Влияние новых пространственных структур экономики на развитие демографической ситуации в Амурской области
Influence of the New Spatial Structures of the Economy on the Development of the Demographic Situation in the Amur Region
Получено 15.02.2017 Одобрено 27.02.2017 Опубликовано 20.05.2017 УДК: 332.1 DOI: 10.12737/article_590090d5d853d7.39837343
ЮСУПОВ В.Р.
кандидат географических наук, советник генерального директора ООО «Русстройинвест» E-mail: [email protected]
Аннотация
В качестве объекта исследования рассматривается влияние проектов развития ТОР в Амурской области и качественные изменения в пространственной структуре на формирование демографического проектирования в регионе. Приведены теоретические и практические доводы о начале действия факторов агломерационного развития в южно-амурском экономическом районе. Делается вывод о необходимости корректировки демографического развития с учетом более интенсивного действия агломерационных факторов. Обращается внимание на типичность такой ситуации для южных районов ДВФО. В заключении приведены недостаточно учитываемые, на наш взгляд, в демографическом проектировании современные методы регионального развития -индустриальные парки (как фактор дополнительного роста занятости) и использование современных моделей городов (как фактор создания основы для устойчивого долгосрочного развития).
YUSUPOV, VR
PhD in Geography, Adviser to Director General of RusStroyInvest LLC E-mail: [email protected]
Abstract
This paper deals with the influence of Advancing Development Territory in the Amur Region and qualitative changes in the spatial structure on the formation of demographic projection in the region. The author gives the arguments about the beginning of effects of agglomeration development factors in the SouthAmur economic region. A conclusion has been made about the necessity of demographic development adjustment taking into account more intensive effects of agglomeration factors. The author pays special attention to the typicality of this situation for southern regions of the Far East Federal Okrug. In conclusion, he tells about up to date methods of regional development, which are insufficiently considered in the process of demographic projection, industrial parks (as a factor of employment additional growth) and the use of modern city models (as a factor of creating the basis for sustainable long-term development) in particular.
Ключевые слова: пространственная экономика, демографическое проектирование, следствия агломерационного развития, стратегия развития ДВФО, индустриальные парки, модели городов.
Keywords: spatial economics; demographic designing; the consequences of agglomeration development; the Far East Federal Okrug development strategy; industrial parks; models of the cities.
1. Введение
На демографическую ситуацию оказывают сильное влияние новые формы и темпы социально-экономического развития региона. Существенным воздействием будет последующее за этим изменение и развитие пространственной структуры экономики. Автором были описаны изменения, которые начали интенсивно формироваться в последние годы под воздействием программы «Дальний Восток». [15]. На наш взгляд, со
всей очевидностью прослеживаются как количественные, так и качественные изменения в пространственной структуре экономики региона.
Так формирование новых промышленных центров в Амурской области создает не только новые «полюса роста» регионального, а в некоторых моментах и всероссийского масштаба. Формируется новый опорный каркас территории. Под ним понимается структура, описанная в классических работах по экономической географии Н.Н. Баран-
ским, Б.С. Хоревым, И.М. Маейргойзом, Г.М. Лап-по и др. Первоначально определенное Н.Н. Баранским как города плюс дорожная сеть — остов, на котором все держится, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию. [3]. Термин опорный каркас расселения, выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня, был описан Б.С. Хоревым. Каркасный подход был положен им в основу концепции единой системы расселения. [14]. Опорный каркас тем самым важен для современного и перспективного развития региона, он же будет формировать объективную экономическую основу для проектирования демографической политики области. Вот поэтому для нас важны изменения и последствия качественной реструктуризации опорного каркаса территории на современном этапе.
Развитие положений стратегии пространственного развития экономики, включая демографическое проектирование освещено по тематике Дальнего Востока в работах ИЭИ ДВО РАН [6, 7, 8, 11, 12].
Автором выделен стратегически важный для пространственной экономики «треугольник» городов - Свободный - Белогорск - Благовещенск с прилегающими к нему территориями. В этом пространстве происходит развитие новых территориальных экономических отношений, которые мы отмечаем как толчок к развитию агломерационных механизмов в южно-амурском экономическом районе [15, с. 32]. Сразу отметим, что мы оцениваем данный процесс как первые стадии качественно нового витка развития пространственной экономики области. Но при этом необходимо указать, что эти процессы уже начались и не учитывать их при формировании стратегии демографического развития региона уже нельзя.
