Научная статья на тему 'Влияние образовательной среды на формирование толерантности у будущих социальных работников'

Влияние образовательной среды на формирование толерантности у будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / SOCIAL WORK / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIAGNOSTIC OF TOLERANCE LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владыко Ольга Матвеевна, Шматко Алексей Дмитриевич

Раскрыты условия развития культуры толерантности в профессиональной подготовке социальных работников и особенности влияния образовательной среды на этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of educational environment on the development of future social workers' tolerance118 Bolshaya Morskaya str. St.Petersburg 191186 Russia; tel. +7 (812) 315-15-83

Conditions of development of tolerance culture in the professional training of social workers and peculiarities of educational environment influence on this process are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательной среды на формирование толерантности у будущих социальных работников»

О. М. Владыко, А. Д. Шматко

(Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Раскрыты условия развития культуры толерантности в профессиональной подготовке социальных работников и особенности влияния образовательной среды на этот процесс.

В условиях роста социального разнообразия имеет место опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, межпоколенческой нетерпимости. Именно поэтому в нынешнем молодом поколении так важно формировать и развивать толерантность.

Важность толерантности в современном мире настолько актуальна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Однако её проявление не может означать терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужому мнению.

Актуальность ценности «толерантность» определяет необходимость культивирования в обществе идей толерантности. Важная роль в решении этой задачи отводится системе образования. В Декларации принципов толерантности отмечается, что политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями [7]. Особенно актуальна данная проблема для будущих специалистов социальной работы.

Понятие толерантности формировалось на протяжении нескольких веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Это понятие характеризуется широким спектром значений, который постоянно дополняется, пытаясь адаптироваться к действительности, преподносящей новые и многообразные прояв-

ления нетерпимости, требующие новых средств преодоления. Для современного общества чрезвычайно важно понимание того, что толерантность - это не простое снисхождение до мнения других людей. Это активное стремление к защите не только своих прав и свобод, но и прав и свобод людей, находящихся рядом.

Таким образом, толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Однако, по мнению некоторых отечественных ученых, российскому мышлению чужда толерантность до сих пор. Как считает И. В. Цветкова, «„.наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость...» [8].

В настоящее время назрела острая социально-педагогическая необходимость воспитания толерантного человека и возникла реальная возможность это осуществить через овладение культурой толерантности, понимание сущности причин и способов воспитания этики принятия инаковости, признание права других быть самими собой во взаимоотношениях с окружающими. Это входит в компетентность социального работника в качестве важнейшего компонента профессионализма и требует от него высокого уровня гуманизма, творческого подхода к профессиональной деятельности и общению [1].

Как известно [2], эффективность системы профессиональной подготовки социального работника в вузе обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагоги-ческихусловий:

1] целевых: направленность вузовской

профессиональной образовательной программы на использование потенциала всех учебных дисциплин и видов социальной практики, научно-исследовательской работы

и общественной деятельности на формирование профессионально компетентной личности и деятельности будущего специалиста;

2] диагностических: систематическое изучение личности каждого студента посредством разработанной системы диагностики и самодиагностики его профессиональных компетенций, включающей исследуемые критерии и показатели, доступность необходимых методик и оборудования, средств обработки и интерпретации результатов, гарантию конфиденциальности, наличие педагогов-кон-сультантов; востребованность результатов при определении стратегии и тактики профессионального развития и саморазвития будущего специалиста;

3] содержательных: интеграция государственных, региональных, личностных интересов обучающихся в определении содержания и организации профессионального образования; взаимообусловленность формирования профессиональной деятельности и личности социального работника; преемственность и взаимодополняемость познавательной деятельности студентов, обеспечивающей единство их теоретической и практической подготовки;

4] системных: непрерывность и целостность образовательного процесса, объединяющего учебную, практическую и исследовательскую деятельность студента; ориентация педагогического процесса на формирование личности студента как субъекта социально-творческой деятельности; организация учебно-воспитательного процесса на основе анализа и моделирования профессионально значимых качеств личности студента; создание и реализация системы социально-педагогических ситуаций, обеспечивающих единство и преемственность педагогического воздействия в процессе всего периода вузовского обучения; включение студентов в различные формы социальной практики на основе осознанного выбора ими средств и способов удовлетворения профессиональных, социальных и личностных потребностей, реализация личностно-ориентированных педагогических технологий;

5] управленческих: нормативное и организационное обеспечение педагогического процесса; социально-педагогическая, толерантная и культуросообразная среда университета, интегрирующая глобальные, национальные и личностные интересы; организация пе-

дагогического процесса на принципах творческого саморазвития личности, самопознания, приоритета практики, на принципах творчества, гуманизма, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Комплекс отмеченных условий формирует профессиональную направленность специалиста по социальной работе в поликультур-ной среде, которая характеризуется осознанием и личностным принятием ценностей и норм данной деятельности.

К числу этих ценностей относится понимание специфики деятельности в поликультур-ной среде; культурно-материальные, социально-психологические особенности различных общественных групп, нормы межкуль-турного общения; нравственные качества личности социального работника, такие как гуманность, толерантность, справедливость, активная моральная позиция, ответственность и др.

Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам в реализации ими своих социальных прав и/или в компенсации тех физических, психических, интеллектуальных или социальных недостатков, которые мешают воспользоваться в полной мере этими социальными правами или возможностями для нормального социального функционирования. Соответственно одной из родовых функций социальной работы является противодействие социальному исключению индивидов и групп, оказания социальной поддержки тем, кто не соответствует норме [3].

Обучаясь по специальности «Социальная работа», студенты особо остро понимают проблему толерантности в общественной среде. Ведь в социальной работе каждый день можешь столкнуться с человеком, который тебе банально неприятен, более того, могут различаться взгляды на жизнь, устремления, жизненные ценности и др. Поэтому основная задача - помнить о главных принципах толерантности и воспринимать человека таким, какой он есть, без обсуждения и демонстрации негативного к нему отношения [4].

