Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО МСФО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО МСФО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
бухгалтерский учет / финансовая отчетность / МСФО / субъекты публичного интереса / организации

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобоев Мирзохаёт Усмонович

В данной статье рассматриваются вопросы реформирования системы бухгалтерского учета в Республике Таджикистан по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и обосновывается важность перехода на МСФО. Приведена информация об использовании МСФО в странах мира. В статье перечислены основные нормативно-правовые документы, связанные с реформированием системы бухгалтерского учета по МСФО, а также отмечены этапы перехода отечественных организаций на МСФО. Определены преимущества использования МСФО для организаций, даны рекомендации по решению некоторых проблем в процессе перехода на МСФО, также предложены мероприятия по дальнейшему развитию отечественной системы учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО МСФО В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

Б01 10.24412/2709-1201-2023-257-261

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО МСФО В

РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

БОБОЕВ МИРЗОХАЁТ УСМОНОВИЧ

Доцент кафедры финансы и кредит, Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими, Худжанд, Таджикистан

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы реформирования системы бухгалтерского учета в Республике Таджикистан по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и обосновывается важность перехода на МСФО. Приведена информация об использовании МСФО в странах мира. В статье перечислены основные нормативно-правовые документы, связанные с реформированием системы бухгалтерского учета по МСФО, а также отмечены этапы перехода отечественных организаций на МСФО. Определены преимущества использования МСФО для организаций, даны рекомендации по решению некоторых проблем в процессе перехода на МСФО, также предложены мероприятия по дальнейшему развитию отечественной системы учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, финансовая отчетность, МСФО, субъекты публичного интереса, организации

Annotation. This article discusses the issues of reforming the accounting system in the Republic of Tajikistan in accordance with International Financial Reporting Standards (IFRS) and substantiates the importance of the transition to IFRS. Provides information on the use of IFRS in the countries of the world. The article lists the main legal documents related to the reform of the IFRS accounting system, and also marks the stages of the transition of domestic organizations to IFRS. The advantages of using IFRS for organizations are determined, recommendations are given for solving some problems in the process of transition to IFRS, and measures are also proposed for the further development of the domestic accounting system.

Keywords: accounting, financial statements, IFRS, subjects of public interest, organizations

Бухгалтерский учет как информационная система имеет важную роль в системе управления хозяйствующим субъектом. Бухгалтерская информация в форме финансовой отчетности считается самой основной и важной информацией для целей принятия разных управленческих решений. Для признания и оценки показателей финансовой отчетности используются требования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО, IFRS) и национальных стандартов бухгалтерского учета. МСФО дает возможность подготовить качественную и полезную финансовую информацию для целей принятия управленческих решений.

Относительно перехода на международные стандарты финансовой отчетности Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своем послании от 26 января 2021 года отметил, что «... до сегодняшнего дня не решены вопросы полного перехода на международные стандарты финансового отчета и системы электронного финансирования, в том числе систему государственных электронных закупок, и в этом направлении мы отстаём от требований времени. С целью регулирования отношений в направлении развития бухгалтерского учета и привлечения прямых инвестиций министерствам финансов, промышленности и новых технологий, Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом, Налоговому комитету и другим соответствующим надзорным органам поручается принять безотлагательные меры для внедрения международных стандартов

финансового отчета и обязательного ежегодного прохождения аудита субъектами публичного интереса, и другими субъектами хозяйствования» [3].

Стоит отметить, что с каждым годом в мире увеличивается использование МСФО. Безусловно, на это имеют влияние факторы глобализация экономики, развитие интеграционных и инвестиционных процессов, а также развитие цифровой экономики.

На диаграмме 1 показано использование МСФО по состоянию на июль 2022 года в 167 странах (юрисдикциях) мира.