В связке изменений пространственной структуры экономики и демографической политики нас, безусловно, будут интересовать количественные параметры нового, формирующегося опорного каркаса, а проще говоря, характеристики городов и поселений. На наш взгляд, эти замечания должны привести к корректировке имеющихся представлений о размерах городов и их численности, что приведет в свою очередь к корректировке показателей их социально-экономического развития. Приведем краткую характеристику новых основных промышленных элементов опорного каркаса.
2. ТОР «Свободный»
Газохимический комплекс будет состоять из двух комбинатов, собственниками которых являются Газпром (газоперерабатывающий завод)
и СИБУР (Амурский газохимический комбинат). Комплекс будет расположен в районе г. Свободный в северо-западном направлении от города. Площадь производства составит 853 га. На Амурском ГХК после завершения второй очереди в 2025 г. будет производиться 2,5 млн. т полиэтилена. Проект имеет федеральное значение, поскольку в ходе его реализации будет полностью удовлетворён спрос на полиэтилен в стране.
Стоимость проекта по оценке СаратовНИ-ПИнефтегаз на конец 2016 г. составляет 790 млрд. рублей. Строительство технологической линии в настоящее время доверено дочерней компании китайской СЫРС, что вызовет значительный приток китайской рабочей силы в регион.
К строительству ГХК будет привлечено около 10 тыс. рабочих, на самом ГХК будет создано 2,5 тыс. рабочих мест, запланировано строительство крупного микрорайона. Фактически, что важно в условиях традиционной деревянной одноэтажной и пятиэтажной советской застройки, будет создаваться новый современный пригород - спутник Свободного численностью свыше 5 тыс. человек. Налоговые платежи во все уровни бюджетов за 20 лет работы оцениваются в 350 млрд. рублей. [3] Таким образом, развитие г. Свободного прогнозируется как нового крупного центра в масштабе ДВФО.
3. Вторая очередь космодрома
«Восточный»
На «Восточном» предполагается построить ещё два стартовых стола под ракеты тяжёлого класса «Ангара-5» и сверхтяжёлой ракеты нового поколения «Феникс», а всего - ещё 21 масштабный объект космической инфраструктуры. При выходе на проектную мощность планируется проведение ежегодно от 5-7 до 10 запусков. Глава Роскосмо-са И. Комаров оценил вложения во 2-ю очередь в сумму свыше 350 млрд. рублей до 2023 г. [5].
Должно развернуться масштабное строительство г. Циолковский, численность населения которого составит около 40 тыс. человек с современным комплексом социальной инфраструктуры. Затраты на создание полноценного города потребуют около 20-25 млрд. рублей. Таким образом, общий масштаб инвестиций в комплекс космодрома «Восточный» оценивается не менее чем в 400 млрд. рублей.
4. ТОР «Белогорск»
Проект имеет преобладающую сельскохозяйственную направленность, хотя по экспертным оценкам в будущем логично и экономически целесообразен выход на отдельный цикл биохи-
мических производств. Опирается на комплекс производств, связанных с обработкой и переработкой сои. Площадь ТОР составляет более 702 га (из которых более 678 га - резервная площадка). Якорным проектом является завод по глубокой переработке сои мощностью 240 тыс. т, который ведёт ООО «Амурагроцентр». Впервые в стране будет создана линия по выпуску изолята (очищенного растительного белка) с содержанием белка свыше 90% [15].
Общая стоимость проекта составляет 5,8 млрд. рублей. Кроме производств «Амурагроцен-тра» в составе ТОР будут созданы другие предприятия сельскохозяйственной направленности, металлообработки и пищевой промышленности. Власти г. Белогорска ставят задачу доведения в ТОР к концу 2017 г. до 10 резидентов. Фактически здесь в неявном виде реализуется технология создания индустриального парка, которые получили распространение в центральной части страны.
