РАЗНОЕ
УДК 611.1/.8-053.7
ВЛИЯНИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ НА АДАПТАЦИЮ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Оксана Витальевна ЯКУБЕНКО1, Ирина Николаевна ПУТАЛОВА2
]ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет 644080, г. Омск, пр. Мира, 32
2ГОУ ВПО Омская государственная медицинская академия Росздрава 644043, г. Омск, ул. Партизанская, 20
Статья посвящена исследованию морфофункциональных особенностей 104 юношей-первокурсников в возрасте 17 лет. Изучалась взаимосвязь между конституциональными особенностями и успешностью адаптации к новым условиям обучения в высших учебных заведениях. С целью углубленной оценки адаптации использованы методы антропометрии, изучены социально-гигиенические факторы риска, проведена математическая обработка полученных данных с вычислением критерия t-Стьюдента, вероятности случайных различий, проведением корреляционного анализа. Для оценки степени дезадаптации был применен статистический метод ранжирования, отражающий тяжесть дезадаптационных расстройств. Выявлено, что дезадаптированные студенты имеют большую массу тела, большие значения показателей обхватных размеров, тенденцию к повышенному жироотложению с накоплением жира на животе и бедре. Изучение компонентного состава тела позволило выявить, что дезадаптированные студенты обладают большей массой тела за счет жирового компонента: относительные и абсолютные значения жирового компонента основной группы больше, чем в контрольной. У данной группы студентов выявлена взаимосвязь конституциональных особенностей с такими поведенческими проявлениями, как недобросовестность, пренебрежение обязательствами, потворство своим сиюминутным желаниям. Такая личность не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований, легко отказывается от обязательств, бросает начатое дело. Нами разработаны рекомендации по коррекции нарушений адаптации студентов-первокурсников. Реабилитационные и коррекционные мероприятия разбиты по уровням, представляющим алгоритм работы с дезадаптированными студентами.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, индивидуально-типологический подход, антропометрические показатели, компонентный состав тела.
Введение российской системы образования в общеевро-
В последнее время в научной литературе поя- пейскую. Масштабные преобразования, вклю-вилось множество публикаций о наличии связи чающие сокращение нормативных сроков обуче-между строением человеческого тела (конститу- ния, переход национальных систем образования цией) и предрасположенностью ко многим забо- на двухуровневые программы, разветвленность леваниям (как физическим, так и психическим) специализаций, использование дистанционных [1, 2]. Объединение в систему всех морфоло- форм обучения, увеличение доли самостоятель-гических, физиологических особенностей орга- ной работы в государственных образовательных низма наряду с психической составляющей кон- стандартах следующего поколения и другие, по-ституции является сущностью биомедицинского зволяют прогнозировать более тяжелый процесс клинико-антропологического подхода [3, 4]. По- адаптации первокурсников к условиям обучения этому именно индивидуально-типологический в вузе.
подход, оценивающий особенности организма В связи с этим чрезвычайно важной задачей с учетом пола, возраста, конституционального профилактической медицины (в том числе пси-типа, может помочь в разработке рекомендаций хогигиены) является перенос акцента с изучения для адаптации человека к конкретным условиям патологических состояний (в данном случае по-обитания [5]. граничных нервно-психических расстройств и
Междисциплинарный подход к проблеме адап- более тяжелых форм психопатологии) на иссле-тации студентов-первокурсников к специфиче- дование методов, способствующих укреплению ским условиям пребывания в вузе имеет большую физического и психического здоровья населения. новизну и практическую значимость, особенно в Конституциональный подход в оценке состояния условиях модернизации высшего образования в здоровья человека, разработке индивидуальных России. Этот процесс предполагает интеграцию рекомендаций для оптимальной адаптации к но-
Якубенко О.В. — к.м.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства, e-mail: [email protected] Путалова И.Н. — д.м.н., проф., зав. кафедрой анатомии человека
вой среде обитания, в прогнозе вероятности развития срывов адаптационных ресурсов и лечении патологических состояний должен прочно войти в практику современной медицины [6, 7].
