Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МСФО НА ПРАКТИКУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

ВЛИЯНИЕ МСФО НА ПРАКТИКУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСФО / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / IFRS / ACCOUNTING / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ / ИНВЕСТИЦИИ / АУДИТ / FINANCIAL REPORTING / ACCOUNTING REGULATIONS / INVESTMENTS / AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзоалиев Абдумалик Абдунабиевич

Задача. В исследовании изучалось влияние международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) на практику финансовой отчетности субъектов публичного интереса в Таджикистане. Определены потенциальные преимущества внедрения МСФО, установлены основные проблемы и перспективы применения международных стандартов в Таджикистане. Цель данного исследования заключается в определении влияния МСФО в обеспечении необходимой прозрачности и достоверности финансовой отчетности субъектов публичного интереса Таджикистана. Модель. В статье исследованы современные тенденции стандартизации финансовой отчетности с учетом возможного влияния МСФО. Выводы. В исследовании было рекомендовано, чтобы регулирующий орган приступил к проведению просветительских кампаний о потенциальных последствиях принятия МСФО в Таджикистане. В нем также указывается, что правительство должно поддержать принятие страной МСФО, особенно в области обеспечения соблюдения в срочном порядке, чтобы обеспечить более эффективное использование экономического потенциала страны. Практическая значимость. Данные были собраны у представителей бухгалтерской профессии 50 различных предприятий с помощью структурированного вопросника и проанализированы с использованием статистических методов. Результаты показали, что МСФО предоставляют регуляторам лучшую информацию, чем ПБУ (среднее значение = 4,72). Анализ также показал, что МСФО непосредственно влияют на то, как учитываются и отчитываются доходы и другие ключевые аспекты бизнеса (среднее значение = 4,68). Кроме того, результаты исследования показали, что: - изменения в бизнес-процессах и операциях, финансовом положении компаний и снижении стоимости финансирования будут значительными при применении МСФО; - финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, улучшает передовую практику в корпоративном управлении; - финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, дает больше преимуществ, чем прежние ПБУ; - соблюдение МСФО способствует зарубежным инвестициям и доступу к ним; - соблюдение МСФО позволит относительно улучшить показатели деятельности компаний. Оригинальность. В результате проведения исследования вопроса, связанного с внедрением МСФО, целому ряду регуляторов и пользователей финансовой отчетности были предложены конкретные действия по внедрению МСФО с учетом реалий бизнес-среды и экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирзоалиев Абдумалик Абдунабиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF IFRS ON FINANCIAL REPORTING PRACTICES IN TAJIKISTAN

Task. The study examined the impact of the international financial reporting standard (IFRS) on the financial reporting practices of public interest entities in Tajikistan. Data were collected from the accounting profession of 50 different enterprises using a structured questionnaire and analyzed using statistical methods. Potential advantages of IFRS implementation are defined, the main problems and prospects of application of international standards in Tajikistan are established. The purpose of this study is to determine the impact of IFRS in ensuring the necessary transparency and reliability of financial statements of subjects of public interest in Tajikistan. Model. The article examines the current trends in the standardization of financial statements, taking into account the possible impact of IFRS. Summary. The study recommended that the regulator initiate awareness-raising campaigns on the potential implications of adopting IFRS in Tajikistan. It also States that the government should support the adoption of IFRS by the country, especially in the area of enforcement as a matter of urgency, in order to make better use of the country's economic potential. Practical importance. The results showed that IFRS provide regulators with better information than national accounting regulations (average = 4.72). The analysis also showed that IFRS directly affect how revenues and other key aspects of the business are accounted for and accounted for (average = 4.68). In addition, the results of the study showed that: - changes in business processes and operations, the financial position of companies and the reduction in the cost of financing will be significant in the application of IFRS; - financial statements prepared in accordance with IFRS improve best practices in corporate governance; - financial statements prepared in accordance with IFRS provide more benefits than previous national accounting regulations; - compliance with IFRS facilitates foreign investment and access to it; - compliance with IFRS will allow companies to improve their performance relatively. Originality. As a result of the study of the issue related to the implementation of IFRS, a number of regulators and users of financial statements were proposed specific actions for the implementation of IFRS, taking into account the realities of the business environment and the economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МСФО НА ПРАКТИКУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

УДК 657.01(045) JEL: M 41, М 42

4.5. ВЛИЯНИЕ МСФО НА ПРАКТИКУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

©Мирзоалиев Абдумалик Абдунабиевич, кандидат экономических наук, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит»; ОПСЮ: 0000-0003-0080-3607

Место работы: Таджикский государственный университет коммерции

abdumalik001 @mail. ш

Аннотация: Задача. В исследовании изучалось влияние международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) на практику финансовой отчетности субъектов публичного интереса в Таджикистане. Определены потенциальные преимущества внедрения МСФО, установлены основные проблемы и перспективы применения международных стандартов в Таджикистане. Цель данного исследования заключается в определении влияния МСФО в обеспечении необходимой прозрачности и достоверности финансовой отчетности субъектов публичного интереса Таджикистана. Модель. В статье исследованы современные тенденции стандартизации финансовой отчетности с учетом возможного влияния МСФО.