5. ТОР «Приамурская»
Основу ТОР формируют мостовой переход через реку Амур и логистический комплекс пред-мостовой зоны. Грузооборот в 2025 г. планируется нарастить до 2,7 млн. т с нынешних 300 тыс. т (то есть в 9 раз). При сооружении второй (железнодорожной) очереди моста к 2045 г. планируется выйти на грузооборот в 6,5 млн. т груза и 3 млн. человек [4]. Планируется пропуск до 8 700 автомашин в сутки, из которых 90% составят грузовые.
Ввести в эксплуатацию объект планируется уже в 2019 г. Общая сумма инвестиций составит 18,8 млрд. рублей. Налоговые платежи после пуска моста в эксплуатацию составят 600 млн. рублей. Дополнительный экономический эффект от строительства моста будет получен благодаря формированию предмостовой экономической зоны и создание крупной международной про-мышленно-логистической зоны, под которую выделено около 700 га. Зона будет располагаться в 19 км от Благовещенска и в 16 км от моста. Планируется создание до 2 400 новых рабочих мест, что приведет к неизбежному формированию новой селитебной зоны рядом с ТОР. Инвестиции прогнозируются на уровне 25-30 млрд. рублей. Налоговые платежи составят 1,6 млрд. рублей в год.
6. Развитие АПК региона
Сельское хозяйство является традиционной отраслью специализации для области и развивается динамично и экономически эффективно. Концентрация эффективного производства сосредоточена как раз в южных районах области. Объём производства продукции АПК вырос с
21,2 млрд. рублей в 2010 г. до 53,2 млрд. рублей в 2016 г. (в 2,5 раза). Основной вклад внесло растениеводство: произошёл рост с 13,0 млрд. рублей до 38,5 млрд. рублей (или в 3 раза). При этом прибыль от производства сои составила 8,45 млрд. рублей, а рентабельность - 62%. С учётом закупки из российских и других источников (КНР, европейские производители) ежегодные инвестиции в новую технику в АПК региона оцениваются в 2,5-3 млрд. рублей.
Фундаментальную основу роста производства сельхозпродукции составило увеличение площади посевных с 790 тыс. га в 2010 г. до 1 213 тыс. га в 2016 г. [9]. Министерством сельского хозяйства области намечено увеличение посевных площадей до 1 500 тыс. га к 2020 г. (на 24%).
АПК стал экономически эффективен. В пользу этого довода говорят цифры общей суммы дотаций в 2010 и 2016 гг. (которая даже уменьшилась в 2016 г. до 1,47 млрд. рублей) при значительном росте объёмов производства и эффективности. Весьма эффектно выглядит динамика соотношения объёма произведённой продукции на 1 рубль господдержки: в 2012 г. этот показатель был 12,4, а в 2016 г. - 36,21, то есть произошёл рост в 3 раза. Это создает экономическую базу для стабильного социально-экономического развития сельхозпроизводителей и в целом развития села.
7. Развитие города Благовещенска
Областной центр стоит несколько особняком от происходящих инвестиционных процессов. В настоящее время в областном центре не реализуется ни одного крупного инвестиционного проекта. В общем объёме экономической деятельности области областной центр занимает приоритетное положение в торговле (62% областного товарооборота розничной торговли), оказании платных услуг населению (26,1%) и строительстве жилья (57,9%) [15]. И хотя по всем трём упомянутым выше позициям имеет место стабильное сокращение удельного веса Благовещенск, тем не менее, всё ещё рассматривается населением как «полюс комфортности и привлекательности» в регионе.
Возможно, будет дан инвестиционный импульс в ходе развития проекта мостового перехода, а также международного туристического проекта «Золотая Миля» при создании в Благовещенске масштабного гостиничного и туристического центра для китайских туристов.
8. Аналитическое обобщение
Приведенные проекты формируют высокую плотность экономической активности в регионе. Они локализуются, как мы уже отметили, в «треу-
гольнике» Свободный - Белогорск - Благовещенск. В центральной части юга Амурской области образуется крупный по территории и значению экономический район. Общий объем вновь производимого регионального ВРП по представленным нами точкам составит к 2025 г. - около 250 млрд. руб., прирост объема инвестиций - 1100 млрд. руб. Территория нового промышленного освоения составит 1200 га, прирост численности занятых в производственном комплексе - около 11 тыс. чел. Таким образом, на юге области сформируется и еще больше укрепится экономическое ядро региона. Именно оно образует полюс роста для всего региона.
