Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи морфофункциональных особенностей и личностных черт 17-летних юношей-студентов'

Исследование взаимосвязи морфофункциональных особенностей и личностных черт 17-летних юношей-студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / КЛИНИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / TEMPERAMENT / TYPE OF A CONSTITUTION / THE CLINIK-ANTHROPOLOGICAL APPROACH / ADAPTATION / PERSONAL FEATURES / ANTHROPOMETRICAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якубенко О. В.

Исследование выявило взаимосвязь типа телосложения 17-летних студентов-первокурсников с психологическими особенностями, а также влияние личностных черт первокурсников на успешность их социальной адаптации к новым условиям обучения в вузе. Особенно неблагоприятным является сочетание брахиморфного типа телосложения с такими чертами характера, как психологический инфантилизм, эмоциональная незрелость, слабость волевого контроля. Сочетание таких особенностей часто приводит к затруднению адаптации студентов к новым условиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якубенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INTERRELATION OF MORPHOLOGICAL, FUNCTIONAL AND PERSONAL FEATURES OF 17- YEARS YOUNG MEN-STUDENS

Research has revealed interrelation such as a constitution of 17-years students first-year students with psychological features, and also influence of personal features of first-year students on success of their social adaptation to new conditions of training in high school. The combination brachymorphs type of a constitution with such character traits, as psychological infantility, emotional immaturity, weakness of the strong-willed control is especially adverse. The combination of such features frequently results in difficulty of adaptation of students to new conditions of training.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи морфофункциональных особенностей и личностных черт 17-летних юношей-студентов»

УДК 611.1 /.8 - 053.7 Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

О. В. ЯКУБЕНКО

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ 17-ЛЕТНИХ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ

Кафедра педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета, г. Омск, пр. Мира, 32, к. 511, тел. 8-381-2-60-52-42. E-mail: [email protected]

Исследование выявило взаимосвязь типа телосложения 17-летних студентов-первокурсников с психологическими особенностями, а также влияние личностных черт первокурсников на успешность их социальной адаптации к новым условиям обучения в вузе. Особенно неблагоприятным является сочетание брахиморфного типа телосложения с такими чертами характера, как психологический инфантилизм, эмоциональная незрелость, слабость волевого контроля. Сочетание таких особенностей часто приводит к затруднению адаптации студентов к новым условиям обучения.

Ключевые слова: темперамент, тип телосложения, клинико-антропологический подход, адаптация, личностные особенности, антропометрические показатели.

O. V. JAKUBENKO

RESEARCH OF INTERRELATION OF MORPHOLOGICAL, FUNCTIONAL AND PERSONAL FEATURES

OF 17- YEARS YOUNG MEN-STUDENS

Faculty of pedagogics and psychology of the childhood Omsk state pedagogical university,

Omsk, st. Mira, 32, к. 511, t. 8-381-2-60-52-42. E-mail: [email protected]

Research has revealed interrelation such as a constitution of 17-years students — first-year students with psychological features, and also influence of personal features of first-year students on success of their social adaptation to new conditions of training in high school. The combination brachymorphs type of a constitution with such character traits, as psychological infantility, emotional immaturity, weakness of the strong-willed control is especially adverse. The combination of such features frequently results in difficulty of adaptation of students to new conditions of training.

Key words: temperament, type of a constitution, the clinik-anthropological approach, adaptation, personal features, anthropometrical parameters.

Первую попытку связать физические типы с особенностями темперамента и восприимчивостью к определенным болезням предпринял Гиппократ [3]. Впоследствии связь психики человека с особенностями его конституции пытались установить многие ученые - Клавдий Гален, С. Г. Зыбелин [1], З. Ленц, Б. Х. Хит и Л. Картер и другие [3].

Представители итальянской школы, основанной Viola G. [5], обнаружили корреляцию между физической конституцией человека и психическими заболеваниями. Представители англо-американской школы Galton и Patterson D. G. [3] определили строго фактическое отношение между телосложением и распределением психологических черт, определяющих интеллект индивидуума. Для определения главных черт C. Burt, G. N. Thomson, L. L. Thurstone, J. I. Cohen, W. H. Hammond использовали корреляционный анализ и получили взаимосвязи не между изолированными размерами морфологических и психологических переменных, а между морфологическими и психопатологическими синдромами [3].

