УДК 316.6
Воденко Константин Викторович
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры «Управление персоналом», Южно-Российский государственный политехнического университет (НПИ) имени М.И. Платова vodenko-kv@rambler.ru
Konstantin V. Vodenko
Doctor of Philosophical Science, Professor,
Professor of Department «Personnel Management», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) vodenko-kv@rambler.ru
Тихоновскова Мария Петровна Maria P. Tikhonovskova
соискатель, Applicant,
Южный федеральный университет Southern Federal University
tihonovskovas@yandex.ru tihonovskovas@yandex.ru
Асланов Яков Андреевич
кандидат социологических наук, доцент кафедры
теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета aslanov@sfedu.ru
Yakov A. Aslanov
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Theoretical Sociology and Regional Research Methodologies, Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University aslanov@sfedu.ru
Стратегии обеспечения
духовной безопасности молодежи в условия формирования информационных угроз и развития сетевых сообществ
Аннотация. В статье анализируются стратегии обеспечения духовной безопасности молодежи в условиях формирования информационных угроз и развития сетевых сообществ. Делается вывод о том, что обеспечение духовной безопасности российского общества и молодежи от информационных угроз и в условиях развития сетевых сообществ должно опираться на следующие меры защиты: необходимость формирования эффективной правовой основы для защиты информационной безопасности как неотъемлемой составляющей духовной безопасности российского общества; необходимость совершенствования государственной политики в области нравственного здоровья граждан России; решение проблемы обеспечения духовной безопасности российского общества лежит также в сфере реализации государством молодежной политики в стране.
Ключевые слова: духовная безопасность, информационные угроз ы, сетевые сообщества, российское общество, молодежь.
Strategies for providing
spiritual security youth in the context of the formation of information threats and the development of network communities
Annotation. The article analyzes the strategies of providing spiritual youth in the conditions of formation of information threats and development of network communities. It is concluded that ensuring the spiritual security of the Russian society and youth from information threats and in the conditions of development of network communities should be based on the following protection measures: the need to form an effective legal basis for the protection of information security as an integral part of the spiritual security of the Russian society; the need to improve the state policy in the field of moral health of Russian citizens; the solution of the problem of ensuring the spiritual security of the Russian society lies also in the implementation of the state youth policy in the country.
Keywords: spiritual security, information threats, network communities, Russian society, youth.
В условиях развития современных информационно-коммуникационных технологий духовная безопасность российского общества подвергается информационным угрозам, которые способны целенаправленно разрушить российскую национальную идентичность и духовные традиции общероссийской культуры, на протяжении многих веков объединявших народы России. Ключевой тенденцией современного мира выступает глобализация, которая представляет собой процесс интеграции стран на экономической, политической и культурной основах.
Информационные угрозы связаны как с геополитическими процессами, происходящими в мировой системе, так и с культурными процессами, получившими название «культурной глобализации», которые возникли в результате появления новой информационной реальности. Особую опасность для духовной безопасности представляют развивающиеся сетевые сообщества.
Процессы культурной глобализации сопряжены не только с конструктивным межкультурным взаимодействием, но и с негативными последствиями, связанными с радикализацией информационной сферы, процессами культурной экспансии, разрушающими традиционные формы идентичности; информационными перегрузками, влияющими на психику человека и т.п.
В настоящее время становится очевидным, что культурная глобализация представляет собой процесс агрессивного навязывания западных норм, стандартов и ценностей в сферу духовной жизни стран и регионом, обладающих своим ци-вилизационным кодом.
Очевидно, что растущая культурная проницаемость, открытость доступа к образцам массовой культуры развитых стран создают иллюзию того, что эта культура не является чуждой, а напротив, она близка и понятна, даже, несмотря на то, что «она непрерывно вступает в противоречие с традиционным комплексом отечественной культуры» [1, с. 16].
Это актуализирует проблему обеспечения духовной безопасности российского общества от информационных угроз. В этом аспекте можно говорить об информационной безопасности социума как неотъемлемой составляющей его духовной безопасности. Это ставит проблему разработки стратегии информационной безопасности российского общества.
Понятие «информационная безопасность» является относительно молодым, поэтому в научном дискурсе не сформировалось общего подхода в его трактовке.
Ряд ученых подчеркивает тесную связь информационной безопасности с защитой национального суверенитета в информационной сфере, который гарантировал бы независимость государства в формировании внутренней и внешней национальной политики. В данном аспекте обеспечение информационной безопасности включает формирование «цифрового суверенитета (в
сфере информационно-коммуникативных технологий), ментального суверенитета (защита национальной идеи и культурной самоидентификации нации), государственной политики информационного суверенитета» [2, с. 12-13].
