ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
УДК 32.019.51(045) © Хасанова Е. Р., 2024
Влияние музыки на политическую социализацию российского студенчества
Елизавета Ринатовна Хасанова, студентка 2-го курса магистратуры факультета управления и политики, МГИМО МИД России, Москва, Россия Elizaveta Rinatovna Khasanova, 2d year master degree student, School of Governance and Politics, MGIMO University Moscow, Russia [email protected]
АННОТАЦИЯ
Музыка - не только особый вид искусства и культурная универсалия. В современных условиях она - важнейший инструмент формирования культурно-ценностных ориентиров и политической социализации индивида. В статье представлены результаты эмпирического исследования воздействия музыки на сознание российского студенчества. Цель исследования - выявить место музыки в жизни молодых людей и ранжировать их музыкальные предпочтения, рассмотреть влияние авторитетов на выбор жанров и композиций, провести анализ влияния музыки на процесс политической социализации студентов. В анонимном онлайн-опросе приняли участие 312 студентов разных форм обучения (от бакалавров до аспирантов) из ведущих российских вузов. Результаты анкетирования показали, что, вне зависимости от музыкальных предпочтений, молодые люди осознают высокую степень влияния музыкальных мелодий, дискурсов и нарративов. Проведенное исследование показало, что музыкальная индустрия XXI в. представляет собой одну из значимых площадок политической коммуникации, а также является эффективным инструментом влияния на сознание и политическое поведение российской молодежи. Данные подобных опросов могут быть полезны для осмысления имеющихся проблем и выстраивания эффективных коммуникаций с молодежью с целью предотвращения возможных кризисов и деструктивной протестной активности.
Ключевые слова: музыка; музыкальная индустрия; политическая социализация; политическое поведение; политические коммуникации
Для цитирования: Хасанова Е. Р. Влияние музыки на политическую социализацию российского студенчества. Научные записки молодых исследователей. 2024;12(3):78-88.
ORIGINAL PAPER
The Music Impact on Russian Students' Political Socialization
ABSRTACT
People should not only regard music as a form of art and universal cultural detail. Nowadays, music can also be seen as a significant tool that influences cultural and value orientations and political socialization. The article represents the results of the empirical study that shows the way music affects Russian students' consciousness. The research has three major objectives: determining the role of music in young people's
lives, ranking their music preferences, and analyzing the impact of music on students' political socialization development. Additionally, it aims to review the authority of influence on genre and composition. The anonymous survey involved 312 students of different education forms of leading Russian universities (from bachelor's degree to PhD studies). The opinion poll results showed that, despite music preferences, young people are extremely aware of the impact of musical melodies, discourses, and narratives. The conducted research stated that the 21st century music industry is one of the major platforms for political communication. Moreover, it is an effective instrument that influences the Russian youth's consciousness and political behavior. The data from these surveys can help understand current problems and establish effective communication with young people, preventing potential crises and destructive protests. Keywords: music; music industry; political socialization; political behavior; political communications
For citation: Khasanova E. R. The мusic impact on Russian students' political socialization. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2024;12(3):78-88.
Введение
Музыка - особый предмет научного анализа. Еще Аристотель обратил внимание на музыку как на эффективный способ передачи эмоций, посредством которого возможно воздействовать как на индивидов, так и большие массы людей. Хотя, по мнению мыслителя, музыка как «высокий досуг» была доступна только для понимания избранными, способными получать интеллектуальное и эстетическое наслаждение [1]. На Востоке музыке также уделялась особенная роль. Например, в Древнем Китае она была проекцией ценностей и ориентиров философии конфуцианства; служила истинным источником гармонии и умиротворенности. Около четырех тысяч лет назад в одном из томов священных писаний об истории течения Шу-цзин появились первые исследования музыки как инструмента проекции психологического состояния индивидов [2].
Колоссальные социально-экономические и политические трансформации за прошедшие столетия, в корне изменившие мир и определившие, в том числе, наступление «эпохи масс - эпохи гигантомании» [3, с. 17], естественным образом отразились в музыке, которая стала не просто видом искусства, но полноценным участником исторических событий. В конце XVIII в. музыка стала одним из инструментов управления массами людей и одним из способов влияния на их поведение. Во времена Великой французской буржуазной революции 1789-1799 гг. именно песни способствовали свободному и быстрому распространению революционных идей среди народных масс. Например, народная песня «£а
ira!» («Дела пойдут на лад!»), посвященная годовщине взятия Бастилии, была настолько популярна, что ее называли неофициальным гимном Франции. Не будет преувеличением утверждение, что идеи революционных преобразований, как и само слово «революция», получили широкое распространение, во многом благодаря музыке.
