Научная статья Original article УДК 78
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ
THE INFLUENCE OF MUSIC ON THE SOCIALIZATION OF YOUTH
{Я
Чжао Цзян, Магистр музыкального образования, РПГУ. А. И. Герцена, институт музыки театра и хореографии(Россия, Санкт-Петербург),
Zhao Jiang, Master of Music Education, Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen Institute of Theater Music and Choreography (Russia, St. Petersburg), [email protected]
Аннотация: В статье представлен материал на тему влияния музыки на социализацию человека. Социализация молодежи представляет собой процесс вхождения в социальную сферу. В статье представлен материал, который характеризует музыкальную социализацию, как процесс формирования и развития молодежи. Музыкальная культура и ее социальные механизмы оказывают непосредственное влияние на социальную идентификацию молодого поколения с ценностями определенной музыкальной группы. В статье представлены результаты опросов, которые показывают влияние музыки на социализацию молодых людей. По результатам исследования сделан вывод, что основное поле социализации молодых людей нашей страны характеризуется приоритетом поп-музыки.
Abstract: The article presents material on the influence of music on human
3961
socialization. The socialization of youth is a process of entering the social sphere. The article presents the material that characterizes musical socialization as a process of formation and development of youth. Musical culture and its social mechanisms have a direct impact on the social identification of the younger generation with the values of a certain musical group. The article presents the results of surveys that show the influence of music on the socialization of young people. According to the results of the study, it is concluded that the main field of socialization of young people in our country is characterized by the priority of pop music.
Ключевые слова: музыка, молодое поколение, экономика, факторы, социальное пространство.
Keywords: music, young generation, economy, factors, social space.
Музыкальная социализация молодежи - это процесс интеграции в музыкальное поле социального пространства. Результат музыкальной социализации представлен системой показателей:
- эстетические показатели;
- музыкальный вкус;
- музыкальная инкультурация.
Музыкальную социализацию рассмотрим, как процесс формирования и развития молодежи. Музыка являются частью культуры, традиций и обычаев. Влияние музыки на человека можно охарактеризовать, как возбуждающее и как успокаивающее. Этот фактор можно подтвердить результатами опроса, который был проведен среди молодых людей. В процессе опроса приняли участие студенты 1-2 курса музыкального училища (Рисунок 1).
3962
■ успокаивающее
■ отвлекающее
■ возбуждающее
■ улучшает пространственное восприятие
■ помогает снять стресс
Рисунок 1 - Действие, которое оказывает музыка на молодых людей По рисунку 1 видно, что на 49% молодых людей музыка оказывает успокаивающее влияние, на 21% - возбуждающее, на 16% - отвлекающее, для 11% помогает снять стресс и для 3% улучшает пространственное восприятие.
Поэтому, необходимость и важность музыкального воспитания личности присуща для воспитания душевности, отзывчивости, нравственности, эстетичности.
С развитием общества появляются новые традиции и новые социальные институты. С помощью музыки устанавливаются традиции, представленные на рисунке 2.
Традиции, которые устанавливаются с помощью музыки
искусство отражать образ человека, его потребности в общественной жизни
оказывает влияние на процесс формирования новых социально-групповых общностей
Рисунок 2 - Традиции, которые устанавливаются с помощью музыки
3963
Музыкальная культура и ее социальные механизмы оказывают непосредственное влияние на социальную идентификацию молодого поколения с ценностями определенной музыкальной группы.
Музыка отражает определенные черты, которые присущи любому человеку. Представим эти черты на примере тяжелой и легкой музыки (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Черты легкой и тяжелой музыки При изучении музыкальных потребностей необходимо обращать внимание на молодежное сознание, что в последствии окажет влияние на выбор культурного поведения.
Например: мировая культура в сфере музыки, изначально, создается только для определенного народа и только потом приспосабливается к другим странам. К такой музыке относится итальянская опера, американский джаз, австрийская оперетта и т.д. В молодежной среде особая роль отводится такому направлению музыки, как рок-музыка.