Отмечая огромное влияние на жизнь людей новых информационных технологий, специалисты расширяют сферу информационной безопасности на все сферы деятельности человека. В виду этого, большую опасность представляют «возможные последствия информационного воздействия на психику и сознание отдельных людей и социальных групп, на общественные настроения и мнение масс, на национальное самосознание и идеологические установки» [3, с. 51].
В этой связи необходима система мер по обеспечению духовной безопасности российского общества от информационных угроз. Понимание того, что сегодня наметилась тенденция смещения опасностей и военных угроз в информационное пространство государств, заставляет разрабатывать стратегии обеспечения своей информационной безопасности.
Стратегия укрепления информационной безопасности находят свое отражение в законе РФ «О безопасности» и в Доктрине информационной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 [4]. По мнению специалистов, особое внимание следует уделить следующим видам угроз:
- «вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и зависимость экономической и политической сферы общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
- манипулирование информацией (сюда включается дезинформация, сокрытие или искажение информации)» [5, с. 17].
В связи с этим необходимо сформировать эффективную правовую основу для защиты информационной безопасности как неотъемлемой составляющей духовной безопасности российского общества.
К правовым мерам обеспечения информационной безопасности следует отнести [6, с. 42]:
1) разработку правовых механизмов регулирования отношений в информационной сфере;
2) фиксацию статуса информации, информационных ресурсов и систем, принципов и правил доступа к ним;
3) создание обязательных правил поведения в информационном пространстве;
4) принятие и обнародование нормативных правовых актов, в том числе, устанавливающих ответственность за преступления против инф о рмационной безопасн о сти ;
5) установление статуса субъектов системы информационной безопасности, отвечающих за ее успешное функционирование и нормативное определение их полномочий;
6) осуществление надзора и контроля за соблюдением законов в информационной сфере.
Однако стратегии обеспечения духовной безопасности российского общества должны опираться не только на нормативную базу, посредством которой регламентируется информационная среда, но и обеспечивать защиту нравственности и психического здоровья людей. Очевидно, что государственная политика в области нравственного здоровья граждан России основывается на Конституции РФ в Российской Федерации, в которой имеет место ряд общих правовых актов в сфере защиты нравственности:
- Пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, норма которого устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где обозначено содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Пункт 1 статьи 14 данного Федерального закона устанавливает, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от распространения печатной продукции, аудио- и видео-продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение;
- Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Существует еще целый ряд законов, направленных на защиту нравственности российской молодежи. Это позволяет говорить о том, что в стране сформирована правовая институциональная среда в области защиты духовной безопасности.
Однако наличие законодательных актов не всегда может решить проблему минимизации угроз информационного характера для общественного сознания граждан. Необходимо реально созда-
вать условия для творческого развития личности, ее самореализации, возможностей включенности в конструктивные социальные проекты. Нам представляется, что решение этой проблемы лежит в сфере реализации культурной политики российского государства.
В этом смысле государство выступает ключевым субъектом, определяющим вектор культурного развития страны и той системы ценностей, которая сможет объединить поликультурное пространство России в единую политическую систему.
Это дает основание утверждать, что содержание культурной политики во многом зависит от тех ориентиров, которые задаются государством, поскольку только оно обладает всей полнотой ресурсов для конструирования национально-культурной идентичности страны. Последняя является очень важным компонентом обеспечения социальной стабильности и устойчивого развития государства. Кроме того, национально-культурная идентичность является основой интеграции людей в единое культурно-политическое целое. Поэтому, как отмечают исследователи, сегодня актуальной проблемой является «стремление государства к возрождению этнокультурных оснований общества, сох р анению национальной идентичности и возвращению к собственным культурным истокам, где главная задача - воспитание чувства патриотизма и укрепление единства нации и государства» [7, с. 35].
Важно отметить, что культура является мощным ресурсом государства, поскольку в условиях новых геополитических вызовов развитие общества и возможности противодействия угрозам во многом зависит от «его морального духа, сплоченности и устойчивости» [8, с. 164].