Выводы. В исследовании было рекомендовано, чтобы регулирующий орган приступил к проведению просветительских кампаний о потенциальных последствиях принятия МСФО в Таджикистане. В нем также указывается, что правительство должно поддержать принятие страной МСФО, особенно в области обеспечения соблюдения в срочном порядке, чтобы обеспечить более эффективное использование экономического потенциала страны.

Практическая значимость. Данные были собраны у представителей бухгалтерской профессии 50 различных предприятий с помощью структурированного вопросника и проанализированы с использованием статистических методов. Результаты показали, что МСФО предоставляют регуляторам лучшую информацию, чем ПБУ (среднее значение = 4,72). Анализ также показал, что МСФО непосредственно влияют на то, как учитываются и отчитываются доходы и другие ключевые аспекты бизнеса (среднее значение = 4,68). Кроме того, результаты исследования показали, что:

- изменения в бизнес-процессах и операциях, финансовом положении компаний и снижении стоимости финансирования будут значительными при применении МСФО;

- финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, улучшает передовую практику в корпоративном управлении;

- финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, дает больше преимуществ, чем прежние ПБУ;

- соблюдение МСФО способствует зарубежным инвестициям и доступу к ним;

- соблюдение МСФО позволит относительно улучшить показатели деятельности компаний.

Оригинальность. В результате проведения исследования вопроса, связанного с внедрением МСФО, целому ряду регуляторов и пользователей финансовой отчетности были предложены конкретные действия по внедрению МСФО с учетом реалий бизнес-среды и экономики страны.

Ключевые слова: МСФО; бухгалтерский учет, финансовая отчетность, положения по бухгалтерскому учету, инвестиции, аудит.

ВВЕДЕНИЕ

Учитывая относительную новизну применения МСФО в Таджикистане и других странах Центральной Азии, его принятие не было воспринято всерьез со стороны бизнес - структур страны. Только около 30% из субъектов публичного интереса приняли МСФО в качестве основы финансовой отчетности. Это соответствует их незнанию преимуществ, которые МСФО могут принести более прозрачной и надежной практике финансовой отчетности, или их нежеланию быть частью глобальной экономики.

Следовательно, точное сравнение этих финансовых показателей может оказаться невозможным в связи с различием отчетности, подготовленной в рамках МСФО и устаревшими положениями по бухгалтерскому учету.

Кроме того, несоблюдение правовых и профессиональных рамок МСФО может предвещать более серьезные проблемы для субъектов публичного интереса, особенно для

банков, поскольку они могут оказаться не в состоянии участвовать в новых и возникающих возможностях для бизнеса. Наконец, приток зарубежных инвестиций и доступ к международному рынку могут быть затруднены в результате несоблюдения МСФО и плохого метода расчета нового введенного финансового стандарта практикой финансовой отчетности в Таджикистане.

Большинство исследований по МСФО сосредоточено на нем как на вопросе составления и представления финансовой отчетности. Но финансовая отчетность является одним из аспектов общего воздействия состава МСФО. Гораздо более значимым является влияние набора стандартов на организацию управления, философию, соответствие бизнес-структур стандартам, управление эффективностью, внутренний контроль и так далее. Целью исследования является изучение того, насколько финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с правовыми и профессиональными рамками МСФО,

способствует совершенствованию передовой практики в корпоративном управлении предприятий.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это стандарты, интерпретация и положения, принятые Советом по международным стандартам бухгалтерского учета; международные стандарты финансовой отчетности являются продуктом инициатив частного сектора по гармонизации и интернационализации финансовой отчетности в ответ на требования глобализации бизнеса и региональной конвергенции. Комитет по МСФО является органом профессиональных объединений бухгалтеров независимых стран, образованным в июне 1973 года Международной федерацией бухгалтеров (IFAC- МФБ), которая в период с 1973 по 2001 год выпустила первый набор международных стандартов, известные как международные стандарты бухгалтерского учета (IAS). Совет по МСФО после переименования комитета в 2007 году начал опубликовать стандарты под названием «Международные стандарты финансовой отчетности» (IFRS).

МСФО представляют собой единый набор высококачественных, понятных стандартов финансовой отчетности общего назначения, основанных на принципах, в отличие от подхода, основанного на правилах. МСФО включают четыре типа документов, а именно:

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS), разработанные CМСФО;

Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS), принятые КМСФО;

Интерпретации Международного комитета по интерпретации финансовой отчетности (IFRIC); и

Постоянным комитетом по интерпретациям (SIC)[2].

МСФО призваны поощрять профессиональное суждение и препятствуют чрезмерной зависимости от подробных правил. Принятие и внедрение МСФО осуществлялось скорее путем убеждения и никогда не было обязательным для профессиональных бухгалтерских объединений любой страны, являющихся членами МФБ. Эти стандарты имеют проблему автоматического принятия и всеми странами из-за различий в происхождении и традициях стран, различий в потребностях и различных экономических условиях и воспринимаемых вызовов суверенитету государств и обеспечению соблюдения стандартов.

