Логинова Наталья Г еннадьевна, аспирант кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М.Е. Евсевьева»,
г. Саранск.
430007, г. Саранск, Студенческая ул., д. 11 А. Тел.: 8-916-797-95-77. E-mail: [email protected]
Н.Г. Логинова
МОТИВАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (на материале класса компенсирующего обучения)
Основная образовательная программа, разработанная в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО), направлена на "формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность..." [6]. При этом успешность связывается с развитием мотивационной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов.
Социальная успешность выпускника школы в значительной степени основывается на успешности учебной деятельности, процесс и результат которой характеризуется многими составляющими, важнейшими из которых являются успеваемость и продуктивность. Их уровень становится фундаментом общей успешности и эмоционального самочувствия младшего школьника.
Успешность является более широким понятием по отношению к успеваемости, которая отражает только степень усвоения знаний, умений и навыков, и продуктивности, не затрагивающей социальной оценки достигнутых результатов деятельности ученика, так как достижения в учебе часто определяют отношение одноклассников, влияет на его самооценку.
Проблема успешности учебной деятельности рассматривалась многими исследователями с разных позиций [см., например: 2; 3]. В данной статье приводятся авторские суждения по этому вопросу, сделанные на основе опыта педагогической деятельности с обучающимися в классе компенсирующего обучения.
У детей младшего школьного возраста с проблемами обучения в большинстве случаев наблюдается отставание или задержка во времени становления отдельных психических функций и (или) их систем [5, с. 15-16]. В классах коррекционно-развивающего обучения данные нарушения отягощаются органическим фоном, а также синдромом мотивационной незрелости и социальной неуспешности.
Первоочередной составляющей успешности учебной деятельности является мотивационный компонент. Поэтому необходимо рассматривать успешность учебной деятельности с точки зрения влияния на нее учебной (познавательной) мотивации.
Учебная мотивация может быть либо положительной (направленной на достижение познавательной цели, внутреннего удовлетворения от деятельности, признания со стороны взрослых и одноклассников), либо отрицательной (направленной на избежание наказания, плохой отметки, порицания). Рассмотрим влияние положительной и отрицательной мотивации на учебно-познавательную деятельность.
Положительная мотивация, обозначим ее как "мотивация на успех", чаще присутствует у учеников, которые обладают более высоким уровнем притязаний. В основе деятельности, мотивированной на успех, лежит потребность в достижении успеха при выполнении учебной цели. Такие ученики используют более разнообразные средства для получения положительного результата. Так, они будут не просто "зубрить", механически заучивать материал, а будут стараться понять его, усвоить, проанализировать, подойдут к нему более творчески, чтобы впоследствии суметь применить его в другой учебной ситуации и жизни. При подготовке устных сообщений воспользуются дополнительной литературой. То есть положительная мотивация побуждает учащегося выходить за рамки учебного материала, развивая тем самым его кругозор, формируя самоактуализирующуюся личность. Несомненно, такая положительная мотивация влечет за собой более успешную реализацию учебно-познавательной деятельности. При этом нужно учитывать, что ученик должен уметь реально оценивать себя, свои силы и возможности. В противном случае, взявшись за очень сложное задание и не сумев
справиться с ним, ученик может оказаться в состоянии фрустрации, что может привести к отрицательному эффекту в учебной деятельности. То есть ученик должен обладать адекватной самооценкой.
Отрицательная мотивация также является побудителем к деятельности. Ученики с отрицательной мотивацией выполняют задания, но характер выполнения ограничивается рамками заданного материала, при альтернативных заданиях учащийся выбирает более простое, не требующее сильных интеллектуальных и временных затрат. На уроках такие учащиеся пассивны, не проявляют инициативы, учатся по принципу "только бы спросили не меня". Конечно, такой ученик будет приобретать знания, но они будут поверхностны, непрочны, личностно для ученика незначимы. Поэтому отрицательная мотивация не создает условий для высокого уровня успешности учебно-познавательной деятельности, если даже его успеваемость оценивается учителем на "хорошо" и "отлично".
