировать на перспективу: какие специалисты могут потребоваться для «своего» федерального органа исполнительной власти в ближайшем будущем;
искать возможности привлечения не только средств из федерального бюджета для подготовки востребованных для федерального органа исполнительной власти кадров (то есть, осуществлять образовательные услуги не только для «своего» федерального органа исполнительной власти, но и готовить специалистов на внебюджетной основе).
Последняя проблема означает, что российское государство постепенно перестаёт играть роль единственного поставщика образовательных услуг, но оно должно было стать организатором и координатором действий других участников образовательного процесса. Функционально оно также должно контролировать качество образования, составлять государственные образовательные стандарты, валидировать аттестаты и дипломы. Образовательному же учреждению в рамках этого закона предоставлено право собственности на денежные средства, имущество, иные объекты, переданные ему физическими и юридическими лицами в виде дара или пожертвования, на доходы от собственной деятельности и приобретённые на них объекты собственности, а также на продукты интеллектуального и творческого труда.
В таком контексте современная российская образовательная политика сходна с центральноевропейскими моделями, в которых государство, предоставляя большую степень автономии учебным учреждениям, всё же является основным источником финансирования образовательной сферы, используя управленческие механизмы «подобные рыночным» в рамках конкуренции за ресурсы. Кроме того, в российской системе государственного управления образованием введены принципы децентрализованного управления, так как выработка политики в области профессионального образования передана на министерский уровень (уровень профильных федеральных органов исполнительной власти).
Однако в реализуемой политической модели управления в России образованием сегодня присутствуют черты, которые придают ей схожесть с моделями рыночными - это ориентация на потребительский спрос на образовательные услуги, не достаточная разработанность механизмов социальной и финансовой поддержки граждан, желающих получить высшее образование [9, с. 207-208].
Фактически сегодня далеко не случайно в нашем вузе (Академии гражданской защиты МЧС России) так популярны реально состоявшееся заочное обучение (создан и достаточно долго функционирует факультет заочного обучения) и планируемый переход на механизмы дистанционного обучения. Так, за период работы факультета с 1995 по 2003 гг. было подготовлено значительное количество дипломированных специалистов по специальности «Государственное и муниципальное управление» (см. табл. 1 и табл. 2):
Таблица 1
Год выпуска Специализация 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Государственное и муниципальное управление (профиль «Управление безопасностью экономики и территорий») 11 12 13
Аварийно-спасательное дело 16 5
Командно-штабная, оперативно-тактическая гражданской защиты 17 23 46
Защита в чрезвычайных ситуациях 13 16
———_____Год выпуска Специализация —— 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Государственное и муниципальное управление (профиль «Управление безопасностью экономики и территорий») 22 21 21 20 24
Государственное и муниципальное управление (профиль «Управление подразделениями МЧС России»), магистр 44 63
Техносферная безопасность, магистр 6
Информационные системы и технологии, магистр 3
Защита в чрезвычайных ситуациях 2
В 2010 году в соответствии с приказом начальника Академии на нашем факультете открылась внебюджетная деятельность, и начался набор студентов. Мы считаем «запуск» этого процесса важным моментом в развитии не только факультета, но и нашего вуза в целом. Дело в том, что таким образом, полагаем, был сделан акцент на подготовку специалистов для нашего министерства (в котором нецелесообразен отрыв от исполнений служебных обязанностей на длительные сроки). И заочное обучение позволяет выполнить обучение с минимальными издержками служебного времени. Обучение на факультете заочного обучения менее затратно для вуза и, соответственно, для федерального органа исполнительной власти.
Обратим внимание на тот факт, что в 2012 году на факультете заочного обучения открыт набор на новые (до этого времени мы готовили специалистов только по специальности «Государственное и муниципальное управление») направления подготовки, которые вклюячают в себя:
«Бакалавр» - 5 лет обучения, направления подготовки «Юриспруденция» (030900.62), «Реклама и связи с общественностью» (031600.62), «Экономика» (080100.62), «Государственное и муниципальное управление» (081100.62).