МСФО И КАЧЕСТВО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Эмпирические исследования изучали влияние принятия МСФО в Европе на восприятие инвесторами качества бухгалтерского учета до принятия директивы ЕС №1606/2002, приводят доказательства в пользу их принятия[1]. С помощью оценок качества раскрытия информации, а также исследования ценности-релевантности установлено, что еще до принятия указанной директивы, были получены следующие результаты:

- повышение качества бухгалтерского учета для выборки австрийских, немецких и швейцарских фирм, переходящих на МСФО в период до их обязательного принятия в Европе;

- повышение значимости прибыли для немецких фирм, принимающих МСФО;

- демонстрация эффективного управления прибылью и более своевременного признания убытков[2].

Однако все эти исследования касаются добровольного принятия МСФО, что может быть результатом корпоративных стимулов к повышению прозрачности. Решение о представлении отчетности в соответствии с МСФО положительно связано с размером корпорации, количеством иностранных рынков акций, на которых торгуются акции, и дополнительным выпус-

ком акций. При этом, добровольный переход на МСФО зависит также от листинга и географическое распределение операций. Размер, международный уровень, дисперсии собственности являются важными факторами, определяющими добровольное принятие МСФО.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что компании, добровольно переходящие на МСФО, имеют стимулы для повышения прозрачности и качества финансовой отчетности, а также привлечения иностранных инвесторов путем предоставления им качественной информации.

МСФО рассматриваются в качестве глобальных правил, основанных на принципах и принятых на глобальном уровне стандартов, публикуемых СМСФО для оказания помощи тем, кто участвует в подготовке финансовой отчетности во всем мире, в подготовке и представлении высококачественных, прозрачных и сопоставимых финансовых отчетов. Важность МСФО заключается в том, что он предлагает много преимуществ для корпоративных и государственных организаций с точки зрения затрат:

- облегчение процедур консолидации финансовой отчетности;

- улучшение управленческого контроля за внутренней последовательностью отчетности;

- улучшение доступа к глобальным финансовым рынкам капитала;

- способность международных инвесторов проводить значимые сопоставления инвестиционных портфелей в различных странах и содействие развитию торговли в рамках региональных экономических групп.

Необходимость и целесообразность создания единой глобальной системы финансовой отчетности существует уже много лет. Можно выделить следующие факторы, способствующие принятию МСФО:

- непрерывная интеграция мировой экономики;

- усиление взаимозависимости международных финансовых рынков;

- отсутствие барьеров для движения капитала через национальные границы;

- повышение мобильности капитала через национальные границы;

- (V) многократный листинг компаний на рынках капитала в пределах и за пределами их внутренней юрисдикции;

- постоянный спрос заинтересованных сторон на качественную информацию и более широкое раскрытие информации.

Однако существуют некоторые внутренние проблемы, связанные с согласованием с МСФО. Наличие языковых проблем, несоответствие государственных программ, недоступность обновленных стандартов являются неполным перечнем проблем с применением МСФО. Например, ЛИФО не допускается для целей финансового учета при оценке запасов. Еще одной проблемой, связанной с принятием МСФО, является всеобщая тенденция сопротивляться изменениям. Слишком часто сотрудничество происходит только на основе компромисса, а иногда и в ущерб качеству[3].

После нескольких лет колебаний Таджикистан с принятием нового Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в 2011 году официально решила привести свои финансовые и бухгалтерские расчеты и стандарты отчетности в соответствие с тем, что происходит в большинстве футуристических экономик мира. Взвесив проблемы и выгоды, связанные с МСФО, некоторые субъекты публичного интереса страны, особенно те, которые осуществляют глобальные операции, предприняли шаги по его разработке и внедрению.

В целях содействия принятию МСФО инвесторы, коммерческие предприятия и государственные регулирующие органы в сотрудничестве с другими профессиональными органами, занимающимися вопросами финансовой отчетности, организовали серию рабочих совещаний и семинаров по всей стране

в рамках своих усилий по повышению осведомленности о преобразовании проектов МСФО. Последствия этого решения столь же многочисленны, сколь и глубоки. Тем не менее, корпоративным организациям необходимо наращивать потенциал для управления процессом и пересмотра своих операционных систем и систем внутреннего контроля. Кроме того, необходимо внести поправки в законодательство, эффективно и профессионально осуществлять переходные процессы, с тем, чтобы поддерживать доверие пользователей бухгалтерских услуг к навыкам профессиональных бухгалтеров.

Известно, что успешное принятие МСФО влечет за собой оценку технического учета, налоговых последствий, внутренних процессов и нормативной отчетности, технологической инфраструктуры и организационных вопросов[6].