Такой целостный междисциплинарный подход побудил нас расширить понятие «адаптация», а не квалифицировать адаптацию студентов по линии «спринтер — стайер». Эту классификацию в данном исследовании мы не рассматриваем как оптимальную. Нами разработан собственный оригинальный подход к оценке проблемы дезадаптации. На основании разработанных критериев выделили три варианта дезадаптации студентов: аффективный, поведенческий и психосоматический. Динамика адаптационных показателей, предлагаемых нами, позволяет прогнозировать вероятность развития таких нарушений, как суицидальные тенденции, девиантное поведение, психосоматические заболевания.
Подобный междисциплинарный подход к проблеме адаптации студентов-первокурсников к новым условиям имеет большую практическую значимость. Новая оценка дезадаптации дает возможность объективизировать феноменологию и динамику процесса, а также оптимизировать комплекс мероприятий по медико-психолого-педа-гогической реабилитации.
Цель исследования — определение взаимосвязи морфофункциональных особенностей 17-летних юношей с трудностями адаптации и их типологией (аффективный, поведенческий, психосоматический варианты), а также разработка технологий, позволяющих облегчить адаптацию студентов-первокурсников к новым условиям обучения в условиях модернизации высшего образования в России.
Задачи исследования:
1. Выявить зависимость нарушений адаптации первокурсников вузов от типа телосложения, психологических и психопатологических особенностей, состояния здоровья.
2. Определить феноменологию нарушений адаптации у студентов.
3. Разработать комплексный подход по медико-психологической коррекции и профилактике нарушений адаптации, определить методические принципы работы учебно-воспитательных систем вузов России по профилактике социально опасных нарушений адаптации в студенческой среде в условиях модернизации высшего образования.
Материал и методы
Для углубленной оценки адаптации выполняли антропометрию с измерением длиннотных и поперечных размеров тела, диаметров эпифизов костей, обхватных размеров, толщины кожножировых складок (табл. 1), площади поверхности тела по формуле Issakson, абсолютного и отно-
сительного количества жирового, мышечного и костного компонентов по формуле Matiegka, индексов Кетле, Рорера. Антропометрическое обследование проводилось с учетом биоритмологических рекомендаций. Социально-гигиенический метод позволил оценить пропуски по болезни и без уважительных причин, условия обучения, проживания.
Статистическую обработку полученных количественных данных осуществляли согласно современным требованиям к проведению анализа медицинских данных. На первом этапе статистического анализа определяли основные статистические характеристики изучаемых параметров (средняя, медиана, квартили, дисперсия, стандартное отклонение, стандартная ошибка). Применяли альтернативный (экстенсивные и интенсивные показатели), вариационный анализы (средние величины, сигмальная оценка вариационного ряда, коэффициент вариации). Для суждения о степени колеблемости, рассеяния вариационного ряда вычисляли дисперсию. Оценку достоверности результатов статистического исследования проводили с вычислением ^критерия Стьюдента, вероятности случайных различий; выполняли корреляционный анализ.
Всего было обследовано 104 юноши в возрасте 17 лет, поступивших на первый курс Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и Омской государственной медицинской академии дневной полной формы обучения. Выбор данной группы наблюдения не случаен. Первый курс учреждения высшего профессионального образования предъявляет особенно большие требования к адаптационным ресурсам учащихся. Это время чрезвычайно важной перестройки стереотипов обучения, становления самосознания, высвобождения от опеки и контроля родителей в связи с переездом к месту обучения иногородних студентов, необходимости самостоятельной организации быта, распределения материальных ресурсов, времени. Кроме того, вузы являются крупными организованными коллективами, на базе которых целесообразно проводить эпидемиологические исследования.
В основу сравнительной оценки морфофункциональных особенностей адаптированных и дезадаптированных студентов заложены два основных направления анализа телосложения студентов.
