УДК 611.1 /.8 - 053.7 Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008
О. В. ЯКУБЕНКО
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ 17-ЛЕТНИХ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ
Кафедра педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета, г. Омск, пр. Мира, 32, к. 511, тел. 8-381-2-60-52-42. E-mail: [email protected]
Исследование выявило взаимосвязь типа телосложения 17-летних студентов-первокурсников с психологическими особенностями, а также влияние личностных черт первокурсников на успешность их социальной адаптации к новым условиям обучения в вузе. Особенно неблагоприятным является сочетание брахиморфного типа телосложения с такими чертами характера, как психологический инфантилизм, эмоциональная незрелость, слабость волевого контроля. Сочетание таких особенностей часто приводит к затруднению адаптации студентов к новым условиям обучения.
Ключевые слова: темперамент, тип телосложения, клинико-антропологический подход, адаптация, личностные особенности, антропометрические показатели.
O. V. JAKUBENKO
RESEARCH OF INTERRELATION OF MORPHOLOGICAL, FUNCTIONAL AND PERSONAL FEATURES
OF 17- YEARS YOUNG MEN-STUDENS
Faculty of pedagogics and psychology of the childhood Omsk state pedagogical university,
Omsk, st. Mira, 32, к. 511, t. 8-381-2-60-52-42. E-mail: [email protected]
Research has revealed interrelation such as a constitution of 17-years students — first-year students with psychological features, and also influence of personal features of first-year students on success of their social adaptation to new conditions of training in high school. The combination brachymorphs type of a constitution with such character traits, as psychological infantility, emotional immaturity, weakness of the strong-willed control is especially adverse. The combination of such features frequently results in difficulty of adaptation of students to new conditions of training.
Key words: temperament, type of a constitution, the clinik-anthropological approach, adaptation, personal features, anthropometrical parameters.
Первую попытку связать физические типы с особенностями темперамента и восприимчивостью к определенным болезням предпринял Гиппократ [3]. Впоследствии связь психики человека с особенностями его конституции пытались установить многие ученые - Клавдий Гален, С. Г. Зыбелин [1], З. Ленц, Б. Х. Хит и Л. Картер и другие [3].
Представители итальянской школы, основанной Viola G. [5], обнаружили корреляцию между физической конституцией человека и психическими заболеваниями. Представители англо-американской школы Galton и Patterson D. G. [3] определили строго фактическое отношение между телосложением и распределением психологических черт, определяющих интеллект индивидуума. Для определения главных черт C. Burt, G. N. Thomson, L. L. Thurstone, J. I. Cohen, W. H. Hammond использовали корреляционный анализ и получили взаимосвязи не между изолированными размерами морфологических и психологических переменных, а между морфологическими и психопатологическими синдромами [3].
Эти данные соответствуют исследованиям S. Naccarati, W. H. Sheldon [6], G. Viola [5]. R. N. Sanford, M. M. Adkins, E. A. Sovw at all. изучали корреляции между 18 размерами тела, вегетативными расстройствами
и психопатологическими синдромами. Они считали, что «... весьма возможно составить более широкую картину из внутренней жизни, высоты, тонкости, парасимпатического ответа и противопоставить с живым социальным откликом и умственным здоровьем» [3].
В нашем исследовании использован биомедицинский клинико-антропологический подход [2], изучающий индивидуально-типологические черты студентов-пер-вокурсников во «взаимосвязи с адаптацией к новым условиям обитания» [4] - началом обучения в вузе, что определяет необходимость интеграции конституциональных и личностных особенностей индивида.
Цель исследования — выявить, существует ли взаимосвязь морфофункциональных и личностных особенностей юношей 17 лет, которая бы определила успешность либо, наоборот, трудность их адаптации к обучению в вузе.
Материалы и методы исследования
Для углубленной оценки адаптационного потенциала студентов-первокурсников нами использована комплексная методика системного подхода и системного анализа, включающая следующие методы: антропометрию, социологический (опрос и анкетирование);
клинико-динамический (наблюдение в динамике); психопатологический (изучение психического статуса); экспериментально-психологический (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика «Самочувствие - активность - настроение» для комплексной оценки преобладающего настроения человека); статистический - применялись альтернативный (экстенсивные и интенсивные показатели), вариационный (средние величины, сигмальная оценка вариационного ряда, коэффициент вариации), анализы, оценка достоверности результатов статистического исследования проводилась с вычислением средней ошибки, критерия ^Стьюдента, вероятности случайных различий, корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции К. Пирсона.
Всего было обследовано 104 юноши-первокурсника в возрасте 17 лет, поступивших на первый курс технического и гуманитарного вузов г. Омска дневной полной формы обучения. Выбор данной группы наблюдения не случаен. Первый курс учреждения высшего профессионального образования предъявляет особенно большие требования к адаптационным ресурсам учащихся. Это время чрезвычайно важной перестройки стереотипов обучения, становления самосознания, высвобождения от опеки и контроля родителей в связи с переездом к месту обучения иногородних студентов, необходимости самостоятельной организации быта, распределения материальных ресурсов, времени. Кроме того, вузы являются крупными организованными коллективами, на базе которых целесообразно проводить эпидемиологические исследования.