ПРИНЯТИЕ МСФО В ТАДЖИКИСТАНЕ

В последнее время наблюдается тенденция к принятию МСФО, разработанных и изданных Советом по МСФО во всем мире. Растущий рост международной торговли, трансграничных финансовых операций и инвестиций, который неизбежно связан с подготовкой и представлением финансовой отчетности, полезной для различных национальных границ, привел к принятию МСФО как развитыми, так и развивающимися странами. Процесс принятия получил значительный импульс в 2002 году, когда Европейский Союз принял постановление 1606/2002, требующее от всех публичных компаний перейти на МСФО начиная с 2005 года.

Ряд Центрально-азиатских стран, включая Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, в частности, приняли или заявили о своих намерениях принять эти стандарты. В частности, переход Таджикистана на МСФО был начат еще в 2002 году специальным постановлением правительства страны, и до сих пор продолжается.

Принятие закона 2011 года ставило жесткие требования по применению МСФО со стороны субъектов публичного интереса. На сегодняшний день частично в банковском секторе требования указанного закона реализован. Это является позитивным прогрессом для развивающихся стран, особенно для тех из них, которые не располагают ресурсами для установления собственных стандартов.

Есть сторонники, а также противники, у которых есть аргументы за и против глобального принятия МСФО. По нашему мнению, принятие единого свода международных стандартов, как ожидается, будет иметь следующие преимущества:

- снижение стоимости обработки финансовой информации и аудита для участников рынка капитала как пользователей;

- знакомство с одним общим набором международных стандартов вместо различных местных стандартов бухгалтерского учета составителями и проверяющими финансовых отчетов[6];

- обеспечение сопоставимости и единообразия финансовой отчетности между компаниями и странами, облегчающие работу инвестиционных аналитиков;

- привлечение иностранных инвесторов в дополнение к общей либерализации рынка капитала[4].

Научно доказано, что во многих развивающихся странах, где качество институтов местного управления является низким, решение о принятии МСФО будет выгодным.

По мнению критиков, принятие МСФО часто создают несколько более высокооплачиваемые рабочие места, чем могли бы быть доступны местным гражданам, они генерируют инвестиции, которые могут быть невозможны только при наличии местных ресурсов, они связывают экономику - реципиента с мировой экономикой таким образом, что было бы

трудно обеспечивать рост национальных предприятий. С другой стороны, применение МСФО изменяют сравнительные преимущества страны и повышают ее конкурентоспособность за счет передачи технологии и воздействуют на мириады внешних эффектов, внутренних инвестиций, которые могут изменить объем и структуру торговли страны во многих направлениях повышения доходов. Страны, которые страдают от коррупции, медленного или неэффективного управления, скорее всего, будут сопротивляться изменениям, но в таких странах возможности и издержки перехода низкие, что делает принятие МСФО выгодной. Иностранный капитал обладает потенциалом для предоставления огромных выгод развивающимся странам. помимо помощи в преодолении разрыва между сбережениями и инвестициями в странах с дефицитом капитала, капитал часто приносит с собой современные технологии и стимулирует развитие более зрелых финансовых секторов. Потоки капитала доказали свою эффективность в стимулировании роста и производительности труда в странах, имеющих достаточную квалифицированную рабочую силу и инфраструктуру. Некоторые исследователи считают, что потоки капитала также помогают дисциплинировать макроэкономическую политику правительств[11].

Одним из недостатков, с которым столкнутся страны, принимающие МСФО, является отказ от преимуществ любых прошлых и потенциальных будущих инноваций в местных стандартах отчетности, характерных для их экономики. Единый набор стандартов бухгалтерского учета не может отражать различия в национальной деловой практике, обусловленные различиями в институтах и культурах[8,9,10].

Хотя многие страны сталкивались с трудностями при принятии решений о принятии МСФО, его широкому распространению способствовал аргумент о том, что выгоды перевешивают издержки.

Экономические исследователи полагают, что приток инвестиций обусловлен факторами притяжения в принимающих странах; к ним относятся природные ресурсы, инфраструктура, человеческий капитал, имеющиеся рыночные и макроэкономические институты. Исходя из этого, скорее принятие МСФО не может обеспечить приток инвестиций без учета уровня развития затрагиваемых стран. Следовательно, для принятия МСФО в целях повышения инвестиционной привлекательности необходимо учитывать уровень развития стран. Важно отметить, что последние эмпирические исследования посвящались взаимосвязи между прямыми иностранными инвестициями и МСФО. Существующие теоретические модели предполагают, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) благоприятны для экономического роста принимающей страны. Согласно традиционной экономической теории (закон убывающей отдачи), ПИИ будут, как правило, концентрироваться в менее развитых странах, где существуют более широкие возможности для достижения более высокой отдачи. Для того чтобы ПИИ стали производительными в развивающихся странах, должны существовать следующие условия:

- наличие минимального порогового уровня человеческого капитала;

- улучшенная внутренняя инфраструктура;

- развитые местные финансовые системы.

Как представляется, последнее условие имеет больший вес для того, чтобы ПИИ могли поступать в любую развивающуюся страну и оказывать ощутимое воздействие на экономический рост. Отсутствие этих требований привело к несбалансированному распределению ПИИ во многих развивающихся странах.