В тоже время, специалисты выделяют четыре модели культурной политики, сложившиеся в современном мире [9, с. 28]:
- модель либеральной культурной политики, обязательной характеристикой которой является рынок культурных товаров и услуг;
- модель государственной бюрократической или просветительской культурной политики, неотъемлемой чертой которой является доминирование государства, контролирующего с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов сферу культуры;
- модель национально-освободительной культурной политики, где главной чертой является развитие или утверждение оригинальных культурных традиций;
- модель культурной политики переходного периода; её отличительной чертой является то, что она даже демократические ориентиры реализует через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов.
Критерием для выделения этих моделей является «степень самостоятельности культуры как
сферы жизнедеятельности общества, уровень государственного вмешательства и контролирования развития и функционирования различных культурных процессов, источников финансирования и доминирующих целей» [10, с. 51].
Оценивая культурную политику современной России, исследователи подчеркивают ее неоднозначный, гибридный характер, свойственный переходным обществам. Несмотря на тенденции глобализации, засилье стандартов западной массовой культуры, основным вектором культурной политики РФ, все-таки, является «стремление власти к возрождению этнокультурных основ общества, сохранению национальной идентичности и возвращению к собственным культурным истокам, где главная задача - воспитание чувства патриотизма и укрепление единства нации и государства» [11, с. 36].
Анализируя роль государства в реализации культурной политики, ученые склоняются к тому, что в России сложилась государственно-бюрократическая модель культурной политики с элементами переходного периода. Об этом свидетельствует то, что в российском обществе культурная сфера находится исключительно в области государственного влияния.
Следует отметить, что распад Советского союза нанес колоссальную культурную травму российскому обществу, связанную с девальвацией советской идеологии и ориентацией на западную систему ценностей. Однако последующие годы после распада советского государства свидетельствуют о том, что в современной России так и не сформировалась идеология, способная объединить расколотое по социальным и культурным основаниям российское общество.
В настоящее время сохраняются неблагоприятные социальные тенденции, затрудняющие духовное развитие российской нации. Это обусловлено, также:
- социально-экономическими проблемами российского общества, а также, недостаточно продуманной и неэффективно проводимой культурной политикой, которая, по мнению ученых, «слабо соотносится с заявленными целями реформирования государства;
- снижением доступности духовных и культурных благ для большого количества россиян;
- ростом бескультурья в СМИ как важнейшего канала трансляции культурных образцов;
- утверждением в общественном сознании, особенно молодежи, низкопробной духовной продукции» [12, с. 3].
Вследствие этого остро стоит вопрос об организации системной работы по обеспечению общества в целом, а молодежи, в частности, от угроз информационного характера. Системный подход предполагает реализацию комплекса мер, основанных, прежде всего, на глубоком и все-
стороннем, исследовании этих угроз и изучении поведения молодогопоколения в киберпростран-стве [13]:
- расширение и совершенствование законодательных инициатив по обеспечению государством информационной безопасности детей и юношества, защите их физического, умственного и нравственного развития, человеческого достоинства во всех информационно-коммуникативных средах;
- развитие теории информационной безопасности и методологии защиты информации на уровне личности молодого человека и молодого поколения, в целом;
- просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, принципов поиска информации в сети Интернет, знания элементарных правил отбора и использования информации, сохранения здоровья и нормального развития;
- формирование у учащейся молодёжи в процессе учебного процессаактивной позиции в получении знаний и умений по выявлению информационных угроз, определению степени их опасности, предвидению последствий информационных угроз и эффективному противостоянию им;
- развитие качественных и доступных аппаратных и программных средств защиты от несанкционированного доступа, как к техническим средствам конечного пользователя, так и к его личной информации; обеспечение их доступности для молодёжной аудитории;
- акцентирование внимания на развитии морально-этических правил и норм поведения молодёжи в виртуальном пространстве, в том числе, и соблюдению прав интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Решение проблемы обеспечения духовной безопасности российского общества лежит также в сфере реализации государством молодежной политики в стране. В нынешней ситуации социальной неопределенности и экономической нестабильности, молодежь нуждается в определенной поддержки со стороны государства. Именно комплексная молодежная политика способна минимизировать деструктивные практики в молодежной среде.
Как отмечают специалисты, в современном мире целью молодежной политики является создание необходимых социальных условий для развития потенциала молодого поколения, выступающего ключевым ресурсом будущего стран. В настоящее время сформировалась острая потребность в реализации молодежной политики в государстве с целью создания социальной среды для творчества и самореализации молодежи.
