7. Петрова, Е.В. Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом вузе : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.07 / Е.В. Петрова. -Москва, 2003. - 193 с.
8. Синякова, М.Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход : монография / М.Г. Синякова. - М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 122 с.
УДК 37.015.3
Н.А. Каратаева, г. Шадринск
Влияние образовательной среды музея на социально-психологическую
адаптацию студентов вуза
Автор рассматривает проблему влияния образовательной среды музея на социально-психологическую адаптацию студентов к условиям обучения в вузе. В статье представлен историко-педагогический анализ возможностей музейной среды в приобщении подрастающего поколения к культуре.
Музей, образовательная среда музея, музейная педагогика, культура.
N. A. Karatayeva, Shadrinsk
Influence of the educational environment of the museum on social and psychological adaptation of students of higher education institution
The author considers a problem of influence of the educational environment of the museum on social and psychological adaptation of students to training conditions in higher education institution. The historical and pedagogical analysis of opportunities of the museum environment in familiarizing of younger generation with culture is presented in article.
Keywords: museum, educational environment of the museum, museum pedagogics, culture.
Культурно-образовательная функция является одной из важнейших функций современного образования. В философии П.А. Флоренского культура выступает средой, питающей и растящей личность. Культура целостна по своей природе, она не имеет границ и поэтому она как в общечеловеческих, так и в национальных рамках создает объективную основу для единства человечества. Культура и образование, являясь важнейшими социальными институтами, не только осуществляют передачу базовых ценностей, но и формируют само общество.
Музей, являясь феноменом культуры, играет уникальную роль в приобщении подрастающего поколения к культуре, формированию у молодежи системы ценностей. Существующие сегодня концепции культурно-образовательной среды, позволяют рассматривать образовательное значение музея как образование культурой, формирующее у людей ценностное отношение к прошлому. Известный отечественный философ, представитель русского космизма Н.Ф. Федоров считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей - его смысл и назначение» Н.Ф. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в музее институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего времени в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и делах, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Н.Ф. Федорова, музей, воплощая в себе
собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех представителей общества, независимо от уровня образования и социального положения. Выдающийся русский философ выделял три основные функции музея: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их целостная, комплексная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал личности [2].
Основополагающие идеи музейной педагогики связаны с именами немецких музейных просветителей и деятелей А. Лихтварка, К. Фолля,
Г. Кершенштейнера.Представления о методе работы А. Лихтварка в условиях музейной среды дано в книге «Упражнения в рассматривании произведений искусства» (1909). Каждая встреча с воспитанниками в музее проходила только у одной картины. Как правило, это было произведение современного немецкого художника, в котором изображалась тема детства. Подробное рассматривание картины происходило в ходе диалога, посетители изучали композицию, сюжет и психологию персонажей в интеграции с литературной и музыкальной темой своего времени, учась на этой основе общению с искусством. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который поддерживает посетителя, оказывает ему в общении с искусством, развивает способность видеть, понимать и наслаждаться произведениями искусства.
Участниками занятий в музее А. Лихтварка, как правило, были школьные учителя. Их роль в приобщении детей к сокровенным тайнам искусства он оценивал очень высоко. В педагогике А. Лихтварка внутренняя потребность в общении с искусством, способность воспринимать произведение искусства как художественный организм и интерпретировать его через эмоциональное переживание на прямую влияла на педагогический успех учителя.
Исследование немецкого искусствоведа, профессора Мюнхенского университета К. Фолля внесли значительный вклад в развитие идей музейной педагогики. Выступая сторонником идеи самоценности художественного памятника, он полагал, что целью преподавания искусства является «систематическое упражнение глаза». Фолль предложил так построить процесс обучения, чтобы люди «не переставали мыслить, разглядывая художественные произведения» и самостоятельно, анализируя их зрительные образы, учились находить и различать особенности разных стилей и почерк мастеров.
В книге «Музей - образование - школа» впервые Г. Фройденталь впервые употребляется термин «музейная педагогика». В ней автор представляет методику взаимодействия со школьниками, которая включает подготовку детей к посещению музея, последующее закрепление представлений, полученных в музее. Центральное место в музейно-педагогическом процессе Г. Фройденталь отводит учителю.
В России в первой половине XX в., теоретические вопросы просветительской деятельности отечественных музеев изучали А.В. Луначарский, П.А. Флоренский, Ф. Шмидт, Н.И. Романов, Н.Ф. Федоров, А.В. Бакушинский. Особый вклад в музейную педагогику внес А.В. Бакушинский. На рубеже 1910-1920-х гг. он определил и научно обосновал значение искусства в духовном, интеллектуальном и эстетическом развитии ребенка, приоритетные виды художественной деятельности для каждого возраста, взаимосвязь процессов эстетического восприятия и творчества в становлении личности. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс, Бакушинский исходил из особенностей возраста зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а прежде всего партнера. Бакушинский был противником иллюстративного подхода к
рассмотрению произведений искусства, он подчеркивал необходимость акта сопереживания в процессе восприятия произведения искусства.