1. Определение тенденций к преобладающему линейному или широтному росту (долихо-брахиморфия). Масса и длина тела являются основными признаками, не только характеризующими физическое развитие человека, но и отражающими экологические и социальные изменения. В исследованиях Всемирной организации здравоохранения большое значение уделяется использованию масса-ростовых индексов
Кетле (РийеЫ, 1869) и Рорера (ЯоЬгег, 1908). Эти антропометрические характеристики чрезвычайно важны в скрининговых исследованиях и при мониторинге общего состояния здоровья индивидов.
2. Исследование вариаций основных компонентов тела человека: костного, мышечного и жирового. Определение соотношения тканевых компонентов позволяет наиболее полно отразить общее состояние и характер обменных процессов в организме.
Для оценки степени дезадаптации был применен статистический метод ранжирования, отражающий тяжесть дезадаптационных расстройств. Нами учитывались показатели, характеризующие поведение студентов (как во время аудиторной нагрузки, так и вне пределов вуза — в общежити-
ях по данным воспитателей, вахтеров общежитий, представителей правоохранительных органов, медицинских вытрезвителей), академическую успеваемость (по результатам промежуточных и заключительных аттестаций), пропуски занятий по болезни (показатель отражает возможность психосоматического варианта дезадаптации) и без уважительных причин. Таким образом, в основу оценки дезадаптации нами были заложены следующие критерии:
0 баллов — студент проявил хорошие адаптационные способности, у него отсутствуют какие-либо признаки нарушений адаптации;
1 балл — у данного студента выявлены незначительные признаки дезадаптации: разовые дисциплинарные взыскания по поводу нарушений поведения, низких показателей успеваемо-
Таблица 1
Антропометрические показатели 17-летних юношей основной и контрольной групп (М ± т)
Антропометрический показатель Основная группа (п = 50) Контрольная группа (п = 54)
Длина тела (см) 179,96 ± 0,70 178,68 ± 0,40
Масса тела (кг) 70,30 ± 1,40 63,22 ± 1,20*
Кожно-жировые складки (мм):
плечо спереди 4,40 ± 0,10 4,58 ± 0,12
плечо сзади 8,47 ± 0,13 7,42 ± 0,10*
предплечье 5,71 ± 0,07 4,43 ± 0,07*
спина 14,00 ± 0,15 11,76 ± 0,11*
грудь 8,75 ± 0,16 7,39 ± 0,15*
живот 15,60 ± 0,25 14,20 ± 0,26*
бедро 13,82 ± 0,21 13,00 ± 0,2*
голень 11,69 ± 0,15 10,40 ± 0,13*
средняя величина кожно-жировой складки 10,30 ± 0,15 9,06 ± 0,14*
Обхваты (см):
плечо 29,04 ± 0,50 27,10 ± 0,40*
предплечье 26,38 ± 0,20 25,39 ± 0,10*
запястье 16,88 ± 0,10 16,56 ± 0,06
бедро 54,35 ± 0,90 50,50 ± 0,60*
голень 36,77 ± 0,30 35,73 ± 0,20*
обхват груди на вдохе 95,04 ± 0,70 93,26 ± 0,60*
обхват груди на выдохе 90,88 ± 0,70 89,66 ± 0,60
ягодицы 97,00 ± 0,80 95,26 ± 0,50*
живот 79,11 ± 0,90 75,89 ± 0,50*
талия 75,46 ± 0,70 73,14 ± 0,70*
Диаметры (см):
плеч (акромиальный) 34,77 ± 0,50 34,86 ± 0,20
поперечный грудной клетки 29,23 ± 0,20 28,95 ± 0,20
передне-задний грудной клетки 22,04 ± 0,30 21,10 ± 0,20*
таза (тазогребневый) 27,69 ± 0,30 27,00 ± 0,20
дистальный плеча 6,98 ± 0,04 6,76 ± 0,04
дистальный предплечья 5,73 ± 0,04 5,54 ± 0,04
дистальный бедра 9,70 ± 0,10 9,39 ± 0,06
дистальный голени 6,98 ± 0,05 6,91 ± 0,05
Примечание: здесь и в табл. 2: * — достоверные различия (р < 0,05). БЮЛЛЕТЕНЬ СО РАМН, ТОМ 31, № 2, 2011 г.