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показывает, что успеваемость (как один из показателей успешности) ученика класса компенсирующего обучения в среднем не превышает 60%. Эти ученики меньше принимают участие в общешкольных делах (20%), реже посещают кружки и секции дополнительного образования (10%). Поэтому встает вопрос о причинах такого пассивного отношения у данной категории учащихся к возможности самореализации в социальной жизни школы и саморазвития в разнообразных профильных объединениях.
По данным А.Д. Вильшанской [1] и В.В. Лебединского [4], основополагающей причиной является структура дефекта, которая определяет индивидуально -психологические особенности учащегося класса компенсирующего обучения. Среди них: недостаточность сформированности познавательных процессов; низкий уровень познавательной активности; затруднение самоконтроля и саморегуляции; незрелость эмоциональной и личностной сферы.
Данные особенности развития затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала, что, в свою очередь, препятствует развитию притягательности учения. Так, у учащихся в классах компенсирующего обучения отмечается низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной.
Проведенное исследование и опыт педагогической деятельности с учащимися данной категории показывают, что большинство учащихся в классе компенсирующего обучения не могут понять значимость и необходимость обучения. На вопрос "Зачем нужно учиться?" большая часть учеников отвечает "Чтобы пятерки получать", "Чтобы мама радовалась", "Чтобы учительница не поругала", "Чтобы было много денег". Эта же группа учащихся по результатам исследования показывает низкую школьную адаптацию, школа их привлекает лишь внеу-чебными сторонами (преобладание внешней мотивации над внутренней), у отдельных учеников было выявлено негативное отношение к школе, дезадаптация. Так как внешняя мотивация не обеспечивает ученику личностно-значимый импульс к обучению, не связана непосредственным образом с сущностью самой познавательной деятельности, носит ситуативный характер, то при переходе из класса в класс у некоторых учащихся происходит снижение мотивации учения, отгораживание себя от учебной деятельности и, как следствие, снижение успеваемости.
Кроме этого, как уже отмечалось, учащиеся класса компенсирующего обучения не принимают активного участия в школьной жизни, у них нет желания задерживаться в школе после уроков для участия во внеурочной деятельности, организуемой учителем, воспитателем. Таким образом, сочетание неуспешности в учебной деятельности и пассивности во внеучебной чаще всего приводят к неуспешности ученика в целом.
Получается замкнутый круг, так, с одной стороны если у ученика не сформирована мотивация учебной деятельности, то это приводит к его не успешности, с другой стороны, если ребенок не успешен, то у него не будет желания заниматься этой деятельностью, то есть не сформируется мотивационная сторона учения. Как же быть? Ответ на этот вопрос раскрывает ФГОС НОО. Так, в соответствии с заявленными задачами и направлениями одним из базовых ориентиров является "определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивацию к обучению, познанию..." [7]. То есть успешность обучения предполагает достижение учеником предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, сформированность универсальных учебных действий с опорой на мотивационную сферу учащегося. Лишь через развитие мотивационной сферы взрослый (учитель, психолог, дефектолог, родитель) сможет помочь ребенку достичь успешности в учебной деятельности, что приведет к успешности обучающегося в целом. При этом обучение учащихся в классе
компенсирующего обучения уже с первых дней пребывания в школе необходимо строить на основе мотивационного сопровождения обучения. Так, в период вводного адаптационного курса в первом классе необходимо дать старт мотивационному сопровождению обучения и стараться вести детей по этому пути на протяжении всей школьной жизни.
Таким образом, целенаправленное и контролируемое формирование учебной мотивации младших школьников в классе компенсирующего обучения со стороны психологов, педагогов и родителей способствует повышению успешности учебной деятельности ученика. Благодаря ведущей роли мотивационного сопровождения обучения у детей будут гореть глаза желанием учиться и получать знания, только такой ученик не скажет родителям "В школе не интересно", только такой ученик станет настоящим партнером, соучастником школьного обучения, что и является основополагающей целью образования.
* * *
1. Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. 2007. №2. С. 50 - 57.
2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2007. 458 с.
3. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: монография. М.: АПК и ППРО, 2006. 60 с.
4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2006. 144 с.
5. СтаровероваМ.С. Неуспешность детей в школе: как с этим бороться. М.: Сентябрь, 2006. 176 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт: [сайт]. URL:http://standart.edu.m/catalog.aspx?CatalogId=959