Некоторые страны сталкиваются с трудностями в привлечении иностранных инвесторов. ПИИ рассматриваются в качестве важного канала для прямого распределения технологий и могут быть основным жизненно важным каналом для передачи технологий из-за нехватки финансовых ресурсов и острой необходимости восстановления во многих развивающихся странах. В этих рамках ожидается, что ПИИ будут способствовать экономическому росту, косвенно ускоряя распространение технологий общего назначения.

Нормативная база финансовой отчетности относится к принципам, правилам и положениям, регулирующим подготовку и представление финансовой отчетности. Руководящие принципы или установленные правила, регулирующие подготовку финансовых ведомостей, можно в целом разделить на две группы:

1. Институциональные рамки.

2. Правовая база.

Таблица 1

Основные различия между ПБУ и МСФО

Разделы ПБУ МСФО

Представление финансовой отчетности Отчет о прибылях и убытках Бухгалтерский баланс Отчет о движен и и денежных средств Отчет о изменениях в капитале Положения учетной политики Примечания Отчет о совокупном доходе (в том числе отчет о прибылях и убытках). Отчет о финансовом положении Отчет об изменениях в капитале Отчет о движении денежных средств Учетная политика Примечания Существенные управленческие оценки и суждения.

Имущество, здания и оборудования Измеряется с использованием модели стоимости Измеряются с использованием модели стоимость с подробное руководство по: - Компонентное представление - Срок службы - Остаточная стоимость - Расчет обесценения и определение единиц, генерирующих денежные средства.

Связанные стороны Ограниченное раскрытие информации Подробное руководство по выявлению связанных сторон. Подробное раскрытие информации о связанных сторонах и сделках.

Сегментная отчетность Нет конкретных рекомендаций Подробнее о географических сегментах операций на основе представления руководства Пороговое значение для отчетных сегментов - это результаты или активы отдельного сегмента, которые должны составлять не менее 10% от всех сегментов. Если совокупная выручка всех отчетных сегментов на этой основе меньше 75% от общей, то требуется бол ьше сегментов До порога 75% достигается.

IFRS I -Первое применение МСФО Не применяется Руководство и требования по переходу на МСФО. Также предусмотрены исключения по отдельным статьям при составлении начального баланса.

Финансовая гара нтия Раскрывается как потенциальные обязательства Требует признания финансовых гарантий по справедливой стоимости.

Консолидация Общие принципы Инвестиции под контролем консолидируются. МСБ потенциально также консолидированы.

Вознаграждение сотрудников Общие расходы и раскрытие информации о пенсиях Комплексные критерии учета Признать недисконтированную сумму краткосрочных вознаграждений ра ботникам.

Риск менеджмент Ограниченное раскрытие информации о валютных и кредитных рисках Раскрытие информации, необходимых для: - Кредитный риск и риск ликвидности - Ценовой риск - Управление рисками капитала - Управление рисками

Аренда Общее руководство по эксплуатации и финансовая аренда Новый стандарт по учету аренды по справедливой стоимости и амортизируемых затрат при оценке определенных сделок.

Обесценение Нет конкретного стандарта МСФО 36. Обесценение нефинансовых активов МСФО (IAS) 39. Обесценение финансовых активов

Финансовый актив классификация и оценка Классификация включает в себя: - стоимость - амортизированная стоимость классификация включает в себя: - Амортизированная стоимость - Справедливая стоимость Это обусловлено бизнес-моделью и характером инструмента.

Составлено автором [5].

Принятие МСФО имеет ряд преимуществ, о чем свидетельствуют предыдущие исследования, проведенные несколькими учеными, которые включают следующее:

- снижение стоимости капитала;

- эффективность распределения капитала;

- международная мобильность капитала:

- развитие рынка капитала:

- повышение ликвидности и стоимости рынка:

- повышение сопоставимости:

- трансграничное перемещение капитала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение прозрачности результатов.

Потенциальные выгоды, которые Таджикистан может получить после принятия МСФО, рассматриваются в свете:

- содействия сбору достоверных данных о деятельности различных отчитывающихся субъектов, как на государственном, так и на частном уровнях в Таджикистане, что способствует обеспечению сопоставимости, транспарентности, эффективности и надежности финансовой отчетности в Таджикистане.

- обеспечение принятия полезных и значимых решений по инвестиционному портфелю в Таджикистане. Инвесторы могут легко сравнивать финансовые результаты корпорации и принимать инвестиционные решения.

- привлечение прямых иностранных инвестиций. Страны привлекают инвестиции за счет большей прозрачности и более низкой стоимости капитала для потенциальных инвесторов. Например, трансграничный листинг значительно облегчается использованием МСФО.

- обеспечение более легкого доступа местных компаний к внешнему капиталу.

- сокращение расходов на трансграничное ведение бизнеса за счет устранения необходимости получения дополнительной информации от отечественных компаний.

