Научные сообщения
ЧИППКРО
УДК 373.3-051+378.091.398
Влияние образовательных реформ 90-х годов XX века на развитие системы последипломного педагогического образования в Украине
В. В. Примакова
Influence of the education reforms in 90s of the 20th century on the teacher’s postgraduate education system development in Ukraine
V. V. Primakova
Аннотация. В статье проанализированы реформационные процессы, которые происходили в системе образования Украины в период независимости (90-е годы XX - первое десятилетие XXI веков): охарактеризованы основные образовательные проблемы указанного периода в начальном звене школьного образования и последипломной составляющего непрерывного педагогического образования; изложены возможные пути их решения и перспективы дальнейшего развития отрасли; проанализировано также влияние исто-рико-педагогического опыта по вопросам развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Украине указанного периода на определение ориентиров и трансформацию содержания последипломного образования учителей начальных классов в современном мире.
Abstract. This article analyzes the reformation process in the Ukrainian education system during the independence period (90s of the 20th century - the first decade of 21th century). The major educational issues of that period in the primary school and postgraduate courses of continuing pedagogical education are described; ways to solve them and the prospects for further development are outlined. In this research author analyzed influence of historical and pedagogical experience in the teacher professional development system evolution in Ukraine in the second half of the XX-th century on the renovation of content ofprimary school teachers ’ postgraduate education in the modern world.
Ключевые слова: последипломное образование; учителя начальных классов; модернизация образовательного политики; образовательные проблемы; повышение квалификагщи; компе-тентностный подход.
Key words: postgraduate education; primary school teachers; modernization of education policy; education issues; professional development; competency-based approach.
Реформационные процессы, происходящие в сфере образования Украины в последние годы, обусловлены необходимостью интенсивных изменений во всех сферах жизни нашего государства. На пути к европейской и мировой интеграции государство направило свои усилия на достижение уровня мировых стандартов, в том числе в образовании. Это объясняет интерес педагогической науки и практики к изучению проблем развития образования в целом и отдельных ее составляющих. Системный анализ государственной образовательной политики в разные исторические периоды, объективное рассмотрение накопленного опыта будут способствовать успешному дальнейшему развитию отрасли, в том числе всех звеньев непрерывного педагогического образования. Особое внимание педагогического сообщества привлекают, в связи с этим, вопросы трансформации системы образования в Украине после провозглашения ее независимости.
Проблемы развития образования Украины в период независимости рассматривались широким кругом отечественных ученых. Фундамен-
тальные исследования проблем истории педагогики осуществлялись М. Евтухом, С. Крисюком,
A. Савченко, Н. Слюсаренко, О. Сухомлинской и др. Философские концепции трансформации образовательных систем разработаны украинскими учеными В. Андрущенко, И. Зязюном,
B. Огневьюком и др. Проблемы реформирования школьного образования в Украине XX века изучали Л. Березовская, С. Гончаренко, А. Ля-шенко и др. Становление и развитие структурных составляющих непрерывного образования в Украине в различные периоды рассматривали ученые В. Кремень, В. Кузьменко, А. Кузь-минський, В. Луговой, Н. Протасова и др. Современные проблемы функционирования системы последипломного образования исследовали Г. Дмитренко, А. Зубко, Н. Ничкало, В. Олейник и др. Однако, несмотря на основательный массив информации, собранный по данной проблеме, считаем недостаточно обобщенным круг проблем развития образования в Украине в период независимости, в частности относительно последипломного образования учителей начальных классов.
Цель статьи: проанализировать влияние реформ в системе образования Украины периода ее независимости (90-е годы XX - первое десятилетие XXI веков); охарактеризовать основные образовательные проблемы указанного периода в начальном звене общеобразовательной школы и последипломном педагогическом образовании.
Период конца XX - начала XXI веков связан с появлением ряда стратегических документов [1], которые «заложили основы новой парадигмы образования - ориентации на новый тип гуманистически инновационного образования» [2, с. 4]. Основными из них являются: Государственная национальная
программа «Образование» («Украина XXI столетия») (1993 г.), Законы Украины «Об образовании» (1991г.), «О среднем образовании» (1999 г.), «О внешкольном образовании» (2000 г.), «О высшем образовании» (2002 г.), Национальная доктрина развития образования, утвержденная Указом Президента Украины (2002 г.); Концепция развития последипломного образования в Украине (2002 г.); Программа развития системы дистанционного обучения на 2000-2006 гг. (2003 г.) и другие.