XX в. стал ключевым периодом в развитии западных музыкальных течений и новых жанров, оказавших, с одной стороны, существенное влияние на формирование вкусов, настроений и ценностей, а с другой - он усилил роль и значение социальных потребностей и протестных настроений. Яркий тому пример - история джаза, в значительной степени ставшим символом политического освобождения афроамериканцев [4]. Макс Вебер одним из первых зафиксировал, что музыка может иметь предсказательный характер будущих политических событий и социально-политических парадигм. Ученый рассматривал «стандартизацию и развитие западной музыки как одно из характерных проявлений процесса рационализации, приведшего к возникновению капитализма» [5, p. 635].
В истории нашей страны, особенно в ее переломные моменты, музыкальные произведения определяли ценностные ориентиры, формировали эмоциональный накал, мотивирующий сигнал к подвигам и свершениям. В конце ХХ в. русский рок стал инструментом разрушения советской системы: перемен требовали не только сердца юных поклонников Виктора Цоя, но и холодные умы всех уровней номенклатуры. С момента написания в 1989 г. песня «Хочу перемен!» также стала неофициальным гимном
всех протестных движений на постсоветском пространстве [6, с. 23].
С каждой новой эпохой музыка становилась проекцией ценностей и ориентиров, которые проявлялись в конкретных решениях и действиях. Особый интерес в изучении социализирующей и коммуникативной роли современной музыки представляет наиболее мобильная и пассионарная часть социума - молодежь. В свою очередь российское студенчество - одна из самых многочисленных и хорошо организованных молодежных групп. Более того,количество студентов растет из года в год - на 1 октября 2023 г. в РФ насчитывалось 4, 33 млн студентов, из них 47,4% (2,67 млн проходят обучение за счет бюджетных средств1. Эти факты заставляют не только исследователей, но и представителей государственной власти более внимательно следить за процессами в студенческой среде.
Музыка и политика в картине мира российского студенчества: результаты социологического исследования
С целью подтверждения/опровержения гипотезы о существенном влиянии музыки на политические предпочтения и поведение российского студенчества с 17 апреля по 1 мая 2024 г. был проведен анонимный онлайн-опрос бакалавров, магистрантов и аспирантов ведущих российских вузов (МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ, МГЮА им. О. Е. Ку-тафина, СПбГУ, НГУ), позволивший получить важную информацию по проблемам политической социализации. В опросе приняли участие 316 студентов различных профилей обучения.
Анкета состояла из трех блоков:
1. Данные респондента («паспортичка»; вопросы 1-3);
2. Вопросы о музыкальных предпочтениях (вопросы 4-10);
3. Политический блок: влияние музыки на политическое поведение (вопросы 11-18);
«Паспортичка» (первый блок) позволила выявить пол, возраст и курс обучения респондентов.
Второй блок - «Музыкальные предпочтения» -включал вопросы о предпочтительных музыкаль-
1 В российских вузах увеличилось число студентов. Российский союз ректоров. URL: https://rsr-online.ru/ news/2024/6/4/v-rossijskih-vuzah-uvelichilos-chislo-studentov/
ных жанрах, языке и времени прослушивания произведений, выборе стриминговых платформ. В этом блоке также были вопросы о целях (смысловая и/или эмоциональная составляющая) погружения в музыку, а также о факторах, влияющих на выбор музыкальных произведений.
Вопросы третьего — проблемно-политического блока поднимали вопросы смыслового наполнения музыкальных произведений и были направлены на выявление проблем современной музыки. Особый интерес представляли вопросы о влиянии музыкальной индустрии на политические взгляды современной молодежи, о политизации музыки, о музыкантах как лидерах общественного мнения и т.п.
Результаты исследования. 1. Данные «паспор-тички». Набольшую активность в исследовании проявили девушки - 70,9% (224 чел.). Молодые люди составили треть опрошенных - 29,1% (92 чел.). Максимально большая группа - 67,4% -возрастная группа от 18 до 22 лет. Далее следует группа от 23 до 27 лет - 25,6%. Лица, младше 18 лет, - 4,1%; старше 27 лет - 2,8%. Уровни обучения распределены следующим образом: бакалавриат - 1-й курс (25%); 2-й курс (19,6%); 3-й курс (8,9%); 4-5-й курс (14,6%); магистратура -1-й (7,4%) и 2-й курсы (11,1%); аспиранты - 13,3%.