Рассмотрим влияние этого, безусловно, рывка в экономике области на демографическую сферу. Прежде всего, надо отметить, что регион становится промышленным. Это меняет во многом менталитет, профессиональные установки, ценностные запросы населения.
Вторым важным моментом становится увеличение спроса на квалифицированную, профессиональную рабочую силу. В области развернута большая программа модернизации профессионального образования. Ежегодно выпускается в направлении необходимых новым производствам специалистов около 500 - 600 человек. Но вместе с тем указанную величину кадров собственной местной подготовки представляется набрать с определенными проблемами. Простой арифметический расчет показывает, что необходимо принятие дополнительных мер по подготовке и привлечению новых кадров.
В этом же направлении остро встанет вопрос с привлечением дополнительных кадров в отрасли обслуживающей социальной инфраструктуры. Безусловно, в отрасли «сервисной» экономики существует потребность не в таких квалифицированных кадрах, но проблема эта будет стоять также актуально.
Формирование в регионе пространственной структуры с мощным объединенным полюсом роста имеет схожие черты с опытом таких центров на территории ДВФО. Ярким примером выступает Свободный порт Владивосток. В Хабаровском крае имеются три таких полюса роста -агломерационная структура Большой Хабаровск, промышленный центр Комсомольск на Амуре и район Советская Гавань - Ванино, которые имеют все возрастающие темпы развития по сравнению со средне региональными. [7]. Таким образом, можно утверждать о наличии в ДВФО системных тенденций на формирование концентрированных точек социально-экономического роста. И при демографическом прогнозировании необходимо учитывать эти свойства.
Долгосрочный рост территориальных структур имеет свои закономерности, о чем свидетельствует теория развития городов. [10]. Развитие и формирование новых городских структур происходит от первичного этапа «центровой» до последующего этапа «агломерирования». В городских структурах, выделенной нами территории происходит неуклонное расширение пространства городов. Это можно сказать о Свободненском городском округе, который ясно обозначил движение на северо-запад как в селитебной, так и в промышленной зоне. В г. Белогорск проявилась тенденция к формированию отдельного микрорайона комплекса по переработки сои, и далее, на наш взгляд, в последующем пригорода - спутника. В ТОР «Приамурская» развитие промышленно- логистического комплекса сформирует новую селитебную зону вблизи с Ровное - Волково. Таким образом, формируется подобие каркасов центрального города и зоны спутников. А новые города - спутники создают систему дополнения и партнерства.
Безусловно, до стадии полноценного формирования агломераций в Амурской области еще очень далеко, но процессы, отражающие ее характерные особенности, начали развиваться. В пользу этого факта говорит ряд характерных проявлений агломерации в виде так называемых агломерационных эффектов. Это MAR (Marshall, Arrow, Romer и Jacobs эффекты, т.е. эффекты технологической кооперации и градообразующие эффекты. Уже сейчас можно говорить о производственных цепочках на Свободненском ГХК, когда переработка газа на одном комплексе переходит в стадию производства другого нового продукта (полиэтилена) на другом комплексе. Производственная цепочка Белогорского комплекса по переработке сои тесно связана с поставкой сои местного производства и в последующем будет ориентирована на все более углубляющуюся переработку соевого белка в другие более высокие стадии передела и новые продукты. Логистический комплекс в ТОР «Приамурская» станет продолжением международного мостового перехода.
Градообразующие эффекты (Jacobs) проявляются значимо в г. Свободном. Решение о выделении на комплексное развитие города 3 млрд. руб. является необходимым для формирования адекватного современному крупнотоннажному химическому производству современной городской структуры. Комплексное развитие микрорайона «Агроцентра» в г. Белогорске также свидетельствует о проявлении тенденций формирования современных городских структур в регионе.
Приведенные здесь проявления агломерационных эффектов свидетельствуют о начале агло-
мерационных процессов. Агломерация является современной прогрессивной формой пространственного развития. Об этом свидетельствует как российский, так и мировой опыт. Поэтому для Дальнего Востока и для Амурской области развитие подобных новых структур следует поощрять и использовать для ускоряющегося роста.
