НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
DOI: 10.18137/RNU.HET.23.01.P.002 УДК 364.1+140.8
Бояров Е.Н., Абрамова С.В.,
Сахалинский государственный университет
Станкевич П.В.,
Российский государственный педагогически университет имени А.И. Герцена
Влияние неопределенностей информационного пространства на состояние безопасности человека
В настоящее время общество сталкивается с интенсивным потоком угроз и опасностей в различных сферах деятельности человека. Важным является то, что значительная часть угроз для современного человека исходит из информационного пространства, которое составляет основу современного образовательного процесса. С целью разработки комплексного подхода для оценивания состояния безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации разрабатываются стратегические документы в области обеспечения безопасности. К таким документам отно-
сятся: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, аккумулирующая наиболее общие представления о защищенности национальных интересов нашей страны во всех сферах жизни, а также профильные концептуальные документы, такие, как Доктрина информационной безопасности и другие.
К сожалению, количество угроз и опасностей за последние годы, несмотря на принимаемые меры, только увеличивается. При этом создание какой-либо устойчивой номенклатуры угроз и опасностей усложняется их взаимообусловленностью и комплексным характе-
ром, а также наличием большого количества факторов, которые сложно, а зачастую и невозможно учесть при идентификации угроз и разработке мер по их нейтрализации или снижению негативных последствий от их реализации. Все это заставляет говорить о возникновении неопределенностей того или иного характера, которые прямо или косвенно влияют на состояние безопасности человека.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия) определяются приоритеты нашей страны в области национальной безопасности, основные направления, а также цели, задачи, силы и средства обеспечения национальной безопасности. Среди важных направлений обеспечения национальной безопасности одним из наиболее актуальных, на наш взгляд, является сосредоточение усилий страны на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости. При этом в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности определяется деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религи-
© Бояров Е.Н., Абрамова С.В., Станкевич П.В., 2023
ВЛИЯНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОСТОЯНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
БОЯРОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ Российская Федерация, город Южно-Сахалинск
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Сахалинский государственный университет. Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Сфера научных интересов: проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, социальные и гуманитарные аспекты информационной безопасности, информатизация образовательного процесса, формирование информационной культуры личности, механизмы обеспечения безопасности информационной образовательной среды. Автор более 120 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
EVGENIY N. BOYAROV Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Professor at the Department of Life Safety, Sakhalin State University. Academician of the International Academy of Sciences of Ecology and Life Safety. Research interests: problems of ensuring the national security of the Russian Federation, ensuring the information security of the individual, society and the state, social and humanitarian aspects of information security, informatization of the educational process, formation of the information culture of the individual, mechanisms for ensuring the security of the information educational environment. Author of more than 120 published scientific works. E-mail address: [email protected]
АБРАМОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА Российская Федерация, город Южно-Сахалинск
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности, Сахалинский государственный университет. Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Сфера научных интересов: методические аспекты обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, построение системы предметно-профильной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, предметно-профильная область знаний «Безопасность жизнедеятельности» с ее ноксологической составляющей. Автор более 150 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
SVETLANA V. ABRAMOVA Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation
Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Heard of the Department of Life Safety, Sakhalin State University. Research interests: methodological aspects of life safety training and education, building a system of subject-profile training of bachelors of education in the field of life safety, subject-profile area of knowledge "Life safety" with its noxological component. Author of more than 150 published scientific works. E-mail address: [email protected]
СТАНКЕВИЧ ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ Российская Федерация, Санкт-Петербург
доктор педагогических наук, профессор, декан факультета безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Сфера научных интересов: развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, реализация образования в области безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете, вопросы социальной безопасности в современном мире. Автор более 190 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
PETR V. STANKEVICH
Saint Petersburg, Russian Federation
Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Heard of the Department of Life Safety, Herzen State Pedagogical University. Academician of the International Academy of Sciences of Ecology and Life Safety. Research interests: development of higher pedagogical education in the field of life safety, implementation of education in the field of life safety at a modern pedagogical university, issues of social security in the modern world. Author of more than 190 published scientific works. E-mail address: [email protected]
Аннотация. Рассмотрена комплексная проблема обеспечения безопасности населения нашей страны в современных условиях глобальной информационной повестки и ее значимость в содержании образовательного процесса. Уточнена сущность феномена «неопределенность» применительно к проблемам обеспечения безопасности человека, выделены подходы к ее оцениванию. Описан процесс моделирования угроз, основанный на целенаправленной и планомерной работе по актуализации соответствующих списков угроз, опасностей, уязвимостей, вероятных последствия для функционирования различных информационных систем. В качестве возможных решений проблемы влияния информационного пространства на обеспечение безопасности личности определены направления деятельности по снижению неопределенности.