2. Данные о музыкальных предпочтениях выявили следующее. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают поп-музыку (72,8%) и рок (64,2%) (рис. 1).
Чаще всего респонденты выбирали английский (94,3%) и русский языки (75,9%) в качестве языка, на котором им нравится слушать музыку. Английский язык имеет глобальный характер при выборе написания текстов песен, но эта тенденция, вероятнее всего, пойдет на спад, так как опрос показал, что это не единственный язык, песни на котором интересно слушать молодым людям. Различные результаты набрали песни на языках народов России (8,2%), на европейских языках (50,9%), на языках стран Восточной Азии (29,4%), а также стран Ближнего и Среднего Востока (11,1%) (рис. 2).
Из стриминговых сервисов в лидирующих позициях - «Яндекс. Музыка» и «VK Музыка». Однако были и другие ответы: сервисы других российских («Звук», «МТС Музыка») и зарубежных (Apple Music, Spotify, YouTube Music, Deezer) компаний. Те, кто не пользуются музыкальными сервисами, смогли выбрать опции ответа «Другое»
Рис. 1. Музыкальные жанры
Источник: составлено автором.
На каком языке вы предпочитаете слушать музыку?
316 ответов
Русский
Английский
Европейские языки ( французский, итальянский, н.,-Язык стран Восточной Азии ( китайский, японский, корейск...
Языки стран Ближнего и Среднего Востока (арабский,...
Языки народов России
240 (75,9 %)
298 (94,3 %
300
Рис. 2. Язык прослушиваемой музыки
Источник: составлено автором.
(10,8% голосов) и «Не пользуюсь музыкальными сервисами» (3,8% голосов) (рис. 3).
Поразили ответы на вопрос: «Сколько часов в неделю вы тратите на прослушивание музыки?». Почти треть современных студентов тратят на прослушивание музыки больше времени, чем на учебу. Самыми распространенными ответами стали «от 8 и более» (29,1%) и «от 1 до 3 часов» (26,3%). Полученные результаты могут быть связаны с интервалами, за которые респонденты совершали путь от дома до учебы и обратно, а также с вариантами проведения их внеучебного досуга. Остальные временные промежутки прослушивания музыки были распределены практически равномерно, кроме ответа «Не слушаю музыку вообще» (8%) (рис. 4).
В опросе были также затронуты цели, которые преследуют молодые люди при прослушивании музыки. Самыми распространенными ответами стали «Я слушаю музыку, чтобы расслабиться» (80,1%) и «Я слушаю музыку для развлечения» (65,2%). Тем самым, первостепенными причинами прослушивания музыки становятся связанными со способами проведения досуга. Также третьим по популярности ответом стала причина послушать музыку, чтобы забыть о своих проблемах (51,3%). Такие показатели подтверждают и обратную тенденцию в выборе прослушиваемой музыки и существования молодых людей, для которой она становится важным инструментом отчуждения от рутины и повседневных забот (рис. 5).
Какими музыкальными стриминговыми сервисами вы пользуетесь?
316 ответов
"Яндекс, Музыка" "Звук" VK Музыка МТС Музыка Apple Music Youtube Music Spolify Deezer Другое
He пользуюсь музыкальными...
9 (2,8 %)
-5(1,6%)
1-58(13,4%)
-77 (24,4 %)
■ -59(18,7%)
I 2 (0.6
34 (10,8%)
12 (3,8 %)
■ 149 (47,2 1 1—134 (42,4 %)
0 50 100 150
Рис. 3. Музыкальные стриминговые сервисы
Источник: составлено автором.
Сколько часов в неделю вы тратите на прослушивание музыки?
316 ответов
ф До 1 часа
• От 1 до 3 часов
# От 3 до 5 часов в От 5 до 8 часов Ф От 8 часов и более в Не слушаю музыку вообще ф От 3 до 5 часов
Рис. 4. Время, выделяемое на прослушивание музыки
Источник: составлено автором.
С какой целью вы слушаете музыку?
316 ответов
Я слушаю музыку, чтобы расс... Я слушаю музыку для развле .. Я слушаю музыку для того, ч,,. Я слушаю музыку, чтобы год... Я слушаю музыку для того, ч... Я слушаю музыку, чтобы гол...