К основным приказам и постановлениям, регламентирующим деятельность как начального звена школьного образования, так и системы повышения квалификации педагогических кадров указанного периода, относят: Постановление Кабинета Министров Украины от 16.11.2000 г. № 1717 «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения»; Постановление Кабинета Министров Украины от 14 июня 2000 г. № 964 «Об утверждении Положения об общеобразовательном учебном заведении», Постановление Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 № 632 «О перечне квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников», Указ Президента Украины от 04 июля 2005 № 1013/ 2005 «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине».
Указанные документы регламентируют работу всех структурных составляющих непрерывного образования в Украине, однако, некоторые из них, несмотря на недолгий срок действия, уже утратили свою силу или претерпели некоторые изменения.
Неизменными остались содержание положений, которыми руководствуется деятельность основных составляющих непрерывного образования, наиболее значительными из которых в данный период стали: Типовое положение об аттестации педагогических работников Украины (1993 г.), Положение о районном (городском) методическом кабинете (1997 г.), Положение о государственной итоговой аттестации учеников (воспитанников) в системе общего среднего образования, (2000 г.); О мониторинге качества начального образования (2005 г.), Положение о порядке осуществления инновационной образовательной деятельности (2000 г.), Положение об экспериментальном общеобразовательном учебном заведении (2002 г.). Согласно указанным документам, среди основных задач, стоящих перед образовательной сферой молодого независимого государства в указанное время, на первый план выступают: «обеспечение ее конкурентоспособности в европейском и мировом пространствах, воспитание поколения молодежи, защищенного и мобильного на рынке труда, способного делать личностный духовно-мировоззрен-
Научные сообщения ЧИППКРО
ческий выбор, получать необходимые знания, навыки и компетенции для обучения в течение жизни» [2, с. 5]. Тогда же для рассмотрения, анализа и поиска конструктивных решений научно-педагогическим сообществом выносится круг образовательных проблем, из которых на общегосударственном уровне провозглашены приоритетными: определение и использование компетентности как средства обновления содержания образования; равный доступ детей к начальному образованию, организация профильного обучения в старшей школе; внешнее оценивание знаний в школе; эффективное использование учительских ресурсов, качество школьного учебника, финансирование образовательных услуг и т. д. Указанные проблемы требовали немедленного решения не только путем научного обоснования, но и внедрения в образовательную практику на всех этапах получения человеком образования.
Комплексный подход к разработке курса общегосударственной политики в сфере образования обеспечило сотрудничество работников Министерства образования и науки, других министерств и ведомств государства с ведущими учеными Академии педагогических наук Украины и преподавателями кафедр педагогики высших учебных заведений, педагогами-практиками, международными экспертами и общественностью.
В начале XXI века начинаются активные исследования по вопросам модернизации образовательной политики, которым предшествовал подробный анализ имеющихся проблем образовательного сектора и поиск приемлемых механизмов их решения, с учетом определенной нормативными документами стратегии. Результатом соответствующей работы стала выработка основных ориентиров политики по обеспечению равного доступа к качественному образованию, ее управления и финансирования, содержания и мониторинга качества.
К исследованиям в этом направлении присоединились международные образовательные организации, педагогическая общественность. Так при участии Международного фонда «Возрождение», Института открытого общества (Будапешт), при поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций в начале XXI века были разработаны Рекомендации по образовательной политике «Стратегия ре-
формирования образования в Украине» [2]. В них представлен анализ образовательной политики в Украине в указанный период, обозначены основные проблемы и разработаны варианты их решения на основе мировых подходов. Определение современных тенденций развития образования XXI века позволили наметить возможные пути развития образовательного сектора государственной политики, альтернативные уже имеющимся.
Учитывая данные рекомендации и существующее состояние развития образования в Украине, отечественные ученые (В. Андрущенко, И. Бех, Н. Бибик, Н. Ничкало, А. Савченко и др.) определили и предложили современные подходы к развитию отрасли, очертили возможные перспективные направления их внедрения. Изучение положительного зарубежного педагогического опыта, который, безусловно, влияет на развитие украинского образовательного пространства, раскрыло новые ориентиры в сферах, еще новых для Украины указанного периода. К ним относился, прежде всего, ком-петентностный подход к формированию содержания образования, а также теория и практика внешнего оценивания учебных достижений учащихся.
Курс был взят на обновление содержания образования и согласование его с современными потребностями общества, интеграцией в мировое образовательное пространство. Учитывая, что содержание образования в начале третьего тысячелетия не в достаточной степени соответствовало потребностям общества и рынка труда, поскольку недостаточно было направлено на приобретение необходимых жизненных компетентностей человеком, ученые обозначили компетентностный подход как один из ведущих на данном этапе развития сферы образования.