Современные отечественные музейно-педагогические исследования (Н.И. Романов, Ф.И. Шмит, Е.Б. Медведева и др.) направлены на целостное осмысление взаимодействия музея с посетителем с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих. Сегодня разрабатываются программы и проекты, предусматривающие самостоятельное ознакомление студентов с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и разработку музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм, а их реализация позволяет посетителю выбирать маршруты движения, выстраивать собственные ассоциации.
Воспитательный потенциал музейной педагогики в полной мере отвечает специфике профессионального образования. Для студентов педагогического университета тематика экскурсий может соотноситься с учебными дисциплинами или может быть ориентирована на расширение эрудиции, развитие эстетического восприятия студентов.
В последнее время происходит отказ от трактовки музейной педагогики исключительно в целях обучения. Пространство музея обладает уникальными возможностями общения с культурным наследием и другими людьми. Заметную роль пространство музея может сыграть в социально-психологической адаптации студентов к образовательному пространству университета.
Чаще всего специалисты выделяют три взаимосвязанных аспекта адаптации: профессиональный, психофизиологический и социально-психологический. Профессиональный аспект заключается в овладении умениями и навыками рациональной организации учебной деятельности (научиться учиться в вузе), развитии некоторых личностных качеств первокурсников, которые требует обучение. Например, целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность.
Психофизиологический аспект связан с привыканием к условиям и режиму обучения.
Социально-психологический аспект адаптации связан с включением первокурсника в систему взаимоотношений студенческого коллектива группы, факультета, института, освоением их традиций, норм, ценностей, правил и других элементов субкультуры, приобретением социальной роли и статуса, которые ему устанавливает группа. Причём это происходит с учётом собственных потребностей, стремлений и интересов студента. Именно понятие «взаимодействие» наиболее точно отражает особенности процесса социально-психологической адаптации и проявляется в выборе той или иной стратегии адаптивного поведения.
Обычно в педагогических вузах планируется система мероприятий, направленных на адаптацию студентов к обучению в вузе. К числу наиболее важных мероприятий относится работа по комплектованию студенческих групп, проведение мероприятий: «Час куратора», «Посвящение в студенты», чтение дисциплин «Введение в профессию», ознакомительные экскурсии в библиотеку, туристические походы и игры, общение со студентами ведущих преподавателей кафедры и др.
Социально-психологической адаптации студентов, прибывших из других регионов России и ближнего зарубежья, будет способствовать возможность приобщения к истории и культуре Зауралья в ходе экскурсий в Шадринский краеведческий музей имени В.П. Бирюкова. В краеведческом музее имеется несколько отделов, материалы которых позволяют узнать посетителям интересные сведения о
представителях флоры и фауны нашего края, археологии. Эту информацию содержат ресурсы отдела природы. Отдел истории города Шадринска краеведческого музея содержит интересные материалы, экспозиции об основании города, исторических событиях и промыслах Шадринского края, традиционной бытовой культуре народов Зауралья, зауральских свадебных обрядах, досуге и нравах горожан. Художественному отделу краеведческого музея могут позавидовать столичные художественные музеи. В нём находится коллекция работ известного художника Ф.А. Бронникова, копии работ скульптора И.Д. Иванова-Шадра и другие произведения искусства.
Большой экскурсионный и коммуникативный потенциал, содействующий социально-психологической адаптации студентов к новому для них месту проживания имеют пешеходные экскурсии, и прогулки по городу в ходе которых, их участники могут узнать об истории улиц города Шадринска, памятных местах, храмах, старинных площадях, скульптурных композициях. На протяжении нескольких лет инициатором и экскурсоводом пеших прогулок выступает историк, краевед, преподаватель Шадринского государственного педагогического университета В.К. Перунов. Увлеченный рассказ экскурсовода, интересные исторические подробности, непринужденность беседы, социальное взаимодействие, возможность поделиться впечатлениями друг с другом оказывает положительное влияние на формирование установки студентов на активное взаимодействие с окружающей социокультурной средой города.
Итак, на социально-психологическую адаптацию студентов к условиям обучения в вузе влияет множество факторов: возраст, довузовское образование студента, его мотивация в получении профессии, личный адаптационный потенциал, направленность, интеллект, уровень педагогического мастерства педагогов и др. На наш взгляд, социально-психологическая адаптация студентов к новым для них условиям получения образования будет протекать более успешно, если студенты совместно с преподавателями будут включены в образовательную среду университетского музея, городского краеведческого музея, пользоваться ресурсами музеев учреждений города, края. Краеведческое содержание образования, представленное в образовательной среде музея должно, позволять студенту включаться в различные виды деятельности, в том числе и профессиональную деятельность. При выполнении совместных проектов, в ходе фольклорных, археологических и других экспедиций, пешеходных прогулок происходит развитие межличностных отношений. Образовательное пространство музея имеет колоссальный ресурс для реализации потребности студентов в самоактуализации личности, становлении ее субъектности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамовских, Н.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов в системе многоуровневого образования / Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 12. - С. 1116.
2. Шеховская, Н.Е. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ / Н.Е. Шеховская, Е.П. Мандебура // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 6 (101).
УДК 378.14
О. М. Коморникова, г. Шадринск