Другое Не слушаю музыку
| 253 (80,1 %) [ 206 (65,2%)
128(40,5%}
34(10,8%)
|—162 {51,3 %}
57 (18%) 55 (17,4 %) -0(0%)
100 200 Рис. 5. Цели прослушивания музыки
300
Источник: составлено автором.
Рис. 6. Влияние на музыкальные предпочтения
Источник: составлено автором.
Что для вас является решающим фактором при выборе музыки? 316 ответов
Качество музыки
Смысл текстов |—166 (52,5 %)
Внешний вид исполнителей |—9 (2,8 %)
Популярность музыки / музык... |—17 (5,4%)
Личные ощущения и персона...
Другое ■-11 (3,5%)
Затрудняюсь ответить 1 (0,3 %)
100
200
\- 297 (94 %)
300
Рис. 7. Решающие факторы в выборе музыки
Источник: составлено автором.
Зачастую мы начинаем слушать музыкальные композиции в связи с оказанным на нас внешним влиянием. По результатам анкетирования самым распространенным источниками, оказавшими влияние на музыкальные вкусы, стали интернет-медиа (65,2%). Это еще раз подтверждает огромный вес данных платформ в оказании существенного влияния на массы людей. Вторым по популярности ответом стали «Друзья» (45,6%). Музыка часто становится темой для обсуждения в компаниях и способ подкрепления дружественных отношений и коммуникаций (рис. 6). Однако не стоит забывать о том, что существуют и другие альтернативные источники, которые также показали значительные результаты в опросе: родители, братья и сестры, одногруппники,
традиционные средства массовой информации (телевидение и радио).
Смысловая составляющая также играет особенную роль в выборе музыкальных композиций для прослушивания. Об этом свидетельствуют ответы, которые дали респонденты на вопрос «Что для вас является решающим фактором при выборе музыки?». Большинство опрошенных считают, что именно личные ощущения и персональные предпочтения, зависящие от их сформировавшихся вкусов, оказали на них наибольшее влияние (94%). Невозможно было представить полноценные результаты анкетирования без таких ответов, как качество прослушиваемой музыки (62,3%) и смысл текстов (52,5%). Данные факторы являются основными и большую часть предоставленного выбора (рис. 7).
социология, история, философия / sociology, history, philosophy
Какие, на ваш взгляд, основные проблемы современной музыки?
316 ответов
Однообразие музыки Обесценивание искусства Поверхностные тексты песен Пошлость и отсутствие цензу- -Коммерциализации музыки Другое
Затрудняюсь ответить
156 (49,4 %)
179(56,6%)
200
Рис. 8. Проблемы современной музыки
Источник: составлено автором.
Поменялись ли ваши музыкальные вкусы за последние несколько лет?
316 ответов
• Да
• Нет
(1 Затрудняюсь ответить
Рис. 9. Изменения в музыкальных вкусах
Источник: составлено автором.
3. В третьей части анкеты содержались вопросы проблемного характера: смысловое наполнение музыкальных произведений,степень влияния музыкальной индустрии на политические взгляды современной молодежи, политизация музыки и т.п.
Отвечая на вопрос «Какие, на ваш взгляд, основные проблемы современной музыки?», респонденты чаще всего называли среди них поверхностные тексты песен (56,6%), однообразие музыки (49,4%) и проблему коммерциализации музыки (40,8%) (рис. 8). Как правило, данные обстоятельства могут отталкивать от прослушивания новых музыкальных композиций, но социологический опрос показал иную картину. 55,4% опрошенных молодых людей признались, что их музыкальные предпочтения значительно поменялись за последнее время (рис. 9).
84
Ответы на вопросы о процессах политизации индустрии продемонстрировали, что большая часть молодых людей ощущают их влияние на современную музыку (80,4%, и также сталкивались с ней в жизни (рис. 10).
Кроме того, в ходе исследования были получены интересные результаты о представлениях молодежи относительно достижения политических целей в музыкальной индустрии. Согласно опросу нейтральную оценку предоставили 54,7% опрошенных, отрицательную оценку дали 30,1%, а положительную - 15,2% (рис. 11). Скорее всего, это связано с тем, что молодые люди могли воспринимать термин «политизация» исключительно в негативном формате или не могли сформулировать точных примеров, позволяющих описать подобные ситуации. Нейтрально настроенная точка зрения также стала самым распространенным ответом
Сталкивались ли вы с примерами политизации современной музыки?
316 ответов
г /Л
г // 11,7% 1
к 80,4% 1
• Да
• Нет
• Затрудняюсь Ответить
Рис. 10. Музыка как инструмент достижения политических целей
Источник: составлено автором.