145

_ МСФО является обязательным

МСФО разрешается, но не является обязательным — МСФО не разрешается

Диаграмма 1. Использование МСФО по юрисдикциям [10]

Согласно информации Фонда МСФО, в 145 (или 86,8 %) из 167 стран (юрисдикций) применение МСФО является обязательным для всех или большинства национальных субъектов с открытой отчетностью (компаний, зарегистрированных на биржах и финансовым организациям). В 14 юрисдикциях или 8,4 % разрешают или требуют применения МСФО для некоторых национальных публично подотчетных организаций, а в 8 юрисдикциях (или 4,8 %) не требуются и не разрешаются использование МСФО. По регионам мира 167 юрисдикций распределяются следующим образом: Европа - 44; Африка - 38; Ближний Восток - 13; Азия -35; Америка - 37. Из 167 стран 86 (или 54,5%) разрешают использование МСФО для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, следует отметить, что тенденция использования МСФО в странах мира оказывает определенное влияние на процесс реформирования системы бухгалтерского учета по МСФО в Республике Таджикистан.

В отечественной системы бухгалтерского учета проводятся реформы более 20 лет. За этот период Министерством финансов Республики Таджикистан и общественными организациями бухгалтеров и аудиторов выполнено много работ.

Принятие Постановления Правительства Республики Таджикистан «О международных стандартах финансовой отчетности» [2] от 4 ноября 2002 года заложило правовую основу для перехода системы бухгалтерского учета на МСФО. После этого было принято несколько нормативно-правовых актов по переходу на МСФО и развитию бухгалтерского учета, в том числе:

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций (2004 г.);

- Методические рекомендации по переходу на ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО (2004 г.);

- Постановление Правительства Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по внедрению МСФО в Республике Таджикистан» (2006 г.);

- Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (2011 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (в новой редакции) (2011 г.);

- Инструкция по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО (2011 г.);

- Стратегия внедрения Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита в Республике Таджикистан на 2013-2018 годы (2013 г.);

- МСФО в государственном секторе Республики Таджикистан (2014 г.).

Среди перечисленных нормативных документов имеющий важную роль в развитии отечественной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской профессии является Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», что представляет новые требования по организации и ведения учета и отчетности. Впервые в законе ввели понятия субъекты публичного интереса, международные стандарты, профессиональный бухгалтер, депозитарий. Данным законом установлено, что субъекты публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Субъекты публичного интереса это организации, имеющие существенное значение для общества, критерии определения значимости которых устанавливаются Правительством Республики Таджикистан [1].

Начиная с 2004 года проводились конверсия на новый план счетов бухгалтерского учета и подготовка финансовой отчетности согласно требованиям МСФО. При проведении конверсии играли важную роль отечественные аудиторские и консалтинговые компании. В начале больше всего перешли на новый план счетов субъекты публичного интереса. Вновь созданные хозяйственные субъекты (компании в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг) с первых дней деятельности организовали бухгалтерский учет по новому плану счетов. С принятием Плана бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в новой редакции (2011 г.) работа по конверсии на новый план счетов ускорилась и компании одновременно перешли на автоматизированную систему учета, в основном на программу 1 С: Бухгалтерия версии 8.2 и 8.3.

Отечественными учеными проводятся научные исследования по вопросам перехода на МСФО, проблем и опыта его применения, перспектив развития системы бухгалтерского учета. Среди них можно перечислить следующие исследования в этом направлении [4,5,6,7,8,9], в которых исследовались различные аспекты, связанные с реформированием системы бухгалтерского учета. Но ещё недостаточно научных исследований по проблемам применения МСФО в различных сферах экономики.

Основываясь на научные исследования, можно отметить следующие этапы перехода отечественных организаций на МСФО:

1. С 2002 г. - кредитные финансовые организации (банки, микрокредитные депозитные организации, микрокредитные организации и фонды);

2. С 2004 г. - коммерческие организации различных отраслей (субъекты публичного интереса в сферах производства, выполнения работ и оказания услуг);

3. С 2012 г. - организации государственного сектора.

Таким образом, переход на МСФО положительно повлиял на развитие отечественной системы бухгалтерского учета, обеспечивает прозрачность финансовой информации и увеличивает инвестиционные возможности хозяйствующих субъектов.

