Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2005. № 4. С. 111-113 © Т.В. Галюкшова, 2005
УДК 336.227.2
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т.В. Галюкшова
Омский государственный институт сервиса
Tracing the changes to tax legislation is for modern businessman’s of one of the conditions of conservation and developments of business, but not always legislative rates are comprehensible no tempted in terminology to the people. For relieving an understanding of legislation and preventing the possible risks at the taxation system choice, as well as risks appear at the payment of taxes, in the article are offered way of their warning.
В условиях постоянно изменяющегося нестабильного налогового законодательства (в мировой практике стабильность налогового законодательства - принцип налогообложения) вопросы учета и оценки предпринимательского риска являются актуальными как для внутреннего управления, так и для внешних инвесторов, готовых, но опасающихся инвестировать средства в российскую экономику.
Игнорируя провозглашенный А. Вагнером принцип нейтральности, налоги стали доминирующим фактором в российском предпринимательстве при выборе сценария ведения предпринимательской деятельности или конкретной хозяйственной сделки.
По определению и по сути риск - это образ действий в неопределенной обстановке. Причины неопределенности:
- незнание, неполнота, недостаточность знаний вопроса;
- случайность обстоятельств;
- противодействие контрагентов;
- конфликты в коллективе;
- неожиданное изменение законодательства и т. д.
Остановимся на разборе первой и последней обозначенных причин, объединив их в систему факторов, которые влияют на любое решение в области предпринимательства, в том числе на решение при планировании и уплате налогов.
На принимаемое решение в области налогообложения влияют два вида факторов:
- факторы, связанные с данной задачей (первая группа рисков);
- факторы, выходящие за рамки данной задачи и существующие независимо от решаемой задачи (вторая группа рисков).
Задача налогоплательщика - просчитать факторы первой группы и учесть заблаговременно факторы второй группы.
Решение данной задачи возможно путем структурирования ситуаций, допускающих формализацию. При неизбежной неопределенности процесса бизнеса важно вовремя обезопасить субъекта бизнеса от последствий неопределенности бизнеса. Принято считать, что одним из основных рисков предпринимательства является неполнота информации.
Вывод: следует минимизировать или максимально устранить данный вид риска.
Пути снижения рисков первой группы:
1. Организация квалифицированной службы информации.
2. Постоянное и своевременное изучение изменений законодательства.
3. Организация службы аналитиков-профессионалов.
Неожиданные риски - риски второй группы - можно учесть, если:
1. Организовать службу прогнозирования.
2. Резервировать банки идей, мощностей, капитала, позволяющих избежать потери от внезапных изменений законодательства, настроения контрагентов, случайных катаклизмов.
В обоснование возможной минимизации рисков первой группы приведем примеры.
Ситуация: организация (индивидуальный предприниматель) освобождена от НДС на основании ст. 145 НК РФ. Однако освобождение от уплаты НДС может обернуться не только уплатой налога, но и штрафными санкциями и пени, если налогоплательщиком будет нарушено условие, что выручка за три последовательных календарных месяца деятельности превысила 1 млн руб. (с 1 января 2006 г. - 2 млн руб.).
Например, выручка от реализации, полученная за февраль 2005 г., - 300 тыс. руб., за март - 450 тыс. руб., за апрель - 350 тыс. руб. Итого за три последовательных месяца выручка составила 1 100 тыс. руб. С апреля налогоплательщик утрачивает право на освобождение от НДС и обязан 63 тыс. руб. (350 тыс. руб. • 18 %) за счет собственных средств заплатить в бюджет.
Налогоплательщику, чтобы минимизировать риски по уплате НДС в связи с потерей освобождения, необходимо постоянно контролировать размер выручки. Если в течение периода налогового освобождения становится очевидным, что лимит выручки будет превышен, то необходимо либо начать выставлять покупателю счета-фактуры с НДС в целях экономии своих собственных средств, либо переводить «лишние» объемы на дочерние компании - спутников по бизнесу (индивидуальных предпринимателей), специально и заранее зарегистрированных для этих целей.
Если факт отгрузки товара покупателю произошел, и именно эта отгрузка превысила лимит, можно:
- договориться с покупателем о возврате товара по формальным признакам претензий на качество товара, некомплект, нарушений прочих условий поставки, а затем вновь осуществить отгрузку этого товара в следующем месяце;
- изменить дату отгрузки в отгрузочных документах, если, конечно, для покупателя это не будет иметь последствий;
- уменьшить на сумму превышения (если она не столь значительна) цену поставки, переделав договор или предоставив скидку покупателю;
- произвести замену отношений и переделать договор поставки (купли-продажи) на договор комиссии или агентский договор, включив в контролируемые ст. 145 НК РФ объемы только посредническое вознаграждение;
- оформить последнюю поставку, размер которой превышает лимит, на условиях особого порядка перехода права собственности: по мере оплаты, до момента доставки товара до склада покупателя, до момента возврата тары и т. д., что дает возможность использовать в учете счет 45 «Товары отгруженные» и оформляется записью: Д 45 К 41 - отгружен товар покупателю на особых условиях перехода права собственности.
Условия должны быть выполнены в следующем «безопасном» периоде.