К сожалению, предрасположенность к ин-толерантности, основанная на совокупности врожденных и приобретенных в процессе социализации свойств, в российской действительности пока не выявляется в ходе отбора претендентов на должности социальных ра-

ботников и при приеме абитуриентов на факультеты социальной работы. Тем не менее сама социальная практика проверяет сотрудников, и практические работники, которые не обладают качеством толерантности, как правило, не задерживаются в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в социальной работе - ведущий принцип, предопределяющий возможность или невозможность занятия профессиональной деятельностью в этой сфере.

С точки зрения психологии развития особый интерес представляет изучение взаимодействия развивающейся личности с образовательной средой - системой влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В исследованиях В. В. Рубцова, В. И. Панова, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, Л. А. Боденко образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педаго-гический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности обучаемого по заданному образцу, вычленен и проанализирован компонентный состав образовательной среды, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды.

Образовательная среда учебных заведений представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Субъекты образовательного процесса (в применении к высшему учебному заведению - это студенты, преподаватели, административно-управленческий персонал] организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса [5].

Ю. С. Яценко отмечает: «.современная

система высшего образования должна стать не только пространством профессионального, но и духовно-нравственного развития, ориентированного на воспитание толерантности будущих специалистов, создать условия для формирования данного качества как экзистенциальной ценности.» [9].

К сожалению, в нашей российской действительности, осознание истинного значения толерантного отношения еще формируется, и здесь очень важен потенциал образования как проводника культуры ненасилия.

Формирование толерантности среди преподавателей и студентов реализуется в разных формах: конкурсы, семинары, конференции, общественные дискуссии. Воспитание в духе толерантности рассматривается в качестве обязательного принципа; в связи с этим надо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями [7].

Конечно, толерантность в социальной работе - ведущий принцип, однако толерантность необходимо рассматривать не только как социально-личностное качество, но и как процесс: формирование и развитие этого качества осуществляется на всем протяжении жизни специалиста, в процессе совершенствования его личности, в том числе в процессе получения образования.

Чтобы выяснить, насколько толерантно будущее поколение специалистов по социальной работе с молодёжью, было проведено исследование среди студентов факультета естественных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.

При проведении исследования в рамках данной работы для диагностики общего уровня толерантности был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный группой психологов (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайге-рова] [6].

Стимульный материал опросника составляют утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. Три субшкалы опросника направлены на

диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Анализ результатов показал, что большинство студентов первого курса (86%] имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 14% респондентов имеют высокий уровень толерантности.

В ситуации этнической или социальной толерантности выбор толерантного или ин-толерантного поведения зависит от ситуации, в которой будет находиться человек, или от собеседника, то есть можно быть толерантным к одним и интолерантным к другим воздействиям. Существенное влияние на выбор стратегии поведения будут оказывать стереотипы, характерные для данного общества, мнение окружающих, жизненный опыт, знание другой культуры.

Достаточно интересными получились результаты по субшкалам опросника. 72% респондентов показали достаточно высокий уровень «этнической толерантности», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Студенты не придают значения национальности при выборе друзей. Этническая толерантность основана на ощущении собственной идентичности и способности ценить другого человека. Развитие этнической толерантности включает:

- знание разнообразия культур, наций, различий в поведении других людей;

- принятие того, что люди могут быть как схожими, так и отличающимися друг от друга;

- признание права за другим человеком отличаться по убеждениям, ценностям, поведению и т.д.;

- чувство личной ответственности за личные действия.

Однако результаты субшкалы социальной толерантности (толерантные и интолерант-ные проявления в отношении различных социальных групп, установки личности по отношению к некоторым социальным процессам] у студентов первого курса оказались невысокими, что, несомненно, необходимо учитывать в дальнейшей подготовке студентов.

Результаты исследования на 3-м и 4-м курсах несколько различаются. Толерантность в большинстве случаев находится на среднем уровне (83%], высокий уровень имеют 13% опрошенных.

Интересно, что показатели субшкалы тоже различны. Среди студентов старших курсов наиболее развитой оказалась социальная толерантность (63%]. На втором месте - толерантность как черта личности, и наиболее низкой по уровню оказалась этническая толерантность, что, конечно же, нельзя оставить без внимания.

Таким образом, развитие толерантности студентов - это процесс социального развития личности, происходящий во взаимодействии ее с социокультурной средой. Огромную роль в формировании и развитии этого качества играет образовательная среда вуза. В результате взаимодействия со средой студент приобретает опыт толерантного поведения в реальных условиях на основе имеющихся ценностных ориентаций с использованием своих знаний. Самое главное, что студенты осознают важность толерантности как неотъемлемого качества социальных работников. Уровень толерантности с повышением уровня образования имеет положительную тенденцию к росту.

Литература

1. Загоруля Т. Б. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2005. - 24 с.

2. Базарова Т. С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 38 с.

3. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.

4. Радченко О. Е. Толерантность как императив профессиональной деятельности специалиста по социальной работе // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / под ред. проф. Н. А. Грика. - Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009. - С. 83-88.

5. Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104117.

6. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.

7. Декларация принципов толерантности [принята 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 25 октября - 16 ноября 1995 года в Париже] // Век толерантности : науч.-публицистич. вестн. - М.: Изд-во МГУ, 2001.

8. Цветкова И. В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры - 97 : тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». - Самара, 1997. - С.156.

9. Яценко Ю. С. Воспитание толерантности у студентов с позиций экзистенциального подхода // Гуманитарные и социальноэкономические науки. Спецвып. «Педагогика». - 2006. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.