Ключевые слова: неопределенность, национальная безопасность, информационное пространство.
Abstract. The complex problem of ensuring the safety of the population of our country in the current conditions of the global information agenda and its significance in the content of the educational process are considered. The essence of the "uncertainty" phenomenon has been clarified in relation to the problems of ensuring human security, and approaches to its assessment have been identified. The process of threat modeling is described, based on purposeful and systematic work to update the relevant lists of threats, dangers, vulnerabilities, and likely consequences for the functioning of various information systems. As possible solutions to the problem of the influence of the information space on ensuring the security of the individual, the directions of activities to reduce uncertainty are identified.
Keywords: uncertainty; National Security; information space.
озно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости [7].
Важно отметить, что влияние экстремистки настроенных групп на государственные институты, российское общество и все сферы жизни граждан нашей страны осуществляется с использованием современной информационно-коммуникационной инфраструктуры. Такое влияние оказывается, в том числе, посредством различных механизмов информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников [6].
В этой связи в современном обществе на первый план выходит комплексная проблема обеспечения безопасности населения нашей страны в условиях деструктивного воздействия со стороны враждебно настроенных государств и лиц. В имеющейся ситуации глобальной информационной повестки они представляют собой реальную угрозу, важным
фактором которой является степень неопределенности в механизмах ее реализации. Также, очень важным представляется учет таких угроз в контексте содержания образовательного процесса, поскольку именно оно является уязвимым звеном в становлении и развитии компетентной и культурной личности.
Действенность таких угроз обуславливается, в том числе, и тем, что информация, поступающая при виртуальных коммуникациях, во многом не подконтрольна обществу, и деструктивная информация доступна индивиду в большом объеме [3].
Следует особо отметить, что безопасность человека зачастую зависит от актуального информационного фона, под которым подразумевается текущая наполняемость информационного пространства неким контентом посредством телевидения, традиционных СМИ и Интернета. Именно текущий информационный фон определяет формирование общественного отношения к различным социальным проблемам, к которым относится и безопасность в духовно-нравственной сфере. Так, явления информационной пропаганды определенных религиозных организаций, оказывающих деструктивное влияния на духовно-нравственные устои общества, способно сформировать у населения стойкое предубеждение к таким организациям (например, к тоталитарным религиозным сектам). И наоборот, пропаганда общего негативного отношения к традиционным духовно-нравственным ценностям способна сформировать у определенных слоев населения готовность противостоять им, в том числе, и путем вступления в запрещенные на территории Российской Федерации организации.
Подобное воздействие в информационном пространстве становится возможным вследствие тотального проникновения инфор-
мационных технологий (и даже в большей степени персональных средств коммуникации, созданных на основе таких технологий -смартфонов, планшетов и других гаджетов) в массы, особенно в молодежную среду. Это определяет новую парадигму информационной коммуникации - возможность получения информации здесь и сейчас, причем информации, зачастую не обладающей полезными свойствами (объективности, достоверности, актуальности и другими). Важным с точки зрения безопасности свойством такой информации является ее виртуальность, то есть отсутствие практически любых ограничений по ее форме и содержанию, в отличие от информации, обусловленной объективной реальностью. Виртуальность информации порождает новую угрозу со стороны такой информации - бесконтрольное ее распространение и сложность поиска первичных источников информации, которые становятся неочевидны и непонятны для широких масс населения, особенно для детей и старшего поколения. Как примере - огромное число непроверенной информации, так называемых «фейк-ньюз» (от англ. fake news - фальшивые новости), несут явный негативный и даже манипу-лятивный потенциал, способный побудить получателей такой информации к активным антисоциальным и противоправным действиям.
