О. М. Владыко, А. Д. Шматко
(Санкт-Петербург)
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Раскрыты условия развития культуры толерантности в профессиональной подготовке социальных работников и особенности влияния образовательной среды на этот процесс.
В условиях роста социального разнообразия имеет место опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, межпоколенческой нетерпимости. Именно поэтому в нынешнем молодом поколении так важно формировать и развивать толерантность.
Важность толерантности в современном мире настолько актуальна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Однако её проявление не может означать терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужому мнению.
Актуальность ценности «толерантность» определяет необходимость культивирования в обществе идей толерантности. Важная роль в решении этой задачи отводится системе образования. В Декларации принципов толерантности отмечается, что политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями [7]. Особенно актуальна данная проблема для будущих специалистов социальной работы.
Понятие толерантности формировалось на протяжении нескольких веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Это понятие характеризуется широким спектром значений, который постоянно дополняется, пытаясь адаптироваться к действительности, преподносящей новые и многообразные прояв-
ления нетерпимости, требующие новых средств преодоления. Для современного общества чрезвычайно важно понимание того, что толерантность - это не простое снисхождение до мнения других людей. Это активное стремление к защите не только своих прав и свобод, но и прав и свобод людей, находящихся рядом.
Таким образом, толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Однако, по мнению некоторых отечественных ученых, российскому мышлению чужда толерантность до сих пор. Как считает И. В. Цветкова, «„.наше мышление характеризует скорее полярность, категоричность, нетерпимость...» [8].
В настоящее время назрела острая социально-педагогическая необходимость воспитания толерантного человека и возникла реальная возможность это осуществить через овладение культурой толерантности, понимание сущности причин и способов воспитания этики принятия инаковости, признание права других быть самими собой во взаимоотношениях с окружающими. Это входит в компетентность социального работника в качестве важнейшего компонента профессионализма и требует от него высокого уровня гуманизма, творческого подхода к профессиональной деятельности и общению [1].
Как известно [2], эффективность системы профессиональной подготовки социального работника в вузе обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагоги-ческихусловий:
1] целевых: направленность вузовской
профессиональной образовательной программы на использование потенциала всех учебных дисциплин и видов социальной практики, научно-исследовательской работы
и общественной деятельности на формирование профессионально компетентной личности и деятельности будущего специалиста;
2] диагностических: систематическое изучение личности каждого студента посредством разработанной системы диагностики и самодиагностики его профессиональных компетенций, включающей исследуемые критерии и показатели, доступность необходимых методик и оборудования, средств обработки и интерпретации результатов, гарантию конфиденциальности, наличие педагогов-кон-сультантов; востребованность результатов при определении стратегии и тактики профессионального развития и саморазвития будущего специалиста;
3] содержательных: интеграция государственных, региональных, личностных интересов обучающихся в определении содержания и организации профессионального образования; взаимообусловленность формирования профессиональной деятельности и личности социального работника; преемственность и взаимодополняемость познавательной деятельности студентов, обеспечивающей единство их теоретической и практической подготовки;
4] системных: непрерывность и целостность образовательного процесса, объединяющего учебную, практическую и исследовательскую деятельность студента; ориентация педагогического процесса на формирование личности студента как субъекта социально-творческой деятельности; организация учебно-воспитательного процесса на основе анализа и моделирования профессионально значимых качеств личности студента; создание и реализация системы социально-педагогических ситуаций, обеспечивающих единство и преемственность педагогического воздействия в процессе всего периода вузовского обучения; включение студентов в различные формы социальной практики на основе осознанного выбора ими средств и способов удовлетворения профессиональных, социальных и личностных потребностей, реализация личностно-ориентированных педагогических технологий;
5] управленческих: нормативное и организационное обеспечение педагогического процесса; социально-педагогическая, толерантная и культуросообразная среда университета, интегрирующая глобальные, национальные и личностные интересы; организация пе-
дагогического процесса на принципах творческого саморазвития личности, самопознания, приоритета практики, на принципах творчества, гуманизма, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Комплекс отмеченных условий формирует профессиональную направленность специалиста по социальной работе в поликультур-ной среде, которая характеризуется осознанием и личностным принятием ценностей и норм данной деятельности.
К числу этих ценностей относится понимание специфики деятельности в поликультур-ной среде; культурно-материальные, социально-психологические особенности различных общественных групп, нормы межкуль-турного общения; нравственные качества личности социального работника, такие как гуманность, толерантность, справедливость, активная моральная позиция, ответственность и др.
Социальная работа - это деятельность по оказанию помощи индивидам в реализации ими своих социальных прав и/или в компенсации тех физических, психических, интеллектуальных или социальных недостатков, которые мешают воспользоваться в полной мере этими социальными правами или возможностями для нормального социального функционирования. Соответственно одной из родовых функций социальной работы является противодействие социальному исключению индивидов и групп, оказания социальной поддержки тем, кто не соответствует норме [3].
Обучаясь по специальности «Социальная работа», студенты особо остро понимают проблему толерантности в общественной среде. Ведь в социальной работе каждый день можешь столкнуться с человеком, который тебе банально неприятен, более того, могут различаться взгляды на жизнь, устремления, жизненные ценности и др. Поэтому основная задача - помнить о главных принципах толерантности и воспринимать человека таким, какой он есть, без обсуждения и демонстрации негативного к нему отношения [4].
