УДК 37.015.3
Логинова Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов, педагог-психолог Центра образования № 1471, г. Москва,
аспирант кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева [email protected]
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ
УСПЕШНОСТИ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
СФЕРЫ ДЕТЕЙ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Loginova Natalya Gennadyevna
Elementary school teacher, Educational Psychologist, PhD student of the Psychology Department, Mordvinian State Teachers' Training Institute named after M.E. Evseev [email protected]
IMPACT OF EDUCATIONAL SUCCESSFULNESS MOTIVATION ON COGNITIVE SPHERE DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Аннотация:
Автор статьи рассматривает взаимовлияние мотивационной и познавательной сферы, обосновывает необходимость деятельности педаго-га-психолога по формированию мотивации учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями в сочетании с развитием познавательной сферы.
Ключевые слова:
учебная деятельность, мотивационная сфера, познавательная сфера.
Summary:
The author considers interference of motivational and cognitive spheres, and substantiates relevance of forming educational motivation of children with special educational needs in combination with developing their cognitive skills by educational psychologists.
Keywords:
educational activities, motivational sphere, cognitive sphere.
Приоритетным направлением реализации развивающего потенциала Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и получения личностных, предметных и метапредметных результатов [1]. Для достижения намеченного результата необходим высокий уровень сформированно-сти у ученика высших психических функций как основы для успешной реализации учебной деятельности. При этом успешность связывается с развитием мотивационной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов.
Проблема успешности учебной деятельности рассматривалась многими исследователями с разных позиций (В.К. Вилюнас [2], С.Г. Воровщиков [3] и др.), но все же она сохраняет свою актуальность.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы автора показывают, что успешность учебной деятельности зависит от ряда причин:
- индивидуально-психологических особенностей;
- особенностей протекания психических и нервных процессов;
- уровня обученности и обучаемости и др.
При этом отсутствие внутренней мотивации к обучению даже в сопровождении с высокими показателями уровня развития ученика не обеспечит его успешности. Поэтому исследование проблемы влияния мотивации успешности учебной деятельности на развитие познавательной сферы является на сегодняшний день актуальным. Особую значимость ее решение приобретает применительно к учащимся с особыми образовательными потребностями, у которых возникает дисбаланс мотивационного обеспечения и возможностей учащегося, что служит причиной низких результатов учебной деятельности.
Обучение данной категории учащихся осуществляет педагог-психолог либо учитель-предметник в содружестве с педагогом-психологом.
Содержание работы педагога-психолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, а также его родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.
Общеизвестно, что первичный дефект влечет вторичные нарушения развития. Поэтому в системе работы педагога-психолога при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимы занятия, развивающие все составляющие познавательной сферы. В систему работы педагога-психолога, на наш взгляд, целесообразно включать курс занятий, позволяющий охватить всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в классах компенсирующего обучения.
В связи с этим нами был разработан курс «Развивай-ка» (за счет вариативной части учебного плана, включающей часы на индивидуально-групповую работу с учащимися), который направлен на развитие мотивационной сферы и компенсацию слаборазвитых свойств познавательной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями.
Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения, и если у ребенка нет данной основы, то развитие его познавательной сферы не сможет привести его к школьной успешности. Недостаточный уровень развития познавательных процессов и мотивационной сферы часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика.
Разработанная программа коррекционно-развивающих занятий включает в себя два блока:
1. Развитие мотивационной сферы, обеспечивающее формирование и усиление действенности внешних и внутренних побудителей учебной деятельности.
2. Развитие познавательной сферы, нацеленное на совершенствование слаборазвитых свойств познавательных процессов или компенсацию их действия.
Каждое занятие включает в себя интегрированные упражнения и задания по двум блокам, причем уже организационный момент занятия пробуждает познавательный интерес. В структуре занятий мы не выделяем отдельно развитие мотивационной и познавательной сферы. Деление на блоки внутри занятия является условным, так как каждое упражнение и задание обеспечивает взаимопроникновение и взаиморазвитие данных сфер.
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию учебной мотивации, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Также занятия способствуют обучению способам учебной работы на материале разных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. Фактически это метапредметные результаты обучения по ФГОС НОО. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.
2. Сообщение темы занятия в занимательной или проблемной форме, что позволяет активизировать мотивационную сферу учащихся, создает благоприятный эмоциональный настрой. Например, педагог-психолог сообщает учащимся, что к ним за помощью обратился мальчик Витя Перестукин из произведения Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Герой просит помочь ему выполнить задания, ведь только так он сможет вернуться домой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.
3. Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий, направленных:
- на формирование учебной мотивации, выработку способов учебной работы, социальных навыков. Например, обсуждение поступков героев книги М.А. Панфиловой «Лесная школа» [4], составление рассказа-размышления на тему «Важность выполнения домашних заданий», «Зачем я хожу в школу?» и т. д. Данные задания и виды работы направлены, с одной стороны, на развитие внутренней, личностно-значимой мотивации учения, с другой стороны, на компенсацию нарушений в экспрессивной речи, развитие операций словесно-логического мышления;
- на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения. Например, упражнения «Анаграммы», «Пиктограммы», «Две линии», «Четвертый лишний» с использованием по преимуществу слов школьной тематики позволяют не только работать над компенсацией слаборазвитых свойств познавательной сферы, но и обеспечивают развитие мотивационной сферы учащихся.
4. Итог занятия - рефлексия, что дает возможность оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия - флажок, значок).
Включение такого рода занятий в систему работы учителя-дефектолога в школе при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями наряду с индивидуальной и групповой формой работы помогает достигать гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 14.08.2012).
2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб., 2007. 458 с.
3. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент : монография. М., 2007. 160 с.
4. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. М., 2002. 96 с.
References (transliterated):
1. Federal'niy gosudarstvenniy obrazovatel'niy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. [Electronic resource]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (date of access: 14.08.2012).
2. Vilyunas V.K. Psikhologiya razvitiya motivatsii. SPb., 2007. 458 p.
3. Vorovshchikov S.G. Uchebno-poznavatel'naya kompetentnost' starsheklassnikov: sostav, struktura, deyatel'nostniy kom-ponent : monografiya. M., 2007. 160 p.
4. Panfilova M.A. Lesnaya shkola. Korrektsionnie skazki dlya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov. M., 2002. 96 p.