Проанализировав современные тенденции формирования содержания образования украинской школы, А. Овчарук определила ключевые проблемы, которые тормозили в этот период качество образования. Одной из главных исследовательница считала недостаточную информированность педагогов о компетентност-ном подходе, которая должна быть обеспечена через систему подготовки учителей и повышения квалификации педагогических работников. «Украинское образование только начинает опе-
рировать понятием компетентности в том смысле, который предлагают европейские страны. И хотя в проекте новых образовательных стандартов является попытки заложить достижение учащимися компетентностей в основу образовательных областей, на сегодня еще нет системного и согласованного подхода к систематизации понятия компетентности и ключевых компетенций, что необходимо для обеспечения интеграции украинского образования к общемировым процессам» [3, с. 25-26].
Именно в начале XX века в проекте государственного стандарта основной школы были сделаны первые шаги по внедрению компе-тентностного подхода в функционирование системы образования в Украине. К обсуждению понятия ключевых компетенций и механизмов включения их в содержание образования было привлечено большое количество прогрессивных ученых и педагогов-практиков, активных членов педагогической общественности. Результаты были освещены в средствах массовой информации, в частности в педагогической прессе, научных публикациях, в системе высшего и последипломного образования.
Для эффективного информирования педагогических кадров в системе подготовки будущих учителей и их дальнейшем последипломном образовании были разработаны и внедрены учебные курсы лекций и тренингов по обозначенной проблематике. Их содержание определялось, прежде всего, средствами обобщения опыта, организованных тогда пилотных проектов по внедрению компетенций, через ознакомление с экспериментальными программами и педагогическими подходами. Позднее оно было подкреплено результатами диссертационных исследований по теме и постоянно обновлялось в соответствии с новейшими тенденциями в этой области зарубежных систем образования.
Важными признаками трансформации основных звеньев непрерывного педагогического образования стали обоснование и применение компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки педагогов, что позволяло дипломированному специалисту лично оценить преимущества и недостатки реализации этого подхода. Достижению положительных результатов в этом направлении способствовало широкое применение интерактивных
методов и форм работы, разработка и проведение тренингов, во время которых у учителей отрабатывались определенные навыки, и определялось их личное отношение к полученным знаниям и умениям.
Среди приоритетных направлений образовательной политики Украины в этот период была выделена также проблема равного доступа детей к начальному образованию. Отечественные и иностранные исследователи установили, что в начале XXI века в Украине она приобрела особое значение, что обусловило интенсивность поиска путей ее решения. Именно в начальной школе важно обеспечить высокий стандарт обучения, выравнивание в подготовке детей из семей различных слоев населения, поскольку на этом этапе закладываются основы для успешного дальнейшего их обучения, формирования личности и социализации.
В Законе Украины «Об образовании» указано, что «граждане Украины имеют право на бесплатное образование во всех государственных учебных заведениях независимо от пола, расы, национальности, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, вероисповеданию, состояния здоровья, места жительства и других обстоятельств» [1]. Однако на практике, при обеспечении равенства в затратах на образование, которое должно гарантировать государство, талантливые и дети из состоятельных семей оказались в лучшем положении.
Если в советское время функционировали школы для обучения детей партийной элиты, что давало детям возможность углубленно изучать некоторые предметы, то после провозглашения Украиной независимости началось становление различных типов школ: гимназий, коллегиумов, лицеев; появились частные школы. Надо отметить, что в первом случае вступительного конкурса в специализированные школы практически не было, в них могли учиться дети из прилегающего микрорайона, что не приводило к существенному расслоению учащихся. Теперь же заведения нового типа могли устанавливать определенные правила, критерии отбора детей, использовать дополнительные резервы для эффективного функционирования. В этом были и некоторые преиму-
Научные сообщения ЧИППКРО
щества: стало популярным изучение иностранных языков, предметов художественной культуры, начиная с первого класса, что побудило педагогов к разработке новых учебных программ, учебно-дидактических материалов, внедрению инновационных технологий обучения и т. д. Однако обучение в начальной школе должно быть направлено на компенсацию тех различных возможностей, которые наблюдаются у детей в зависимости от социального статуса семей. Школа должна обеспечить равные условия для развития природных способностей, воспитания духовно-нравственных качеств каждого ребенка, что позволит обеспечить его адаптацию в меняющемся мире.