К сожалению, предрасположенность к ин-толерантности, основанная на совокупности врожденных и приобретенных в процессе социализации свойств, в российской действительности пока не выявляется в ходе отбора претендентов на должности социальных ра-
ботников и при приеме абитуриентов на факультеты социальной работы. Тем не менее сама социальная практика проверяет сотрудников, и практические работники, которые не обладают качеством толерантности, как правило, не задерживаются в этой сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в социальной работе - ведущий принцип, предопределяющий возможность или невозможность занятия профессиональной деятельностью в этой сфере.
С точки зрения психологии развития особый интерес представляет изучение взаимодействия развивающейся личности с образовательной средой - системой влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В исследованиях В. В. Рубцова, В. И. Панова, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, Л. А. Боденко образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педаго-гический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития личности обучаемого по заданному образцу, вычленен и проанализирован компонентный состав образовательной среды, показана ее неоднородность, теоретически обоснована возможность типологизации образовательной среды.
Образовательная среда учебных заведений представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Субъекты образовательного процесса (в применении к высшему учебному заведению - это студенты, преподаватели, административно-управленческий персонал] организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса [5].
Ю. С. Яценко отмечает: «.современная
система высшего образования должна стать не только пространством профессионального, но и духовно-нравственного развития, ориентированного на воспитание толерантности будущих специалистов, создать условия для формирования данного качества как экзистенциальной ценности.» [9].
К сожалению, в нашей российской действительности, осознание истинного значения толерантного отношения еще формируется, и здесь очень важен потенциал образования как проводника культуры ненасилия.
Формирование толерантности среди преподавателей и студентов реализуется в разных формах: конкурсы, семинары, конференции, общественные дискуссии. Воспитание в духе толерантности рассматривается в качестве обязательного принципа; в связи с этим надо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями [7].
Конечно, толерантность в социальной работе - ведущий принцип, однако толерантность необходимо рассматривать не только как социально-личностное качество, но и как процесс: формирование и развитие этого качества осуществляется на всем протяжении жизни специалиста, в процессе совершенствования его личности, в том числе в процессе получения образования.
Чтобы выяснить, насколько толерантно будущее поколение специалистов по социальной работе с молодёжью, было проведено исследование среди студентов факультета естественных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.
При проведении исследования в рамках данной работы для диагностики общего уровня толерантности был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный группой психологов (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайге-рова] [6].
Стимульный материал опросника составляют утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. Три субшкалы опросника направлены на
диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Анализ результатов показал, что большинство студентов первого курса (86%] имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 14% респондентов имеют высокий уровень толерантности.
В ситуации этнической или социальной толерантности выбор толерантного или ин-толерантного поведения зависит от ситуации, в которой будет находиться человек, или от собеседника, то есть можно быть толерантным к одним и интолерантным к другим воздействиям. Существенное влияние на выбор стратегии поведения будут оказывать стереотипы, характерные для данного общества, мнение окружающих, жизненный опыт, знание другой культуры.
Достаточно интересными получились результаты по субшкалам опросника. 72% респондентов показали достаточно высокий уровень «этнической толерантности», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Студенты не придают значения национальности при выборе друзей. Этническая толерантность основана на ощущении собственной идентичности и способности ценить другого человека. Развитие этнической толерантности включает:
- знание разнообразия культур, наций, различий в поведении других людей;
- принятие того, что люди могут быть как схожими, так и отличающимися друг от друга;
- признание права за другим человеком отличаться по убеждениям, ценностям, поведению и т.д.;
- чувство личной ответственности за личные действия.
Однако результаты субшкалы социальной толерантности (толерантные и интолерант-ные проявления в отношении различных социальных групп, установки личности по отношению к некоторым социальным процессам] у студентов первого курса оказались невысокими, что, несомненно, необходимо учитывать в дальнейшей подготовке студентов.
Результаты исследования на 3-м и 4-м курсах несколько различаются. Толерантность в большинстве случаев находится на среднем уровне (83%], высокий уровень имеют 13% опрошенных.
Интересно, что показатели субшкалы тоже различны. Среди студентов старших курсов наиболее развитой оказалась социальная толерантность (63%]. На втором месте - толерантность как черта личности, и наиболее низкой по уровню оказалась этническая толерантность, что, конечно же, нельзя оставить без внимания.
Таким образом, развитие толерантности студентов - это процесс социального развития личности, происходящий во взаимодействии ее с социокультурной средой. Огромную роль в формировании и развитии этого качества играет образовательная среда вуза. В результате взаимодействия со средой студент приобретает опыт толерантного поведения в реальных условиях на основе имеющихся ценностных ориентаций с использованием своих знаний. Самое главное, что студенты осознают важность толерантности как неотъемлемого качества социальных работников. Уровень толерантности с повышением уровня образования имеет положительную тенденцию к росту.
Литература
1. Загоруля Т. Б. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2005. - 24 с.
2. Базарова Т. С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 38 с.
3. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.
4. Радченко О. Е. Толерантность как императив профессиональной деятельности специалиста по социальной работе // Социальная работа в России: образование и практика : сб. науч. тр. / под ред. проф. Н. А. Грика. - Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009. - С. 83-88.
5. Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104117.
6. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.
7. Декларация принципов толерантности [принята 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 25 октября - 16 ноября 1995 года в Париже] // Век толерантности : науч.-публицистич. вестн. - М.: Изд-во МГУ, 2001.
8. Цветкова И. В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры - 97 : тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». - Самара, 1997. - С.156.
9. Яценко Ю. С. Воспитание толерантности у студентов с позиций экзистенциального подхода // Гуманитарные и социальноэкономические науки. Спецвып. «Педагогика». - 2006. - №3.