Как вы относитесь к применению музыкальных композиций для достижения политических целей?
316 ответов
9 Положительно 9 Нейтрально 1 Отрицательно
Рис. 11. Музыка как инструмент достижения политических целей
Источник: составлено автором.
на вопрос: «Как вы относитесь к музыкантам, активно выражающим свою общественно-политическую позицию в творчестве?» - 63,6%. Это может свидетельствовать о достаточно низком уровне осведомленности об инструментах выстраивания политической коммуникации в музыкальной индустрии (рис. 12).
По мнению опрошенных, музыка в некоторых случаях становилась фактором изменения их точек зрения и ориентиров в общественно-политических вопросах. Был и вариант «никогда», но он не стал самым популярным в опросе (рис. 13).
Респондентом было предложено выбрать из представленных тем те, которые чаще всего используются в прослушиваемых песнях. Больше всего молодых людей интересует музыка, в которой раскрываются темы любви (80,4%), преодоления внутренних конфликтов (62,3%), дружбы (45,3%). Было очень приятно получить
результаты по вопросам, в которых раскрывается важность высоких и нравственных качеств у молодежи. Это также говорит о ее заинтересованности в выстраивании преданных, честных и дружелюбных отношений с родными и близкими людьми (рис. 14).
Последний вопрос звучал так: «Как вы считаете, может ли музыкальная индустрия использоваться как фактор влияния на политические взгляды современной молодежи?». Результаты показали понимание опрошенными того, что музыкальная индустрия может быть использована в качестве фактора оказания влияния на политические взгляды и политическое поведение современной молодежи. Такая сила может со временем только расти, поэтому нужно учитывать данные риски в разработке текущей молодежной политики и программы по работе с школьниками, студентами и выпускниками (рис. 15).
85
социология, история, философия / sociology, history, philosophy
Как вы относитесь к музыкантам, активно выражающим свою общественно-политическую позицию в творчестве?
316 ответов
ф Положительно ф Нейтрально в Отрицательно
Рис. 12. общественно-политическая позиция музыкантов в искусстве
Источник: составлено автором.
Как часто музыка оказывала влияние на ваши взгляды на жизнь и отношение к определенным вопросам?
316 ответов
9 Часто Ф Редко Ф Никогда ф Время от времени
Рис. 13. Влияние музыки на общественно-политические взгляды
Источник: составлено автором.
Какие социально-политические темы чаще всего встречаются музыкальных композициях, которые вам нравится слушать?
316 ответов
Любовь Дружба Любовь к Родине Социальное неравенство Экология Война и мир Внутренние конфликты Социально-политические про,. Затрудняюсь ответить
254 (80,4 %)
143 (45,3 %) 73 (23,1 %)
107 (33,9%)
92 (29,1 %)
78 (24,7 %)
■23 (7,3 %) Расизм и ксенофобияЩ 8 (2,5 %)
[-197 (62,3 %)
100
200
300
Рис. 14. Социально-политические темы в музыкальных композициях
Источник: составлено автором.
Как вы считаете, может ли музыкальная индустрия использоваться как фактор влияния на политические взгляды современной молодежи?
316 ответов
|Да I Нет
Затрудняюсь ответить
Рис. 15. Музыкальная индустрия как фактор политической социализации
Источник: составлено автором.
Выводы
Музыкальная индустрия - одна из значимых площадок политической коммуникации, а также эффективный инструмент влияния на сознание и политическое поведение российской молодежи. Клиповое мышление, развитие и внедрение цифровых технологий, расширение представлений о политической и социальной идентичности сделали музыку одним из уникальных способов самовыражения и распространения взглядов и ценностей среди молодых людей России.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что музыка была и остается эффективным и всеобъемлющим способом политической социализации и коммуникации среди народных масс на протяжении нескольких веков, что, в свою очередь, определяет формирование ее политического поведения. Повестка таких сообщений может меняться со временем, меняя фокусы внимания и необходимые расстановки оценок, но технологии проецирования и распространения влияния музыки остались неизменными, получив большое значение в формировании политического и духовно-нравственного сознания человека.