В период постсоветских трансформаций, которые способствовали развитию кризисных явлений в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества, про-
изошло разрушение институтов социализации молодежи, в частности, молодежных организаций, которые фактически проводили молодежную политику (ВЛКСМ, пионерская организация) и воспитывали молодое поколение на основе ценностей коллективизма, интернационализма, патриотизма и т.п.
Несмотря на то, что, начиная с 1990-х гг., начали создаваться государственные структуры, призванные заниматься проблемами молодежи (Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ, Госкомитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму и пр.), молодежная политика отличалась непоследовательностью, хаотичностью и не способствовала развитию эффективных институтов, занимающихся проблемами адаптации, социализации и интеграции молодежи.
К сожалению, о сегодняшней молодежной политики в РФ также нельзя сказать, что она носит системный и комплексный характер, что обусловлено как затянувшимся кризисным состоянием российского общества, так и неэффективностью государственных структур, занимающихся проблемами молодежи.
В условиях новых геополитических и экономических вызовов, вставших перед страной, молодежная политика государства должна стать одним из ведущих направлений в реализации Стратегии национальной безопасности страны, поскольку именно молодежь, ее трудовой, экономический, интеллектуальный и духовный потенциал, является основой развития страны и ее конкурентоспособности в современном мире.
В связи с этим, нам представляется важным обратить внимание на инновационные подходы в разработке и реализации молодежной политики, которые бы соответствовали потребностям современного общества. Понимание значимости роли человеческого капитала и значения его качественных характеристик в развитии страны, ориентирует молодежную политику государства на развитие творческой активности, профессионализма, гражданственности у молодого поколения.
Поэтому специалисты подчеркивают, что задачи молодежной политики российского государства должны включать следующие приоритетные направления [14, с. 31-32]:
- системную работу по вовлечению молодежи в общественную жизнь и развитие профессиональных и социальных компетенций;
- поддержку молодежных инициатив в экономической, общественно-политической, спортивной сферах деятельности;
- социальную поддержку представителей молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- привлечение молодежи к участию в инновационных творческих проектах в сфере образования, науки, культуры;
- развитие волонтерской деятельности молодежи в различных направлениях общественной жизни;
- стимулирование активной общественной работы молодежи, развитие у нее навыков гражданского участия, гражданской инициативы и общественного лидерства.
Реализация эффективной молодежной политики затрудняется в силу наличия в российском обществе негативных социальных тенденций, а именно:
- затяжного социально-экономического кризиса;
- деструктивных явлений в сфере политического управления страной (непродуманные реформы, коррупция);
- нерешенности многих социальных проблем, падение доходов населения; рост социального неравенства в обществе;
- отсутствия условий для социальной мобильности молодежи;
- слабого развития институтов гражданского общества.
Также следует отметить, что государственные структуры управления молодежной политикой не отличаются гибкостью и зачастую их деятельность отстает от реальных потребностей общества. По мнению исследователей, сегодняшние структуры управления молодежной политикой еще функционируют в формате прежней авторитарной модели управления, сложившейся в советский период, и не отвечают тем новым вызовам, с которыми сегодня сталкивается российское общество, особенно в сфере духовной безопасности.
Эффективность управленческой деятельности органов молодежной политики должна строиться на основе таких приоритетов и мер, которые направлены на создание институциональной среды, создающей условия для успешной социализации и самореализации молодежи.
Таким образом, анализ стратегий обеспечения духовной безопасности российского общества и молодежи от информационных угроз и в условиях развития сетевых сообществ позволяет констатировать, что их реализация должна опираться на следующие меры защиты:
Во-первых, необходимо сформировать эффективную правовую основу для защиты информационной безопасности как неотъемлемой составляющей духовной безопасности российского общества
Во-вторых, необходимо совершенствовать государственную политику в области нравственного здоровья граждан России, причем это направление политики должно носить не декларативный характер.
В-третьих, реализация культурной политики государства должна быть направлена на создание реальной средыдля творческого развития личности, ее самореализации, возможностей включенности в конструктивные социальные проекты.
В-четвертых, решение проблемы обеспечения духовной безопасности российского общества
лежит также в сфере реализации государством молодежной политики в стране. В условиях системного кризиса российского общества, молодежная политика государства должна быть ориентирована не только на экономическую поддержку молодежи, но и на создание среды для ее самореализации в различных региональных и общенациональных проектах.
Литература:
1. Гизатова Г.К. Глобализирующийся мир: духовная культура России в ситуации выбора / Г. К. Гизатова. О.Г.Иванова, А. Б. Лебедева // Россия: многообразие культур и глобализация. М., 2010.