Во многих странах музыкальные явления сталкиваются с религиозной нетерпимостью, или наоборот, с устойчивостью национальных традиций. Примером такого процесса является Франция, которая считается первой страной Европы, которая приняла негритянский стиль музыки, как джаз-бенд, но при этом, она не стала джазовой страной. Во Франции джаз-бенд не приобрел массовый характер.
Пример полной адаптации - это процесс врастания в российскую
3964
культуру итальянской оперы. В дальнейшем, благодаря таким композиторам, как М. Глинка, появилась русская опера.
В результате проведенного опроса был выявлен тот факт, что музыка в молодежной среде оказывает коммуникативную и группообразующую функцию (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Функции, которая оказывает музыка на молодых людей По рисунку 4 видно, что на 63% музыка несет коммуникативную функцию, а на 37% группоообразующую.
На вопрос: Какие социальные предпочтения, присущие современному молодому человеку в социуме? Ответы распределились следующим образом (Рисунок 5).
■ коммуникативную
3965
■ общение со сверстниками
19%
I поиск новых идеалов и ценностей
компенсация социальной неопределенности своей позиции в обществе
I прочие
Рисунок 5 - Социальные предпочтения, присущие современному молодому человеку в социуме Среди представленных на рисунке 5 социальных потребностей, наибольшую часть занимает общение со сверстниками - 49%; 19% - поиск единомышленников и т.д.
Места прослушивания музыки среди молодых людей, представим на рисунке 6.
3966
3 %
15% 21°% 5% ■ дом ■ театр ■ ночной клуб
траспорт
31% 25% ■ улица ■ прочее
Рисунок 6 - Наиболее излюбленные места прослушивания музыки
среди молодых людей Наиболее популярными местами прослушивания музыки среди молодежи являются транспорт- 31%; ночной клуб - 25%, дом - 21% и т.д.
Результаты ответа на вопрос: «Какой стиль музыки Вы предпочитаете?», представим рисунком 7.
3%
I рок-музыка джаз
поп музыка шансон классическая I духовая
Рисунок 7 - Результаты ответа на вопрос: Какой стиль музыки Вы
предпочитаете?
На рисунке 7 видно, что наибольшее предпочтение среди молодежи отводится поп музыке - 57% и 20% рок музыке.
Основное поле социализации молодых людей нашей страны
3967
характеризуется приоритетом поп-музыки. Поп-музыка является основным видом массового искусства. Тексты данного направления музыки просты и незамысловаты, посвящены лирическим чувствам. Композиция занимает не продолжительный период времени от 2 до 4 минут. При исполнении поп-музыки первоочередная роль уделяется танцорам, стилям, оформлениям, всему, что задействовано в исполнении музыки. Благодаря этому поп-музыка направлена на среднюю аудиторию молодого поколения. Все это оказывает влияние на систему ценностей и модель поведения российской молодежи.
Литература
1. Кудзиева Ф. С. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего поколения в условиях трансформации семьи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т 14, вып. 2. С. 61-65.
2. Кудревич А. В. Тема досуга молодежи в российской социологии // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3 (15). С. 154-158.
3. Ситникова С. В. Особенности профессионально трудовых ценностей студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т 13, вып. 1. С. 26-32.
4. Попова И.В. Социальная природа музыки и ее роль в жизни общества. И www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2020/11.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
Literature
1. Kudzieva F. S. Mechanisms of formation of value orientations of the younger generation in the conditions of family transformation // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Sociology. Political science. 2014. T 14, issue. 2. pp. 61-65.
2. Kudrevich A.V. The theme of youth leisure in Russian sociology // Vestn. Volgogr. state University. Ser. 7. Philosophy. Sociology and social technologies. 2011. No. 3 (15). pp. 154-158.
3968
3. 3.Sitnikova S. V. Features of professional labor values of student youth // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Sociology. Political science. 2013. T 13, issue 1. pp. 26-32.
4. Popova I.V. The social nature of music and its role in the life of society. And www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/11_2020/11.pdf (accessed: 05/11/2022).
© Чжао Ц., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>Ый^е1» №5/2022
Для цитирования: Чжао Ц .ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЕЖИ//образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2022
3969