Таким образом, возможно привести определенный прогноз о масштабах и темпах формирования новых пространственных структур. Как указывает Г.М. Лаппо [10] агломерационные структуры обладают прежде всего следующими свойствами:
1. Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плотность их сети. Это ареалы ближних связей, в этом проявляется их рациональность.
2. Взаимодополняемость. Города и поселки взаимно ориентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутри агломерационных связей. Это разнообразие создает удобную комфортную среду.
3. Динамизм развития. Это характеризуется как количественными, так и качественными показателями. К количественным показателям относятся - рост численности населения, внутри региональная миграция, рост третичного сектора экономики.
В качественном отношении агломерация представляет собой концентрацию прогрессивных элементов производительных сил, с которыми связана разработка нового в науке, технике, культуре. Это делает ее «точкой роста» и фактором развития прилегающей территории. Таким образом, происходит «диффузия инноваций» [7], что очень важно на современном этапе развития. Ожидаемыми эффектами агломерационных процессов будут - повышение конкуренции за высококвалифицированную рабочую силу, повышение требований к качеству жизни, рост сферы услуг.
Внутрирегиональная миграция - это, пожалуй, важнейший ближайший аспект, касающийся демографического проектирования для региона. Представленная статистика по современным агломерациям и новым крупным промышленным центрам показывает опережающий рост численности населения по сравнению с другими поселениями региона. И это должно быть в обязательном порядке учтено в комплексных схемах развития выделенных нами поселений. К сожалению, представленная муниципальными образованиями информация об ожидаемой численности населения трех опорных полюсов южно-амурского экономического района указывает на прогноз
снижения численности их населения на 15 - 20%. Закономерности поляризованного развития, особенно в современной экономической ситуации свидетельствуют об ускоренном росте численности городов, переживающих промышленный рост. Поэтому можно прогнозировать усиление внутрирегиональной миграции из сельских поселений в формирующиеся новые промышленные центры. И это будет следствием развития агломерационных процессов в пространственной экономике, как южно-амурского экономического района, так и в целом для других районов Амурской области. Для южных сельскохозяйственных районов купирование негативных тенденций может произойти через рост производительности труда в отраслях АПК, который имеет определенное место. Для срединных и северных районов области миграция вызовет существенно большие демографические проблемы.
Поэтому мы в большей степени солидарны с Ю.А. Авдеевым из ТИГ ДВО РАН в том, что в готовящейся программе демографического развития совсем не обязательно в приоритетном порядке гнаться за ускоренным воспроизводством населения для ДВФО и его регионов по аналогии с нашими южными соседями [1]. Ведь увеличение воспроизводства населения в ближайшие годы (10 - 15 лет) не приведет хоть к какому-нибудь росту предложения труда. Необходимо, прежде всего, создать в демографической сфере собственную базу для устойчивого роста региональной экономики.
Вместе с тем, указанный нами дисбаланс следует скорректировать в соответствующих программах муниципальных образований и в целом для стратегии области. А это потребует в свою очередь корректировку градостроительной политики - принятие новых архитектурных и земельных решений, формирование объектов социальной и производственной инфраструктуры, привлечение новых сопутствующих производств, удлиняющих производственные цепочки основного цикла производства, развития жилищного строительства. Это то, что касается растущих центров агломерирования. Для районов, из которых будет происходить внутри региональная миграция, необходимо предусмотреть соответствующий комплекс компенсационных мер. Весь этот комплекс мер необходимо закладывать уже сейчас.
Как видим, развитие этой чрезвычайно многоаспектной деятельности требует согласованных и скоординированных решений. Поэтому демографические факторы должны быть согласованы в своем развитии со стратегией пространствен-
ного развития экономики региона. В этом мы видим системность и согласованность важнейших компонент регионального роста. Рассмотренные нами факторы развития агломерационных тенденций указывают на важность влияния процессов в сфере пространственной экономики на демографическое проектирование. И в этой связи хотелось бы еще раз показать единство общих подходов двух общественно значимых наук - демографии и пространственной экономики при формировании долгосрочной стратегии. Безусловно, важны следующие критерии и соответствующая среда. Как указывает П.А. Минакир, среда должна содержать - положительные ожидания (более высокие стандарты, чем при инерционном сценарии), присутствовать региональный патриотизм [11]. Предметное соединение двух наук в разработке демографического проектирования видится в установлении:
1. Роста человеческого капитала (комфортной среды, инфраструктуры, здравоохранения, образования, сферы культуры и др.) [6]
2. Эффективные институты (рациональное стимулирование и регулирование миграции, поддержка предпринимательства, поощрение талантов и др.)