2. Кучерявый М.М. Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира // Управленческое консультирование. 2014. № 9(69). С. 12-13.
3. Маруев А.Ю. Информационная безопасность России и основы организации информационного противоборства // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. Вып. 1. Т. 3.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Ш1_ : https://rg.ru/ 2016/12/06/СоМппа-ПоЬе2оЬа8по8^8йе-Сок.Мт! (дата обращения 25.04.2019).
5. Мамедова К.А. Основные принципы обеспечения информационной безопасности страны // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1(22).
6. Стратегический вектор обеспечения международной информационной безопасности. СПб. : Спииран, 2016.
7. Янкова Я.В. Культурная политика современной России: модели взаимодействия власти и // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2018». М. : Макс Пресс, 2018.
8. Магомедов М.Н. Обзор нормативно-правового регулирования сферы культуры РФ / М.Н. Магомедов, Н.А. Носкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2.
9. Драгичевич-Шешич М. Культурная политика в переходном обществе: фрагменты политологического и культурологического анализа // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. М. : Издательство РГБ, 1999.
10. Новосельская В.В. Культурная политика национального государства в контексте современного социально-исторического развития: сущностные характеристики // Ученые записки Комсо-мольского-на-Амуре государственного технического университета. 2018. № 1-2(33).
Literature:
1. Gizatova G.K. Globalizing world: spiritual culture of Russia in the situation of choice / G.K. Gizatova, O.G. Ivanova, A.B. Lebedeva // Russia: diversity of cultures and globalization. M., 2010.
2. Kucheryavui M.M. State policy of information sovereignty of Russia in the modern global world // Management Consulting. 2014. № 9(69). P. 12-13.
3. Maruyev A.Yu. Information security of Russia and the basis of the organization of information confrontation // Contours of global transformations: Politics, Economics, Law. 2010. Release 1. Vol. 3.
4. The doctrine of information security of the Russian Federation. URL : https://rg.ru/2016/ 12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (date accessed: 25.04.2019).
5. Mamedova K.A. Basic principles of information security of the country // Information security of regions. 2016. № 1(22).
6. Strategic vector of international information security. SPb. : Spiiran, 2016.
7. Yankova Ya. V. Cultural policy of modern Russia: models of interaction of the power and // Materials Of the international youth scientific forum «Lomonosov-2018». M. : Max Press, 2018.
8. Magomedov M.N. Review of normative-legal regulation of the sphere of culture of the Russian Federation / M.N. Magomedov, N.A. Noskova // International Journal of Humanities and natural Sciences. 2019. № 2.
9. Dragicevich-Sheshich M. Cultural policy in a transitional society: fragments of political and cultural analysis // Panorama of cultural life of the CIS and Baltic countries. M. : Publishing house of Russian state library, 1999.
10. Novoselskaya V.V. Cultural policy of the national state in the context of modern socio-historical development: essential characteristics / / Scientific notes of Komsomolsk-on-Amur State Technical University. 2018. № 1-2(33).
11. Янкова Я.В. Культурная политика современной России: модели взаимодействия власти и // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2018». М. : МАКС Пресс, 2018.
12. Духовная культура российской студенческой молодёжи: проблемы и пути формирования: Материалы международной научной конференции. М. : Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, 2016.
13. Верещагина А.В. Система комплексной безопасности современного общества в контексте национальной безопасности России в условиях новых вызовов и угроз / А.В Верещагина, С.И. Самыгин. О.М Шевченко. М. : РУСАЙНС, 2016.
14. Кротов Д.В. Органы молодежной политики в современной России: институциональные методы повышения эффективности управленческой деятельности / Д.В. Кротов, А.В. Кононенко. Ростов н/Д, 2017.
11. Yankova Ya.V. Cultural policy of modern Russia: models of interaction of the power and // Materials Of the international youth scientific forum «Lomonosov-2018». M. : MAX Press, 2018.
12. Spiritual culture of the Russian student youth: problems and ways of formation: Materials of the international scientific conference. M. : Moscow state University of Railways of Emperor Nicholas II, 2016.
13. Vereschagina A.V. System of complex security of modern society in the context of national security of Russia in the conditions of new challenges and threats A.V. Vereschagina, S.I. Samygin, O.M. Shevchenko. M. : Rusyns, 2016.
14. Krotov D.V. Bodies of youth policy in modern Russia: institutional methods of increasing the efficiency of management activities / D.V. Krotov, A.V. Kononenko. Rostov on/D., 2017.