сти по результатам промежуточных аттестаций в семестре;
2 балла — умеренные проявления дезадаптаци-онных расстройств (повторные дисциплинарные взыскания в виде предупреждений по факультету в связи с систематическими нарушениями дисциплины на занятиях, в общежитиях, несвоевременные сдачи зачетов, экзаменов, продление сессий из-за отставания от графика, частые пропуски занятий по болезни, а также без уважительных причин);
3 балла — выраженные дезадаптационные расстройства (систематические пропуски занятий без уважительных причин, частые — более 4 раз в год — рецидивы хронических заболеваний, грубые нарушения дисциплины и академической успеваемости, дисциплинарные взыскания в виде выговоров по вузу;
4 балла — отчисление в связи с прекращением посещения занятий, академической неуспеваемостью по итогам первого курса, грубыми нарушениями дисциплины согласно уставам вузов (драка с различными телесными повреждениями, нахождение в вузе в состоянии сильного алкогольного или токсического опьянения и т. д.).
Оценку степени адаптации проводили в начале и в конце учебного года. Все учащиеся, отнесенные нами в основную группу, проявили различные дезадаптационные расстройства, тяжестью 1—4 балла. Студенты контрольной группы имели 0 баллов, то есть не проявили каких-либо деза-даптационных реакций в течение учебного года.
Все исследования выполнены с информированного согласия испытуемых и в соответствии с этическими нормами Хельсинкской декларации (2000 г.).
Результаты и обсуждение
Антропометрические показатели 17-летних юношей основной и контрольной групп представлены в таблице 1. Их анализ позволил уста-
новить, что значения роста юношей обеих исследуемых групп находятся в диапазоне 177—180 см, массы тела — от 62 до 72 кг, при этом дезадаптированные студенты имеют большую массу тела (почти на 7 кг), чем адаптированные. У юношей основной группы выявлено существенное преобладание величины кожно-жировых складок: плеча сзади (на 14,2 %), предплечья (на 28,89 %), спины (на 19 %), груди (на 18,4 %), живота (на 9,86 %), бедра (на 6,31 %), голени (на 12,4 %), то есть практически по всему телу. Аналогичные различия обнаружены в обхватных размерах плеча (на 7,16 %), бедра (на 7,62 %), живота (на 4,24 %). Сравнение диаметров позволило выявить, что у представителей основной группы передне-задний размер грудной клетки на 4,45 % больше, чем у лиц контрольной группы.
Следующим этапом нашего исследования было изучение развития подкожного жироотложения (по данным измерения кожно-жировых складок) с дальнейшим сравнением этих показателей у дезадаптированных студентов и студентов контрольной группы, которое позволило определить преимущественное накопление жира в области спины, на животе, бедре и голени. При этом установлено, что дезадаптированные юноши обладают более массивным жироотложением, чем адаптированные.