3. Наличие разнообразия (диверсификация экономики, развитие предпринимательства, урбанизация, поддержка инновационной сферы и креативных групп).
4. Открытость региона внешним взаимодействиям, формирование собственного регионального бренда.
5. Связанность пространства региона.
9. Заключение
В заключительном разделе подчеркнем очевидные, на наш взгляд, с точки зрения развития пространственной экономики факторы, которые необходимо скорректировать в разделах демографического проектирования для Амурской области.
1. Для формирования устойчивой и разнообразной экономической среды как места приложения трудовых ресурсов необходимо развитие современных форм индустриализации производства, удлинения новых производственных цепочек переработки. Такая политика может быть реализована посредством создания таких известных форм как Индустриальные парки. Дальний Восток испытывает откровенный дефицит таких современных форм. И если в стране насчитывается свыше 500 индустриальных парков (ИПар-ков), согласно Ассоциации ИПарков России, то в ДВФО их всего 3, а в Амурской области - ни
одного. Опыт работы новых региональных инвесторов свидетельствует о развитии подобных структур на заводах компании СИБУР. Это характерно для комплексов в г. Кстове и Тобольске. Такие же удлиненные цепочки видятся в процессе неизбежного совершенствования биохимического направления переработки сои для комплекса в г. Белогорск. По сути производственно-логистический комплекс в ТОР «Приамурская» будет формироваться по принципам ИПарков. Это идет в соответствии с логикой современного бизнеса. Следовательно, должны быть учтены потребности этих ожидаемых с высокой вероятностью производств. И прежде всего, с точки зрения кадровой поддержки. Потребность в кадрах на этих производствах будет последовательно сдвигаться в сторону более высокой квалификации, а значит, соответствующие шаги должны быть предприняты в образовательной сфере. Безусловно, более квалифицированные кадры будут формировать потребность в создании в соответствии с современными стандартами адекватного «креативного» пространства. Создание таких современных структур как ИПарки вызовет последующий мультипликационный эффект развития социальной и сервисной сферы.
2. Формирование нового типа поселений и изменение планировочной политики городов. Здесь имеется в виду применение новых типов планировочных и конструктивных решений, которые потребуют реализации современных решений для амурских городов. Очевидно, что существует отсталость во внедрении новых решений в планировке городов. Особенно характерно это для городов Свободный и Белогорск с их огибающими транспортными артериями, что весьма нерационально в современном мире. Принципиально здесь можно отметить необходимость перехода на так называемые «прямые линии Л. Корбюзье». Это дополнительный затратный фактор в реализации градостроительной политики и как следствие потребностей в демографическом проектировании и развитии экономики.
Должны быть проведены работы по обновлению генеральных планов городов с учетом принципов современного проектирования. Первой задачей должен стать выбор «типа города» [13]. Города Дальнего Востока формировались эволюционным путем от модели торгового города к промышленному и сервисному. К этому типу можно без сомнения отнести рассматриваемые нами города. Современные модели городов включают множество свойств, характеризующих их названия. Наиболее яркие в этой связи направления и типы - компактный город, зеленый, обучающий-
ся, креативный, умный, социальный. В каждой из этих моделей городов заложен ряд рациональных свойств для реализации целевой функции поселения и учета его географических особенностей. Приведем характерные особенности.
«Компактный» город эволюционировал от задач экономии земли к комплексу целей устойчивого развития - энергосбережения, росту качества жизни. Это вылилось в концепцию «шаговой доступности», локального удовлетворения большинства потребностей. Предусматривается по одной крупной структуре (типа торговый центр и т.д.) на микрорайон, обеспечивается минимизация поездок, снижение эксплуатационных издержек.
«Зеленый город» ориентирован на улучшение экологической составляющей, формирование экологической инфраструктуры и проникновение этой идеи в образ города, среду, архитектуру. Выдвигается в противовес т.н. «серым городам». Подразумевает также энергоэффективность, активный отдых, сплоченность населения.