Риск «забывчивости» представить по истечении 12 календарных месяцев использования права на освобождение не позднее 20-го числа последующего месяца документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации за каждые три последовательных месяца не превышала в совокупности один (с 2005 г. два) миллиона рублей, либо, не подав уведомление о продлении использования права на освобождение, может привести на основании п. 5 ст. 145 НК РФ к восстановлению и уплате в бюджет сумм налога с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней. Следует отметить, что арбитраж в случае, если налогоплательщик не нарушил условия освобождения, будет против взыскания налоговых санкций (ФАС ВолгоВятского округа от 17 марта 2004 г., ФАС Уральского округа от 14 сентября 2004 г. и др.).
Рекомендации:
- договориться с инспектором о напоминании представить документы к установленному сроку (что маловероятно, но при хороших отношениях возможно);
- в качестве контроля закрепить как норму налогового администрирования за налоговым органом истребования подтверждающих документов;
- внести дату представления документов в налоговый календарь налогоплательщика с закреплением в должностной инструкции конкретного специалиста обязанностей по соблюдению налогового графика.
Пример другой, который можно отнести к рискам второй группы. Потерей права применения упрощенной системы налогообложения, а следовательно, и зоной риска, является для налогоплательщика на спецрежиме превышение дохода более 15 млн руб. (с 1 января 2006 г. - 20 млн руб. с учетом и индексации).
Устранить риск потери права применения упрощенной системы налогообложения возможно, если плательщик единого налога доходы, например, от сдачи имущества в аренду уменьшит, заключив с арендатором агентский договор, согласно которому арендатор поручает арендодателю-агенту от своего имени заключать договоры на покупку для арендатора услуг коммунальных служб. Тогда коммунальные службы будут выписывать документы на фирму-арендодателя, а тот от своего имени передавать арендатору.
Арендатор при этом не теряет право на возмещение «входного» НДС, а арендодатель не увеличивает доход на сумму коммунальных платежей, перевыставленных арендатору. Он лишь выставляет счета-фактуры арендатору на агентское вознаграждение в оптимальном фиксированном размере без НДС.
Другой вариант сдерживания объемов для плательщиков единого налога - проводить объемы по реализации товаров не по договорам купли-продажи, а по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, включая в доходы только посредническое вознаграждение.
Немалые риски по уплате НДС несут участники простого товарищества. В желании оптимизировать налоговые платежи товарищи объединяются в совместную деятельность, заключив договор простого товарищества. До вступления в силу с 1 января 2006 г. Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ, который добавил в гл. 21 Налогового кодекса РФ новую статью 174.1 об особенностях исчисления и уплате в бюджет НДС при осуществлении совместной деятельности, налогоплательщик четкого представления не имел. Вследствие чего допускал серьезные ошибки в исчислении НДС и нес риск убытков от потери сумм восстановленного НДС и штрафных санкций.
Дело в том, что передача имущества в рамках договора простого товарищества не облагается НДС на основании пп. 4 и 3 ст. 39 и п. 2 ст. 146 НК РФ, что позволяет в платежи инвестора подрядчику, являющемуся товарищем, НДС не включать. Привлечение имущественных и денежных средств соинвесторов, оформленное договором простого товарищества, также не приводит к возникновению обязанности по уплате НДС, так как Налоговый кодекс не признает реализацией передачу имущества, если она носит инвестиционный характер. Однако имущественные вклады в совместную деятельность не дают право и на возмещение «входного» НДС лицам, приобретавшим, например, строительный материал, переданный в совместную деятельность, так как вычеты применяются только в отношении товаров (работ услуг), приобретаемых налогоплательщиком для осуществления операций, подлежащих обложению. НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ) согласно подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ НДС учитывается в стоимости приобретенных товаров. Более того, в случае, если ранее этот НДС был принят к вычету из бюджета, его необходимо восстановить, так как строительный материал, в нашем примере, в последующем используется в деятельности, необлагаемой НДС.
Снизить риски, связанные и с восстановлением ранее возмещенного НДС, и с уплатой штрафных санкций и пени за несвоевременное восстановление, можно, передав в совместную деятельность денежные средства, которые объектом налогообложения НДС сами по себе не являются. На поступившие в простое товарищество деньги приобретается все необходимое: строительный материал, арендуется техника, оплачиваются транспортные услуги и т. д.
В продолжение строительной темы заметим, что договор на участие в долевом строительстве следует считать договором подряда, а выполнение застройщиком своих функций для целей налогообложения является реализацией работ и будет облагаться НДС.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...» позволяет оптимизировать суммы НДС. Так, цена договора на участие в долевом строительстве может определяться двумя способами: как сумма денежных средств, перечисляемых заказчиком застройщику, и как сумма денежных средств на возмещение затрат застройщика и на оплату непосредственно подрядных работ. В первом случае налоговая база по НДС определяется исходя из суммы, перечисленной заказчику, во втором случае НДС уплачивается только с вознаграждения застройщику.
Важно правильно оформить в учете поступление средств: разбить суммы, перечисляемые застройщику, на возмещение расходов и собственно оплату работ. Это позволит застройщику уменьшить налоговые платежи. Спор с налоговыми органами возможен, так как они настаивают на том, что расходы, понесенные подрядчиком и возмещаемые заказчиком, увеличивают размер вознаграждения подрядчика, а следовательно, и налоговой базы по НДС (письмо Минфина от 19 сентября 2003 г. № 04-03-11/75).
Вывод: управлять рисками можно, опираясь на знание законодательства и профессиональный подход к делу, что позволить сохранить прибыль собственников и избежать штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Сэкономленные на предупреждении налоговых рисков средства направить на утверждение и развитие предпринимательства в России. При этом не менее важно уметь отстаивать свою позицию в спорах с налоговиками.