Результаты исследования
В связи с необходимостью сопоставления морфофункциональных показателей с данными экспериментально-психологического исследования нами проведено соматотипирование всех обследованных студентов по методу Риса-Айзенка. Успешность адаптации была проранжирована от 0 до 4 баллов. Основную группу составили студенты, проявившие различные дезадаптаци-онные расстройства тяжестью 1-4 балла. Контрольную группу составили студенты, не проявившие нарушений адаптации в течение учебного года. В таблице 1 приводим распределение обследованных студентов по сома-тотипам на основании метода Риса-Айзенка.
Согласно методу Риса-Айзенка среди 17-летних юношей как в основной, так и в контрольной группе наблюдения преобладают лица с мезоморфным типом телосложения. Однако в основной группе гораздо больше (практически в 3 раза) лиц с брахиморфным типом
телосложения, чем в контрольной (9,62% против 3,85% в контрольной). Количество лиц с долихоморфным типом телосложения в основной и контрольной группах приблизительно одинаково.
В данной работе огромное значение придается исследованию психологических особенностей личности первокурсников. Психодиагностические процедуры направлены на выявление повышенного уровня эмоционального напряжения и определение содержательных характеристик каждого синдрома. Для объективизации оценки личностных черт студентов и соотнесения с типами телосложения с дезадаптационными реакциями мы использовали статистический метод корреляционно-регрессивного анализа. С этой целью нами измерялась теснота корреляционной связи между типом телосложения студентов и факторами личностного опросника Р. Кеттелла. Полученные данные представлены в таблице 2.
Обсуждение результатов
Анализ показателей факторного опросника Р. Кет-телла представителей основной и контрольных групп показал, что среди 17-летних юношей, отнесенных нами к контрольной группе, у лиц с брахиморфным типом телосложения все факторы находятся в пределах нормального распределения (4-7 стен).
Юноши контрольной группы с долихоморфным типом телосложения имеют повышенное значение по фактору Е (8,2±0,2). Эти люди имеют выраженное стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости. Они активно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от других. Действуют смело, энергично, активно, чувствуя превосходство над другими. Такая доминантная личность может быть лидером микрогруппы и борется за более высокое общественное положение. Безусловно, что такие психологические особенности помогают хорошей адаптации как к новым условиям пребывания, так и в социуме в целом.
Юноши, отнесенные нами к контрольной группе, с мезоморфным телосложением показали повышенные значения по факторам С (8,7 ± 0,1) и F (8,5 ± 0,1). Личности с высоким фактором С можно рассматривать как эмоционально зрелые и хорошо приспособленные к меняющимся условиям. Они обычно способны достигать своих целей без особых трудностей, смело смотрят в лицо фактам, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются
Таблица 1
Распределение 17-летних юношей по типу телосложения методом Риса-Айзенка
Тип телосложения Основная группа Контрольная группа
Число наблюдений % Число наблюдений %
Долихоморфный 15 14,42 18 17,3
Брахиморфный 10 9,62 4 3,85
Мезоморфный 25 24,04 32 30,77
Всего 50 48,08 54 51,92
Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008
Таблица 2
Показатели факторного анализа личностных черт 17-летних юношей в зависимости от типа телосложения
Тип тело- Основная группа, стены Контрольная группа, стены
сложения А В С Е в Н I и О 02 03 04 А В С Е Р в Н I и О 02 03 04
Долихо- 7,4± 5,6± 3,6± 4,4± 7,4 ± 7,0± 4,0± 8,8± 5,0± 4,6± 3,8± 6,0± 6,4± 2,4± 6,8± 4,7± 7,7± 4,5± 8,2± 6,7± 5,5± 6,2± 5,0± 4,7± 4,2± 4,0± 6,5± 4,5±
морфный 0,3 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
Брахи- 6,5± 5,4± 2,2± 4,1 ± 6,2± 6,8± 2,2± 9,5± 6,1± 4,2± 2,9± 5,4± 5,1 ± 1,9± 5,8± 6,6± 7,8± 4,2± 6,6± 6,0± 6,2± 7,0± 4,2± 4,8± 4,6± 4,6± 6,2± 5,6±
морфный 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
Мезо- 6,0± 4,4± 3,2± 4,0± 7,7± 6,6± 3,2± 8,7± 4,6± 4,0± 3,3± 4,9± 5,6± 3,4± 7,2± 5,4± 8,7± 3,8± 7,3± 8,5± 6,4± 7,1 ± 4,4± 4,4± 3,9± 4,3± 6,4± 3,2±
морфный 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
из-за пустяков и не поддаются случайным колебаниям настроения. Способны использовать свою энергию не по импульсивным, а по интегрированным каналам.