Далее у 17-летних юношей был определен компонентный состав тела (табл. 2). В таблице 2 представлены средние арифметические значения и стандартное отклонение (М ± т). Обнаружено, что самым большим в абсолютных и относительных единицах у представителей и основной, и контрольной групп наблюдения является мышечный компонент (49,5 ± 0,3 % и 51,7 ± 0,3 % соответственно), удельный вес его в контрольной группе на 4,31 % выше, чем в основной. Относительные и абсолютные значения жирового компонента в основной группе
Таблица 2
Показатели площади поверхности тела, его компонентного состава и индексной оценки телосложения 17-летних юношей основной и контрольной групп (М ± т)
Показатель Основная группа (п = 50) Контрольная группа (п = 54)
Площадь поверхности тела (м2) 1,90 ± 0,10 1,81 ± 0,10
Абсолютное количество жирового компонента (кг) 12,70 ± 0,20 10,66 ± 0,10*
Абсолютное количество мышечной ткани (кг) 34,78 ± 0,60 39,01 ± 0,20*
Абсолютное количество массы костной ткани (кг) 10,90 ± 0,10 11,63 ± 0,10*
Относительное значение жирового компонента в массе тела (%) 18,06 ± 0,30 16,86 ± 0,30*
Относительное значение мышечного компонента в массе тела (%) 49,47 ± 0,30 51,70 ± 0,30
Относительное значение костного компонента в массе тела (%) 15,57 ± 0,20 18,30 ± 0,10*
Индекс Кетле 21,96 ± 0,34 20,00 ± 0,30*
Индекс Рорера 12,24 ± 0,20 11,23 ± 0,25*
были соответственно на 7,12 и 19,14 % больше, чем в контрольной. Аналогичные тенденции выявлены при сравнении индексов Кетле и Ро-рера, так как масса тела лиц основной группы была гораздо больше (свыше 7 кг), чем масса тела юношей контрольной группы, а показатели имели прямо пропорциональную зависимость от массы тела обследуемых. Абсолютный и относительный показатели костного компонента адаптированных студентов превышал соответствующие показатели студентов основной группы (на 6,28 и 14,92 % соответственно). Таким образом, у 17-летних юношей основной группы более выражен жировой компонент и менее — костный.
При соотнесении данных, характеризующих телосложение и особенности адаптации к условиям обучения в вузе, выявлено, что студенты, имеющие наклонность к повышенному жироотложению, склонны к поведенческому варианту дезадаптационных расстройств: недобросовестность, пренебрежение обязательствами, потворство своим сиюминутным желаниям. Такая личность не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований, легко отказывается от обязательств, бросает начатое дело. Эти особенности определяют трудность адаптации и в конечном итоге приводят к отчислению из вуза. Для студентов с долихоморфным типом телосложения характерен психосоматический вариант де-задаптационных реакций.
Заключение
Исследуя морфофункциональные аспекты дезадаптации, мы провели корреляционный анализ показателей антропометрического исследования 17-летних юношей-студентов и их предрасположенности к дезадаптации. Выявлено, что дезадаптированные студенты имеют большую массу тела, большие значения показателей обхватных размеров, тенденцию к повышенному жироотложению с накоплением жира на животе и бедре (коэффициент корреляции Пирсона г > 0,7). Изучение компонентного состава тела позволило выявить, что дезадаптированные студенты обладают большей массой тела за счет жирового компонента: относительные и абсолютные значения жирового компонента основной группы больше, чем в контрольной. Такие морфофункциональные особенности коррелируют с поведенческим вариантом дезадаптации (г > 0,7).
Нами разработаны рекомендации по коррекции нарушений адаптации студентов-первокурсников. Реабилитационные и коррекционные мероприятия разбиты по уровням, представляющим алгоритм работы медицинских работников, куратора академических групп, социально-психологической службы вуза, деканата факультета. Внедрение их позволит умень-
шить потери контингента первокурсников и снизит затраты бюджета на их обучение.
Список литературы
1. Николаев В.Г., Владимирова Я.Б., Андриенко О.Л. Особенности строения сердца мужчин в возрасте от 17 до 21 года, обусловленные сомато-типом // Биомедицинские и биосоциальные проблемы интегративной антропологии: сб. материалов конф. СПб., 1999. 2. (3). 235-237.
Nikolaev V.G., Vladimirova Ya.B., Andrienko O.L. Features of heart structure of men at the age from 17 to 21 years caused somatotyps // Biomedical and biosocial problems integration anthropology. Proceedings of conference. SPb, 1999. . 2. (3). 235-237.