Эти данные соответствуют исследованиям S. Naccarati, W. H. Sheldon [6], G. Viola [5]. R. N. Sanford, M. M. Adkins, E. A. Sovw at all. изучали корреляции между 18 размерами тела, вегетативными расстройствами

и психопатологическими синдромами. Они считали, что «... весьма возможно составить более широкую картину из внутренней жизни, высоты, тонкости, парасимпатического ответа и противопоставить с живым социальным откликом и умственным здоровьем» [3].

В нашем исследовании использован биомедицинский клинико-антропологический подход [2], изучающий индивидуально-типологические черты студентов-пер-вокурсников во «взаимосвязи с адаптацией к новым условиям обитания» [4] - началом обучения в вузе, что определяет необходимость интеграции конституциональных и личностных особенностей индивида.

Цель исследования — выявить, существует ли взаимосвязь морфофункциональных и личностных особенностей юношей 17 лет, которая бы определила успешность либо, наоборот, трудность их адаптации к обучению в вузе.

Материалы и методы исследования

Для углубленной оценки адаптационного потенциала студентов-первокурсников нами использована комплексная методика системного подхода и системного анализа, включающая следующие методы: антропометрию, социологический (опрос и анкетирование);

клинико-динамический (наблюдение в динамике); психопатологический (изучение психического статуса); экспериментально-психологический (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Самочувствие - активность - настроение» для комплексной оценки преобладающего настроения человека); статистический - применялись альтернативный (экстенсивные и интенсивные показатели), вариационный (средние величины, сигмальная оценка вариационного ряда, коэффициент вариации), анализы, оценка достоверности результатов статистического исследования проводилась с вычислением средней ошибки, критерия ^Стьюдента, вероятности случайных различий, корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции К. Пирсона.

Всего было обследовано 104 юноши-первокурсника в возрасте 17 лет, поступивших на первый курс технического и гуманитарного вузов г. Омска дневной полной формы обучения. Выбор данной группы наблюдения не случаен. Первый курс учреждения высшего профессионального образования предъявляет особенно большие требования к адаптационным ресурсам учащихся. Это время чрезвычайно важной перестройки стереотипов обучения, становления самосознания, высвобождения от опеки и контроля родителей в связи с переездом к месту обучения иногородних студентов, необходимости самостоятельной организации быта, распределения материальных ресурсов, времени. Кроме того, вузы являются крупными организованными коллективами, на базе которых целесообразно проводить эпидемиологические исследования.

Результаты исследования

В связи с необходимостью сопоставления морфофункциональных показателей с данными экспериментально-психологического исследования нами проведено соматотипирование всех обследованных студентов по методу Риса-Айзенка. Успешность адаптации была проранжирована от 0 до 4 баллов. Основную группу составили студенты, проявившие различные дезадаптаци-онные расстройства тяжестью 1-4 балла. Контрольную группу составили студенты, не проявившие нарушений адаптации в течение учебного года. В таблице 1 приводим распределение обследованных студентов по сома-тотипам на основании метода Риса-Айзенка.

Согласно методу Риса-Айзенка среди 17-летних юношей как в основной, так и в контрольной группе наблюдения преобладают лица с мезоморфным типом телосложения. Однако в основной группе гораздо больше (практически в 3 раза) лиц с брахиморфным типом

телосложения, чем в контрольной (9,62% против 3,85% в контрольной). Количество лиц с долихоморфным типом телосложения в основной и контрольной группах приблизительно одинаково.

В данной работе огромное значение придается исследованию психологических особенностей личности первокурсников. Психодиагностические процедуры направлены на выявление повышенного уровня эмоционального напряжения и определение содержательных характеристик каждого синдрома. Для объективизации оценки личностных черт студентов и соотнесения с типами телосложения с дезадаптационными реакциями мы использовали статистический метод корреляционно-регрессивного анализа. С этой целью нами измерялась теснота корреляционной связи между типом телосложения студентов и факторами личностного опросника Р. Кеттелла. Полученные данные представлены в таблице 2.