Поэтому, по мнению специалистов в области управления образованием, государство должно регулировать эти процессы, компенсируя неравноценность условий, в которых находятся различные общественные группы [4].
Для решения данной проблемы были определены варианты политики, способствующие созданию условий для получения детьми высокого уровня образования. К ним была отнесена разработка на муниципальном уровне системы мер по поддержке развития школ с низким уровнем образовательных услуг.
Основными условиями успешной реализации этого направления должны были стать: заинтересованность педагогического коллектива школы, родителей, учащихся в решении проблемы; установление связей между школой и местными общественными организациями; унификация учебных программ начальной школы (за исключением творческих и спортивных школ); отказ от конкурсного набора детей в первый класс; эффективное использование возможностей внешкольных учреждений для обеспечения развития одаренных детей. Насущной потребностью также становились поиск и использование дополнительных средств, необходимых для введения дополнительных ставок для педагогов, осуществляющих педагогическую поддержку тех, кто в этом нуждается (социальных педагогов для работы с проблемными семьями), на приобретение дидактических материалов, оборудования; на обеспечение не формального качественного последипломного образования учителей.
В 1996 году вышло Постановление Кабинета Министров Украины, где вместо ожидаемого
увеличения вдвое бюджета на образование, было сказано о необходимости уменьшения расходов на бюджетную сферу, в том числе и образовательную. Были установлены показатели сети образовательных учреждений, наполняемости классов на уровне показателей 1990 г. [5]. При таких условиях решение определенных проблем существенно осложнялось. Суммы, необходимые для реализации плана улучшения качества работы общеобразовательных школ, предлагалось получать через снятие единого процента из бюджетов всех школ и направление этих средств на реорганизацию нескольких выбранных школ.
Таким образом, в конце XX века (90-е годы) возникла еще и крайне серьезная проблема обеспечения общеобразовательных школ педагогическими кадрами. Система образования Украины потеряла тогда много профессионально подготовленных и способных педагогов, которые были вынуждены сменить место работы с целью получения более высокой заработной платы, дополнительного заработка, часто вне сферы образования. Проблема недостаточного финансового обеспечения учителей привела к снижению мотивации учительского труда и, в определенной степени, качества преподавания педагогами, продолжающими работать в школах. Последнее было обусловлено отсутствием надлежащей материальной базы образовательных учреждений, нехваткой учебников, методической литературы, дидактических материалов, их неудовлетворительным качеством.
Такая ситуация сохранялась довольно продолжительное время. В связи с этим, в государственной программе «Учитель» (2002 г.) было указано: «Не преодолено влияние негативных факторов, вызывающих отток высококвалифицированных педагогических работников других сфер. С каждым годом становится ощутимым недостаток учителей, воспитателей, мастеров производственного обучения и других педагогических работников. Профессия учителя теряет престиж. Существует несоответствие между общественной ролью и социальным статусом педагога» [6, с. 5]. Для преодоления этого несоответствия прогрессивной педагогической общественностью было создано обращение к Правительству Украины, где было предложено вместо принципа «остаточного» финансирования национального образования принять меры по увеличению ассигнований
на образование, имея ориентир на процент ВВП, выделяемый на образование страны ОЭСР [1,с. 150].
Было понятно, что реальные положительные изменения в системе образования невозможны без повышения заработной платы и общественного статуса педагогических работников. Кроме того, стремительно приходила в упадок сельская школа.
Результатом политики консолидации сети сельских школ стало тогда закрытие отдаленных школ, не оборудованных надлежащим образом, имеющих небольшое количество учащихся, недостаток учителей. Конечно, принимая решение о закрытии сельского учебного заведения, учитывали комплекс факторов: удаленность населенных пунктов, состояние дорог, возможности местных органов власти по обеспечению транспортными средствами, материальной базой учреждения и кадровыми ресурсами. Для организации работы таких школ было обеспечено выполнение государственной программы «Школьный автобус», которая действует и сегодня в Украине. Однако в перспективе все-таки украинское общество рассчитывает на государственную политику, направленную на возрождение заброшенного сегодня украинского села, обновление, в связи с этим, работы сельской школы, которая всегда была культурным центром (иногда единственным) для всей общины в каждой небольшой местности.