Примеры «цветных революций», произошедших в XXI веке (Югославия (2000), Грузия (2003), Украина (2004, 2013-2014), Киргизия (2005), Тунис (2011), Армения (2015, 2018), Венесуэла (20142020), Молдавия (2015-2016) и др.) показывают, насколько важным является контроль со стороны государства за процессом социального становления подрастающего поколения в условиях современных виртуальных коммуникаций. На фоне возникновения революционных ситуаций, связанных,
ВЛИЯНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОСТОЯНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
в том числе, с процессами духовно-нравственного развития общества в этих странах, происходит вовлечение молодежи в тоталитарные религиозные экстремистские организации. Это связано, прежде всего, со специфическим информационным воздействием на малограмотное и не владеющее информационной культурой население, в первую очередь, на молодежь, освоившую информационные технологии. В силу отсутствия социального опыта и знаний молодые люди как объективную воспринимает любую, порой нелепую, информацию, что заставляет их брать в руки оружие и выступать на стороне религиозных фанатиков. В результате формируется устойчивый стереотип реакции на ту или иную ситуацию. Это и используется при осуществлении информационного управления массами людей, для которых искусственно с помощью информационных технологий формируются убеждения, граничащие с религиозным экстремизмом.
Основным назначением информационного управления является воздействие на сознание людей, придание ему качеств, соответствующих поставленной цели. Наиболее эффективным механизмом информационного управления являются СМИ и сеть Интернет. Это те информационные источники, которые доступны и востребованы населением страны и которые привлекают, прежде всего, молодых людей. В зависимости от того, какие цели ставятся при информационном управлении, идет процесс формирования информационной культуры и информационной грамотности людей. Таким образом, процесс социализации в целом и проблемно-ориентированное информационное формирование личности (к которому относится духовно-нравственное воспитание) на современном этапе развития общества осуществляются в условиях информационного управления, полярность которо-
го зависит от усилий государства и общества.
Одной из целей деятельности современных террористических и экстремистских организаций в информационном пространстве является обеспечение глобального медийного освещения своей идеологии и совершаемых террористических актов.
По статистике, ежедневно 89 % молодых людей в возрасте от 17 до 27 лет активно пользуются Интернет-ресурсами. По данным опроса ООН, проведенного в 2013 году, на основе знакомства в социальных сетях закладывается каждая пятая семья. Более 90 % опрошенных относится с доверием к советам своих ровесников на сайтах. Каждый год около ста человек совершают суицид из-за сообщений, оставленных в соцсетях, и цифра эта постоянно увеличивается. П.А. Кисля-ков отмечает, что в современной социально-экономической ситуации все большее число представителей подрастающего поколения вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии [4]. Согласно исследованиям О.Ю. Стороженко, по своей популярности времяпровождение в социальных сетях обогнало порнографические сайты, а пропаганда экстремизма в информационном пространстве ведется путем создания различных сайтов экстремистской направленности, размещения в социальных сетях страниц, содержащих подробную информацию о деятельности подобных организаций, фото- и видеоотчетов этой деятельности [5].
Самая активная интернет-аудитория в России: здесь пользователь в среднем проводит в сети 6,6 часов в неделю. Из приведенных данных видно влияние социальных сетей на сознание молодого поколения, которым пользуются лица, вовлекающие молодежь в экстремистскую противоправную деятельность.