- упрощение или упрощение консолидации финансовой информации одной и той же компании с офисами в разных странах. Многонациональные компании избегают хлопот по пересчету своих счетов в местные ПБУ для удовлетворения требований национальной фондовой биржи и регулирующих органов, что облегчает консолидацию счетов иностранных дочерних компаний и снижает общую стоимость финансовой отчетности.

- упрощение регулирования финансовой информации предприятий в Таджикистане.

- расширение знаний высших учебных заведений Таджикистане о глобальных стандартах финансовой отчетности.

- дополнительная и более качественная финансовая информация для акционеров и контролирующих органов.

- предоставление более широкого доступа правительству к налоговым обязательствам многонациональных компаний[5].

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МСФО В ТАДЖИКИСТАНЕ

Необходимо определить и решить практические проблемы, с которыми может столкнуться Таджикистан в результате

внедрения МСФО, с тем, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами внедрения МСФО.

Проведенные исследования показывают наличие следующих проблем внедрения МСФО:

- потенциальный дефицит знаний;

- эффект правовой системы;

- эффект налоговой системы;

- образование и обучение;

- механизм обеспечения соблюдения и соблюдения[5].

Проблемы обсуждаются следующим образом:

План перехода на МСФО и его последствия для составителей и пользователей финансовой отчетности, регулирующих органов, преподавателей и других заинтересованных сторон должны быть эффективно скоординированы и доведены до сведения общественности. Это должно включать в себя повышение осведомленности о потенциальном воздействии конверсии, выявление регулятивных синергий, которые должны быть получены, и информирование о временном воздействии перехода на эффективность бизнеса и финансовое положение. Внедрение МСФО требует значительной подготовки как на макро, так и на микроуровне для обеспечения согласованности и ясности в отношении полномочий, которые МСФО будут иметь в отношении других действующих национальных законов.

Практическое применение МСФО требует наличия достаточного технического потенциала у составителей отчетности и пользователей финансовой отчетности, аудиторов и контролирующих органов. Страны, применяющие МСФО, сталкиваются с различными проблемами, связанными с потенциалом, в зависимости от применяемого ими подхода. Одной из основных проблем, с которыми Таджикистан может столкнуться в процессе практического внедрения, является нехватка бухгалтеров и аудиторов, технически компетентных в применении МСФО. Как правило, временной лаг между датой принятия решения и фактической датой осуществления не является достаточно длительным для подготовки большого числа специалистов, которые могли бы компетентно применять международные стандарты.

Профессиональные бухгалтеры призваны обеспечить успешное внедрение МСФО. Наряду с этими бухгалтерами, государственные служащие, финансовые аналитики, аудиторы, налоговые практики, регулирующие органы, преподаватели бухгалтерского учета, биржевые брокеры, составители финансовой отчетности и информационные сотрудники несут ответственность за гладкий процесс принятия. Учебные материалы по МСФО не всегда доступны по приемлемым ценам в Таджикистане для подготовки такой большой группы, что представляет собой серьезную проблему для принятия МСФО.

В Таджикистане бухгалтерская практика регулируется Законом Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Закон содержит некоторые руководящие принципы подготовки финансовой отчетности в Таджикистане. МСФО не признает наличие какого-либо закона, и бухгалтеры должны полностью следовать МСФО без каких-либо преимущественных положений конкретного закона.

Отечественные законодатели должны внести необходимые поправки, чтобы обеспечить плавный переход к МСФО.

В ходе исследования был проведен опрос-анкетирование 50 руководителей бухгалтерских служб предприятий страны, охваченные в ходе обучения в Общественном Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Таджикистан по курсам международной сертификации. Респонденты -

это те, кто обладает хорошими знаниями и, возможно, колоссальным опытом, относящимися к техническим требованиям и последствиям стандартов бухгалтерского учета для финансовой отчетности. Поскольку все они хорошо осведомлены о последствиях и применении МСФО, им были предложены 10 вопросов касательно перспектив применения МСФО в отличии от действующих ПБУ. Средние значения ответов по пятибалльной шкале приведены в табл.№2.

Таблица 2

Влияние МСФО на практику бухгалтерского учета (n=50)

Вопросы Средний ответ

Принятие МСФО позволит аудиторам легко и эффективно выполнять свои обязанности? 4,5800

Принятие МСФО приведет к позитивным изменениям или развитию человеческих ресурсов? 4,8800

Принятие МСФО повысит прозрачность и сопоставимость финансовой отчетности в Таджикистане? 4,1000

МСФО предоставляют регуляторам лучшую информацию, чем ПБУ? 4,7200

Принятие МСФО будет способствовать расширению доступа на зарубежные рынки и расширению его возможностей? 3,7143

МСФО помогут правительству и регулирующим бухгалтерский учет органам привлечь международных инвесторов? 4,1200

МСФО повысят доверие инвесторов к инвестированию в компанию? 4,5800

Принятие МСФО изменяет бизнес-процессы и операции? 3,6400

Принятие МСФО повлияет на финансовое положение компании? 4,5400

МСФО непосредственно влияет на то, как учитываются доходы, расходы и другие ключевые аспекты бизнеса? 4,6800

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Исследование посвящено потенциальному влиянию МСФО на практику финансовой отчетности в Таджикистане. Эти задачи заключаются в том, чтобы выяснить, обеспечивает ли МСФО большую выгоду, чем нынешние ПБУ, узнать, способствует ли МСФО внедрению передовой практики в организации, узнать, способствует ли МСФО иностранным инвестициям, и определить влияние МСФО на результаты деятельности компаний.