Высокий фактор F свидетельствует о простом, спокойном, оптимистичном характере. Такой человек часто бывает находчив и остроумен в разговоре, имеет много друзей, получает удовольствие от работы, бодрый, энергичный, находчивый. Имеет большую гибкость и подвижность психических процессов. Такие характерологические черты способствуют быстрой социальной адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Полученные данные подтвердились при обследовании методикой САН, при которой получены результаты, свидетельствующие о хорошем настроении и самочувствии обследованных.
Данные проведенного экспериментально-психологического обследования 17-летних юношей основной группы показали, что у них в 2,5 раза больше факторов, которые не укладываются в границы нормального распределения.
Представители всех типов телосложения основной группы имеют пониженные оценки по факторам С, О, Q4 и повышенную по фактору Н (их значения особо выделены в табл. 2).
Личности с низкими оценками по фактору С часто чувствуют себя беспомощными, уставшими и не способными справиться с жизненными трудностями. Могут иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и определенную обиду на других, которая чаще всего оказывается безосновательной. Они не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. Внешне это проявляется как отсутствие ответственности, капризность, уклонение от реальности.
Низкие значения фактора О говорят о чрезмерном спокойствии, нечувствительности к замечаниям и порицаниям, безмятежности и излишней самоуверенности. В исследуемых группах этот показатель особо низкий (2,9 ± 0,1) у лиц с брахиморфным типом телосложения.
Личности с низкими значениями по фактору Q4 отличаются отсутствием сильных побуждений и желаний. Они невозмутимы, чрезмерно спокойны, удовлетворены любым положением дел, боятся перемен и не стремятся к достижениям. Их психические процессы характеризуются значительной инертностью. Особенно выражено это качество психики у лиц с брахиморфным телосложением (1,9 ± 0,1).
Высокие значения по фактору Н в основной группе свидетельствуют о нечувствительности к угрозе, большой тяге к риску и острым ощущениям. Однако в сочетании с чрезмерной успокоенностью (фактор О) и ригидностью психических процессов (фактор Q4) такая личность слишком беззаботна, не видит сигналов опасности и не делает надлежащих выводов из собственных ошибок. Наиболее низкие значения фактора Q4 (1,9 ±0,1) обнаружены у юношей с брахиморфным телосложением.
Кроме общих тенденций показателей основной группы у юношей с брахиморфным и мезоморфным типами телосложения имеется еще одна общая черта -снижение показателя G. Низкие оценки этого фактора
говорят о недобросовестности, безответственности, легкомыслии, беспринципности, пренебрежении обязательствами, психологическом инфантилизме, эмоциональной незрелости, непостоянности желаний, расхлябанности, потворствовании своим желаниям. Такая личность проявляет слабый интерес к общественным стандартам и не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований, презрительно относится к моральным ценностям. Человек склонен к непостоянству, может легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств. Особенно неблагоприятным Р. Кеттелл считал сочетание низкого фактора G с измененными факторами Н, О, что мы как раз и наблюдали у дезадаптированных первокурсников.
Таким образом, сочетание низких значений по факторам G, О и высоких - Н — это наиболее вероятный вариант в плане неконтролируемого поведения человека, что определило трудность адаптации большинства студентов основной группы и в конечном итоге -отчисление из вуза.
Методика САН определила у студентов основной группы доминирование изменчивого настроения и самочувствия.
Корреляционный анализ выявил сильную корреляционную связь (коэффициент корреляции Пирсона > 0,7) между типом телосложения и личностными факторами: с фактором А - 0,87 (обратная зависимость); B +0,74; С - 0,83; D +0,9; E +0,77; Н +0,73; J + 0,85; O +0,82; Q2 +0,87; Q4 + 0,77. По остальным факторам (F, G, I, Q3) получена корреляционная связь средней степени.
Таким образом, наше исследование выявило взаимосвязи психологических особенностей студентов с полом, возрастом и типом телосложения, а также влияние личностных черт первокурсников на успешность их социальной адаптации и вегетативной устойчивости либо, напротив, закономерность развития того или иного варианта дезадаптации - поведенческого, психосоматического, аффективного.
Эти данные позволят прогнозировать риск развития дезадаптационных реакций и вероятный сценарий развития событий еще до того, как начнутся конкретные проявления дезадаптации первокурсников. В результате учебно-воспитательная служба вуза получает возможность выиграть время для проведения превентивных мероприятий, позволяющих предупредить дезадаптацию первокурсников, либо уменьшить тяжесть последствий.
Поступила 21.09.2008
ЛИТЕРАТУРА
1. Зыбелин С. Г. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. 218 с.
2. Никитюк Б. А. Конституция человека. М.: ВИНИТИ, 1991. 150 с.
3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: издательский центр «Академия», 2005. С. 457—475.
4. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: СО РАМН, 2003. 164 с.
5. Viola G. La constituzione individuale. Bologna, 1933. 397 p.
6. Sheldon W. H. The varieties of human physique. N. Y., 1940. 347 р.
Кубанский научный медицинский вестник № 6 (105) 2008