Обсуждение результатов

Анализ показателей факторного опросника Р. Кет-телла представителей основной и контрольных групп показал, что среди 17-летних юношей, отнесенных нами к контрольной группе, у лиц с брахиморфным типом телосложения все факторы находятся в пределах нормального распределения (4-7 стен).

Юноши контрольной группы с долихоморфным типом телосложения имеют повышенное значение по фактору Е (8,2±0,2). Эти люди имеют выраженное стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Они активно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от других. Действуют смело, энергично, активно, чувствуя превосходство над другими. Такая доминантная личность может быть лидером микрогруппы и борется за более высокое общественное положение. Безусловно, что такие психологические особенности помогают хорошей адаптации как к новым условиям пребывания, так и в социуме в целом.

Юноши, отнесенные нами к контрольной группе, с мезоморфным телосложением показали повышенные значения по факторам С (8,7 ± 0,1) и F (8,5 ± 0,1). Личности с высоким фактором С можно рассматривать как эмоционально зрелые и хорошо приспособленные к меняющимся условиям. Они обычно способны достигать своих целей без особых трудностей, смело смотрят в лицо фактам, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются

Таблица 1

Распределение 17-летних юношей по типу телосложения методом Риса-Айзенка

Тип телосложения Основная группа Контрольная группа

Число наблюдений % Число наблюдений %

Долихоморфный 15 14,42 18 17,3

Брахиморфный 10 9,62 4 3,85

Мезоморфный 25 24,04 32 30,77

Всего 50 48,08 54 51,92

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

Таблица 2

Показатели факторного анализа личностных черт 17-летних юношей в зависимости от типа телосложения

Тип тело- Основная группа, стены Контрольная группа, стены

сложения А В С Е в Н I и О 02 03 04 А В С Е Р в Н I и О 02 03 04

Долихо- 7,4± 5,6± 3,6± 4,4± 7,4 ± 7,0± 4,0± 8,8± 5,0± 4,6± 3,8± 6,0± 6,4± 2,4± 6,8± 4,7± 7,7± 4,5± 8,2± 6,7± 5,5± 6,2± 5,0± 4,7± 4,2± 4,0± 6,5± 4,5±

морфный 0,3 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1

Брахи- 6,5± 5,4± 2,2± 4,1 ± 6,2± 6,8± 2,2± 9,5± 6,1± 4,2± 2,9± 5,4± 5,1 ± 1,9± 5,8± 6,6± 7,8± 4,2± 6,6± 6,0± 6,2± 7,0± 4,2± 4,8± 4,6± 4,6± 6,2± 5,6±

морфный 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

Мезо- 6,0± 4,4± 3,2± 4,0± 7,7± 6,6± 3,2± 8,7± 4,6± 4,0± 3,3± 4,9± 5,6± 3,4± 7,2± 5,4± 8,7± 3,8± 7,3± 8,5± 6,4± 7,1 ± 4,4± 4,4± 3,9± 4,3± 6,4± 3,2±

морфный 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

из-за пустяков и не поддаются случайным колебаниям настроения. Способны использовать свою энергию не по импульсивным, а по интегрированным каналам.

Высокий фактор F свидетельствует о простом, спокойном, оптимистичном характере. Такой человек часто бывает находчив и остроумен в разговоре, имеет много друзей, получает удовольствие от работы, бодрый, энергичный, находчивый. Имеет большую гибкость и подвижность психических процессов. Такие характерологические черты способствуют быстрой социальной адаптации студентов к условиям обучения в вузе.

Полученные данные подтвердились при обследовании методикой САН, при которой получены результаты, свидетельствующие о хорошем настроении и самочувствии обследованных.

Данные проведенного экспериментально-психологического обследования 17-летних юношей основной группы показали, что у них в 2,5 раза больше факторов, которые не укладываются в границы нормального распределения.

Представители всех типов телосложения основной группы имеют пониженные оценки по факторам С, О, Q4 и повышенную по фактору Н (их значения особо выделены в табл. 2).