Вместе с тем, говоря о степени сложности установления при-
чинно-следственных связей между возникновением конфликтных ситуаций, ассоциированных с экстремистской деятельностью, и средствами информационной среды, требуется уточнить сущность феномена «неопределенность» применительно к создавшимся условиям. Например, антитеррористические инициативы, как правило, характеризуются неопределенностью: мы понимаем многие причины терроризма, но не знаем точно, когда и как они могут спровоцировать конкретные нападения. Такие неопределенности характерны и для угроз в киберпространстве, а также для огромного перечня опасных ситуаций в инфосфере.
Сам по себе феномен определенности вызывает растущий интерес у различных научных направлений, в частности, в сфере безопасности. Наиболее востребован данный феномен в сфере инженерно-технических вопросов обеспечения информационной безопасности. Так, по результатам работы Международной конференции по инженерному проектированию (International Conference Of Engineering Design, ICED) за последние 10 лет было опубликовано более 200 статей об исследованиях неопределенности (две статьи в 2003 году, 17 - в 2009 году, 40 - в 2020 году). В этих статьях предлагаются различные подходы к пониманию неопределенности в процессе проектирования информационных систем и приложений. По мнению авторов, основная проблема неопределенности в таком проектировании заключается в том, что различные типы неопределенности могут возникнуть на разных этапах процесса проектирования [13].
Проявление неопределенности в проектировании информационных систем предполагает поиск такого элемента проектируемой системы, который наиболее подвержен влиянию неопределенности (информационной, деятель-
ностной, системной и др.). Тем самым весь процесс проектирования информационной системы можно разбить на этапы и элементы, проранжировав их в соответствии с уровнем неопределенности и, таким образом, уделить большее внимание элементам с более существенной неопределенностью, которая будет соответствовать более высокому уровню риска. Это позволяет определить ту часть процесса проектирования, на которую в наибольшей степени влияет неопределенность и выявить действия по снижению неопределенности, которые могут быть в большей степени сосредоточены на этой части процесса [15].
При оценивании неопределенности мы исходим из ее понимания как потенциального недостатка на любом этапе информационного процесса или в любом действии в рамках этого процесса, которые могут быть охарактеризованы как неопределенные, неизвестные или ненадежные [14], а также как недостаток знаний о том, будет ли событие иметь значимые последствия [2].
Неопределенность не обязательно должна быть связана с человеком и может существовать как независимый фактор. Таким образом, она существует на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.
Научный обзор трактовок и классификаций понятия «неопределенность» позволил сделать вывод о том, что для учета различных аспектов целостная классификация должна осуществляться по определенным основаниям [12]. Например, исследователи различают количественную и качественную [15], случайную и эпистемологическую (теоретически обоснованную) [13], эндогенную (определяемую внутренними изменениями) и экзогенную (определяемую внешними воздействиями) [16] неопределенность. В научных исследованиях в области психологии неопределенность
описывается как некое когнитивное состояние, вызывающее беспокойство, которым можно управлять с помощью поведения, связанного с поиском информации. То есть, прослеживается взаимосвязь между неопределенностью, качеством информационной среды и когнитивным состоянием человека. Соответственно, неопределенность оказывает влияние на восприятие, познание, психоэмоциональное состояние людей, на их поведенческие стереотипы и может затруднить решение проблем или принятие решений [11].
Применительно к таким системам как «человек (общество) -опасность», «техносфера - опасность», «информационная среда -опасность» и другим, часто имеет место неопределенность цели, когда развитие опасной ситуации, свойства среды функционирования, внешние факторы, воздействия и так далее заранее неизвестны, но, в целом, прогнозируемы на основе вероятностных и риск-ориентированных моделей [9]. В таких случаях часто используются методы нелинейного робаст-ного управления, при котором для анализа выбирается система, обладающая устойчивостью (нечувствительностью) свойств по отношению к изменениям параметров (например, информационной среды) и действию возмущений (в виде потенциальных и реализованных угроз) [10].