«Магистр» - 2,5 года обучения, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» (081100.68), «Прикладная математика» (231300.68), «Информационные системы и технологии» (230400.68) и «Техносферная безопасность» (280700.68).
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов основной задачей факультета является внедрение в образовательный процесс новых дистанционных форм обучения, которые в свою очередь помогут улучшить качество образовательного процесса по заочной и дистанционной форме обучения, уменьшить время обучаемых на переезд от дома к месту учебы и обратно. Кроме того, внедрение в образовательный процесс дистанционных механизмов обучения позволит студентам полнее использовать информационные технологии, позволит им учиться в режиме удалённого доступа.
А для этого в нашей Академии создан «Дистанционный образовательный портал» [9]. Очевидно, что создание такого портала в нашей Академии детерминировано национальными тенденциями: в России сегодня создаётся Совет по онлайн образованию. В качестве эксперимента на дистанционные технологии в нашей Академии сегодня переводятся дисциплины, изучаемые бакалаврами-заочниками на 1-м курсе обучения. Лично я считаю этот переход своевременным, теперь обучаемые смогут себя тестировать и решать задачи и кейсы круглый год, то есть тогда, когда им это удобно - опять же за счёт удобства доступа (доступности) для них информационного
обучающего ресурса Академии.
Кроме того, Академия и министерство сможет экономить за счёт уменьшения площадей для проживания студентов-заочников во время учебного сбора. А сами обучаемые также будут экономить время и финансы (теперь не нужно два раза в день ездить в Академию и от Академии) во время учебного сбора. Со временем, полагаю, весь процесс обучения на факультете заочного обучения благодаря усилиям профессорско-преподавательского состава и Центра информационных средств обучения Академии будет переведён на технологии дистанционного обучения. Однако нужно понимать, что при этом придётся кардинально переработать (усилить) фонды оценочных средств по всем преподаваемым учебным дисциплинам.
В качестве выводов заметим, что взаимозависимость сфер безопасности и образования определяется тем, что устойчивую безопасность современного общества можно обеспечить только при условии постоянно развивающихся общественных отношений. Данное же развитие, особенно экономическое, может дать только современная система образования, формирующая интеллект нации, общенациональные ценности и нужное количество квалифицированных, постоянно обучающихся специалистов.
Полагаем, что высшее руководство нашей страны понимает проблему обеспечения национальной безопасности России именно в таком ключе. Поэтому отечественные концептуальные документы в области безопасности подвергаются корректировке, поэтому налаживаются новые военно-политические, экономические, культурные и иные контакты России с государствами, ранее не рассматривавшиеся в качестве дружественных нашей стране. Именно поэтому в нашей стране осуществляется перманентная реформа системы образования, призванная обеспечить устойчивый экономический рост и успешную социализацию российской молодежи.
Сложившаяся в России образовательная политика пока в некоторых компонентах и по целому ряду направлений фрагментарна. В неё, полагаем, ещё предстоит включить гражданское общество, бизнес-структуры и достаточно многочисленное образовательное сообщество.
Литература
1. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М., 1997.
2. Послание Президента Федеральному Собранию. Доступ: http://www.kremlin.ru/transcripts/47173 (дата обращения: 21.12.2014).
3. Сысоев Б.В. Политические проблемы европейской безопасности: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 1999. - 21 с.
4. Семченков А.С. Оценка состояния политической безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 12 «Политические науки». - 2003. - № 2. - С. 34-53.
5. Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Малчинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. - М.: Научный эксперт, 2009. - С. 8-14.
6. Климов О.Н. Национальная безопасность России в условиях глобализации (политологический анализ): Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2003.
7. Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании и национальная безопасность России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2004.
8. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. - СПб.: Норма, 2007.
9. Дистанционный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://donew.amchs.ru/ (дата обращения: 22.12.2014).
Рецензент: доктор исторических наук, профессор Малека Ю.Н.