Личности с низкими оценками по фактору С часто чувствуют себя беспомощными, уставшими и не способными справиться с жизненными трудностями. Могут иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и определенную обиду на других, которая чаще всего оказывается безосновательной. Они не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. Внешне это проявляется как отсутствие ответственности, капризность, уклонение от реальности.

Низкие значения фактора О говорят о чрезмерном спокойствии, нечувствительности к замечаниям и порицаниям, безмятежности и излишней самоуверенности. В исследуемых группах этот показатель особо низкий (2,9 ± 0,1) у лиц с брахиморфным типом телосложения.

Личности с низкими значениями по фактору Q4 отличаются отсутствием сильных побуждений и желаний. Они невозмутимы, чрезмерно спокойны, удовлетворены любым положением дел, боятся перемен и не стремятся к достижениям. Их психические процессы характеризуются значительной инертностью. Особенно выражено это качество психики у лиц с брахиморфным телосложением (1,9 ± 0,1).

Высокие значения по фактору Н в основной группе свидетельствуют о нечувствительности к угрозе, большой тяге к риску и острым ощущениям. Однако в сочетании с чрезмерной успокоенностью (фактор О) и ригидностью психических процессов (фактор Q4) такая личность слишком беззаботна, не видит сигналов опасности и не делает надлежащих выводов из собственных ошибок. Наиболее низкие значения фактора Q4 (1,9 ±0,1) обнаружены у юношей с брахиморфным телосложением.

Кроме общих тенденций показателей основной группы у юношей с брахиморфным и мезоморфным типами телосложения имеется еще одна общая черта -снижение показателя G. Низкие оценки этого фактора

говорят о недобросовестности, безответственности, легкомыслии, беспринципности, пренебрежении обязательствами, психологическом инфантилизме, эмоциональной незрелости, непостоянности желаний, расхлябанности, потворствовании своим желаниям. Такая личность проявляет слабый интерес к общественным стандартам и не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований, презрительно относится к моральным ценностям. Человек склонен к непостоянству, может легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств. Особенно неблагоприятным Р. Кеттелл считал сочетание низкого фактора G с измененными факторами Н, О, что мы как раз и наблюдали у дезадаптированных первокурсников.

Таким образом, сочетание низких значений по факторам G, О и высоких - Н — это наиболее вероятный вариант в плане неконтролируемого поведения человека, что определило трудность адаптации большинства студентов основной группы и в конечном итоге -отчисление из вуза.

Методика САН определила у студентов основной группы доминирование изменчивого настроения и самочувствия.

Корреляционный анализ выявил сильную корреляционную связь (коэффициент корреляции Пирсона > 0,7) между типом телосложения и личностными факторами: с фактором А - 0,87 (обратная зависимость); B +0,74; С - 0,83; D +0,9; E +0,77; Н +0,73; J + 0,85; O +0,82; Q2 +0,87; Q4 + 0,77. По остальным факторам (F, G, I, Q3) получена корреляционная связь средней степени.

Таким образом, наше исследование выявило взаимосвязи психологических особенностей студентов с полом, возрастом и типом телосложения, а также влияние личностных черт первокурсников на успешность их социальной адаптации и вегетативной устойчивости либо, напротив, закономерность развития того или иного варианта дезадаптации - поведенческого, психосоматического, аффективного.

Эти данные позволят прогнозировать риск развития дезадаптационных реакций и вероятный сценарий развития событий еще до того, как начнутся конкретные проявления дезадаптации первокурсников. В результате учебно-воспитательная служба вуза получает возможность выиграть время для проведения превентивных мероприятий, позволяющих предупредить дезадаптацию первокурсников, либо уменьшить тяжесть последствий.

Поступила 21.09.2008

ЛИТЕРАТУРА

1. Зыбелин С. Г. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. 218 с.

2. Никитюк Б. А. Конституция человека. М.: ВИНИТИ, 1991. 150 с.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: издательский центр «Академия», 2005. С. 457—475.

4. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: СО РАМН, 2003. 164 с.

5. Viola G. La constituzione individuale. Bologna, 1933. 397 p.

6. Sheldon W. H. The varieties of human physique. N. Y., 1940. 347 р.

Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.