«Обучающийся город». Это смещение от коммерциализации знаний к гармонизации развития общества. Должен адаптировать население к изменениям отраслевой структуры города. Подразумевает взаимодействие с наукой, муниципаль-но-частное партнерство. Якорными структурами такого города становятся ВУЗы. Они становятся центрами притяжения образованных людей.
«Креативный город». Ставит во главу угла успех от творческих людей, нацелен на их формирование и привлечение. Заметим, что это не быстрый процесс, он должен вызреть. Необходимо
сформировать четко выраженное «креативное пространство», специфическая инфраструктура -выставочные центры, технопарки и т.п.
«Умный город». В этой концепции заложено использование оцифрованной информации для рационального управления городской средой. Реальным (полезным практическим) шагом явится встраивание цифровых технологий в уже существующие технологии городского управления. Умный город создает основу для деполитизации управления, т.к. информация формирует открытый и объективный тип взаимодействия горожан и управленцев. И в будущем «цифровая кожа» будет способствовать привлечению граждан к участию в управлении. Данная технологическая основа и соответствующий интерфейс создают базу для формирования «социального города», поскольку образуют объективную основу для снятия городских противоречий. Характеристики основных моделей развития городов, как показывает опыт практического проектирования и планирования, целесообразно использовать в определенной комбинации исходя из конкретных географических и социально-экономических особенностей города. Это создаст неповторимый бренд города, который будет иметь и своеобразную экономическую ценность. Приведенные новые формы продолжения развития городов и модели их функционирования влияют на развитие демографической среды, а также имеют и конкретные экономические оценки осуществления. Задачей пространственной экономики должна стать их ближайшая адаптация применительно к целям и задачам демографической политики.
Список литературы
1. Авдеев Ю.А. Какая демографическая политика оживит экономику Дальнего Востока.
2. http://ankulikova.blogsp ot.ru/2017/04/blog-post_3.html.
3. Амурский газохимический комплекс СИБУРа сможет поставлять свою продукцию в Китай и страны АТР. URL: http://neftegaz.ru/news/view/141595-Amurskiy-gazohimicheskiy-kompleks-SIBURa-smozhet-postavlyat-svoyu-produktsiyu-v-Kitay-i-strany-ATR (дата обращения: 18.09.2016).
4. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1956. 366 с.
5. В Благовещенске началось строительство моста через Амур в китайский Хэйхэ. URL: http://www.rbc.ru/rb cfreenews/585e3f4a9a7947f09acd1e5d (дата обращения: 27.12.2016).
6. Глава Роскосмоса: вторая очередь «Восточного» превзойдет все, что уже построено. URL: http://www.interfax.
References
1. Avdeev YU.A. Kakaya demograficheskaya politika ozhivit ehkonomiku Dal'nego Vostoka
2. http://ankulikova.blogspot.ru/2017/04/blog-post_3.html
3. Amurskij gazohimicheskij kompleks SIBURa smozhet postavlyat' svoyu produkciyu v Kitaj i strany ATR. URL: http:// neftegaz.ru/news/view/141595-Amurskiy-gazohimicheskiy-kompleks-SIBURa-smozhet-postavlyat-svoyu-produktsiyu-v-Kitay-i-strany-ATR (data obrashcheniya: 18.09.2016).
4. Baranskij N.N. EHkonomicheskaya geografiya. EHkonomicheskaya kartografiya. M.: Geografgiz, 1956. 366 s.
5. V Blagoveshchenske nachalos' stroitel'stvo mosta cherez Amur v kitajskij Hehjheh. URL: http://www.rbc.ru/rbcfr eenews/585e3f4a9a7947f09acd1e5d (data obrashcheniya: 27.12.2016).
6. Glava Roskosmosa: vtoraya ochered' «Vostochnogo» prevzojdet vse, chto uzhe postroeno. URL: http://www.interfax. ru/interview/518037 (data obrashcheniya: 12.11.2016).
ru/interview/518037 (дата обращения: 12.11.2016).
7. Грицко М.А. Стратегические приоритеты развития социальной инфраструктуры как фактора формирования конкурентоспособного человеческого потенциала Хабаровского края. Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края / Под общ. ред. д.г.н., проф. А.Н. Демьяненко. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. 224 с. С. 40-50.