Неопределенность в структуре информационных процессов связана с возможностью неоднозначного трактования имеющихся сведений, вызванной проявлением непредвиденных факторов, вынуждающих субъектов информационного воздействия менять свое поведение, следствием чего может стать возникновение новых рисков и угроз.
Важным с точки зрения безопасности человека является и то, что появление неопределенности в той или иной мере может привести к предполагаемой неспособно-
сти предвидеть и контролировать развитие опасного фактора, и, как следствие, невозможности применения адекватных мер защиты.
Вместе с тем, как в условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов, так и в ситуации перманентной неопределенности, у человека возникает потребность в реализации адаптационных механизмов. В этом случае меняется способ организации деятельности или принятия решений в соответствии с данной неопределенностью за счет ее игнорирования или принятия.
Применительно к информационной среде, неопределенность информации можно снизить за счет усиления правил и положений, которые считаются относительно стабильными и предсказуемыми, то есть, разработки стереотипов. Еще один способ борьбы с неопределенностью - это управление ею. Неопределенности многослойны и взаимосвязаны, поэтому, если в некоторых социально значимых сферах жизни человека создать достаточный уровень стабильности, то неопределенность будет восприниматься менее значительной, что в целом будет снижать зависимость человека от такой неопределенности и, тем самым, станет способом уменьшения данной зависимости.
Независимо от применяемого способа снижения неопределенности, в рассматриваемых условиях возможно моделирование угроз, в наибольшей мере влияющих на эту неопределенность (например, на вероятность возникновения опасных ситуаций). Такое моделирование может включать в себя следующие шаги:
• описание объекта (процесса) защиты;
• определение источников угроз;
• формирование списка уязвимых аспектов объекта (процесса) защиты, которые могут быть использованы для реализации угроз;
ВЛИЯНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОСТОЯНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
• определение угроз безопасности на основе имеющихся перечней вероятных угроз;
• определение основных атрибутов угроз безопасности; формулирование предположений о возможных негативных последствиях реализации угроз;
• поиск неопределенностей на каждом этапе моделирования.
В обобщенном виде схема процесса моделирования угроз приведена на Рисунке. На этапе поиска неопределенностей необходимо учесть, насколько имеющаяся информация о возможных опасных факторах и угрозах и их характеристиках, источниках уязвимостей и их перечне, а также о возможных последствиях актуальна, достоверна, объективна и полна. Это требует целенаправленной и планомерной работы по актуализации соответствующих списков.
Особое значение неопределенность играет в сфере духовно-нравственной безопасности личности, поскольку недостаточная информированность населения или недостоверная информация в актуальных вопросах жизни общества вызывают негативизм в оценивании деятельности государства в осуществлении его управленческих функций. Это, в свою очередь, приводит к повышению активности критически настроенных масс населения, которая может выражаться в повышении протестной активности граждан, появлении угроз деструктивного информационного воздействия и снижении общего уровня духовно-нравственной безопасности личности. Кроме того, тревога неопределенности является побочным продуктом воспринимаемой опасности или угрозы реализации негативной ситуации.
Следует отметить, что возможно определить некий оптимальный уровень неопределенности и беспокойства, который не способен оказывать существенное негативное воздействие на развитие опасной ситуации.