Сегодня национальная система образования характеризуется рядом особенностей, которые отличают ее от специфики функционирования отрасли в прошлые годы и даже десятилетия. Среди тенденций развития современного образования Украины, основными являются внедрение инновационных, информационно-коммуникативных технологий в практику работы учебных заведений, ориентация как на интенсификацию учебно-воспитательного процесса в школах, так и на оптимизацию использования ресурсов для обеспечения функционирования образования. Особенностями национального образования являются также: отказ от заидео-логизированных форм и методов учебно-воспитательной работы, нивелирование денационализированных подходов в решении сложных проблем образовательной сферы. Все это существенно влияет на педагогическую дея-
тельность и профессиональное развитие педагогов. Первоочередными для последипломного образования учителей, в том числе начальных классов, становятся задачи раскрытия их потенциальных возможностей и способностей, определения черт индивидуального стиля работы для дальнейшего развития и совершенствования, расширения профессиональной картины мира учителей, что будет способствовать выработке у них самосознания, навыков рефлексии и проектирования дальнейшей деятельности. Поскольку реализовать указанное возможно только при условии высокого уровня устойчивой мотивации к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию, важным выступает и стимулирование педагогических работников к самообразовательной деятельности на всех этапах непрерывного образования.
Итак, в Украине последнего десятилетия XX и первого десятилетия XXI веков сложилась ситуация, когда назрела необходимость улучшения качества образования, в том числе последипломного. С этой целью было проведено широкомасштабное реформирование всей отрасли, которое вскрыло и очертило пути решения большого количества проблем в системе образования. Для этого были приняты нормативные документы, которые регламентировали работу отрасли и существенно влияли на развитие последипломного образования учителей в Украине. По международному образцу было начато внедрение в содержание образования системы ключевых компетентностей, что выступало важным условием обновления содержания образования, и для чего уже существовала мощная научно-методическая основа. К перспективным направлениям развития последипломного образования учителей начальных классов в Украине относим: введение кредитно-модульной формы обучения для повышения квалификации педагогов, создание необходимых условий для развития самосознания средствами построения собственной образовательной траектории каждым специалистом, возможности выбора содержания и форм повышения квалификации, формирование их профессиональной компетентности и общей педагогической культуры на протяжении всей жизни. Указанные на-
Научные сообщения
ЧИППКРО
правления требуют пристального внимания и дальнейшего рассмотрения.
Библиографический список:
1. Законодательство Украины об образовании. Сборник законов по состоянию на 10 марта 2002 года. - К. : Парламентское издательство, 2002. - 159 с.
2. Стратегия реформирования образования в Украине: Рекомендации по образовательной политике. - К. : «К.И.С.», 2003. - 296 с.
3. Овчарук О. Компетентности как ключ к обновлению содержания образования / О. Овчарук// Стратегия реформирования образования в Украине: Рекомендации по образовательной политике. - К. : «К.И.С.», 2003. - 296 с.
4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Дж. Стиглиц. - К. : Основы. -1998.- 854 с.
5. Сборник нормативных документов общего среднего и дошкольного образования. - Министерство образования и науки Украины. - К., 2002. - 262 с.
6. Государственная программа «Учитель». -К. : Редакции общепедагогических газет. -2002. - 40 с.
References:
1. Zakonodatel'stvo Ukrainv ob obrcizovcmii. Sbornik zakonov po sostoyaniyu net 10 mcirtci 2002
goda [Ukraine's Education Legislation. Resolves of March 10, 2002]. - K. : Parlamentskoe izda-tel'stvo, 2002. - 159 p.
2. Strategiva reformirovaniva obrazovaniva v Ukraine: Rekomendatsii po obrazovatel'noy poli-tike [Reform Strategy for Education in Ukraine: Educational Policy Recommendations]. - K. “K.I.S.”, 2003.-296 p.
3. Ovcharuk O. Kompetentnosti kak klyuch kobnovleniyu soderzhaniya obrazovaniya [Competencies as a Key to the Renewal of Education Content]. Strategiva reformirovaniva obrazovaniya v Ukraine: Rekomendatsii po obrazovatel'noy poli-tike [Reform Strategy for Education in Ukraine: Educational Policy Recommendations]. - K. “K.I.S.”, 2003.-296 p.
4. Stiglitz J. Ekonomika gosudarstvennogo sek-tora [Economics of the Public Sector], - K. : Os-novy, 1998. - 854 p.
5. Sbornik normativnykh dokumentov obsh-chego srednego i doshkol'nogo obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Ukrainv [Collection of Normative Documents of General Secondary and Preschool Education. Ministry of Education and Science of Ukraine]. - K., 2002. -262 p.
6. Gosudarstvennaya programma “Uchitel'” [State program "Teacher’]. - K. : Redaktsii obsh-chepedagogicheskikh gazet, 2002. - 40 p.