8. Демьяненко А.Н., Дятлова Л.А., Украинский В.Н. Хабаровский край: общие контуры пространственного развития. Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края / Под общ. ред. д.г.н., проф. А.Н. Демьяненко. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. 224 с. С. 5157.
9. Зикунова И.В. Предпринимательство как стратегический ресурс регионального развития. Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края / Под общ. ред. д.г.н., проф. А.Н. Демьяненко. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. 224 с. С. 88-97.
10. К 2020 году посевные площади в Приамурье вырастут до полутора миллионов гектаров. URL: http://www.furazh. ru/n/E2D7 (дата обращения: 12.02.2017).
11. Лаппо Г.М. География городов. М. ВЛАДОС, 1997, 480 с.
12. Минакир П.А. Концептуальные положения развития Хабаровского края. Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края / Под общ. ред. д.г.н., проф. А.Н. Демьяненко. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. 224 с. С. 153-160.
13. Мотрич Е.Л. Ситуация в демографической сфере Хабаровского края. Региональное стратегическое планирование: опыт Хабаровского края / Под общ. ред. д.г.н., проф. А.Н. Демьяненко. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2016. 224 с. С. 161-170.
14. Фролов Д.П., Соловьева И.А. Современные модели городского развития: от противопоставления к комбинированию. Пространственная Экономика 2016. № 3. С. 151-171.
15. Хорев Б.С. Проблемы городов. М., 1971.
16. Юсупов В.Р. Новый этап эволюции пространственной организации экономики Амурской области // Регионали-стика. 2017. Т. 4. № 1. С. 27-37.
7. Gricko M.A. Strategicheskie prioritety razvitiya social'noj infrastruktury kak faktora formirovaniya konkurentosposobnogo chelovecheskogo potenciala Habarovskogo kraya. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: opyt Habarovskogo kraya. Pod obshch. red. d.g.n., prof. A.N. Dem'yanenko. - Habarovsk: IEHI DVO RAN, 2016. - 224 s.s. 40-50
8. Dem'yanenko A.N., Dyatlova L.A., Ukrainskij V.N. Habaro vskij kraj: obshchie kontury prostranstvennogo razvitiya. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: opyt Habarovskogo kraya. Pod obshch. red. d.g.n., prof. A.N. Dem'yanenko. - Ha-barovsk: IEHI DVO RAN, 2016. - 224 s. s. 51-57.
9. Zikunova I.V. Predprinimatel'stvo kak strategicheskij resurs regional'nogo razvitiya Regional'noe strategicheskoe planirovanie: opyt Habarovskogo kraya. Pod obshch. red. d.g.n., prof. A.N. Dem'yanenko. - Habarovsk: IEHI DVO RAN, 2016. - 224 s. s. 88-97
10. K 2020 godu posevnye ploshchadi v Priamur'e vyrastut do polutora millionov gektarov. URL: http://www.furazh.ru/n7 E2D7 (data obrashcheniya: 12.02.2017).
11. Lappo G.M. Geografiya gorodov. M. VLADOS, 1997, 480 s.
12. Minakir P.A. Konceptual'nye polozheniya razvitiya Habarovskogo kraya Regional'noe strategicheskoe planirovanie: opyt Habarovskogo kraya. Pod obshch. red. d.g.n., prof. A.N. Dem'yanenko. - Ha-barovsk: IEHI DVO RAN, 2016. - 224 s. s. 153-160
13. Motrich E.L. Situaciya v demograficheskoj sfere Habarovskogo kraya Regional'noe strategicheskoe planirovanie: opyt Habarovskogo kraya. Pod obshch. red. d.g.n., prof. A.N. Dem'yanenko. - Ha-barovsk: IEHI DVO RAN, 2016. - 224 s. s. 161-170
14. Frolov D.P., Soloveva I.A. Sovremennye modeli gorodskogo razvitiya: ot protivopostavleniya k kombinirovaniyu. Prostranstvennaya EHkonomika 2016. № 3. S. 151—171
15. Horev B.S. Problemy gorodov. M., 1971.
16. YUsupov V.R. Novyj ehtap ehvolyucii prostranstvennoj organizacii ehkonomiki Amurskoj oblasti // Regionalistika. 2017. T. 4. № 1. S. 27-37.