Таким образом, решение проблемы влияния информационного пространства на обеспечение безопасности личности складывается из следующих направлений деятельности по снижению неопределенности:
• эффективная идентификация информационных угроз в информационном пространстве на основе имеющихся и актуализируемых списков;
• ведение централизованного реестра информационных ресур-
сов, представляющих угрозу для духовно-нравственной безопасности личности с целью снижения неопределенностей при поиске их источника [8];
• массовая пропаганда ценностей информационного общества (ценности знания, информации, информационной свободы и творчества и др.), и информационной культуры среди населения;
• формирование и развитие у подрастающего поколения информа-
Рисунок. Схема процесса моделирования угроз
ционной грамотности, информационной гигиены и знаний в сфере социальной безопасности;
• определение оптимального уровня неопределенности, который не будет в значительной степени влиять на уровень безопасности личности, общества и государства;
• переход на уровне личности от пассивного ожидания угрозы к активному выстраиванию собственной стратегии обеспечения безопасности и управления ею в ситуации неопределенности с опорой на собственную жизненную позицию, выбирая наиболее подходящие действия из набора возможных в опасных ситуациях на основе
реализации принципа аналогичности;
• оценивание остаточной неопределенности и сведение ее к минимальному (оптимальному) значению;
• уклонение от риска за счет отказа от скомпрометированных или заведомо недостоверных источников информирования или снижения зависимости от них.
Также задачи снижения неопределенности влияния информационного пространства на состояние безопасности человека возможно решать на основе формирования безопасного информационного мышления, ценностно-
го отношения к информации, как условию устойчивого развития общества и как ресурсу личностного развития и здоровья. Это возможно осуществить посредством потенциала безопасной информационной образовательной среды, основываясь, в первую очередь, на принципе прогностичности, который актуализирует проблему формирования у обучающихся чувства предвидения и заботы о будущем, направляет усилия образовательного процесса на развитие умения прогнозировать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций и соответствующих навыков [1].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Основные принципы развития образовательного пространства «безопасность жизнедеятельности» // В мире научных открытий. 2010. № 4-2(10). С. 58-60.
2. Де Шауэр О. Неопределенность как характеристика современного мира: управленческий аспект // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. № 6(93). С. 17-27. DOI 10.32743/UniLaw.2022.93.6.13733
3. Информационная безопасность систем организационного управления / под ред. Н.А. Кузнецова, В.В. Кульбы. М.: Наука, 2006.
4. Кисляков П.А. Современные угрозы социальной безопасности образовательной среды и их профилактика. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2(22). URL: http:// journal-s.org/index.php/sisp/article/view/220131/pdf_19 (дата обращения: 11.12.2022).
5. Стороженко О.Ю. Противодействие экстремизму в информационном пространстве социальных сетей // Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 158-163.
6. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (дата обращения: 12.12.2022).
7. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 12.12.2022).
8. Федеральный список экстремистских материалов. URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials (дата обращения: 12.12.2022).
9. Целигоров Н.А., Целигорова Е.Н., Мафура Г.М. Математические модели неопределенностей систем управления и методы, используемые для их исследования // Инженерный вестник Дона. 2012. № 4. С. 28-33.
10. Цыпкин Я.З. Робастно устойчивые нелинейные дискретные системы управления // Известия РАН. Техническая кибернетика. 1992. № 6. С. 18-29.
11. International Conference on Engineering Design. URL: https://iced.designsociety.org/ (дата обращения: 12.12.2022).
12. Kreye M., Goh Yee Mey, Newnes L. Manifestation of uncertainty - A classification. ICED 11-18th International Conference on Engineering Design - Impacting Society Through Engineering Design. 6. Р. 96-107.
13. Möller B., Beer M. Engineering computation under uncertainty - Capabilities of non-traditional models. Computers & Structures. 2008. Vol. 86. P. 1024-1041.
14. Oxford Learner's Dictionaries. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/search/english/?q = uncertainty (дата обращения: 10.12.2022).
15. Sluijs J.P. van der, Craye M., Funtowicz S., Kloprogge P., RavetzJ., RisbeyJ. Combining quantitative and qualitative measures of uncertainty in model-based environmental assessment: the NUSAP system. Risk Anal. 2005 Apr; 25(2): 481-492. DOI: 10.1111/j.1539-6924.2005.00604.x.
16. Weck O. de, Eckert C., Clarkson P. A Classification of Uncertainty for Early Product and System Design. Proceedings of ICED 2007, the 16th International Conference on Engineering Design. URL: https://oro.open.ac.uk/13284/ (дата обращения: 10.12.2022).
ВЛИЯНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОСТОЯНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
REFERENCES
1. Abramova S.V. Osnovnye principy razvitija obrazovatel'nogo prostranstva «bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» [The basic principles of the development of the educational space «life safety»]. In the world of scientific discoveries. 2010. No. 4-2(10). Р. 58-60. (in Russian).
2. De Shaujer O. Neopredelennost' kak harakteristika sovremennogo mira: upravlencheskij aspect [Uncertainty as a characteristic of the modern world: managerial aspect]. Universum: Economics and Jurisprudence. 2022. No. 6(93). P. 17-27. (in Russian). DOI: 10.32743/UniLaw.2022.93.6.13733
3. Informacionnaja bezopasnost' sistem organizacionnogo upravlenija [Information security of organizational management systems]; ed. N.A. Kuznecov, V.V. Kul'ba. Moscow: Science, 2006. (in Russian).
4. Kisljakov P.A. Sovremennye ugrozy social'noj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i ih profilaktika [Modern threats to the social security of the educational environment and their prevention]. Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2013. No. 2(22). Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/220131/pdf_19 (date of the Application: 11.12.2022). (in Russian).
5. Storozhenko O.Yu. Protivodejstvie jekstremizmu v informacionnom prostranstve social'nyh setej [Countering extremism in the information space of social networks]. Society and law. 2014. No. 2(48). Р. 158-163. (in Russian).
6. Ukaz Prezidenta RF ot 05.12.2016 № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federa-cii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 646 dated 05.12.2016 «On Approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation»]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (date of the Application: 12.12.2022). (in Russian).
7. Ukaz Prezidenta RF ot 2 ijulja 2021 g. № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (date of the Application: 12.12.2022). (in Russian).
8. Federal'nyj spisok jekstremistskih materialov [Federal list of Extremist materials]. Available at: http://minjust.ru/ru/ extremist-materials (date of the Application: 12.12.2022). (in Russian).
9. Celigorov N.A., Celigorova E.N., Mafura G.M. Matematicheskie modeli neopredelennostej sistem upravlenija i metody, ispol'zuemye dlja ih issledovanija [Mathematical models of control system uncertainties and methods used to study them]. Engineering Bulletin of the Don. 2012. No. 4. P. 28-33. (in Russian).
10. Cypkin Ya.Z. Robastno ustojchivye nelinejnye diskretnye sistemy upravlenija [Robustly stable nonlinear discrete control systems]. News of the Russian Academy of Sciences. Tech. cybernetics. 1992. No. 6. Р. 18-29. (in Russian).
11. International Conference on Engineering Design. Available at: https://iced.designsociety.org/ (date of the Application: 10.12.2022).
12. Kreye M., Goh Y.M., Newnes L. Manifestation of uncertainty - A classification. ICED 11-18th International Conference on Engineering Design. Impacting Society Through Engineering Design. 2011. No. 6. Р. 96-107.
13. Möller B., Beer M. Engineering computation under uncertainty - Capabilities of non-traditional models. Computers & Structures. 2008. Vol. 86. Р. 1024-1041.
14. Oxford Learner's Dictionaries. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/search/english/?q=uncertainty (date of the Application: 10.12.2022).
15. Sluijs J.P van der, Craye M., Funtowicz S., Kloprogge P., Ravetz J., Risbey J. Combining quantitative and qualitative measures of uncertainty in model-based environmental assessment: the NUSAP system. Risk Anal. 2005. No. 25(2). Р. 481-492. DOI: 10.1111/j.1539-6924.2005.00604.x
16. Weck O. de, Eckert C., Clarkson P. A Classification of Uncertainty for Early Product and System Design. Proceedings of ICED 2007, the 16th International Conference on Engineering Design. 2007. Available at: https://oro.open.ac.uk/13284/ (date of the Application: 10.12.2022).