2. Корнетов Н.А., Корнетова Е.Г. Морфотипические факторы прогноза негативных клинических признаков и симптомов в течении шизофрении // Актуальные вопросы и достижения современной антропологии. Новосибирск, 2006. 63-66.
Kornetov N.A., ^rnetova E.G. Morphotypical factors of the prognosis of negative clinical signs and symptoms in a schizophrenia course // Actual problems and achievements of modern anthropology. Novosibirsk, 2006. 63-66.
3. Никитюк Б.А. Конституция человека. М.: ВИНИТИ, 1991. 150 с.
Nicituk B.A. Human body type. М: VINITI, 1991. 150 p.
4. Корнетов Н.А. Клиническая антропология - методологическая основа целостного подхода в медицине // Актуальные вопросы и достижения современной антропологии. Новосибирск, 2006. 52-57.
Kornetov N.A. Clinical anthropology — methodological basis of the integrated approach to medicine // Pressing questions and achievements of modern anthropology. Novosibirsk, 2006.52-57.
5. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: СО РАМН, 2003. 164 с.
Shchedrina A. G. Ontogenesis and health theory. Novosibirsk: SO RAMN, 2003. 164 р.
6. Жвавый Н.Ф., Койносов П.Г., Орлов С.А. и др. Соматотип человека и возраст // Современные проблемы анатомии человека и медицинской антропологии. Тюмень: Академия, 2003. 26-28.
Zhvavyi N.F., Koinosov P.G, Orlov S.A. et al. Human somatotype and age // Modern problems of human anatomy and medical anthropology. Tyumen: Akademiya, 2003. 26-28.
7. Орлов С.А. Конституциональный подход к биологии человека // Современные проблемы анатомии человека и медицинской антропологии. Тюмень, 2003. 57-67.
Orlov S.A. Constitutional approach to human biology // Modern problems of human anatomy and medical anthropology. Tyumen, 2003. 57-67.
INFLUENCE OF MORPHOFUNCTIONAL FEATURES OF YOUNG MEN ON ADAPTATION TO LEARNING ENVIRONMENT IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Oksana Vital'evna YAKUBENKO1, Irina Nikolaevna PUTALOVA2
1Omsk State Pedagogical University 644080, Omsk, Mir av., 32
2Omsk State Medical Academy 644043, Omsk, Partizanskaya st., 20
The article is devoted to the research of morphofunctional features of 104 young men — first-year students at the age of 17 years. The interrelation between constitutional features and success in adaptation to new learning environment in higher educational institutions was studied. Anthropometry methods have been used for the purpose of profound estimation of adaptation: social-hygienic risk factors have been studied; mathematical processing of the received data has been carried out with calculations of t-Student criterion, probabilities of casual distinctions, and correlation analysis. The statistical method of ranging reflecting the load of dysadaptation has been applied to the estimation of dysadaptation level. It has been revealed, that dysadapted students have larger body weight, bigger values of girth indicators, tendency to excessive fat deposition in the area of belly and femoris. Studying of body component structure has allowed revealing, that dysadapted students have larger body weight due to fatty component: relative and absolute values of the fatty component in main group are higher than in control group. The interrelation between constitutional features and behavioral manifestations like carelessness, neglect of obligations, self-indulgence to peculiar immediate desires has been revealed in main group of students. Such person does not apply efforts to the public norms and requirements accomplishment, easily denies obligations, and throws away the begun business. We worked out recommendations on correction of adaptation disorders of first-year-students. Rehabilitation and correction actions are divided into levels which represent the algorithm of dysadapted students’ treatment.
Key words: adaptation, dysadaptation, individual-typological approach, anthropometric parameters, body component structure.
Yakubenko O.V. — candidate of medical sciences, assistant professor of the chair for pedagogic and child psychology, e-mail: [email protected]
Putalova I.N. — doctor of medical sciences, professor, head of the chair for human anatomy