В ходе исследования было выявлено, что МСФО оказывают существенное влияние на практику финансовой отчетности в Таджикистане. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что МСФО принесут больше пользы, чем прежние стандарты, особенно в таких областях, как финансовая отчетность, инвестиционная привлекательность, слияния и поглощения и способность привлекать финансовые средства. Принятие и внедрение МСФО окажет влияние на результаты деятельности компаний и будет способствовать совершенствованию передовой практики компаний.

Ожидается также, что МСФО повысят уровень соответствия стандартам бухгалтерского учета. Были выдвинуты следующие рекомендации:

1. Регулирующим органам

В настоящее время регулирующие органы Таджикистана должны проводить просветительские кампании по вопросу о потенциальных последствиях принятия МСФО, поскольку уже давно законодательно установлена переход на МСФО. Все регулирующие органы и учебные заведения должны приступить к осуществлению строгих программ укрепления потенци-

ала, с тем, чтобы обеспечить необходимый кадровый потенциал для внедрения МСФО.

2. Предприятиям

Предприятия должны надлежащим образом подготовиться по всем направлениям к внедрению МСФО.

Предприятия должны стремиться использовать возможности, предоставляемые принятием МСФО, для совершенствования своих бизнес-процессов и процедур. Предприятия, которые обязаны принять МСФО, также должны участвовать в наращивании потенциала путем организации конференций и семинаров для членов и сотрудников компании по МСФО.

3. Правительству

Полный переход на МСФО должно быть поддержано на высшем уровне с тем, чтобы обеспечить полное достижение экономического потенциала страны.

4. Для ВУЗов

На данный момент МСФО должным образом не обучается в высших учебных заведениях страны за исключением одного-двух в связи с нехваткой квалифицированных преподавателей. Без знаний основ МСФО выпускники не будут востребованы рынком труда. Учебные программы по бухгалтерскому учету в высших и средних учебных заведениях Таджикистана должны быть в срочном порядке пересмотрены, с тем, чтобы отразить нынешние реалии и фактическую практику ведения бизнеса, и с этой целью должны охватывать адекватную долю положений и направленность бухгалтерского учета по МСФО, чтоб учебные заведения стали глобально конкурентоспособными.

5. Профессиональным сообществам

Бухгалтерские объединения страны должны начать массовую учебную подготовку и переподготовку своих членов на основе программ непрерывного профессионального развития. Просвещение и информирование членов по вопросам, связанным с МСФО, в отношении новшеств и процедур их применения должны быть организованы на постоянной основе.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,37%.

Список литературы:

1. Regulation (EC) No 1606/2002 of the European Parliament and of the Council of 19 July 2002 on the application of international accounting standards //https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/ ?uri=CELEX% 3A32002R1606

2.Применение международных стандартов финансовой отчетности. История вопроса// [Электронный ресурс]. URL: https://gaap.ru /articles/ primenenie_mezhdunarodnykh_standartov_finansovoy_ otch-etnosti_istoriya_voprosa/

3. Главные практические проблемы при внедрении и последующем применении МСФО// [Электронный ресурс]. URL: https://gaap.ru/ articles/ glavnye_prakticheskie_problemy_pri_vnedrenii_i_posle duyush-chem_primenenii_msfo/

4. Финансовая отчетность по МСФО: проблемы составления и пути их решения (статья)// Актуальные проблемы теории и практики бухгалтерского учета, анализа и аудита / Материалы Международной научно-практической конференции - Душанбе, ОИПБА РТ, 2015 - 268с.

5. Оценка состояния и перспективы совершенствования бухгалтерского учета в Республики Таджикистан// Современные направления теории и практики экономического анализа, бухгалтерского учёта, финансового менеджмента: сборник материалов международной научной конференции. Новосибирск, 5-6 декабря 2017 г. под ред. Е.Н. Лищук, Е.И. Леоненко, Е.С. Ерёменко, В.А.Суровцевой, М.К.Чернякова, Л.П. Наговициной; Частное образовательное учреждение высшего образования Центросоюза РФ СибУПК. - Новосибирск: СибУПК, 2017. - Ч. 1. - 448 с. стр. 126-132

6. Голованов Р.С. Полемика и анализ критики МСФО И. Р. Сухаревым и О.А. Сухаревой.// Журнал «Учет, анализ, аудит», 2017, №3, стр.22-27.

7. «МСФО необходимо предать истории» - считает британский эксперт// [Электронный ресурс]. URL: https://gaap.ru/news/156558/

8.Сухарев И.Р., Сухарева О. А. Недостатки МСФО: определение запасов // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 6. С. 11-16.