На наш взгляд, к преимуществам использования МСФО можно отнести [4,5]:

- улучшение инвестиционной среды и повышение инвестиционных возможностей организаций;

- обеспечение финансовой устойчивости, повышение показателей рентабельности и ликвидности;

- повышение эффективности управления бизнесом и уровня корпоративного управления;

- правильная оценка стоимости финансовых активов и обязательств;

- повышение качества информации финансовой отчетности и улучшение качества принятия управленческих решений;

- снижение бухгалтерских, банковских и налоговых рисков;

- формирование профессионального суждения, повышение знаний и опыта бухгалтеров;

и т.д.

В процессе перехода на МСФО остаются еще несколько трудностей или проблем, которые были выявлены в научных работах и подлежат исследованию. Одной из актуальных проблем в системе бухгалтерского учета остается кадровая проблема. То есть в отечественных организациях, особенно в субъектах публичного интереса, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, знающих суть и содержание применения МСФО. Для решения этой проблемы, вузы и общественные институты бухгалтеров, аудиторские и консультационные организации должны принять конкретные меры. Необходимо разработать обучающие программы по практике применению МСФО, организовать семинары, тренинги и регулярные круглые столы 2-4 раза в год с привлечением специалистов и ученых. Также должны быть разработаны учебники и краткие практические учебные материалы по МСФО. Эти рекомендации в некоторой степени решают существующие проблемы и помогают повысить уровень профессионализма бухгалтеров.

Несмотря на эффективные работы в сфере реформирования отечественной системы бухгалтерского учета, на наш взгляд, требуются определенные мероприятия по развитию системы учета и отчетности по следующим направлениям:

1) совершенствование положений закона Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» путем внесения изменений и дополнений;

2) повышение требований к оценке профессиональной компетентности главных бухгалтеров организаций;

3) цифровизация системы учета и отчетности;

4) повышение профессионального уровня специалистов путем организации и проведения практических семинаров и тренингов;

5) совершенствование счетов бухгалтерского учета и форм финансовой отчетности;

6) развитие интегрированного учета, стратегического учета и стратегической отчетности;

7) организация эффективной системы контроля и оценки качества подготовки финансовой отчетности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Таджикистан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 25 марта 2011 года № 702

2. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О международных стандартах финансовой отчетности» от 4 ноября 2002 года № 428.

3. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» 26.01.2021, г. Душанбе // http://president.ti/ru/node/25006

4. Бобоев М.У. Опыт применения МСФО в Республике Таджикистан // Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в условиях интернационализации экономики: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ.конф. 24 апреля 2015 г. /. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2015. С. 126-133.

5. Бобоев, М.У. Гузариш ба СБХМ ва рушди низоми бахисобгирии мухосибй дар Чумхурии Точикистон / М.У. Бобоев // Паёми Донишгохи миллии Точикистон. Бахши илмхои ичтимой-ик;тисодй ва чамъиятй. - 2022. - № 5. - С. 20-27.

6. Бобоев, М.У. Стандартхои хисоботи молиявй дар бахши давлатии Чумхурии Точикистон: холати хозира, муаммохо, дурнамои рушд / М.У. Бобоев // Паёми Донишгохи давлатии ^ургонтеппа ба номи Носири Хусрав (мачаллаи илмй). 2017. № 1-4 (49). С. 280-286

7. ^одирова, Г.Т. Мушкилоти корбурди стандартхои байналмилалии хисоботи молиявй дар Чумхурии Точикистон / Г.Т. ^одирова // Паёми Донишгохи миллии Точикистон. Бахши илмхои ичтимой-и^тисодй ва чамъиятй. - 2022. - № 2. - С. 136-145.

8. Мирзоалиев, А.А. Влияние МСФО на практику финансовой отчетности в Таджикистане / А.А. Мирзоалиев // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. -Т. 15. - № 6. - С. 92-98.

9. Низомов, С.Ф. Реформа бухгалтерского учета в Республике Таджикистан: проблемы и перспективы развития / С.Ф. Низомов // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 2. - С. 7376.

10. IFRS Foundation / Analysis of the IFRS Accounting jurisdiction profiles // https://www.ifrs.org/use-around-the-world/use-of-ifrs-standards-by-jurisdiction/#analysis-of-the-167-profiles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.