Также в результатах была отмечена высокая значимость музыкальной индустрии в формировании общественно-политических оценок и ориентиров современной российской молодежи. Проведенный социологический опрос подтверждает актуальность данного направления
исследований и проведения дополнительных интервью и встреч с молодым поколением. Важно учитывать тот факт, что молодое поколение осознает как преимущества и возможности, так и риски, связанные с использованием современной музыкальной индустрии. Данные подобных опросов могут быть полезны для осмысления имеющихся проблем и выстраивания эффективных коммуникаций с молодежью с целью предотвращения возможных кризисов и деструктивной протестной активности. Данные анкетирования коррелируются с выводами отечественных [7-9] и зарубежных [10, 11] исследователей, отмечающих значение музыкальной индустрии как социально-политического феномена и инструмента формирования личности.
Итоги исследования позволяют утверждать, что благодаря эмоциональной окраске музыкальных композиций и подсознательно политическим подтекстом музыка в современных условиях - один из мощнейших инструментов, применяемых в функционале политических коммуникаций разного назначения, в частности, в оказании влияния на политическое поведение российской молодежи. Другой принципиально важный вывод социологического исследования связан с констатацией важной роли музыки в формировании политическоой социализации студентов Российской Федерации. Результаты показали, что, вне зависимости от музыкальных предпочтений, молодые люди осознают влияние современной музыки как отечественной, так и зарубежной на политические предпочтения.
Список источников
1. Аристотель. Риторика. Поэтика. M.: АСТ; 2018. 352 с.
2. Chen Xi, Zhang Ni, Liu Yang. Traditional Chinese music mirrors values and philosophy of China. Global Times. 2023. 26 March. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202303/1287978.shtml (дата обращения: 22.07.2024).
3. Ортега-и Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ; 2003. 269 с.
4. Haller M. H. Policy Gambling, Entertainment, and the Emergence of Black Politics: Chicago from 1900 to 1940. Journal of Social History. 1991:24(4):719-739.
5. Turley A. C. Max Weber and the Sociology of music. Sociological Forum. 2001;16(4):633-654.
6. Пономарева Е. Г. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы. Обозреватель. 2021;(2): 5-28.
7. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор; 1975. 202 с.
8. Снежинская М. Г. Музыкальная индустрия как социокультурный феномен. Дисс. ... канд. полит. наук. М.: РГГУ; 2019.
9. Кукина Е. А., Звонова Е. В. Политическое сознание молодежи и музыкальное искусство. Социосфера. 2020(2):138-140.
10. Heilbronner O. Music and Protest: The Case of the 1960s and its Long Shadow. Journal of Contemporary History. 2016;51(3):689-700. URL: https://www.michaeljkramer.net/wp-content/uploads/2017/03/ Heilbruner-Republic-of-Rock-Review.pdf
11. Heisbourg E. Le lien entre préférences musicales et attitudes politiques au Ouébe^ Politique et Sociétés. 2021;40(3):197-236.
References
1. Aristotle. Rhetoric. Poetics. Moscow: AST; 201, 352 p. (In Russ.).
2. Chen Xi, Zhang Ni, Liu Yang. Traditional Chinese music mirrors values and philosophy of China. Global Times. 2023. 26 March. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202303/1287978.shtml (дата обращения: 22.07.2024).
3. Ortega-Y-Gasset H. The Revolt of the Masses. Moscow: AST; 2003. 269 p. (In Russ.).
4. Haller M. H. Policy Gambling, Entertainment, and the Emergence of Black Politics: Chicago from 1900 to 1940. Journal of Social History. 1991:719-739.
5. Turley A. C. Max Weber and the Sociology of music. Sociological Forum. 2001;16(4):633-654.
6. Ponomareva E. G. The protest movement in Belarus: Evolution, technology, symbols. Obozrevatel = Observer. 2021;(2):5-28. (In Russ.).
7. Sohor A. N. Sociology and musical culture. Moscow: Soviet Composer; 1975. 202 p. (In Russ.).
8. Snezhinskaya M. G. The music industry as a socio-cultural phenomenon: Dissertation of the Candidate of Political Sciences. Moscow: RSUH; 2019. (In Russ.).
9. Kukina E. A., Zvonova E. V. Political consciousness of youth and musical art. Sociosfera = The Sociosphere. 2020;(2):138-140. (In Russ.).
10. Heilbronner O. Music and Protest: The Case of the 1960s and its Long Shadow. Journal of Contemporary History. 2016;51(3):689-700. URL: https://www.michaeljkramer.net/wp-content/uploads/2017/03/ Heilbruner-Republic-of-Rock-Review.pdf
11. Heisbourg E. Le lien entre préférences musicales et attitudes politiques au Ouébe^ Politique et Sociétés. 2021;40(3):197-236.