9. Сухарев И.Р., Сухарева О. А. Недостатки МСФО: оценка запасов // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 1. С.23-30.

10. Сухарев И. Р., Сухарева О. А. Недостатки МСФО: раскрытие информации о запасах в отчетности // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2. с. 6-15.

11. Низомов С.Ф. реформа бухгалтерского учета в Республике Таджикистан: программы и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.

IMPACT OF IFRS ON FINANCIAL REPORTING PRACTICES IN TAJIKISTAN

©Mirzoaliev Abdumalik A., PhD in Economics, head. Department «Accounting and audit»; ORCID: 0000-0003-0080-3607 Work place: Tajik state University of Commerce

[email protected]

Annotation

Task. The study examined the impact of the international financial reporting standard (IFRS) on the financial reporting practices of public interest entities in Tajikistan. Data were collected from the accounting profession of 50 different enterprises using a structured questionnaire and analyzed using statistical methods. Potential advantages of IFRS implementation are defined, the main problems and prospects of application of international standards in Tajikistan are established. The purpose of this study is to determine the impact of IFRS in ensuring the necessary transparency and reliability of financial statements of subjects of public interest in Tajikistan.

Model. The article examines the current trends in the standardization of financial statements, taking into account the possible impact of IFRS.

Summary. The study recommended that the regulator initiate awareness-raising campaigns on the potential implications of adopting IFRS in Tajikistan. It also States that the government should support the adoption of IFRS by the country, especially in the area of enforcement as a matter of urgency, in order to make better use of the country's economic potential.

Practical importance. The results showed that IFRS provide regulators with better information than national accounting regulations (average = 4.72). The analysis also showed that IFRS directly affect how revenues and other key aspects of the business are accounted for and accounted for (average = 4.68). In addition, the results of the study showed that:

- changes in business processes and operations, the financial position of companies and the reduction in the cost of financing will be significant in the application of IFRS;

- financial statements prepared in accordance with IFRS improve best practices in corporate governance;

- financial statements prepared in accordance with IFRS provide more benefits than previous national accounting regulations;

- compliance with IFRS facilitates foreign investment and access to it;

- compliance with IFRS will allow companies to improve their performance relatively.

Originality. As a result of the study of the issue related to the implementation of IFRS, a number of regulators and users of financial statements were proposed specific actions for the implementation of IFRS, taking into account the realities of the business environment and the economy.

Keywords: IFRS; accounting, financial reporting, accounting regulations, investments, audit.

Reference list:

1. Regulation (EC) No 1606/2002 of the European Parliament and of the Council of 19 July 2002 on the application of international accounting standards //https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri= CELEX%3A32002 R 1606

2.Application of international financial reporting standards. Background / /[Electronic resource]. URL: https://gaap.ru/articles / primene-

nie_mezhdunarodnykh_standartov_finansovoy_otchetnosti_istoriya_vop rosa/

3. The main practical problems in the implementation and subsequent application of IFRS/ /[Electronic resource]. URL: https://gaap.ru/ articles/ mainye_prakticheskie_problemy_pri_vnedrenii_i_posleduyushchem_pri menenii_msfo/

4. Financial reporting under IFRS: problems of compilation and ways of their solution (article) / / Actual problems of theory and practice of accounting, analysis and audit / Proceedings of the International scientific and practical conference-Dushanbe, OIPBA RT, 2015-268c.

5. Assessment of the state and prospects of improving accounting in the Republic of Tajikistan / / Modern trends in the theory and practice of economic analysis, accounting, financial management: collection of materials

of the international scientific conference. Novosibirsk, 5-6 December 2017, ed. E. N. Lischuk, E. I. Leonenko, E. S. Eremenko, V. A. Surovtseva, M. K. Chernyakova, L. P. Nagovitsina; Private educational institution of higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation Sibupk. -Novosibirsk: Sibupk, 2017. - Part 1. - 448 p. pp. 126-132

6. Golovanov R. S. Polemics and analysis of criticism of IFRS By I. R. Sukha-rev and O. A. Sukhareva.// Journal "Accounting, analysis, audit", 2017, No. 3, pp. 22-27.

7. "IFRS must be consigned to history" - says the British expert/ /[Electronic resource]. URL: https://gaap.ru/news/156558/ 8.Sukharev I. R., Sukhareva O. A. Disadvantages of IFRS: definition of reserves / / Accounting. Analysis. Audit. 2015. No. 6. Pp. 11-16.

9. Sukharev I. R., Sukhareva O. A. Disadvantages of IFRS: estimation of reserves / / Accounting. Analysis. Audit. 2016. No. 1. Pp. 23-30.

10. Sukharev I. R., Sukhareva O. A. Disadvantages of IFRS: disclosure of information on reserves in reporting / / Accounting. Analysis. Audit. 2016. No. 2. pp. 6-15.

11. Nizomov S. F. reform of accounting in the Republic of Tajikistan: programs and prospects of development / / Audit and financial analysis. 2010. No. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.